Вскользь о музеях Астраханского Кремля я уже рассказывал здесь:
https://www.tourister.ru/responses/id_23154
Ну, а теперь более подробно расскажу о посещённых нами музеях Кремля.
Вскользь о музеях Астраханского Кремля я уже рассказывал здесь:
https://www.tourister.ru/responses/id_23154
Ну, а теперь более подробно расскажу о посещённых нами музеях Кремля.
Поутру третьего дня 1 мая 2018 г. после понедельничного выходного открылись в Кремле некоторые музеи.
А именно были открыты только три, которые мы и посетили:
«Тайны Астраханского Кремля»,
«История выстрела или пороховой погреб»,
«Гауптвахта астраханского гарнизона. Девятнадцатый век.»
Цены копеечные, за три музея 260 рублей. Пенсионерам и пионерам вдвое дешевле.
Первым посетили «Историю выстрела или пороховой (зелейный) погреб».
Зайдем внутрь подвального помещения.
На экране показали довольно продолжительный фильм о развитии огнестрельного оружия в средние века до начала двадцатого века.
Всю эту историю совершенствования я уже слышал в Коломенском Кремле «в исполнении» ряженого под стрельца тамошнего музейного работника. Даже некоторые виды средневекового оружия удалось там подержать в руках и «коломенский стрелец» там отвечал на вопросы посетителей.
Я обещаю Вам в самом ближайшем будущем опубликовать заметку о той экскурсии по Коломенскому Кремлю.
Поэтому ничего нового в этом фильме я для себя не услышал. Текст в фильме там был из Википедии:
«Первое огнестрельное оружие (бамбуковое «огненное копьё») появилось в Китае, хроники зафиксировали его применение в 1132 году.
Официально считается, что в Европе огнестрельное оружие возникло в 14 веке, когда развитие техники позволило использовать энергию пороха.
Первые образцы ручного огнестрельного оружия представляли собой сравнительно короткие железные или бронзовые трубы, глухо запаянные с одного конца, который иногда заканчивался стержнем. Трубы без стержней прикреплялись к ложам, представлявшим собой грубо обработанные деревянные колоды.
Зарядка оружия осуществлялась самым примитивным образом — в канал засыпался заряд пороха, а затем туда вводилась железная или свинцовая пуля. Оружие стрелок зажимал подмышкой или упирал в плечо (впрочем, иногда упором служила и земля). Запал заряда производился путём поднесения тлеющего фитиля к небольшому отверстию в стенке ствола.
В 15 веке огнестрельное оружие уже широко применялось в Европе (Осада Орлеана и Константинополя).
В XVI веке в России появляются специализированные подразделения солдат, вооруженные огнестрельным оружием (стрельцы, пушкари).
Уже в первой четверти 15 века в устройстве ручного огнестрельного оружия появились первые усовершенствования — стволы стали длиннее, приклады изогнутыми, затравочные отверстия расположенными не на линии прицеливания, а сбоку (причём около этих отверстий располагались полочки, на которые насыпалась затравка), а на самом стволе появились прицельные приспособления.
Такое оружие в Западной Европе называлось кулевринами.
Результат стрельбы подобных образцов оставалась довольно низкой, а процесс зарядки занимал несколько минут. Большое неудобство представлял собой способ воспламенения заряда — тлеющий фитиль отвлекал стрелка от прицеливания.
Со второй половины XV века фитиль стали крепить на конце рычага, шарнирно укрепленного на оружии. При нажиме на один конец рычага другой (с прикреплённым тлеющим фитилем) касался затравки и воспламенял её. Рычаг получил называние «серпантин». Иногда серпантином называлось и всё оружие. Но в Европе чаще использовалось слово аркебуза, а на Руси — пищаль.
Толчком к дальнейшему развитию огнестрельного оружия стало появление искровых замков в начале 16 века. Их широкое распространение стало возможным лишь благодаря общему развитию техники в Европе.
Наибольшее распространение получил так называемый нюрнбергский колесцовый замок. В результате работы замка тотчас же высекались искры, воспламенявшие пороховую затравку.
Перед выстрелом (разумеется, после введения в ствол пороха и пули) нужно было завести ключом пружину колесца, отвести курок от полки, для того чтобы насыпать на неё пороховую затравку, закрыть полку, надвинуть на неё крышку и подвести к ней курок. Ружья с колесцовыми замками по сравнению с фитильными обладали многими преимуществами: удобством обращения, большей надежностью и возможностью стрелять в любую погоду. Главным недостатком колесцовых замков была их дороговизна, позволявшая вооружать подобными ружьями лишь элитные части армии.
Приблизительно в то же время (начало 16 века) в Европе появляется искровый ударно-кремнёвый замок. В нём искры, воспламенявшие заряд, высекались из ударявшегося о стальную пластину кусочка кремня, закрепленного на курке. Преимущество ударно-кремневого замка перед колесцовым было в простоте производства и использования. Конструкция ударно-кремневого замка позволила стрелкам сократить интервал между выстрелами до 1 минуты и меньше.
Следующий этап развития стрелкового оружия — появление казнозарядных образцов стрелкового оружия, использующих унитарные патроны, первым создателем которых являлся швейцарский оружейник Паули, но его идеи не были внедрены и унитарный патрон и оружие к нему был далее развиты его бывшим работником Дрейзе (игольчатые патроны, игольчатое ружьё) и Лефоше (шпилечные патроны), затем вытесненные патронами центрального боя, в которых капсюль находится в середине донца гильзы.
Также появляются многозарядные конструкции (в виде револьверов) и магазинных винтовок.
Дальнейшее направление развитие стрелкового оружия связано с создания скорострельного оружия, сначала с внешним механическим приводом (митральеза, в России — картечница), а затем и автоматического, с использованием для перезарядки энергии выстрела.
Развивая и модернизируя конструкцию митральез изобретатель Хайрем Максим создаёт полностью автоматическое оружие — пулемёт Максима.
Создание полностью автоматизированного оружия было невозможно без создания бездымных порохов.
Производство пороха.
Но будет мучить прекрасных читательниц техническими подробностями, лучше отправимся в следующий музей.
Он носит громкое название «Тайны Астраханского Кремля».
На самом деле Вас здесь ждёт копия избы, найденная при раскопках в Кремле.
Здесь Вы сможете познакомиться с бытом простых жителей средневековой российской Астрахани с помощью манекенов и мультимедийных технологий.
Сможете приоткрыть новые страницы жизни наших предков, создавая эффект погружения в реалии прошлого.
Но на самом деле вопросы у меня остались на которые не смогли ответить смотрители музея.
Например удивило малое количество лавок в избе и размеры самой избы. А ведь семьи-то были многодетные. Как же все размещались на немногочисленных лавках? Посменно?
Русская печь. Я на подобной ещё ребёнком спал в бабушкином доме.
Тут же можно приобрести куколки-сувениры-обереги на все случаи жизни. Их тут же при Вас и изготовят.
Здесь также можно познакомиться с репродукциями картин художников XIX—XX вв. из фондов Астраханского музея-заповедника и Астраханской государственной картинной галереи им. Догадина, отображающими жизнь и быт горожан средневековой России.
В 1614 г. из Астрахани изгнали Марину Мнишек и атамана Ивана Заруцкого.
В 1670 г. жители впустили в город Стеньку Разина и организовали народное самоуправление. Через год царский воевода осадил крепость, астраханцы сдали последний оплот народного восстания (бунта) через два с половиной месяца.
Сожжение на костре участника разинского восстания, работа 1974 года.
На картинах представлена Астрахань 17 века.Посмотрите какая была тогда широкая Волга и на неспокойные её воды. И она подходила прямо под стены кремля. А сейчас на месте где на картине плывут корабли - площадь Ленина и городской променад
Обратите внимание на средневековое изображение Кремля и города.
Удивила также и форма кирпичей из которого построены здания Кремля.
По многочисленным свидетельствам кирпичи из которых строился Кремль в том числе были привезены после разрушения зданий в прежней столице Орды — Сарай Бату.
Но не могу утверждать что кирпичи на фото именно «сарай-батушные».
Их могли изготовить и в Астрахани.
Так что не придирайтесь.
А нас ждёт последний третий музей — «Гауптвахта Астраханского гарнизона 19 века».
Гауптвахты (на современном жаргоне «кича, губа») — место для размещения личного состава караула, появились в России в 1707 г., когда Пётр Великий их учредил.
Позже она стала использоваться для заключения под стражу военнослужащих.
Так как развод главного караула это захватывающее зрелище, то и караульный домразмещали на главных площадях городов Российской империи, а проектированием и строительством этих зданий занимались знаменитые архитекторы.
До 1917 года гауптвахты существовали во многих городах империи, однако до нас дошли в своем первозданном виде только в Астрахани и Москве.
Гауптвахта в Астрахани являлась главным караулом крепости.
Эти подворотнички напомнили мне о моей службе в рядах российской армии в Подмосковье.
В самих музейных залах Гауптвахты представлена выставка, на которой посетители могут познакомиться с бытом солдат XIX века, их вооружением, посетить офицерскую гостиную, кабинет начальника гарнизона, а также караульное помещение и карцер.
Основная канва карцера рассказывает о жизни и отбывания наказания в рекрутах в оренбургских степях Тараса Шевченко. Здесь он тянул солдатскую службу долгих 10 лет. Поначалу ему властями было запрещено даже рисовать.
Первые три года пребывания в «смердячей казарме» были для него тягостны; затем пошли разные облегчения благодаря, главным образом, доброте коменданта Ускова и его жены, которые полюбили Шевченко за его мягкий характер и привязанность к их детям.
Не имея возможности рисовать, Шевченко занимался лепкой, пробовал заниматься фотографией, которая, однако, стоила в то время очень дорого.
Рисунки, сделанные рукой Тараса Шевченко.
Во время службы Шевченко близко сошёлся с несколькими из разжалованных в солдаты образованными поляками, что содействовало укреплению в нём идеи «слияния единоплеменных братьев».
Освобождение Шевченко состоялось в 1857 г. благодаря настойчивым ходатайствам за него вице-президента Академии художеств графа Толстого и его супруги графини.
Известно, что поэт и художник останавливался в Астрахани во время возвращения из ссылки.
Незадолго до кончины Шевченко взялся за составление школьных учебников для народа на украинском языке. Видимо поэтому на Украине в чести не столько Гоголь, сколько Шевченко.
В общем, нелёгкую жизнь прожил сирота, выкупленный из крепостных крестьян за огромные деньги мыслящими людьми, художник и поэт, солдат рекрут Т. Шевченко.
Одежда военного арестанта.
Тот самый грозный генерал Ермолов, покоритель Кавказа. Его памятник я видел три месяца назад при посещении Орла.
Картины русско-турецкой войны, давшей освобождение болгарскому народу.
А это русско-автрийский фронт первой мировой.
В подготовке материала использованы сведения из Википедии.
Продолжение о прогулке по Астрахани следует.