Продолжаем прогулку по улицам Воронежа.
Итак, декабрь 2016 года…
Здание воронежской филармонии. Само здание построено в 1908 году для второго в городе кинотеатра, называвшегося «Тауматограф».
А первым кинотеатром являлся деревянный балаган, открытый в 1903 г.
А это знаменитый кинотеатр «Спартак».
Во время открытия в 1913 году он назывался «Ампир».
А теперь здесь спектакли легендарных театров на большом экране кинотеатра.
Кинотеатр «Спартак» с другой стороны.
Воронежский театр юного зрителя.
Между тем мы попали в самый-самый центр старинного Воронежа.
Здесь до революции находилось сердце города — Митрофановский монастырь. К нему лучами стекались улицы.
Но после революции именно этот район облюбовали чекисты.
Деятели церкви подверглись гонениям.
С течением времени улицы старого центра приобрели названия в честь видных революционеров — Володарского, Орджоникидзе, Дзержинского.
Евгения рассказывает о мрачных тайнах этого района. Печальную память оставило о себе красивое здание похожее на терем — ул. Дзержинского, 17.
Во дворе этого красочного дома в 1919 году курсанты пулемётных курсов расстреливали царских офицеров и дворян (также и по данным Петровского).
Недалеко на Володарского, 39 находится так называемый «серый дом». В годы разгула репрессий дом серого оттенка внушал ужас, так как в его дворе располагалась внутренняя тюрьма УНКВД.
Даже когда здания в городе перекрасили в желтый цвет (Воронеж превратился в город желтых домов, так тогда шутили) этот мрачный дом всё равно остался серым.
Специально для такого серьезного ведомства это здание было построено в духе модного тогда конструктивизма: какая-то подчеркнуто торжественная простота, отделка декором в виде параллельно-перпендикулярных линий, закругленные элементы.
А вот ещё интересное здание — ул. Володарского, 70 или как его называли воронежцы «семидесятка». Оно тоже построено в конструктивном стиле. Однако после войны, благодаря пристроенной в углу башенке, дом приобрел более парадный вид.
Дом знаменит тем, что тут жили семьи всех работников НКВД. Это был город в городе.
Во дворе имелась вся необходимая инфраструктура: магазин, больница, детский сад.
Сейчас мы с гидом свободно зашли через арку внутрь двора дома. А в 30-е годы такой номер у нас бы не вышел. Строгий часовой с оружием пропускал только по пропускам. Если Вы пришли к кому-то в гости, то часовой звонил хозяину и только после этого пропускал внутрь.
Гид ещё что-то интересное хотела показать внутри дома в подъезде, но из дома никто не выходил и внутрь мы так и не попали.
И вот мы приближаемся к романтическому символу города — Каменному мосту. Построен он ещё в 18 веке.
Здесь любят собираться влюблённые и молодожёны.
С моста открывается чудесный вид на Воскресенский храм постройки XVIII в.
Конечно, он восстановлен.
В XVII веке примерно здесь на каменном мосту по линии сегодняшней улицы Орджоникидзе и заканчивался город. За его стенами находилась ямская слобода. Там жили ямщики перевозившие государеву почту. Именно благодаря их стараниям здесь возвели Воскресенскую церковь.
Недалеко находится место с которого открывается прекрасный вид на нижний Воронеж, примыкающий к водохранилищу.
Давайте вместе полюбуемся его панорамой.
Проходим мимо «Мещанской полицейской части с пожарной каланчой. Объект культурного наследия 1825, 1875 гг." Так гласит табличка.
В те годы этот район был деревянным, следовательно постоянно горел.
Помимо полицейских здесь обосновались брандмастеры.
Вот как вспоминают сторожилы выезд пожарников:
«Выезд пожарной команды на пожар был одним из самых красочных и впечатляющих зрелищ того небогатого на события времени. Поглазеть на него собирались десятки, а то и сотни зевак. Сначала наблюдатель на пожарной каланче, видимо, заметив где-то признаки пожара, начал трезвонить в звонкоголосый медный колокол. При этом все зеваки и случайные прохожие, оказавшиеся в это время в створе ворот „пожарки“, бросились врассыпную, прочь с дороги, кто — куда, так как знали, что когда пожарные мчатся на пожар, стоять на их пути не только запрещено, но и очень опасно — если попадешь под колеса, и тебя задавят „пожарные линейки“, то отвечать за это никто не будет — сам виноват, не стой на дороге у пожарных! Потом разом распахнулись все трое ворот, и оттуда под оглушительный звон небольших медных пожарных колокольчиков (что-то вроде корабельных „рынд“) выкатились, запряженные парами здоровенных битюгов, сверкающие ярким красным лаком и медью пожарных насосов, начищенных до блеска касок, багров, брандспойтов и лакированных раздвижных пожарных лестниц, три „пожарные линейки“. Кони разом взяли в карьер, и вся эта шумная кавалькада, трезвоня во все колокола, помчалась куда-то вдоль Большой Дворянской в сторону Петровского сквера, сопровождаемая целой толпой бегущих следом и орущих во все глотки зевак, собачонок и уличных мальчишек. Все извозчики и даже „ломовики“ со своими тяжелогружеными фурами спешно прижались к тротуарам, освобождая дорогу пожарным.»
Александр Файншмидт «Пожарка».
Проходим мимо изображения старого герба города.
В 1781 году указом императрицы Екатерины II был утверждён герб Воронежской губернии, в котором была изображена вытекающая из кувшина река Воронеж.
А наш путь лежит вниз, к набережной.
Кривые улочки, частный сектор.
Гид рассказывает как нередко бывает что внутри стоящих тут домов может вдруг…….забить родник! Вот с такими чудесами приходится сталкиваться жителям этого района.
Деревянных домиков здесь немного, что и понятно. Край-то тут степной.
Кстати, в моём городе что всего в 130 км к северу, такая же картина с деревянными домами.
Какой контраст, например, с Подмосковьем. Уж там-то прямо деревянное зодчество по сравнению с этими местами.
Вот один из немногих. Точнее, он единственный деревянный. Больше я не видел.
А наша прогулка оканчивается на Адмиралтейской набережной.
Мы выходим прямо к Успенскому Адмиралтейскому храму. Это не только самая старая церковь города, но ещё и самое старое здание.
Доказательством этого считается упоминание о церкви в грамоте царя Федора Ивановича от 5 августа 1594 года: воеводе Ивану Кобякову сообщалось об отправке в Воронеж строителя Александра, который вез из Москвы «в храм к Успенью» с приделом Феодора Стратилата разнообразную церковную утварь. Церковь была деревянная.
Каменный же храм построен здесь в 1694–1702 годах в древнерусском стиле. Нравятся мне храмы допетровского периода. Таких беленьких, луковичных, с неповторимыми узорчиками я много видел в Рязани, Коломне, Владимире. Милая сердцу русская старина!
Именно в этом Адмиралтейском храме освящались построенные тут корабли:
«Принципиум», «Святой Марк», «Святой Матвей»……
Но тема о славных воронежских корабелах и первом флоте России это уже совсем другая история
Здесь мы прощаемся с прекрасным гидом Евгенией, но не прощаемся с заметками посвящёнными нашей однодневной поездке в столицу Черноземья.
Продолжение о путешествии в Воронеж следует…