Наверное, будет правильным начать рассказ с ответа на самый популярный вопрос, который мне задают, когда узнают, что я ездил в Сомали. И звучит он так: «А зачем ты туда поехал?». Причем очень часто даже более резкие выражения используют при формулировке вопроса:-) Ответить на этот вопрос мне и сложно, и просто.
Мне это действительно это было очень интересно. Те, кто следят за моими путешествиями знают, что Африка, последние годы, занимает в них значительное место — я много где там бывал, много чего повидал. Так вот для тех, кто интересуется Африкой, Сомали занимает особое место. Ни наделенная Богом большими богатствами, ни имеющая большого количества природных красот и богатого животного мира, последние 30 лет эта страна не сходит с полос мировых информагентств. Все эти годы там, то затихая, то разгораясь с новой силой, идет война, которая сильно влияет на ситуацию во всем регионе. Истории Сомали я посвятил два своих рассказа под общим названием «Сомали: Хаос, который и есть порядок». В первой части вы можете прочитать про период строительства социализма в Сомали и большой дружбы с Советским Союзом. Во второй части речь идет о истории начиная с конца 70-х годов прошлого века и до наших дней, когда на территории страны была устроена кровавая мясорубка, которая привела в итоге к развалу страны. Ситуация в Сомали влияла не только на жизнь сопредельных с ней государств — Кении, Эфиопии, Джибути и других, но и, например, на не очень близкую к Сомали Руанду. Ведь именно из-за провала миротворческой операции в Сомали, которую мировое сообщество, во главе с США, проводило в 1993 году, ООН долгое время закрывало глаза на разгоравшийся межнациональный конфликт в Руанде, который в итоге вылился чудовищный геноцид. Смерть 18 американских рейнджеров, во время «Битвы в Могадишо», хорошо показанна в фильме «Черный ястреб», Ридли Скотта. И шок, который испытало от этого американское общество, убили у США любое желание вмешиваться во что-либо в Африке. И это привело к смерти более миллиона мирных руандийцев. За три месяца! Можете почитать об этом в моем рассказе «В аду больше нет демонов. Они все в Руанде». Поэтому Сомали занимает отдельное место среди всех африканских стран.
Когда мы рассуждали с одним из моих знакомых про возможность поездки в Сомали, он мне сказал, что поедет туда только когда ситуация там окончательно нормализуется. Меня же ожидание не устраивало по двум причинам. Во-первых, совершенно не понятно станет ли там спокойно на нашем веку. А во-вторых, мне хотелось посмотреть, как живут люди в стране, в которой уже так давно идет война, где в столице практически каждую неделю происходят теракты. Вот как они живут, как они ведут себя в такой ситуации? Сомалийское общество достаточно молодое — 62% населения младше 25 лет и получается, что в своей жизни кроме войны они ничего не видели.
В общем вот такой была моя мотивация. Достаточна ли она, на ваш взгляд, для подобной поездки я не знаю, но для меня этого точно оказалось достаточно.
В большинстве источников в Интернете указано, что визу в Сомали нужно получать заранее и для этого нужно обратиться в консульство этой страны. На самом деле это не совсем так — визу можно получить сразу по прилету, в аэропорту г. Могадишо. Правда для этого необходимо предварительно получить разрешение на въезд Миграционного департамента. Но, желающие могут, конечно, и в консульство в Москве обратиться, но имея уже опыт взаимодействия с разными консульствами африканских стран, мы этот вариант даже не рассматривали, т. к. предвидели там огромное количество бюрократических проблем, волокиты и вялотекущего процесса с непредсказуемым результатом.
Для получения разрешения на въезд также потребуется указать принимающую сторону, которая поручится за вас и будет гарантировать вашу безопасность во время пребывания в Сомали. Поэтому мы сконцентрировались на поисках именно такой организации и достаточно быстро нашли ребят, которые все это могут организовать. В наши планы входило не только посещение Могадишо, но и возвращение оттуда живыми и здоровыми. Поэтому отдельно встал вопрос обеспечения нашей безопасности во время поездки, поскольку Сомали — одна из самых опасных стран на планете. Посоревноваться с ней в этом вопросе могут только Сирия и Ирак, а вот в Ливии уже стало намного спокойнее, хотя и там лучше брать охрану. Получив подтверждение того, что охрана будет нам обеспечена, мы передали копии наших паспортов и билетов и стали готовиться к поездке.
Получение разрешения на въезд является достаточно быстрой процедурой, но организовывавшие нашу поездку ребята передавали документы в Миграционный департамент за неделю до нашего вылета. Делается это также из соображений безопасности — чем позже появится информация о прибытии европейских путешественников, тем меньше шансов, что об этом узнают плохие парни и возможно постараются гостей или выкрасть, или взорвать. И тут нас ждал неприятный сюрприз. Буквально за четыре дня до вылета нам сообщили, что Миграционный департамент отказывается выдавать нам разрешение на въезд. Какого-то внятного объяснения они не давали, сообщая только, что присутствие людей из России в стране не желательно, обосновывая это «геополитической ситуацией». Скорее всего, это связано с тем, что, ввязавшись в войну в Сирии, Россия влезла с ушами в мусульманский муравейник, где очень непредсказуемо переплетаются интересы разных народов и стран и, мягко говоря, далеко не все из этих народов хотели бы видеть там, помимо США и европейцев, еще и нас. Также не стоит сбрасывать со счетов историю о предполагаемом потоплении российскими военными моряками лодки с сомалийскими пиратами, после того как они обезоруженные покинули судно. После этого инцидента, пираты сказали, что отказываются в будущем брать в плен граждан России, если они будут им попадаться, а будут уничтожать их на месте.
В общем поездка оказалась под угрозой срыва. Несмотря на то, что помогавшая нам организовывать поездку компания только в прошлом году свозила в Могадишо 21 группу, мы были первые россияне, документы которых они понесли в Миграционный департамент и полученный ответ стал для них полным сюрпризом. Но мы были настроены очень решительно, сказали, что ничего не знаем — билеты у нас невозвратные и несмотря ни на что в Могадишо мы полетим, а там будь что будет. Но при этом мы прекрасно понимали, что, скорее всего, разрешение на въезд у нас потребует авиакомпания при посадке в самолет до Магадишо и при его отсутствии в перелете нам будет отказано. Кстати, так оно и вышло — по крайней мере у всех европейцев, авиакомпания требовала при посадке предъявить этот документ.
Кстати о перелете. Помимо ряда невнятных саудовских и африканских авиакомпаний, в Могадишо летает только один крупный международный авиаперевозчик — Turkish Airlines. Турция, со времен султаната, всегда имела серьезное влияние в этом регионе и сейчас она там тоже очень хорошо закрепилась — имеет серьезное как военное, так и экономическое сотрудничество с Сомали. Турецкое посольство — одно из самых крупных и наиболее охраняемых в Могадишо. Как и многие другие подобные объекты, снимать его категорически запрещено.
В общем перелет обещал быть достаточно простым — сначала до Стамбула, потом семичасовой перелет в Могадишо, с 45-минутной посадкой в Джибути, во время которого самолет могут покидать только те, кто летит до Джибути.
Оставалось меньше двух дней до вылета, а разрешение на въезд в Сомали нами так и не было получено. Поэтому мы сильно приуныли, проклиная всю африканскую бюрократию и долбанную геополитику, которая только мешает жить обычным людям. Но, видать, в этот раз все африканские боги были за нас и буквально за 36 часов до моего вылета, разрешение миграционной службы было-таки получено! Вот как оно выглядит:
Ничем примечательным перелет не должен был стать. Мы встретились с Игорем в аэропорту, в Стамбуле, и выпив по рюмке чай выдвинулись в сторону нашего гейта. Как мы и предполагали заранее, у нас перед входом в самолет попросили предъявить разрешение на въезд, что мы и сделали. Тут возникла некоторая заминка, поскольку у Игоря была бумага, составленная немного по-другому и сотрудники Turkish Airlines не были уверены, что ее будет достаточно и некоторое время совещались, прежде чем разрешить нам зайти в самолет. Но наш спокойный вид и полная убеждённость в том, что документы у нас отличные, сыграли свою роль и незадолго до полуночи, 6 апреля, мы вылетели в сторону Могадишо.
Кстати, билет оказался совсем не гуманным по стоимости — 82 тысячи рублей. По всей видимости, Turkish Airlines использует по-полной свое, практически монопольное, положение на этом направлении. Ну и дополнительные меры безопасности, которые они вынуждены предпринимать, тоже стоят каких-то денег.
Перед тем как добраться до Могадишо, наш самолет совершил посадку в Джибути. Врядли это делается для дозаправки, т. к. Боинг-737 вполне в состоянии преодолеть такое расстояние и без нее. Просто турки хотят собрать по дороге еще немного народа, желающего посетить Сомали. А также именно в Джибути происходит смена экипажа. Авиакомпания не рискует оставлять на ночевку своих сотрудников в неспокойном Могадишо, поэтому они остаются в Джибути. Экипаж, который меняет их, летит до Могадишо, потом этим же бортом, через два часа после приземления, летит обратно в Джибути и дальше возвращается в Стамбул.
Именно в Джибути к нам должна была присоединиться третья участница нашей команды. Мною были заготовлены пламенные речи в ее честь и мы с большим нетерпением ждали когда же она взойдет на борт. Вот уже все желающие выйти в Джибути сделали это, на смену им зашли человек пять-шесть, но Майи среди них не было. «Посадка окончена», сказал старший стюард, и тем самым сорвал меня с кресла и заставил помчаться к выходу, где стоял представитель Turkish Airlines в Джибути. На мое замечание, что мы ждем еще одного человека, который точно должен к нам здесь присоединиться, он уточнил у меня какое гражданство у нее. Получив ответ, что российское, сообщил, что действительно только что миграционная служба Джибути сняла с рейса гражданку России, аргументируя это какими-то проблемами при… въезде в страну! :-(Про это можно написать отдельный пост, и он далеко не будет первым в ряду других негативных отзывов о работе миграционной службы Джибути. Эта страна славится своими абсолютно тупорылыми и плохо объяснимыми препонами, которые они чинят практически всем въезжающим на ее территорию людям. Но ладно бы проблема была при въезде, но тут они отказались выпустить человека обратно, который был на их территории транзитом и ничего не нарушил ((Сильно злые, мы продолжили наш полет и часа через полтора приземлились в Могадишо.
Паспортный контроль особо ничем не отличался от того, как это происходит в остальных странах. Пожалуй, единственным отличием было только то, что то, что в других странах делает один человек, в аэропорту Могадишо делают трое — один, в военной форме, проверяет паспорт, второй, заносит какую-то информацию в компьютер, ну, а третий выписывает квитанцию об оплате визового сбора в размере 60 долларов.
Игоря, конечно же, сразу завернули в сторону с его не совсем правильной бумагой, но через какое-то время к стойке погранконтроля прибежал какой-то дядька и принес уже правильную бумажку, после чего и Игорь смог на совершенно легитимных началах ступить на сомалийскую землю.
То, что ты находишься не то что в беспокойной, а опасной стране становится понятно практически сразу после того, как ты покидаешь здание аэропорта. Во-первых, очень много людей с оружием. Даже по африканским меркам их количество зашкаливало. И следующий момент, который не проходит незамеченным, это то, как много шлагбаумов на въезде и как они серьезно охраняются. И эта картина будет сопровождать нас все два дня, что мы провели в Могадишо. Весь город очень плотно заставлен блокпостами. Их много, как ни в одной другой стране Африки. Ну по крайней мере из тех, что мне удалось посетить. И в отличие от других африканских стран, которые тоже постоянно любят что-то перегородить, это не бутафорское сооружение, которое с легкостью может быть снесено даже ребенком, а очень мощный шлагбаум сделанный из двух-четырех толстенных труб. И поднимается он только после того, как будет проведен осмотр автомобиля. К сожалению, ни одной фотографии блокпостов в рассказе не будет, т. к. наш гид категорически запретил их фотографировать. Каждый раз, задолго до подъезда к очередному чекпоинту, он просил нас убрать в сторону наши камеры и ни в коем случае не пытаться их доставать.
Отель, в котором нам предстояло провести следующие две ночи, располагался минутах в пяти-семи от аэропорта, поэтому очень скоро мы туда прибыли. Причем подъезд к отелю выполнен специальным образом. К воротам отеля вела длинная змейка, сделанная из толстенных бетонных блоков и внутри этой змейке установлены два шлагбаума. Сделано это для того, чтобы исключить въезд на территорию отеля, на скорости, заминированного автомобиля. После этого нам предстоял полный досмотр вещей и происходил он каждый раз, когда мы заходили в отель. Причем досматривается все и очень подробно! На этом этапе у нас постарались изъять алкоголь, который мы с собой привезли — Сомали мусульманская страна и употребление алкоголя там запрещено. Мне удалось, забазарив охранников, свою бутылку виски пронести незамеченной, а вот кальвадос Игоря проследовал в специальный сейф. Его обещали отдать, когда мы обратно поедем в аэропорт. Конечно, мы возмутились столь беспардонному поведению охраны и через некоторое время бутылка, с помощью нашего водителя, была у охраны отбита.
В любой другой ситуации я бы ни при каких обстоятельствах не стал бы селиться в отеле рядом с аэропортом. Ну только если была бы длинная пересадка, а в город ехать не хотелось бы. Но Могадишо не тот случай. Территория аэропорта и прилегающая к ней — это одно из самых охраняемых мест в городе. Рядом находится так называемая green zone в которой проживают самые-самые охраняемые в городе люди.
Вот так охраняется типичное здание, которое расположено в зеленой зоне. Пятиметровый забор, бетонные блоки по периметру здания, всегда наглухо закрытые ворота, которые открываются только после полного досмотра автомобиля
Строже охраняется только президентский дворец, но при этом окрестности дворца — место где происходит наибольшее количество террористических атак. Так что можно сказать, что в Могадишо опасно везде. За день до нашего приезда, метрах в пятистах от нашего отеля тоже был подорван блокпост.
Временами создавалось такое впечатление, что даже на территории отеля весь персонал вооружен.
Встретившись в отеле с Ахмедом, нашим гидом, мы узнали от него, что не смотря на то, что сейчас начало десятого утра, в город мы поедем только в 12–30. Объяснил он это тем, что в центре сейчас проводится какое-то мероприятие и много улиц перегорожено.
И только вернувшись домой и зайдя в приложение МИД РФ я узнал, что на самом деле стало причиной того, что мы не сразу отправились в город — рано утром в городе был взрыв и наша охрана решила немного подождать, пока ситуация проясниться.
Дальше мне надо дать некоторые пояснения. Вы, наверняка, уже обратили внимание, что в отличие от моих предыдущих рассказов, в этом пока как-то мало иллюстраций к нему. Увы, но дальше будет также:-(Все два дня мы очень много перемещались по городу, много чего видели и многое из этого заслуживало того, чтобы быть запечатленных на фото или видеокамеру. Но в девяти случаях из десяти делать это было невозможно. Во многих местах мы вынуждены были проводить не больше пары минут, после чего нам говорили, что как-то стремно вокруг и охрана рекомендует покинуть это место. Где-то, например, на пляже Лидо, когда-то одном из самых популярных мест отдыха жителей Могадишо, мы проводили достаточно времени, но снимать там особо нечего было. Ну, а какие-то места мы просто проезжали с поднятыми глухо затонированными стеклами. И в этом было самое большое разочарование от поездки — видишь интересный кадр, а снять его не можешь.
В Сомали очень любопытно выглядят фасады различных публичных заведений.
Не заморачиваясь на изготовление вывесок и рекламных плакатов, сомалийцы очень содержательно разрисовывают фасады зданий и сразу становится понятно, что там продают или какие оказывают услуги. И только после моего плохо скрываемого возмущения, водитель позволил мне несколько раз опустить стекло и сделать несколько кадров.
Для нас было, конечно, понятно в чем состояла основная причина — в городе постоянно что-то где-то взрывают. Но Ахмед назвал еще одну причину, почему охрана особенно переживает за нас. «Пойми, Вячеслав, вы для террористов из Аш-Шабаб как bigfish(большая рыба или в контексте — большой улов). Взорвать вас для них равнозначно тому, как взорвать сто сомалийцев. Поэтому если у них появится возможность сделать это, то они ее точно не упустят». И знаете, что я вам скажу? Подобные фразы достаточно отрезвляют — это очень неприятно ходить по городу и осознавать, что для кого-то из идущих тебе на встречу людей ты можешь быть очень привлекательной мишенью. И это не какая-то гипотетическая ситуация. Чуть позже Ахмед сказал мне, что он не сомневается, что исламисты уже знают о том, что по городу разъезжают двое белых туристов. Охоту на нас, конечно, не объявили, но «ориентировочка пошла по инстанциям»…
Пожалуй, самым интересным, в первый день нашего пребывания в Могадишо, стало посещение старинного маяка. Он, конечно, не функционирует, но зато рядом с ним каждое утро причаливают рыбаки, разгружают свой улов и несут его на рынок, которые располагается метрах в ста отсюда.
Детеныш дельфина. Изрядно подтухший он используется в качестве наживки при ловле акул. Почему то у всех кому я показывал ранее эту фотографию, этот факт вызывал гнев в сторону рыбаков:-)Похоже, что это связано с пиаром — у дельфинов он положительный, а вот акулы, не очень, кстати, обоснованно, снискали себе недобрую славу.
Поблизости, в воде, резвится детвора.
Самое вонючее и грязное место в городе оказалось прямо напротив рыбного рынка. В принципе, Могадишо далеко не самый грязный город в Африке и один из немногих, где мне удалось увидеть на улице дворников — редкая профессия в тех местах, скажу я вам. Но вот такой срач, конечно, поражает.
А рядом с этим местом, прямо на камнях, сушатся куски акульего мяса. Смрад, признаюсь вам, стоит там отменный.
Прямо там же изготовители данного морского деликатеса оборудовали себе небольшие жилища.
Не смотря на то, что на территории города еще не так давно шла самая настоящая война, выглядит он не таким уж и разрушенным, как это можно было бы ожидать.
Хотя есть, конечно, места где одни руины и мало что в них напоминает здания, построенные когда-то в итальянском стиле.
Старое здание Парламента Сомали.
Напротив него располагается Памятник неизвестному солдату.
В марте 2007 года, во время перевозки военной техники миротворческих сил, в Могадишо был сбит белорусский самолет Ил-76. Благодаря мастерству экипажа самолет удалось посадить, но он был полностью поврежден и непригоден для дальнейшей эксплуатации.
Руководством компании было принято решение направить в сомали еще один борт Ил-76 и технический персонал, который должен был разобрать первый самолет и перевезти в Белоруссию те его части, которые можно было бы в дальнейшем использовать в качестве запчастей. При вылете из аэропорта Могадишо, второй самолет также подвергся обстрелу и рухнул на улицы города. Все 11 человек, которые находились на борту, погибли. Очень долго обломки самолета так и валялись посреди улицы.
Мы решили разыскать останки этого самолета и посмотреть в каком они сейчас состоянии. Для этого пришлось ехать на городскую свалку, которая располгаеатся в семи километрах от города.
Мы ожидали увидеть какие-то обломки самолета — крылья, хвост, фезюляж. Но перед нами предстала груда обгоревшего и искореженного металла, в которой очень сложно можно было признать останки самолета.
Несколько лет назад власти решили убрать с улиц города этот военный артефакт.
Рассказывая о Сомали нельзя не упомянуть кат — растение, которое обладает наркотическими свойствами и который многие сомалийцы постоянно жуют.
Эффект от него можно описать как сильно тонизирующий. Это как постоянно сидеть на энергетиках и еще сверху заливать их кофе и прочими бодрящими напитками. Во время наиболее напряженной фазы войны с миротворцами, кат сыграл заметную роль. Сомалийские военные постоянно поглощали кат, в следствии чего превращались в неутомимых бойцов, чего нельзя было сказать про миротворцев, которые уставали значительно быстрее и больше. В вечернее и ночное время потребление ката снижалось, поэтому оно было наиболее благоприятным для совершения операций против войск генерала Айдида. Случись «Битва в Могадишо» в ночное время, у нее, наверняка, не было бы такого трагического для американцев финала.
Три вот такие пучка ката мне попытались продать за 20 долларов. Поскольку мой организм не приучен к его потреблению, эффект для меня, скорее всего, был бы сногсшибательный. Но я предпочел не экспериментировать.
Если днем ранее мы посетили пристань, куда приходят из океана рыбаки с уловом, то на следующий день мы решили посетить сам рынок. И надо сказать, что это была одна из самых колоритных запоминающихся частей поездки.
Я много повидал на своем веку рыбных рынком. Бывал и на небольших местечковых, посещал и токийский и сеульский рыбные рынки. Рынок в Могадишо, конечно, значительно скромнее по размерам. Но при этом разнообразие и размеры продающейся там рыбы меня смогли поразить!
Там же, на рынке, произошел один из непряитных инцидентов. В одном из отдельных залов проводится аукцион, на котором продаются самые крупные рыбины. В основном это тунцы, килограмм по 80–100 — просто огроменные рыбины! Конечно, это самая впечатляющая часть этого рынка, но именно там наше присутствие вызвало у местных нездоровую реакцию — нам запретили что-либо фотографировать, начали очень громко орать и размахивать руками. Причем чем дальше, тем толпа орущих становилась все больше и накал только возрастал. Нас попросили отойти за спины охраны, которая быстро выстроилась перед возбужденной толпой. Ахмед постарался как-то ее урезонить и объяснить, что мы обычные туристы и точно никакого урона им не принесем, но это у него совсем не получилось и нам пришлось ретироваться. На мой вопрос что же случилось и чем была вызвана такая агрессия, он ответил, что продавцы просто хотели денег, но мне показалось, что проблема была не в этом. Уж я-то знаю, как ведут себя африканцы, когда хотят получить деньги. И тут проблема была точно в чем-то другом, но вот в чем именно для меня осталось загадкой. Но если это было немного стрёмно по накалу обстановки, то в плане незапечатленных кадров, конечно, неприятно, но не так страшно, т. к. и без этого насмотрелись мы всякой рыбы в большом количестве!
Я решил прицениться к стоимости рыбы и спросил у продавца почем он мне продаст всю вот эту кучу рыбы. Сказал, что готов отдать за 150 долларов. И я уверен, что он раза в три-четыре заломил мне цену, поскольку я турист. Для местных цены, конечно, значительно ниже.
Не считая инцидента в помещении для аукционов, народ на рынке оказался достаточно дружелюбным и общительным.
Увидив, что мужик фотографирует нас, охранники подошли к нему, попросили не делать этого и удалить сделанные фотографии. Все это в целях нашей безопасности.
До поездки в Сомали я несколько раз слышал утверждения, что сомалийцы достаточно недружелюбные, если не сказать, что злые, люди. Конечно, мне не стоит делать какие-либо выводы после двух дней пребывания в Сомали, да еще и в качестве туриста, но у меня такого впечатления не сложилось. Конечно, у сомалийцев вполне объяснимо есть некоторая настороженность перед европейцами и на то есть вполне объективные причины — слишком уж топорно различные миротворческие миссии вели себя в стране.
Но на себе за эти два дня я не испытал какой-то злобы с их стороны — обычные люди — кто-то суровый, кто-то веселый, а кому-то вообще на все пофигу.
Сомали страна мусульманская. Они бывают разные — кто-то более терпимо относится к европейцам и их поведению, кто-то менее терпимо. Сомали, скорее, можно отнести к последним. Про алкоголь я уже написал выше — его употребление запрещено и купить его можно с большими сложностями только на черном рынке. Кое-где, вроде, продается безалкогольное пиво, но нам оно не попадалось. Также не приветствуется ношение открытой одежды. Женщинам, даже европейкам, на улице стоит носить максимально закрытую одежду, в идеале это должно быть длинное платье с длинными рукавами и платок, который полностью закрывает волосы. Мужчинам же не рекомендуется ношение шорт. Их можно использовать только во время купания или, например, рыбакам во время работы. Хорошо подготовившись к поездке, этот момент мы упустили из виду и поэтому, не захватив с собой какие-нибудь легкие брюки, вынуждены были ходить по тридцатиградусной жаре в джинсах. Не самые приятные ощущения.
На второй день, изрядно попотев, мы попросили завезти нас в какой-нибудь магазин, чтобы приобрести местную одежду, которая оказалась наиболее удобной для пребывания в таком климате.
Приобрели мы эти обновки в сувенирном магазине, где заодно смогли ознакомиться с ассортиментов товаров, которые могут на память приобрести туристы. И надо сказать, что ассортимент этот, мягко говоря, небольшой, а качество сувениров оставляет желать лучшего.
Единственное, что я себе приобрел — старые сомалийские монеты. Они были просто в ужасающем состоянии, поэтому после возвращения домой я потратил изрядное количество времени на их восстановление.
Ну и уж коли речь зашла о деньгах, то остановлюсь на них подробнее. Формально существуют банкноты семи номиналов — от 10 до 1000 сомалийских шиллингов, но по-факту входу банкнота только номиналом в тысячу шиллингов.
Последний раз купюры печатались полулегитимным правительством в 1996 году. Последующий развал страны и гиперинфляция сделали это невозможным. К оплате принималась валюта любых сопредельных государств, ну и конечно доллары, а позже евро. Сейчас свободно конвертируемая валюта тоже в ходу, а вот состояние банкнот местной валюты оставляет желать лучшего — деньги страшно потрепаны и похоже остаются входу пока уже совсем в пыль не превращаются.
Зато достаточно хорошо развиты различные виды безналичных платежей — люди используют активно мобильные платежи и различные платежные сервисы. Так что если у вас есть какие-то решения в этом направлении, то Сомали лучшее приложение для вашего продукта.
Один доллар равен 23 000 шиллингов. У меня в руках порядка 400 долларов.
Ну и в заключении стоит сказать пару слов про охрану.
Сомали стала первой страной, где пришлось брать охрану. И тут без вариантов — европейцу появляться в одиночестве на улицах Могадишо равносильно смерти. Какое-то время он, конечно, сможет погулять по городу, но это будет очень недолго.
Сейчас в Сомали затихла «горячая» война, во время которой ни то что отдельные провинции страны, а разные кварталы городов и даже отдельные улицы контролировались противоборствующими сторонами. Была самая настоящая война всех против всех. На сегодняшний день, у Сомали один враг — исламистская террористическая группировка Аш-Шабаб. Несколько лет назад вооруженные формирования Шабаба, присягнувшего Аль-Кайде, потерпели серьезное военное поражение и перешли от тактики прямого военного противостояния с регулярными войсками к партизанской войне. Дистанционные подрывы военных автоколонн, нападения на блокпосты и базы миротворческих сил происходят постоянно. Ну и конечно излюбленной тактикой исламистов является проведение террористических актов в отношении мирного населения. Ни проходит и недели, чтобы в Могадишо не случался новый теракт. Иногда они приобретают просто катастрофические масштабы, как, например, 14 октября 2017 года, когда в результате двойного теракта в городе погибло, по разным оценкам, от 512 до 587 человек и более 400 были ранены. Вот тут можно оценить масштаб взрыва:
Поэтому нужна охрана, которая будет профессионально мониторить ситуацию во время нашего перемещения по городу и отгонять подозрительных личностей. Риск подрыва машины сильно возрастает в случае попадания ее в какой-либо затор или пробку. В подобных ситуациях ребята спрыгивали с машины — часть из них оцепляла территорию вокруг нашего автомобиля, а часть разгоняла машины, которые создали затор. Во время пешего перемещения по городу, двое охранников всегда шли спереди, а еще двое сзади нас.
Помимо инцидента на рынке, второй момент, когда мне стало немного не по себе, произошел, когда мы проезжали мимо одного из рынков. Все взрывы происходят в местах где большое скопление людей и плотное движение на улице. И именно в такую ситуацию мы и попали — наша машина была затерта спереди, сзади и с обеих боков снующими во все стороны людьми, тележками и другими автомобилями.
Вот самая та ситуация, когда можно добиться большого количества погибших, а в нашем случае еще и два европейца полегли бы. Тут ребятам пришлось много потрудиться, чтобы разгрести образовавшийся затор. Одна из главных задач секьюрити — нужно чтобы у главного автомобиля и машины сопровождения всегда была возможность совершить маневр и, даже путем нарушения всех правил дорожного движения, как можно быстрее покинуть опасное место.
Перед поездкой, зная африканское распи#дяйство, у меня были переживания, что охрана окажется бутафорской и толку от нее никакого не будет. Но это оказалось совсем не так. Ребята очень хорошо знают свое дело, сопровождали уже не одну группу европейцев и все из них возвращались домой живыми и здоровыми.
Вот так прошла моя поездка в Сомали. И я очень рад тому, что она состоялась. Картина будет не полной, если в дальнейшем не посетить Сомалиленд и Пунтланд, поскольку там ситуация развивалась немного по-другому пути. И в отличие от Могадишо, там намного спокойнее.