Прежде, чем начать излагать содержательную часть, хочу выразить свое сожаление о качестве картинок. Дело в том, что в день вылета я забыл фотоаппарат в машине, доставлявшей нас в аэропорт. С ним все в порядке (подвозил родственник), но все снимки в итоге сделаны лишь подручными бытовыми приборами, увы.
4
Теперь все по порядку. Последние годы у нас выработался примерный распорядок поездок: конец января — Альпы (лыжи), начало лета — на колесах по Европе, лето — в Греции, сентябрь — на колесах по Европе, декабрь — в теплые места. Однако этой осенью привычный ритм сбился — возникли кое-какие непредвиденности и вплоть до конца февраля длились непрерывные хлопоты, требовавшие присутствия в Москве. И когда мы окончательно смирились с вычеркиванием горнолыжки и теплых стран, вдруг на горизонте забрезжил просвет — свободный март. А что, если?.. И вот я оперативно проработал маршрут, не отличающийся изысками и не обещающий массу ярких впечатлений, зато обещающий солнце и море — Вьетнам. Ранее мы тут не бывали, что тоже плюс. Поскольку наши зимние хлопоты были связаны не только с затратами времени, но также и денег, поездку пришлось планировать весьма экономно, задача стояла практически единственная — безмятежный недорогой отдых у моря под ярким солнцем и пальмами. Вьетнам в этом плане почти не оставлял альтернативы, оставалось выбрать лишь конкретное место.
Я — подводный охотник, хоть и не собирался брать с собой снаряжение для охоты, но провести разведку на будущее представлялось не лишним. Побережье материкового южного Вьетнама (Нячанг, Муйне и т. п.) отличается постоянной волной и, как следствие, низкой прозрачностью воды. Да, бывают спокойные дни, но все ролики, просмотренные мною в Ютубе, позволяли предположить, что большую часть времени с прозрачностью не очень. Остается Фукуок — остров южнее границы Вьетнама и Камбоджи. Картинки и описания обещают тропический рай. Правда, относительно прозрачности воды тоже не стоит строить иллюзий. Ладно, из подводного снаряжения беру лишь маску и трубку, а там посмотрим.
Билеты куплены до Хошимина (2×26500 р. с пересадками в Абу Даби и Куала Лумпуре), проводим пару дней в Хошимине, затем перелет на остров (2×44 $) и пребывание там около месяца. С визой дела обстоят так — если самолет из-за границы прилетает непосредственно на Фукуок, то без визы там можно находиться месяц, в нашем случае (через Хошимин) требовалась виза. Процедура ее получения многократно описана на множестве сайтов, алгоритм таков — пишешь письмо во вьетнамскую турфирму, оплачиваешь услугу (что-то порядка 6 долларов), они присылают приглашение, по которому на границе выдают визу, для россиян бесплатно. Требуются лишь заполненная анкета да 2 фото 6×4. Отель я забронировал лишь на 5 дней, бунгало с завтраками за 29,7 $ в день. По плану, осмотревшись на месте, либо продлим пребывание в этом отеле, либо найдем что-то более подходящее. О Фукуоке расскажу в следующей части.
И вот настал день вылета. На улице -15 по Цельсию, снег… а мы планировали выйти из дома в летних кроссовках без курток и шапок… ведь на машине до самого аэропорта, назад аналогично, да и потеплеет к тому времени… С собой берем лишь по одному рюкзачку. Эх, страшновато, но решено — в путь. Подъезжаем к Домодедово — сюрприз, там все огорожено, пешком придется идти от машины до входа метров 200–300. Что ж, скачем с рюкзаками по щиколотку в снегу в своих сандалетах, едва одетые. Видимо, связанные с этим яркие переживания подавили мою память — про сумку с фотоаппаратом не вспомнил, выходя из машины. Осознал это лишь на паспортном контроле, было уже поздно. Так и летел заплаканный и безрадостный…
В Куала Лумпуре осознал еще одну вещь, которая вытеснила переживания по поводу фотоаппарата — я не подготовил фото для визы. В тамошнем аэропорту (времени 2,5 часа) оказался нормальный интернет, полез выяснять — можно ли сделать фото при получении визы в аэропорту Хошимина? Увы, инофрмации по этому вопросу не оказалось. Я, конечно, надеялся, что на месте все можно сделать, но сомнения оставались и были сильны, решил что-то предпринять. В информационном бюро аэропорта Куала Лумпур попытался выяснить — нет ли здесь платной фотоуслуги? Нет. Но один из работников предположил, что в лаунж-зоне есть принтер, на котором мне могут распечатать фотки, если они у меня есть. В указанном месте работник подтвердил, что может распечатать. Мы сделали фотки у стены на планшет, скинули их на флешку без всякой подготовки, передали работнику. Оказалось, что редактировать и подгонять по размеру он не умеет, я вместе с ним за компом с неведомыми кнопками что-то там попытался сжать, вышло ужасно. Он распечатал (на обычной бумаге), получились снимки в стиле фотороботов «их разыскивает полиция» размером примерно 3×4 см. Узнать на тех снимках ни меня, ни жену было невозможно. Зато денег с нас за это брать категорически отказались. Ладно, на месте передам фотки вьетнамцам, пусть сами решают, что делать дальше. А вообще, надо мне что-то делать с этим проклятым австрийцем — Альцгеймером…
В аэропорту Хошимина эти убогие фотки, не подходящие к тому же по размеру, как ни странно, приняли, через 20 мин выдали визу, все, путь свободен. Обменял 100 долларов для первых нужд и идем искать автобус. Отель у нас забронирован в районе Фам Нгу Лао (самое востребованное среди туристов место для проживания), туда идет автобус № 152 из аэропорта. Я знал, что стоимость билета низкая, но что настолько — 0, 45 $ на двоих (!), да уж…
От остановки до отеля — минут 5 пешком, багажа нет, только небольшие рюкзаки, никаких проблем. Отель терпимый, все необходимое есть, окна выходят на тихий проулок, стоит 30 $ в день с завтраком (насколько я понял, такая цена там самая распространенная). Жить нам тут 2 ночи. Пока вселились, душ, небольшой отдых, тут и стемнело. Идти в центр города смысла не было, прогулялись по прилегающим улицам да пошли в ресторанчик. Вьетнамская кухня во многом схожа с кхмерской, отличаясь при этом от тайской. Блюда менее острые, много травок, в т. ч. привычные нам кинза, базилик и мята. Самый известный суп — Фо, бывает говяжий или куриный. Мне все это нравится, жене тоже.
1
Порадовало вьетнамское пиво — «Сайгон» (только брать надо с красной или полностью зеленой этикеткой, то, что зеленое с белым — не очень) и «333». Вполне приятные напитки, я бы даже поставил их выше сингапурского Тайгера. Улица Буй Вьен вечером — это нечто. Фантасмагория, буйство эмоций, запахов и красок, смешение азиатского и европейского, аутентичной старины и прогресса. Очень яркая улица. Побродили немного и пошли в отель, угнетенные джет-лагом. Утром завтрак (так себе), обновление в памяти прикинутого еще в Москве пешего маршрута и в путь.
Хошимин — город огромный, население около (или более) 8 млн человек. Однако все самое интересное можно обойти пешком примерно за 3 часа, плюс еще столько же на неспешный перекус, питие кофе и посещение башни Битекско. Ближняя к нам городская интересность — рынок Бен Тхань. Жена затребовала себе козырек от солнца, больше нам тут ничего не нужно. Рынок как рынок, ничего особенного, кроме чрезмерно тесно расположенных рядов да наличия в воздухе гаммы запахов от расположенного тут же продуктового крыла с рыбой и мясом. Через полчаса выбираемся оттуда, на голове жены — желанный козырек.
Далее идем на улицу Пастера и по ней до центра (впрочем, она сама уже и есть центр). Справа на перпендикулярной улице видно здание Муниципалитета, сворачиваем к нему. Здание построено по образцу парижской Ратуши.
Если обычно улицы Хошимина не отличаются аккуратностью и какими-либо изысками, то в этом районе поддерживается неплохой уровень чистоты, на клумбах и в горшках торчат красивые цветочки, даже пальмы выглядят причесанными.
От здания Муниципалитета перпендикулярно отходит улица-площадь Нгуен Хуе. Я пишу русскими буквами их написание, не уверен, что произношение будет эквивалентным (в чем не раз убеждался). Эта улица идет до реки, вдали виден самый известный небоскреб Хошимина — Битекско.
В начале Нгуен Хуе перед Муниципалитетом стоит товарищ Хо Ши Мин:
По этой улице к реке мы пойдем позже, а пока движемся к Дворцу Независимости. Проходим какое-то учреждение (возможно, музей, но на карте не был отмечен), на территории которого стоят американские боевые изделия времен войны:
Выходим к Дворцу Независимости. Чисто, ухоженно, но, на мой взгляд, ничем особенным дворец не выделяется, обычная постройка в стиле «пафос 70-х». Говорят, внутри там покрасивее, но особого желания заходить (даже интересоваться такой возможностью) не возникло. Снимок сквозь железный забор:
От этого дворца идем через небольшой парк к Сайгонской Богоматери — собору, построенному французами в 1880 году. Нотр Дам де Сайгон:
1
Задняя часть храма, увы, в лесах. Выглядит неплохо, но подобных сооружений в Европе — по несколько штук в каждом городе. Хотя, конечно, интересно. Рядом с собором расположен еще один образец колониальной архитектуры — городской почтамт. Возле него (и внутри) почему-то особенно много народу.
Внутри почтамта просторно, на дальней стене висит портрет товарища Хо, вдоль стен стоят симпатичные деревянные телефонные будки (тот самый «межгород»).
Покидаем почту и движемся в сторону реки. Один из приземистых небоскребов, внизу в нем — ТЦ (на обратном пути через месяц мы его посетили — все как в Европе, и ассортимент, и цены).
Проходим Оперный Театр:
1
Куча оригинальных корзин на первой фотке — как раз перед Театром. Небоскребы соседствуют с 2-3-этажными домами в классическом вьетнамском стиле.
Выходим на улицу-площадь Нгуен Хуе и приближаемся к Битекско:
1
Козырек над входом то ли в офисный центр, то ли в отель:
1
Взгляд с улицы Нгуен Хуе в сторону Муниципалитета:
Небоскреб Битекско:
К нему мы еще вернемся, а пока проходим чуть дальше, к реке. Отсюда открывается интересный вид на комплекс небоскребов, среди которых выделяется строящийся 350-метровый гигант под названием Landmark 81 (81 здесь — количество этажей), именно он будет (или уже стал?) самым высоким зданием не только Хошимина и Вьетнама, но и всей Юго-Восточной Азии. Ну, пока у жителей Бангкока не начнется ломка от ревности и они не построят еще выше.
Этот супер-небоскреб находится в элитной зоне города, вблизи Центрального парка и высотного жилого комплекса. Как же мне не хватало своего фотоаппарата с нормальным объективом… Возвращаемся чуть назад и вот мы возле Битекско, еще год назад считавшимся самым высоким зданием в городе. Здесь есть смотровая площадка, на которую просто необходимо подняться. Делаем шаг внутрь и попадаем из Вьетнама в Сингапур — все очень аккуратно, качественно, технологично. Между прочим, билет наверх стоит около 10 $. В дешевом Вьетнаме это круто. Наверх взмываем на сверхскоростном комфортном лифте, несколько секунд — и мы уже на площадке. Здесь минусом явилось то, что она вся застеклена, т. е. мало того, что снимать приходится на слабоприспособленные для этого предметы, так еще и сквозь синеватое стекло. Зато прохладно и угощают питьевой водой.
1
3
1
А это внизу — улица Нгуен Хуе:
1
Я обожаю находиться в городах на их высокой точке, смотреть, снимать. Но снимать, по сути, нечем, да и жена уже заскучала, пора вниз. Назад идем другим маршрутом, почти не сверяясь с картой, все более-менее понятно и так.
Бабулю на корточках я не мог не зафиксировать:
Купили по пути фруктов с целью съесть их в отеле. Кстати, о покупках: вьетнамцы, как мне показалось, очень не любят торговаться. Для туристов цену назначают повыше стандартной и не хотят уступать. Если же удается опустить назначенную цену, продавец выглядит опечаленным, в отличие, например, от арабов, которые после торга и значительного снижения названной цены все равно рады продаже.
Что завораживает в Хошимине — это транспортный поток. На 70–80% транспорт состоит из мопедов (скутеров, байков). Правила движения просты: ехать вперед, заполняя все пространство возможностей. Светофор? Прекрасно, тут действует свое правило: зеленый — можно ехать, желтый — можно ехать, красный — тоже можно ехать. Если наивный пешеход вздумает дожидаться, когда его пропустят на зебре, он рискует состариться на своей стороне дороги. Подсмотрев, как действуют местные пешеходы, мы раскусили принцип — надо просто идти, вгрызаясь в мото- и автопоток. Водители вполне привыкли к такому поведению и терпеливо пропускают (тормозя в десятке сантиметров от пешехода). В общем, мы переходили дороги именно так, и это нам никак не навредило.
1
Район, прилегающий к рынку Бен Тхань, весь огорожен сплошным забором, там кипит строительство (вроде бы метро). Вид на небоскребы:
Вскоре мы в своем районе, улица Буй Вьен мне понравилась больше всего:
Если стандартные сайгонские достопримечательности меня не взволновали (кроме Битекско), то район Фам Нгу Лао очаровывает. Мусор, конечно, и запахи специфические, но есть у этого места какой-то магнетизм.
Монах:
Самой туристической считается улица Фам Нгу Лао (Backpacker street), аналог бангкокской Каосан, однако она менее выразительна, чем Буй Вьен, к тому же имеет лишь одну сторону, на другой — аллея парка.
Эти две улицы соединены несколькими узкими перулочками, в которых тоже кипит жизнь:
В холле своего отеля попросили нож, полакомились в номере фруктами. Потом жена сходила на массаж ног, я занимался своими делами за компьютером. Вечером ужин на Буй Вьен. В хорошо приготовленный суп Фо я просто влюбился.
В первой половине следующего дня вылет на Фукуок. В аэропорту мы немного проглючили, заранее не узнав, что здесь два аэропорта — интернациональный и внутренний. Успели побегать по интернациональному в поисках своего рейса, пока не узнали у работников о наличии второго аэропорта, благо, он в пяти минутах ходьбы. Вылет вовремя, около часа в пути, и вот мы приземляемся на острове. Об этом в следующей части.