Получив изрядную дозу фрустраций в Чиклайо на следующий день мы отправились в тур по археологическим объектам и музеям в его окрестностях. И теперь я могу совершенно авторитетно утверждать, что в Чиклайо имеет смысл заехать именно ради того, чтобы увидеть своими глазами раскопки древних доинкских цивилизаций Сикан и Мочика. А их вокруг города видимо-невидимо. Про культуры Чиму и Мочика я уже здесь рассказывала, так вот Сикан была преемницей Мочика, но, по сути они очень близки и даже где-то пересекаются, совпадают. Вот для наглядности сводная таблица доинкских цивилизаций севера Перу.
И вновь мы удивляемся дешевизне туристических услуг в Перу. За восемь часов комофртабельных покатушек с гидом заплатили 50 солей плюс ещё 20 за входные билеты. То есть, получилось порядка 25 долларов на человека. Я подумала, наверное, где-нибудь во Франции такой тур стоил бы под стольник. Поэтому мы каждый раз радовались столь экономичным раскладам.
Итак, поехали. Туристическая тропа древних цивилизаций севера Перу проходит через неказистый городок Ферреньяфе в 20 км. от Чиклайо.
Знаменит он исключительно своим Национальным Музеем Сикан, Museo Nacional Sican, куда мы сейчас и отправимся, чтобы познакомиться с древней культурой Сикан или Ламбайеке. Эта цивилизация процветала в здешних местах с 8 по 14 века и была поглощена культурой Чиму. Почему так произошло, никто толком не знает. Есть теория, что Эль Ниньо спровоцировал жуткие поджары, которые и ослабили эту империю. Забавно, мы не раз замечали, что на севере Перу очень любят всё сваливать на природные феномены. Чуть что, так Эль Ниньо или Ла Нинья виноваты.
Импозантный фасад музея, напоминающий своими формами древние пирамиды этой зоны Перу, был создан при поддержке Университета Токио.
И это совсем не случайно. Всё дело в том, что японцы имеют непосредственное отношение к здешним раскопкам, именно их археологи обнаружили здесь гробницы культуры Сикан в девяностые годы прошлого века. Музей совсем свеженький, появился здесь в 2001 году.
Коллекция музея, безусловно, очень интересная, дающая представление об этой древней цивилизации.
Экспозиции наглядны и доходчивы.
Но уж очень много там разных инсталляций и воссозданных захоронений. Муляжей, одним словом. Это слегка портит общее впечатление.
Все эти захоронения были обнаружены сравнительно недавно вокруг этих мест в храме Huaca Loro. Там и по сей день ведутся раскопки и постоянно что-то находят.
Самое интересное в этом музее — подлинные артефакты, которые ещё совсем недавно лежали глубоко под землёй. Предметы декора, украшения, аксессуары, короны древней культуры Сикан.
Вот это действительно производит неслабое впечатление своей аутентичностью. Сиканцы были большими мастерами по части металла, это общепризнанный факт. А инсталляции они и есть инсталляции, просто для наглядности.
Позабавило и мини-шоу на выходе — перед нами явился колоритнейший персонаж в образе разодетого сиканского воина.
Мужик с силой дул в морскую раковину и с завыванием читал фольклорные вирши. После чего само-собой поросил денежку за труды. Дали, в первую очередь за его колоритнось и фактурность.
Ну, а теперь мы с Вами отправимся в Долину пирамид Тукуме, Vale de Piramides Tucume в местечке Ламбайеке.
Здесь полным-полно глиняных пирамид, а именно целых 26 штук, которые запросто можно спутать с обыкновенными холмами.
Конечно, они не такие зрелищные, как египетские или мексиканские, но взглянуть всё равно любопытно.
На территории комплекса имеется мирадор, с вершины которого очень удобно обозревать долину с пирамидами.
Ну, а гулять по такой огромной территории под палящим солнцем удовольствие специфическое, очень на любителя. Да и внутрь пирамид не пускают, там до сих пор ведутся раскопки, поэтому смысла в этом никакого нет, на мой взгляд.
Археологи считают, что на каждой пирамиде жил свой правитель. Пирамиды являлись для этих древних народов проекцией гор, а правители — представителями богов. Поэтому и строили так много пирамид, стараясь заручиться защитой богов от разных природных напастей. В общем, непросто это всё представить и осмыслить.
Отметился здесь и сам Тур Хейрдал. Когда-то он побывал в Тукуме и именно здесь, увидев лодки на стенах пирамид, понял, что древний мир был не так изолирован, как думали раньше. Так и началось его знаменитое путешествие на Кон-Тики.
Ещё здесь имеется неплохой музей,
где как раз можно увидеть извлечённые из пирамид артефакты, в основном керамику.
Интересно взглянуть и на макет Долины пирамид, позволяющий оценить его масштаб и размеры. Но по большому счёту, ничего особенного.
Вообще, в этом месте очень красиво обустроенная территория,
а рядом болото с цаплями. Слегка разбавить музеи птичками оказалось очень даже приятно.
Но самое зрелищное и интересное ожидало нас под конец вояжа в местечке Ламбайеке. Этот десерт в виде Музея королевских гробниц Сипан стал поистине вишенкой на торте нашего тура. Museo de Tumbas Reales de Sipan, так называется этот великолепный музей, который тоже был открыт сравнительно недавно, в 2002 году. И здесь всё тот же принцип мимикрирования — внешний вид фасада напоминает древние пирамиды Моче, что смотрится очень эффектно.
Этот музей считается одним из самых важных и ценных в Южной Америке, поскольку здесь представлена гробница Сипанского правителя, по сути, нетронутый памятник доинкской цивилизации без признаков разграбления. Во как!
А ещё там более 2000 золотых предметов из раскопок.
Поэтому уникальные экспозиции этого музея перуанцы берегут как зеницу ока и, что самое страшное, фотографировать внутри нельзя. Причём настолько нельзя, что всех заставляют сдавать в камеру хранения и фотоаппараты, и даже телефоны. Не сдашь, в музей не пустят. Увидев такое дело я впала в отчаяние. Ну, в самом деле, как такое возможно — ехали-ехали, а теперь получается у меня не будет ни одной фотографии из такого необыкновенного места! И тут на передний план вышел Марио. Он вызвал помошника директора музея, показал на меня пальцем, сказал, что это гостья из России, которая путешествует по Перу и готовит репортаж о стране в преддверии Мундиаля. Мундиаль, магическое слово, сыграло решающую роль в его спиче. На шею мне была повешена табличка Prensa, а я почувствовала себя российской звездой на перуанской почве. Вот так, благодаря хитрости и уловкам мне удалось сделать совершенно уникальные кадры из этого музея. Ни у кого больше таких нет, а у нас будут!
Ну ладно, похвасталась и будет. Давайте лучше пройдёмся по залам музея, который по богатству артефактов можно смело поставить в один ряд с Египетским музеем в Каире и Археологическим музеем в Мехико. И это без преувеличений!
А дел было так. В 1987 году перуанский археолог Вальтер Альва Альва открыл уникальную находку внутри пирамиды Уака Рахада — усыпальницу правителя Сипан. Усыпальницей её язык не поворачивается назвать. По сути это был целый комплекс мумифицированный захоронений 3 века культуры Моче. Повелитель Сипан считался у Моче полу-божеством и был захоронен со всеми почестями.
Вместе с ним были захоронены три женщины, скорее всего его наложницы, вожди, сторожевые, один ребенок и даже ламы с собакой. Любопытно, что у многих из них были отрублены ступни, видимо, чтобы не могли убежать из гробницы. Значит, их хоронили живыми? Какой ужас! В могиле найдены несметные богатства — золотые и серебряные украшения, драгоценные камни, оружие. Всего, более 600 драгоценностей! Тела умерших правителей были умело мумифицированы, потому и сохранились до наших дней в приличном состоянии. Всё, что мы видим сегодня в музее — подлинное, лишь слегка восстановленное. И в этом самая главная его ценность. Кроме гробницы повелителя Сипан в музее можно увидеть и другие гробницы. Особый интерес представляет гробница Старого Повелителя Сипана, более древняя по хронологии.
Интересно, что ДНК у обоих правителей совпадают, так было доказано, что это родственники по материнской линии. Образцы отправляли в Германию, которая также помогала перуанцам и в процессе реставрации артефактов. Было доказано, что Правитель Сипан был молодым мужчиной 35 лет атлетического телосложения, а рост его составлял 1 метр 67 см, то есть по тем временам он считался очень высоким. Ну, а мы сегодня имеем удовольствие любоваться его мумией и восстановленной гробницей.
В музее много и других разных гробниц, воинов и жрецов рангом попроще.
Скелеты, черепа, зрелище конечно жутковатое, но в этом специфика этого музея.
Поражает богатство и разнообразие экспозиций музея! Чего там только нет!
Ладно керамика, хоть и великолепная, искусная, но это просто керамика.
Совершенно сногсшибательное впечатление производят разные украшения, маски, короны, ожерелья,
церемониальные ножи Туми, различные божества и полубожества,
Множество церемониальных культовых предметов. Смотришь на все эти несметные богатства и как-будто телепортируешься в то далёкое прошлое.
Ну вот покажу сейчас несколько артефактов, особенно запавших мне в душу. Божество человек-краб, выполненное из меди, это же просто что-то невероятное!
Галерея типичных лиц Мочика, вполне себе симпатичные ребята!
Мифологическое существо породы кошачьих.
Ну очень грозное!
Золотые зёрнышки маиса.
Понятно, чем они питались.
Поразительные находки из прошлого!
Освещение, правда, ужасное, в музее очень темно, поэтому сразу извиняюсь за качество фотографий.
Да ещё и стекло везде.
Есть там и инсталляции, но инсталляции на редкость искусные и профессиональные.
Например Зал Мочика, где воссоздана вся иерархия того общества.
Или воин Сипан в эффектном облачении.
Да и сам Повелитель Сипан в доспехах выглядит невероятно фактурно!
Всё это производит очень сильное впечатление, глаза просто разбегаются. Под конец, конечно, мы слегка обалдели от такой концентрации бесценных находок и глаз уже замылился. Этот музей, безусловно, сделал наш день незабываемым и скрасил негативное впечатление от самого Чиклайо. В общем, подводя итог нашего мини-вояжа в Чиклайо, скажу честно, в самом городе делать совершенно нечего, но ради возможности побывать в таком невероятном музее, заехать в этот город можно и даже нужно. Чтобы понять историю этой страны, чтобы приподнять завесу над тайнами древнейших доинкских цивилизаций, чтобы прочувствовать уникальность этих культур и чтобы в очередной раз убедиться, что не инками едиными славится Перу.
Теги:
Культурно-познавательный туризм