Турист Сергей Василец (vasilets)
Сергей Василец
был сегодня 0:11

Долгий путь в Стамбул с 2 баксами

Варшава — Польша, Будапешт — Венгрия, Бухарест — Румыния Июль 2000
49 31

Предшественником всех сегодняшних туристических поездок был шоп-туризм, именно с него начались регулярные поездки россиян за рубеж, сначала челноки освоили Польшу, затем они потянулись в Китай, Корею и Турцию. Бытовые условия путешествий были самые спартанские, правда, тогда никто на это не обращал внимания, ведь все путешественники ехали «за три моря» чтобы выгодно продать свой товар и купить дешевых заморских шмоток.

Под конец 90 года появилось супер-привлекательное объявление: «В Стамбул — самолетом, за 9000 рублей!»: газета манила новогодним путешествием в Стамбул — загадочный и далекий, но уже широко известный, как город контрастов. Сегодня 9 тысяч — это небольшая сумма, а в те годы она составляла мою годовую зарплату, поэтому ничего, кроме ехидного смеха анонс не вызвал.

Но мысль о поездке в Турцию прочно угнездилась в самом дальнем углу моего сознания, и тихо дремала там до поры до времени, пока я ездил по освоенному маршруту Москва-Варшава — Велосипедный рынок, торгуя на котором, можно было заработать немного долларов. Валюту в Москве тогда легально поменять практически было невозможно, между тем, дефицитные товары и большинство путевок за рубеж продавались только за иностранные дензнаки. За столь желанными долларами мы ездили в Польшу, продавали там товар, затем меняли польские злотые на доллары с помощью местных жителей, т. к. обменные пункты часто не желали менять деньги русским челнокам.

Кстати, трудовые баксы, ввезенные в разваливающийся СССР без должного оформления, вполне могли потянуть на тюремный срок — 88 статья УК РФ еще успешно действовала, но шоп-туристов такая перспектива почему-то не пугала. Больших доходов торговля в польской столице не приносила, однако к 92 году удалось скопить 81 бакс, и тут…, на глаза попалось новое объявление: «Шоп-тур в Стамбул — за 79 $« — это была находка. При этом не имело значения, что на саму поездку оставалось два бакса, главное — я получал возможность увидеть берега Босфора и древний город Византию-Константинополь-Стамбул.

«Москва-Стамбул» на Яндекс. Картах

Привычный поезд Москва-Брест, бестолковый ночной подъем и погрузка в автобус, который должен был доставить нас до Варшавы — это была прелюдия к основному путешествию. У границы ждал первый неприятный сюрприз — огромная очередь, которую пришлось преодолевать в течение 13 часов. Два автобуса, набитые «челноками», желающими затовариться дешевыми турецкими дубленками, подкатили к таможне, среди них наверно был только один настоящий турист, действительно желающий посмотреть дальние страны — это я. Отсутствие денег пришлось компенсировать большой сумкой товаров, которые предполагалась продать по пути следования в Стамбул.

Во время таможенного досмотра со мной приключился неприятный казус: бдительная белорусская таможенница с огромным интересом начала досматривать мою неподъемную сумку. В ней она обнаружила огромный набор вещей, совершенно необходимых одинокому туристу в далеком путешествии: тарелки фарфоровые — 5 штук, кипятильники новые — 5 штук, плоскогубцы — 5 штук, мышеловки — 10 штук, и массу других, столь же нужных предметов. На самом дне сумки располагались ряды банок тушенки, кильки в томате, а так же небольшая батарея бутылок водки, шампанского и коньяка. Она прекрасно понимала, что я везу товар на продажу, но его количество и богатый ассортимент неприятно поразили бывалого стража границы.

Несмотря на свои подозрения, она уже решила закончить обыск, но на мою беду, в боковом кармашке сумки обнаружился список всех товаров с указанием цены их продажи в польских злотых. Пока она придирчиво изучала сей документ, периодически крайне неодобрительно посматривая в мою сторону, я понял, что таможня не «даст добро», и придется возвращаться обратно (такие случаи ранее неоднократно происходили на моих глазах). Но случилось чудо: хмыкнув, добрая женщина открыла мне ворота в Европу, куда я и пополз, волоча за собой многопудовую сумку. Тот, кто проходил унизительную процедуру таможенного досмотра в Бресте или Гродно в те времена, может понять мое состояние после такой экзекуции.

Покинув Беларусь, выяснилась, что в Польшу нас все равно не пустят, т. к. бдительные польские пограничники обнаружили отсутствие какой-то очень важной бумажки, которую наши погранцы попросту забыли нам отдать. Следующие два часа пришлось провести на нейтральной полосе, пока один из гидов бегал обратно в Белоруссию за недостающим документом. Гидов было двое — молодые поляки, пожелавшие немного заработать на туризме, автобусы были из Киева, соответственно, водители были украинцы, а большинство пассажиров были из Москвы — вот такая интернациональная подобралась компашка.

По первоначальному графику поездки, к обеду мы должны были прибыть в Варшаву, пересесть на комфортабельные автобусы туристического класса, и уже на них ехать через всю Европу в Стамбул. В реальности, в Варшаву удалось добраться только к позднему вечеру, при этом хитрые гиды сказали, что ехать уже поздно и предложили скинуться по 4 бакса на ночевку в кемпинге, я возмутился и койку получил «на халяву». Утром выяснилось, что никакого транспорта для нас поляки заранее не бронировали, и совсем неудивительно, что свободных автобусов, желающих прокатиться до Стамбула, в Варшаве не нашлось.

После долгих уговоров, подкрепленных сотенными купюрами (не рублей, конечно), киевляне-водители согласились направить колеса своих автобусов в сторону Турции. Пока шли эти тяжелые и нудные переговоры, я решил не терять времени и отправился по привычке и необходимости торговать на ближайший рынок, однако день был явно не мой, внезапно на стройные ряды коробейников налетела польская полиция, и культурно! предложила разойтись — вот, что значит Европа. К обеду свершилось — мы двинулись в путь-дорогу, и засветло прибыли на польско-чешскую границу. Строгий чешский пограничник в чине майора, коренастый, и немного похожий на Швейка, долго сличал фото на паспортах с лицами их владельцев, так и не найдя нарушений, он для порядка сурово обругал (по-русски) одну из наших туристок за то, что она позволила надкусить бутерброд в его высочайшем присутствии. Зато на этой границе, как позже выяснилось — в последний раз, у нас не вымогали взяток.

Окрыленные успехом, мы помчались вперед, правда, при этом слишком поздно заметили, что в быстро наступившей темноте ведущий автобус бесследно исчез где-то на просторах Словакии. Мобильных телефонов в те годы еще не было, никаких сопроводительных документов в нашем автобусе тоже не оказалось, а договориться заранее о пункте встречи водители не додумались. На первый взгляд, ситуация показалась тупиковой, поэтому решили ехать до ближайшего пограничного переезда Чехословакия-Венгрия и там решать, что делать дальше. Ночной переезд в «никуда» совсем не доставил удовольствия, и какова же была наша радость, когда рано утром мы увидели сбежавший автобус, стоящий аккурат рядом с пограничным постом — воссоединение состоялось.

Очередная граница одарила нас 3-часовым ожиданием и первыми проблемами — таможня тонко намекает на посещение ближайшего duty free. Сигареты и бутылка виски быстро перешли в руки неподкупных таможенников, а мы вновь продвигаемся вперед, уже по территории Венгрии. Пейзажи вокруг скучны и однообразны, прошел дождь и пасмурно, через сутки после выезда из Варшавы, прибываем в Будапешт. Пассажиров охватывает вполне логичное желание осмотреть центр столь знаменитого города, но ему не дано было сбыться: водители, сделав три круга по центру города, так и не сумели припарковаться, поэтому пришлось сказать Будапешту «гуд бай».

А день, между тем, клонился к закату, унылая серая лента шоссе все дальше уводила нас на юг, в сторону Черного моря, до которого оставались еще сотни километров. К вечеру очередная граница — Венгрия-Румыния, прохождение которой идет уже по традиционному шаблону: 2–3 часа ожидания, затем блок сигарет и бутылка коньяка в чьи-то жадные руки, плюс дополнительно доллар с человека — для меня это очень большая потеря.

Вторые сутки на колесах в добровольно-принудительном порядке настраивают пассажиров на размеренно-ограниченный ритм автобусно-кочевой жизни: просмотр быстро проносящихся за окном окрестностей, еда-сухомятка, сон, преодоление границ, туалет. Остановки очень редки и совсем не предназначены для питания — денег у всех мало и тратить их на покупку недешевой придорожной еды — это непозволительная роскошь.

Поэтому питание происходят прямо во время движения, используя московские припасы. В этом смысле лучше всего «упакован» я: десятки банок тушенки, кильки в томате, столь любимой поляками, и сгущенки, так и не проданной по дороге, вселяют глубокую уверенность в завтрашнем дне. Мои попутчики — Эдик с женой и ее подругой, не имеют таких запасов, но зато у них есть деньги, на которые они закупают недорогие овощи и фрукты. С туалетами вопрос тоже решается просто: бесплатные туалеты на дальних дорогах Восточной Европы иногда встречаются, что характерно, некоторые из них — типа «очко», совсем как у нас, в матушке-России. Хуже всего с водой — помыть руки или умыться можно лишь в цивилизованных придорожных туалетах, либо у колонок, стоящих вдоль трассы.

Считается, что длительные автобусные путешествия тяжелы и утомительны, особенно, если автобус совсем не приспособлен для многосуточных переездов. В принципе это действительно так, но постепенно организм адаптируется к некомфортным условиям, после чего кресло уже не кажется столь жестким, коротким и неудобным, в нем можно уже спать не только ночью, но и днем, таким образом, бесконечное путешествие перестает быть пыткой на колесах.

Однообразный пейзаж, непрерывно летящий за окном, магнетически усыпляет пассажира, поэтому немалая часть пути проходит во сне. Кипятильника в автобусе нет, впрочем, кипяток особенно и не нужен, ведь эпоха «быстровых» и «дошираков» еще не наступила, а вот попить чайка в дальней дороге было бы неплохо. Но не судьба — шикарных автобусов, обещанных еще в Москве, нам так не дали.

В Румынию въехали с большой опаской, нас предупредили, что там неспокойно: российско-украинские братки блокируют автобусы со своими земляками и обирают их до нитки. Поэтому, решили пересечь страну на максимальной скорости при минимуме остановок, решение хорошее, но очень нелегкое: впереди около 700 км до границы с Болгарией. Всю ночь пара автобусов летела по незнакомым дорогам, а их пассажиры, периодически продирая глаза ото сна, тревожно всматривались во тьму, разрываемую светом фар.

Нам повезло — благополучное утро застает нас в Бухаресте: либо рэкетиры спали в эту ночь, либо мы ехали действительно быстро. Столицу страны быстро проскакиваем насквозь, на ее окраине, рядом со станцией техобслуживания ощущается острая необходимость остановиться, здесь мы и делаем «пит-стоп». Стоит ужасная жара, душ, понятное дело, здесь не предусмотрен, хорошо хоть руки можно помыть под тонкой струйкой теплой воды, текущей из проржавевшего крана, торчащего прямо из земли.

Дальнейшие часы поездки до следующей границы совсем непримечательны, если не считать сильного взрыва, прогремевшего под днищем автобуса, почти под моим сиденьем, после чего транспортное средство как-то странно завиляло, резко сбросило скорость и откатилось к обочине. Это была не диверсия, просто от жары и износа взорвалось заднее колесо, на смену которого было потеряно еще пара часов драгоценного времени.

К вечеру достигли долгожданного Черного моря: на бесконечный песчаный пляж, усыпанный ракушками-рапанами, набегали манящие морские волны. Увы, но нам туда нельзя, впереди граница с Болгарией — пограничный пункт с оригинальным названием — Дуранкулак. Румыны промариновали нас два часа, после чего половина туристов плюнула на пограничные формальности и побежала купаться. Наслаждение от морских ванн исключительное, особенно на третьи сутки пребывания в автобусе, но такая вольность совсем не понравилась погранцам, и в отместку они продержали нас на границе еще три часа, несмотря на полное отсутствие другого транспорта. А таможенники, осмотрев наш багаж, потребовали выкуп: в первом автобусе — новенький фотоаппарат, а у нас им пришлись по вкусу новые настенные часы, «совершенно случайно» оказавшиеся в багаже одной из туристок. Пришлось пожертвовать этими вещами, под честное слово всей группы компенсировать их стоимость обобранным туристкам.

Продолжение здесь

Теги: Автобусные туры

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Комментарии