Турист Сергей Первухин (pervuhinsergey1961)
Сергей Первухин — был 2 февраля 2020 15:00
Болею....
Признание
пользователей

Сахалин. Быков: три капитана

Быков — Россия Август 2014
"Быковские пороги"
107 79

Сахалин. Быков: три капитана

Все, что создано, существует вначале в непроявленном состоянии,

в середине проявляется, и непременно становится непроявленным,

когда уничтожается.

Бхагавад-Гита. Гл. 2. Стих 28–30

Фотография этого человека лежит в старом альбоме, придавленная тяжелыми пыльными страницами и пожелтевшим пергаментом. Страницы со следами рук людей смотревших альбом сотню лет — линии, папиллярные узоры — отпечатки прошлого. Фотография зажата листами и это напоминает мне попавшего в землетрясение и засыпанного бетонными блоками человека, который не может пошевелиться, в пыльной темноте и тишине. Зажатая меж страниц память о человеке, впавшая в анабиоз. В каком-то пыльном архиве забытого городка, на полке, в определенной ячейке и инвентарным номером…

Мне очень хочется увидеть это лицо.

Но никаких экстрасенсорных качеств не хватит, чтобы проявились его черты, проступили рельефно и через годы высветились. Никто не знает, кроме меня, чья это фотография, она так и будет лежать в альбоме зажатая листами. А я, никогда не найду этот альбом, потому, что представить не могу, где он находится и под каким номером в описи числится. Но я знаю, что фотография существует, и я знаю имя этого человека…

Сегодня мы едем на «Быковские пороги». Место красивое, да и находится оно недалеко от Южно-Сахалинска, всего в 65 километрах. Посещение его становится тем проще, что до Долинска идет неплохая (по сахалинским понятиям) дорога, по которой за 35–40 минут достигаешь заветного поворота на запад. Про достопримечательности этой дороги я уже писал ранее, но вот, все время так получалось, что мы проезжали мимо этого поворота, мчась далее на север, в сторону бухты Тихой. Итак, мы поворачиваем налево в Долинске, на перекрестке Горького/Пушкина, с Милицейским переулком/Красноармейской, проезжаем по мосту над железнодорожными путями и нам до порогов остается всего 25 километров.

3
Схема маршрута с объектами
Схема маршрута с объектами

Здесь кстати, можно свернуть направо и минут на 15 задержаться. Совершенно уникальный в своем роде японский школьный павильон, в сотне метров от дороги на Быков. Павильон «Госинэйхоанден» находился у начальной школы открытой в Отиай (Долинске) в 1907 году. Своей конструкцией он оригинален, это восьмигранное в сечении помещение для хранения портретов Императора Японии и реликвий школы. Вход в павильон арочный, что тоже весьма необычно для таких строений. Нужно отметить, что таких госинэйхоанденов ни в мире, ни на Сахалине больше нет. Находится он за забором дачного участка, какого-то ушлого долинчанина, хранящего там садовый инвентарь — пару тяпок, грабли, шланги. лейку. Ну, хоть не загадят под присмотром, и то ладно. Если спуститься по улице еще ниже на сотню метров, на перекрестке улиц Кирова/Советской, можно увидеть традиционный японский склад «куру», на коньках крыши которого сохранились онигавара — керамические фигурки, основной функцией которых является отпугивание злых духов от подобных сооружений. Строилось здание как склад, из железобетона, на лет 150 точно, поэтому дотянуло и до наших дней, и сейчас используется, как жилое помещение. Прикольно наверное жить в старом японском складе…

8
Павильон «Госинэйхоанден» начальной школы Отиай (Долинске) которую открыли в 1907 году.
Павильон «Госинэйхоанден» начальной школы Отиай (Долинске) которую открыли в 1907 году.
8
на перекрестке улиц Кирова/Советской, можно увидеть традиционный японский склад «куру», на коньках крыши которого сохранились онигавара – керамические фигурки, основной функцией которых является отпугивание злых духов от подобных сооружений.
на перекрестке улиц Кирова/Советской, можно увидеть традиционный японский склад «куру», на коньках крыши которого сохранились онигавара – керамические фигурки, основной функцией которых является отпугивание злых духов от подобных сооружений.

Возвращаемся на трассу. От Долинска до рабочего поселка Быков — 20 километров, по пути проезжаем село Покровка (6,5 км) и рабочий поселок Углезаводск (12 км). Участок до Покровки находится в низине, поэтому его постоянно топит весной, когда разливается Найба и ее притоки. Тогда на 5–6 дней все деревни оказываются отрезанными от «большой земли» и оказываются на острове, который на острове — тоже прикольно.

6
Участок дороги от Долинска до Быкова на въезде в Долинск, во время весеннего половодья. Северо-западная часть поселка Быков. Фото из Интернета. Источник:
 https://i.sakh.com/b/8/1/81583b78f70b87b68a4029ffdaf1c398.jpg
https://vdp.mycdn.me/getImage?id=291668298434&idx=2&thumbType=32
https://i.sakh.com/info/p/photos/84/84112/f1904430adf.jpg
http://photo.foto-planeta.com/view/5/5/8/2/dolinsk-558272.jpg
Участок дороги от Долинска до Быкова на въезде в Долинск, во время весеннего половодья. Северо-западная часть поселка Быков. Фото из Интернета. Источник: https://i.sakh.com/b/8/1/81583b78f70b87b68a4029ffdaf1c398.jpg https://vdp.mycdn.me/getImage?id=291668298434&idx=2&thumbType=32 https://i.sakh.com/info/p/photos/84/84112/f1904430adf.jpg http://photo.foto-planeta.com/view/5/5/8/2/dolinsk-558272.jpg

С дороги может показаться, что Покровка, неприлично большое село. На самом деле, то, что мы видим, это три села. Справа — Покровка, переходящая в Октябрьское, слева Покровка, переходящая в Сосновку.

Все эти села закладывались ссыльнокаторжанами еще в конце XIX века, в 1895 году, по долине реки Найбы, по левому берегу, вверх от Галкино-Врасского — Николаевское, Романовское, Казанское, Отрадное. По правому — Покровское, Спасское, Надеждинское.

10
Сейчас участок до Быкова закатали в асфальт, а во время нашей поездки это была грунтовка. Многие вот так и добираются до дома.
Сейчас участок до Быкова закатали в асфальт, а во время нашей поездки это была грунтовка. Многие вот так и добираются до дома.

В 1905 году эти села стали мышеловками для японских пехотинцев. Ставил ловушки и капканы капитан Быков. Имея место постоянной дислокации в районе Найбинского поста, Быков контролировал северную часть Сусунайской низменности, с частью долины реки Найбы. Был он охотником. Много ходил по лесам в юности, лес любил, знал, поэтому и на Сахалине в тайге чувствовал себя как рыба в воде. Местность он успел изучить, поэтому, как только появились японцы двигающиеся на север, капитан сразу начал организовывать на них охоту, устраивая засады.

В Романовском под раздачу попали 19 кавалеристов (японцев закопали, лошадки разнообразили питание, «Арисаки» заменили старые «Берданы»), через несколько дней в Отрадном, японцы потеряли уже более сотни пехотинцев. Перевооружив 1/3 отряда японскими «Арисаками», и добавив в ряды полусотню партизан отряда капитана Полуботько, не пожелавших вместе с командиром сдаться японцам, капитан Быков решил не дожидаться больших сил противника. Японцы же, получив два вежливых отказа от Быкова на предложение сложить оружие, загрустили и начали шерстить тайгу, привлекая к этому айнов, собак айнов и огромные силы пехоты и кавалерии, злых как собаки айнов.

9
Сахалин. Быков: три капитана
13
Вот такими долинами и шел отряд капитана Быкова
Вот такими долинами и шел отряд капитана Быкова

Как-то на областном туристском слете в соревнованиях «краеведческая викторина» мне на глаза попался вопрос: какой населенный пункт в Сахалинской области носит имя животного?

Я долго не мог понять этого вопроса, недоумевая тупость это или неуместная шутка. Оказалось, что дама, которая придумывала вопросы, не знала, что поселок Быков, назван так в честь командира 5-го партизанского отряда, капитана Василия Петровича Быкова, а вовсе не по изобилию крупного рогатого скота пасущегося в окрестностях. К сожалению, соревнования уже шли, анкеты раздали, и команды правильно ответили на этот относительно «легкий вопрос»…

Даме, конечно, все это было высказано на «судейской». Но толку то что, ведь в головах детишек осело, что Быков, это место, где пасутся быки. Быков сейчас — сплошной депрессив. Шахта закрыта, работы нет. Бывшие старые шахтеры доживают свой век и их худые фигуры, отягощенные силикозом, медленно перемещаются между развалин «хрущевок», до магазина и обратно.

11
Сюссюрея - эндем Сахалина, растет по улицам Быкова
Сюссюрея - эндем Сахалина, растет по улицам Быкова
7
Основание хребта разделяющего Быков и Загорский
Основание хребта разделяющего Быков и Загорский
7
Конкреция вывалившаяся из слоев красноярковской свиты
Конкреция вывалившаяся из слоев красноярковской свиты
10
Береговые обрывы Красноярки
Береговые обрывы Красноярки
13
Геологические слои, это красноярковская свита, названная так по речке Красноярка, здесь неподалеку есть опорный разрез
Геологические слои, это красноярковская свита, названная так по речке Красноярка, здесь неподалеку есть опорный разрез

История поселка началась в позапрошлом веке, в 1868 году геолог Лопатин поднимаясь вверх по реке Найбучи, нашел здесь уголь, однако к его разработке приступили только в начале 40-х. На шахте «Найбучи» применялся рабский труд корейских рабочих. Тогда же рядом с шахтой, в Хигаси-Найбучи (Углезаводск) началось строительство коксохимического завода с побочной сухой перегонкой угля, для производства жидких фракций углеводородов. Изначально, завод был рассчитан на переработку 2000 тонн угля в сутки, но в связи с войной введен в эксплуатацию не на полную мощность — всего 700 тонн в сутки. К 1945 г. завод выпускал ежесуточно 420 тонн полукокса, 5,6 тонны бензина, 70 тонн смолы. После 1945 года здесь помимо всего перечисленного, перерабатывая уголь, начали выпускать дизтопливо, крезол, парафин, мазут, пек, каустическую соду и серную кислоту. После 1945 года поселок переименовали в Быков, шахту в «Долинскую», а месторождение стало Лопатинским. Строился шахтерский поселок, увеличивалась добыча угля, и к 60-м годам в этой части возникла небольшая промышленная агломерация, которая была образована шахтами в Загорском, Быкове и коксохимическим заводом в Углезаводске. Имея большие зарплаты, даже по сахалинским меркам, шахтеры жили безбедно, «Жигули» были практически в каждой семье и на хлеб с маслом всегда хватало. В 80-х провели модернизацию шахт — заменили рельсовую колею, внедрили мощные механизированные комплексы и горнопроходческие комбайны, оснастили предприятие аэрогазовой аппаратурой и другим отраслевым оборудованием, что позволило выйти на миллион тонн добычи ежегодно. Развал Союза и развал отрасли привели к агонии угледобычи и банкротству предприятия.

6
Поселок Быков. Фото 1988 года. Личный архив Николая Магдалинского
Источник: http://oldsakhalin.ru/uploads/images/history/2015/04/21/da56dbdd0c.jpg
Поселок Быков. Фото 1988 года. Личный архив Николая Магдалинского Источник: http://oldsakhalin.ru/uploads/images/history/2015/04/21/da56dbdd0c.jpg

В 2007 году «Долинскую» выкупили китайцы, заплатив все долги, однако это не спасло ни шахту, ни Быков, ни даже китайцев. Возобновившаяся было добыча угля, дала надежду, которая угасла в 2012 году — шахту закрыли. В 2015 году, закрыли Загорский. Летом 2017 там еще оставался последний жилой дом. Осталась тонкая нить надежды, связывающая Быков и Южно-Сахалинск — железная дорога. Рано утром пригородный поезд, увозит нашедших работу в Южно-Сахалинск, вечером привозит их назад. Но и эта ниточка, судя по всему скоро оборвется.

8
Железнодорожный мост через р. Найба
Железнодорожный мост через р. Найба
3
Въезд в поселок Быков
Въезд в поселок Быков

Углезаводск находится перед Долинским хребтом, в который упирается Сусунайская долина, Найба здесь пробила себе ход и вырывается на простор из зажатых теснин. За хребтом находится Быков, он зажат между хребтами в долине Найбы и его большая часть находится на правом берегу, на высоких речных террасах и предгорьях хребта образованного совместными усилиями тектонических сооружений названных именами Шренка и Мицуля. Здесь очень сложная орография, как говорят: черт ногу сломит. Верхушки хребтов имеют 500 и более метров. Узкие и глубокие долины рек и ручьев прорезают весь тектонический блок, каньонами и расщелинами, образуя сеть водных потоков больше походящую на паутину.

Вглубь долины ведет две дороги — автомобильная и железная, они как сквозь игольное ушко проскальзывают по берегу Найбы и уходят дальше к поселку. Появляются скособоченные домики. Здесь ценили каждый метр, и лепили на склонах и косогорах домишки, огородики и сарайчики. Сейчас это брошено, зарастает гречихой, белокопытником и крапивой, поглощается сахалинским гумусом и только по весне, когда сходит снег и еще не появляется высокотравье можно увидеть, где жили люди. Быков знал годы, когда население составляло за 12 тысяч, сейчас, если наберётся 3,5 тысячи, я буду удивлен. В администрации назвали цифру по последней переписи — 4,1 тыс., это выгодно в плане дотаций. Сколько реально живет в поселке, ответить затруднились (или не хотели). От былой шахтерской славы на въезде осталось напоминание — оригинальная стела с изречением В. И. Ленина об угле и надписью Быков.

5
Стела на въезде в поселок
Стела на въезде в поселок
7
Бузина Микеля, растет бурно на местах где жили люди. Обычно используют как индикатор при раскопках на местах японских хуторов
Бузина Микеля, растет бурно на местах где жили люди. Обычно используют как индикатор при раскопках на местах японских хуторов

Отсюда, со стелы видны разрушающиеся мосты через Найбу и японские бетонные трубы — немые памятники былого. Почти в соответствие с синтоизмом — соединяющие души земные с небесным.

4
Японские трубы, как памятники ушедшей эпохи, если не взорвут как башню в Ё-бурке, простоят еще долго...
Японские трубы, как памятники ушедшей эпохи, если не взорвут как башню в Ё-бурке, простоят еще долго...
6
Все зарастает жимолостью
Все зарастает жимолостью
7
Сахалин. Быков: три капитана

Кстати, когда готовил материал, на советской военной топографической карте 1945 года нашел интересную деталь, вернее ее отсутствие. На карте нет ни Найбучи, ни Хигаси-Найбучи, ни Ниси-Найбучи. Как воевать пошли с такими картами, ума не приложу.

4
Фрагменты топографических катр, вверху топографическая карта масштаба 1:100 000, составленная в 1945 году по японской топографической карте 1931 года издания. Внизу карта той-же территории масштаба 1:100 000. составленная в 1957-1962 году издания 1973 года
Фрагменты топографических катр, вверху топографическая карта масштаба 1:100 000, составленная в 1945 году по японской топографической карте 1931 года издания. Внизу карта той-же территории масштаба 1:100 000. составленная в 1957-1962 году издания 1973 года
3
Сахалин. Быков: три капитана

Я не буду останавливать ваше внимание на поселке сейчас похожем больше на населенный пункт, переживший небольшую локальную войну, без применения тяжелой артиллерии и снарядов, с пустыми глазницами окон — зрелище удручающее само по себе. Петляя по улицам и распугивая бывших шахтеров и отощавших кур на самовыпасе, проезжаем к северо-западной части поселка и по дороге на Загорское едем в сопку, забирая западнее. Вот тут на склоне, можно выйти и углубившись на метров 60 севернее, выйти на высокую правую террасу реки Найбы.

8
Долина реки Найба и хребет Шренка, средние высоты 300-500 метров
Долина реки Найба и хребет Шренка, средние высоты 300-500 метров
12
Долина реки Найба и хребет Шренка, ближайшая высота - 324 метра над уровнем моря
Долина реки Найба и хребет Шренка, ближайшая высота - 324 метра над уровнем моря
9
Долина реки Найба и хребет Шренка, северная часть поселка Быков - частный сектор
Долина реки Найба и хребет Шренка, северная часть поселка Быков - частный сектор

Отсюда открывается умопомрачительный вид на северную часть Быкова с частным сектором и всю долину реки. По долине Найбы, вверх по реке и ушел на север в сопки, отряд капитана Быкова. Пока японцы методично занимались прочёсыванием долинных лесов в поисках капитана, Быков узнав, что к нему с севера, на соединение движется отряд капитана Сомова в количестве 114 человек, с пропитанием и боеприпасами, и сам пошел ему на встречу. Мобильная связь отсутствовала, поэтому Быков не знал, что отряд Сомова, дойдя до Найеро, а это 150 км от Отосану, узнал о капитуляции и вернулся назад в Оноры. Сдаваться на милость победителю.

Отряд Быкова, а это уже почти 300 бойцов, отправился вверх по долине Найбы, дошел до ее истоков и преодолев перевал вышел на Охотское побережье, в районе Отосану (Фирсово).

Айнское стойбище на берегу встретило подозрительно тихо. Японский отряд заграждения, в поисках партизан, на свое несчастье на них и напоролся. Не придумав ничего лучше, как спрятаться в стойбище, японцы сидели тихо, но видимо кто-то из них не выдержал и заскулил. Минут через пять, когда перестало пахнуть дымным порохом и все было кончено, к Быкову пригибаясь, перепрыгивая через трупы, подбежал старейшина айну. Кланяясь и бормоча: «Насяльник, тута япона сама присла, мы не звали. Сама по берегу ходит, туда-сюда, туда-сюда. Проходи насяльника в дом, сяс прибелемся, япона дохлых закопаем, сакэ попьем».

Как сказал Жванецкий: я себе уже все напредставлял…

Я тоже все напредставлял, в голове сложился и маршрут, который прошел капитан Быков, мысли которые приходили ему в голову, события и бытовуха. Одного я не могу представить, как выглядел капитан. Я думаю это очень важно иметь перед собой изображение человека, о котором ты пишешь. Я просто уверен, что при этом возникает связь с уже ушедшим человеком и можно понять, что он не успел сказать в своей жизни. Как не странно, мешает образ капитана Быкова, который создал Валентин Саввич Пикуль в романе «Каторга». Он создавал его из своих соображений в соответствие с линией романа. Это образ отличается от того, что в моей голове.

Все что достоверно известно о Быкове, написано в книге полковника австро-венгерской армии Станислава Урсын-Прушински «Бои на острове Сахалин во время русско-японской войны», 1910 г. и в ссылках к этой книги сделанных историком В. М. Латышевым:

Быков Василий Петрович (1858-?) — капитан, из дворян Черниговской губернии. Детство и юность провел в имении в лесах современной Брянской области, поэтому отлично ориентировался в тайге. Службу в армии начал рядовым, затем закончил Киевское пехотное юнкерское училище. С 1904 г. — в действующей армии в Маньчжурии, командир роты 1-го пехотного Сибирского полка. В январе 1905 г. направлен на о. Сахалин командиром партизанского отряда. В 1906 г. уволен со службы с производством в подполковники.

12
Красноярка - типичная средняя река юга острова
Красноярка - типичная средняя река юга острова

Вот и все…За краткими строчками этой биографической справки силуэтом вырисовывается портрет капитана, которому было около 47 лет, на момент боевых действий на Сахалине, возраст скажем не капитанский. У Пикуля капитан Быков намного моложе, служит на Сахалине, и по ходу повествования смертельно влюбляется в Клавочку Челищеву, одну из героинь романа. Маршрут отряда Быкова проходит через Тымовскую долину, а не кунгасами вдоль восточного побережья, да и в конце романа Быков от несчастной любви пустил себе пулю в голову из-за отказа, который ему Клавочка сделала. На самом деле все не так, но это право писателя развивать линию романа как ему заблагорассудится, в соответствии с задуманным.

Мне иногда кажется, что региональных чиновников следует ограничить в местах отдыха, как и представителей силовых структур. Нечего по заграницам ездить, пока не сделают достойные условия для отдыха на острове — ведь все условия для этого на острове есть. Пусть создают для себя любимых, но не типа Монерона, куда попасть можно только им, а для всех желающих. Я и маршрут специально для чиновников подготовил — вот он.

4
Маршрут 5-го партизанского отряда под командованием капитана Быкова
Маршрут 5-го партизанского отряда под командованием капитана Быкова

Я его разнообразил. Видите, есть водная часть на кунгасах, есть пешая по берегу, пешая по тайге, пешая в горах, пешая по долинам рек и ручьев, и даже круизная на заключительном этапе — на ретро-пароходе, через Амурский лиман. Длина маршрута — 1200 км, продолжительность — 60–70 дней суток. Размер группы около 250 чиновников. Ну, а по ходовой, всякие развлечения, типа — пейнбол с засадами, захват кунгасов, бои с противником, разгрузочные дни, когда кушать нечего. В роли противника чиновники из Асахигава, Саппоро, Аомори и других побратимских городов Японии — пусть общаются и узнают друг друга поближе — это полезно. Мне кажется все прошедшие его, под самый конец маршрута примут решение по-человечески подойти к исторической памяти и поставить памятники известным и неизвестным героям той полузабытой войны. А первую очередь капитану Василию Петровичу Быкову, штабс-капитану Ильяс-Давлет Мирза Даирскому, штабс-капитану Брониславу Владиславовичу Гротто-Слепиковскому. Русскому, крымскому татарину и поляку, у которых была только одна родина — Россия, не смотря на религиозные убеждения.

Ну, а инструктором на этот маршрут, я бы поставил замечательного человека, учителя и краеведа Горобца Виктора Яковлевича, из Покровской школы, большую часть своей жизни посвятившему изучению русско-японской войны на Сахалине. Он уже прошел маршрутами всех партизанских отрядов, раскапывал позиции отряда Гротто-Слепиковского, место захоронения отряда Даирского, нашел все места боев, лагеря и стоянки по пути отряда Быкова.

Как вы, наверное, догадались, этот замечательный маршрут уже был пройден однажды. Произошло это летом 1905 года, и прошел его 5-й партизанский отряд под командованием Василия Петровича Быкова. Маршрут пройденный с боями, лишениями, горечью капитуляции продажных военных чиновников, впроголодь, по бездорожью и морским берегам. Маршрут, пройденный с честью и минимальными потерями. За свой героический подвиг он в отличие от генерал-губернатора Ляпунова (капитулировал, сдав Сахалин японцам), ордена Святой Анны не получил, ему лишь присвоили очередное звание подполковника, после чего ушел в отставку и уехал на родину. Дружинников своего отряда всех в своем списке поощрил амнистией и ходатайствовал о просьбе решивших вернуться на остров в 1906 году.

Это еще одна деталь рисующая портрет капитана, отношение к каторжанам, ведь, по сути, он командовал отрядом преступников, отверженных, убийц и грабителей. Я так думаю, ему бы не удалось довести отряд до Николаевска, если бы не его человеческое отношение к этим людям, а потери отряда — 54 бойца, были бы намного больше.

Когда стоишь на террасе высокого берега Найбы, хорошо думается и представляется. Возникает ощущение, что отсюда открывается путь в прошлое, настоящее и будущее. Стоит только шагнуть с обрыва и под ногами возникнет ощущение невидимого стеклянного моста…

10
Быковские пороги. когда долго нет дождей, они такие.
Быковские пороги. когда долго нет дождей, они такие.
10
А это утес с березой на краю
А это утес с березой на краю
11
Быковские пороги в малую воду
Быковские пороги в малую воду
13
Береза на утесе. Понятнее не снять - тропа узкая. Край тропы сливается с песчаной косой, внизу в 30 метрах река Красноярка. Виден участок. откуда падает вода
Береза на утесе. Понятнее не снять - тропа узкая. Край тропы сливается с песчаной косой, внизу в 30 метрах река Красноярка. Виден участок. откуда падает вода
14
Сахалин. Быков: три капитана
8
Сахалин. Быков: три капитана
9
Красноярка за порогом
Красноярка за порогом

Ну да ладно, не надо экспериментировать, склон очень крутой, лучше двинемся дальше, к «Быковским порогам», до них остается сущий пустяк — всего каких-то четыре километра. Там я вам расскажу о бывшем водопаде, который уничтожили советские чиновники и он превратился в пороги. О бывшем поселке шахтеров «Загорный», который уничтожили российские чиновники, об окаменелостях которые в изобилии встречаются по реке Красноярке, о таинственном тоннеле пробитым японцами через весь хребет от Найбучи (Быков), до Ниси-Найбучи (Загорский), о…

14
Отпечатки окаменелых моллюсков красноярковской свиты ниже порогов
Отпечатки окаменелых моллюсков красноярковской свиты ниже порогов
12
Пороги очень любят фотографировать красивые девушки, а я фотографировать девушек на порогах
Пороги очень любят фотографировать красивые девушки, а я фотографировать девушек на порогах
7
Сахалин. Быков: три капитана

Не будем забегать вперед, обо все расскажу, но по порядку. Не забуду и продолжение об одиссее капитана Быкова. Она стоит того, ведь это не только капитан в моем воображении и в воображении Валентина Саввича, но и реальный человек. В общем, о трех капитанах…

6
Сахалин. Быков: три капитана

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Комментарии