Для кого-то Матерь Вод, а для кого-то просто дорога
Тайцы и лаосцы называют эту реку Ме Нам Кхонг. Ме Нам означает Матерь Вод, и это понятие применимо к любой большой реке. А вот Кхонг, это произносимое на тайско-лаосский манер индийское слово Ганг. Ме Нам Кхонг — Матерь Вод Ганг. Неожиданно, правда?
Географической взаимосвязи реки Меконг и священного Ганга, конечно, не существует, но зато есть такая связь на уровне духовном. Было время, когда большая часть Индокитая, в том числе территория современного Лаоса, входила в могущественную империю кхмеров, религиозной основой которой был индуизм. В пантеоне индуистских богов почётное место отведено богине Матери рек Ганге, так вот в честь неё и носит своё имя река, известная нам как Меконг.
Года четыре назад я видел дельту Меконга в окрестностях вьетнамского Хошимина, то необыкновенное место, где великая азиатская река многочисленными щупальцами навеки вцепилось в Южно-Китайское море.
Чуть позже, катался на кораблике по Меконгу в окрестностях камбоджийской столицы Пномпень.
Уверен, придёт время, и я окажусь в Восточной части Тибетского нагорья, где берёт своё начало бурная Дзачу, как тибетцы называют свою часть Меконга. А может и дальше, там, где река, извилистая, узкая и своенравная, уже под китайским именем Ланьцанцзян пробивает себе путь в покрытых зеленью горах провинции Юнянань, откуда много веков назад на свои нынешние земли пришли тайские и лаосские племена.
Это было и это будет, но сейчас нам предстоит путь в срединной части реки Меконг, где река широка и спокойна.
Этот отрезок от перехода Чианг Кхонг — Хуайсай тайско-лаосской границы до лаосского города Луангпрабанг является внутренней лаосской рекой, национальной автомагистралью, соединяющей отдельные части Лаоса в единое целое.
Волей случая, польстившись на щедрое предложение от Qatar Airways, мы на две недели оказались в тайском Чианг Мае. Север Таиланда, безусловно, достоин не только двух недель нашей жизни, но и гораздо большего периода времени. Некоторые приезжают туда на зимовку, находят, чем заняться в этой стране вечного лета.
А вот хозяин геста, в котором мы остановились по приезду, уроженец Австралии, приехал в Чианг Май пятнадцать лет назад, да так и не смог уехать домой, чем-то видно зацепили его эти места.
Но всё же пребывание в Чианг Мае мы решили разнообразить поездкой в соседнее государство. Рассуждали так, что возможно, больше не выпадет случай оказаться в этом регионе: время, деньги — ограничивающие факторы, и их влияние гораздо сильнее потенциальных возможностей. Поэтому, решили, что пользоваться оказией надо по максимуму.
Да и вообще, я это частенько практикую. Я имею в виду совмещение визитов в соседние государства, экономически это оправдано, вносит в поездку живое разнообразие. Объединить одной поездкой Северный Таиланд и Лаос, согласитесь, выглядит очень даже логично.
С одной стороны, у этих стран много общего, в плане языка, культуры, истории. Тайские и лаосские народы этнически очень близки. Но, с другой стороны, и различий не мало. Увидеть общее и найти отличие, разве это не занимательное занятие?
Куда направить свои стопы в Лаосе, в условиях ограничения по времени? Тут для нас всё было понятно. Конечно, Луангпрабанг — древняя столица лаосского государства, возможно, самое привлекательное в туристическом плане место в Лаосе. Тем более, что от Чианг Мая этот город сравнительно недалеко, тоже на севере, только уже не тайском, а лаосском.
А вот как туда добраться, это уже вопрос. На самолёте слишком просто и слишком дорого, этот вариант мы отмели сразу. Железнодорожными и автомобильными трассами Лаос не избалован, первых там вообще нет, и вряд ли в ближайшей перспективе появятся, вторые есть, но не самого лучшего (деликатно скажу я) качества. Кстати, покататься по лаосским дорогам нам всё же пришлось, обратный путь на sleep bus комфортным и удобным не назовёшь, но другого варианта у нас не было.
Итак, мы выбрали сплав по реке! Это решение было великолепное, но совсем не оригинальное. Это очень популярное у туристов развлечение, ибо каждый день из Хуайсая в Луангпрабанг и обратно отправляется лодка, а может и не одна, вмещающая до сотни жаждущих экзотики туристов.
Большинство выбирают slow boat медленную лодку, которая за два дня доставляет пассажиров из пункта, А в пункт Б. Первый день лодка идёт 6 часов (местом отправления будем считать Хуайсай, так как это было у нас), делая промежуточную остановку на ночь в лаосской деревеньке Пакбенг, которой выпало редкое счастье оказаться ровно на середине пути между Хуайсаем и Луангпрабангом.
Второй день пути по реке несколько длиннее — 8 часов неторопливого хода.
Есть и более быстрый вариант, называемый speed boat, вариант для самых отчаянных и безрассудных. Быстрая лодка на бешенной скорости часов за 6 доставляет вас туда, куда надо.
Но, правда, возможно не всех. Количество выехавших и доехавших не всегда совпадает, риск гибели очень велик, для этого лодке достаточно наскочить на торчащий из воды камень или утопленное бревно.
Риск, оно, конечно, благородное дело, и кому достаётся шампанское я тоже в курсе. Но, в памяти как-то застряло совсем другое: тише едешь, дальше будешь.
Когда серый день становится ярким
Всего путь из Чианг Мая до Луангпрабанга с учётом выбранного нами способа передвижения занимал три дня. Первый этап совсем не водный, а автомобильный и полностью проходит по территории Таиланда. Нам было нужно доехать от Чианг Мая до приграничного тайского городка Чианг Кхонг.
Он находится на берегу реки Меконг прямо напротив лаосского Хуайсая, с причалов которого и отправляется лодка в Луангпрабанг.
На этот этап пути в любом случае уйдёт один полноценный день, который мог бы быть скучным и монотонным, если бы трасса не проходила через Чианг Рай, достаточно большой город на севере Таиланда. Есть в этом городе, а если быть точнее, в непосредственной к нему близости, великая достопримечательность, вызывающая просто дикий интерес. Это Белый храм. Я про него рассказывал в своём предыдущем рассказе. Туда обязательно надо попасть и тогда день обещающий быть серым станет одним из самых ярких в вашей жизни.
Мы собирались преодолеть этот отрезок пути на автобусах компании Green Bus в два этапа. Сначала доехать до Чианг Рая (примерно километров 200), сделав там промежуточную остановку, чтобы посмотреть то белоснежное чудо. Далее на автобусе этой же фирмы проглотить ещё километров 100, уже до города Чианг Кхонг.
Хлопот такой переезд обещал немало. Билеты на автобус надо было покупать заранее, ибо в день отправления их могло и не быть, это раз. Автобусы приезжали и уезжали, понятное дело, с автовокзалов, и до храма, и до пограничного перехода надо было как-то добираться и опять же за всё это платить, это два. Ещё надо было решить проблему с ночлегом, либо в тайском Чианг Кхонге или лаосском Хуайсае, это три. И было ещё и четыре, и пять, и двадцать пять.
В результате, всё получилось гораздо проще. Это ещё один довод для сомневающихся, что по Таиланду и другим странам юго-восточной Азии можно и нужно путешествовать, не прибегая к услугам пакетных туроператоров.
На рецепции нашего геста, который параллельно оказывал услуги туристического бюро, мы купили некий комбинированный билет. Расскажу про эту услугу, вдруг кому пригодится. Дело в том, ни в одном отчёте (а прочитал я их немало) мне не встречалась информация о такой возможности. Все очень подробно рассказывали, как покупали билеты, вели тёрки с тук-тукерами и какие гесты снимали, то есть про все те хлопоты, которые нам удалось избежать. Неужели эта услуга появилась совсем недавно? Если это так, то нам очень сильно повезло.
Пообещали (и обещание своё выполнили) следующее:
— после завтрака, прямо от нашего геста, нас забирает микроавтобус и в компании других туристов доставляет прямиком в Чианг Кхонг. По пути микроавтобус делает несколько остановок, одна из них на обед, другая около Белого храма в Чианг Рае, на осмотр которого выделяется примерно час;
— в Чианг Кхонге размещают на ночлег с оплаченным ужином и завтраком;
-утром доставляют до пограничного перехода, проводив с одной стороны и встретив с другой;
-от пограничного перехода отвозят к причалу лаосского города Хуайсай (а это километров 15), покупают билет на лодку: Хуайсай — Пакбенг — Луангпрабанг.
Ну как вам такой сервис! По мне так шикарно! А теперь внимание, стоимость услуги: 1800 бат с человека, примерно $60. Дополнительно мы оплачивали только размещение в Пакбенге, но это стоило совсем недорого. Я точно не подсчитывал, но уверен, что чисто самостоятельный подобный вояж вышел бы несколько дороже, ведь только стоимость билетов на лодку тянула на 900 бат. Согласитесь, очень даже неплохо!
Первый день нашего путешествия в Лаос завершился в приграничном Чианг Кхонге.
Этот городок состоит из двух параллельных, протыкающих его насквозь улиц. По обеим сторонам одной из них, считающейся главной, расположены гестхаусы, ресторанчики, всякие лавки и тому подобный немудрёный набор.
По другой улице, идущей вдоль Меконга, классно прогуливаться.
По ней практически не ходит транспорт, там тихо и невероятно спокойно.
С одной стороны река, на противоположной стороне которой хорошо видимый лаосский берег.
С другой, невысокие дома, некоторые деревянные, в 2–3 этажа.
Иногда по дороге попадались храмы, но после великолепия Чианг Мая и Чианг Рая они совершенно не впечатляли. Нет, всё-таки главная достопримечательность этого города — Меконг.
От набережной к воде спускаются ступеньки. Вряд ли они предназначены для купающихся, освежиться в такой грязноватой воде не решаются даже местные. Наверное, это подход к моторным лодкам, в этих местах люди не могут жить без реки.
Завтра утром мы преодолеем эту реку по Мосту Дружбы, а потом на медленной лодке поплывём в далёкий Луангпрабанг. Но это будет завтра, а этот день мы завершим здесь, в Богом и людьми забытом городке на берегу Великой Реки. Знаете, хороший получился день! Совсем не серый, а очень даже яркий!
Ну что, поплыли?
Иные скажут, ну и в чём прикол? Зачем это вообще нужно, прилететь на другой конец света и на длинной деревянной лодке с навесом, в которую натыкали автомобильные или автобусные кресла, отправится в далёкий путь по мутной реке?
Отвечу так, смысла в этом не больше, чем в любом ином путешествии. При любом раскладе, дома перед телевизором на диване, с мурлычущей кошкой в ногах, будет и уютнее, и комфортнее.
Настройся на канал, по которому нон-стопом идёт «Мир наизнанку», и смотри про этот Лаос, пока не попадёшь в объятия Морфея. А желаешь другой канал про путешествия, Travel & Adventure например, всего то и делов, нажать усталым пальчиком на нужную кнопочку, будет тебе и Путешествия, и Приключения. Получается, что нет у меня ответа на этот вопрос, так что решайте сами, зачем всё это нужно.
После того, как лодка, собрав в своём чреве многоязычную толпу, держась фарватера, уверенно вышла на середину реки, у меня появилось слишком много занятий. Занятий серьёзных и очень важных.
Подчитывать буруны и водовороты мутно-серо-зелёного Меконга одно из них.
А ещё надо было упорно разглядывать проплывающие за бортом берега в попытке ухватить их переменчивый образ. Стараясь запутать и сбить с толку, берега являлись то в образе покрытых не нашими лесами гор, то в виде песчаных отмелей, а то и вовсе, преобразившись в одиноко стоящую скалу.
Запомнить всё это, оставить в памяти проплывающие за бортом первозданные и абсолютно безлюдные пейзажи, крайне нелёгкое, но невероятно занимательное занятие.
А ещё были развлечения. Самое любимое, дождаться, появления одинокой деревеньки с десяток хижин, перед которой наше не глубоко посаженное судно, уткнется своим носом в глинистый берег и скинет трап.
Дело в том, что на борту кроме туристов было десятка полтора — два местных жителей, они группировались отдельно в задней части лодки, возле большого и шумного мотора.
Там было много женщин и детей, видимо ехали целыми семьями с мешками и огромными тюками. Возможно, местных перевозили бесплатно или за небольшие деньги, потому как в общий салон их не пускали и ютились они в совсем некомфортных условиях.
Так вот, периодически лодка причаливала к берегу, на первый взгляд, без каких-либо признаков жизни и высаживала местных вместе с их поклажей, и иногда принимала новых пассажиров на борт.
Обычно, высаженные карабкались вверх по горному склону, и тогда становилось понятным, куда они направлялись — выше по склону, среди деревьев, выглядывала незамысловатоя деревенька.
Иногда нашу лодку встречала местная детвора, очень им хотелось получить от туристов что-нибудь в подарок или продать им свои поделки.
Народ из лодки, конечно, был щедр на гостинцы, раздавая сладости, газировку или мелкие купюры. Казалось бы, умилительная картинка, но отчего-то становилось грустно.
После первого дня, проведённого на реке, мы причалили к пристани в деревушке Пагбенг.
Возможно, предки ныне живущих там жителей были очень хорошими людьми, и своими благими делами обеспечили будущим поколениям сельчан счастливую жизнь. А разве оказаться ровно посередине пути из Хуайсая в Луангпрабанг не счастливый билет?
По ночи судоходство по Меконгу категорически запрещено, а в один день пути на медленной лодке не уложится. Вот и изменился облик лаосской деревушки до неузнаваемости.
Застроилась её главная, она же единственная улица недорогими отелями, кафешками всякими и лавками с сопутствующими товарами.
Гостеприимство деревеньки Пакбенг мы приняли как должное: устроились в номер с удобствами, вкусно поужинали, купили продуктов на завтра и даже пообщались с внешним миром, через слабенький, но всё-таки функционирующий интернет на рецепции нашего геста.
Но в один момент, уже привычный к странствиям разум, приспособившийся к периодически возникающим необычным обстоятельствам, вдруг осенило: да ты хоть понимаешь, где находишься, это же где-то в горах северного Лаоса, куда надо плыть по реке день сюда и день отсюда.
И от такого озарения стало очень хорошо. Так может быть именно ради этого момента, мы время от времени покидаем уютный диван с мурлычущей кошкой в ногах, расстаемся на время с привычным и комфортным укладом жизни и идем не знамо куда и не знамо зачем?
Второй день речного пути мало чем отличался от первого. Все те же первозданные пейзажи, мутные воды Меконга, буруны, валуны и скалы, песчаные отвалы, редкие следы человеческой жизни….
А потом мы приплыли в Луангпрабанг, но, впрочем, об этом в следующий раз.
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия