Если бы меня спросили: что такое Италия? Я бы ответила: Италия — это музыка! Родина оперы! Родина многих-многих замечательных композиторов, музыкантов-исполнителей, певцов! Эти мастера, подружившиеся с царицей-Музыкой жили не только в Италии, но приглашались в разные страны, как истинные знатоки, эксперты.
Сколько в нашей России было итальянских трупп! Сколько итальянских артистов, певцов, и, конечно, композиторов! Да, что там умствовать! Каждый итальянец непременно поет (даже если голос не очень славный) — иначе, какой же он итальянец!
Мои первые, теперь уже очень отдаленные узнавания Италии тоже были музыкальными и это не случайно. Удивительный язык, на котором удобно распеваться вокалистам: Если петь на итальянском языке, в певческом аппарате «все встает на свои места». Почему? То ли много гласных, то ли другие тайны, но музыкальная речь, помноженная на красоту мелодии (а это талант особенный и дается избранным), демонстрирует уникальный результат. Получается, что Италия выражает себя не только через изобразительное искусство — что очевидно многим, но через музыку, прекрасное пение. Конечно, знаменитое «bel canto» — это не просто дословный перевод, но особая вокальная техника, которой в совершенстве владели итальянцы и которой — как бы успешно ни обучались люди других национальностей — все же будут петь «как итальянцы», ведь чтобы петь «по-итальянски», надо родиться под этим жарким солнцем.
2
Не написать о музыкальной Венеции, или о музыкальной Флоренции, вернувшись из Италии, просто невозможно, потому что это страницы великой истории, бесценный клад мировой культуры!
Надо сказать, что к началу Возрождения, итальянские города-республики были очень своеобычны и крепко держались родных, отличных от других, традиций (это нашло отражение и в языковых диалектах), поэтому рассказывать о двух разных «музыкальных центрах» Италии в одном материале, было бы неправильно. В то же время названия «Музыкальная Флоренция» или «Музыкальная Венеция» претендовали бы на доскональность, а такого объема материала, по результатам случившихся поездок, у меня нет — тут надо было бы годичную командировку организовывать! Что ж! Назову свой рассказ нейтрально — «Заметки в нотной тетради». Впрочем, здесь, на сайте, я уже начала размышлять на тему музыки в опубликованном ранее рассказе «Адажио Венеции»: Альбинони, Вивальди…
Но, жалко, когда несомненно важное все же остается «за кадром». Пусть небольшие крупицы тех собранных в поездке впечатлений, пусть малые зерна, но через некоторое время они начинают прорастать и радовать благоуханием новых сюжетов, которыми хочется поделиться с друзьями. Ну, так будем к этим несмелым росткам благосклонны!
Кто ни проходил по набережной мимо памятника первому королю объединённой Италии Виктору Эммануилу II в. Венеции!
2
Венеция была присоединена к Италии в 1866 году, а уже в 1887 году на Славянской набережной (Riva degli Schiavoni) был установлен памятник итальянского скульптора Этторе Феррари.
Не буду рассказывать вам о подмене младенца (якобы истинного наследника, после его гибели подменили еще в колыбели) — это не доказано, а сами итальянцы не спешат делать генетическую экспертизу (которая сегодня возможна), так как родственники: и Тибурци, и истинные Савойские ныне живут и здравствуют. Но у нас-то с вами музыкальный рассказ! Так вот, сюжет знаменитой оперы Джузеппе Верди «Трубадур» на либретто Сальваторе Каммарано и Леоне Бардаре, премьера которой состоялась 19 января 1853года в римском театре «Аполло» говорит о том, что либретистам эта история, конечно же тоже была известна. В опере, цыганка Азучена в безумии ненависти, желая отомстить герцогу, нечаянно бросает в костер не сына герцога, а своего собственного. Потом, поняв роковую ошибку, опомнившись, она оставляет сына герцога у себя и воспитывает как сына.
Все это происходит как бы «за кадром», и вся жизнь предстает перед нами лишь в одной арии Азучены! Представляете! Как должна исполнить эту арию оперная певица, чтобы за несколько минут пересказать всю трагедию, которую Азучена хранила, как великую тайну всю жизнь и, наконец, поведала сыну Манрико!
Не забыть мастер-класс великой Елены Образцовой. Предметом «разбора» была как раз ария Азучены.
— Не надо «играть драму». Это выстраданная мудрость. А здесь — вот эти несколько нот можно спеть, упав на сцену. Звук от пола будет резонировать! Эффект — до дрожи!
И вдруг она упала на пол, концертмейстер подхватила, и когда распластавшаяся на сцене певица подняла голову — это была уже Азучена! Она спела несколько последних нот так, что весь зал, в едином порыве восхищения и восторга встал!
О великие певцы! Как много им дано поведать миру через голос!
Верди настолько понравилось либретто, что он написал оперу (4 действия и 8 картин) всего за 29 дней!
Мы еще вернемся к памятнику Виктору Эммануилу, но пока, рассказывая о великих оперных певцах и певицах, которых знала Венеция, хочется перенестись к театру «La Fenice». «Фениксом» театр назвали не случайно. Он дважды пережил страшные пожары (в 1837 и в 1996 гг), но возрождался, можно сказать «из пепла», чтобы вновь радовать публику.
1
Двухсотлетняя история театра великолепна! Здесь пели едва ли ни все выдающиеся певцы Италии. Здесь трудились самые выдающиеся дирижеры и музыканты. Специально для этого театра писали свои оперы Россини. Беллини… Только Маэстро Верди, непосредственно для этого театра написал пять опер! Кстати в театре можно побывать на экскурсии и, наверное, услышать много интересного. А главное — увидеть шикарные интерьеры, которые ныне возродили, восстановили, отреставрировали на народные средства — собирали «всем миром».
У меня не получилось побывать на такой экскурсии — в короткой поездке, все не охватить. Я подошла к театру в тот момент, когда публика в антракте вышла подышать воздухом…
1
Особенно чтят в театре Марию Каллас — есть даже специальная экспозиция, посвященная этой певице. Считается, что венецианский театр дал ей «путевку в жизнь». Не будем спорить, отодвинув историю первого знаменитого выступления певицы в Вероне, где ее заметил известный итальянский дирижер Туллио Серафин и пригласил в 1947 году, в оперный театр Венеции. Тогда Каллас моментально покорила и Венецию, и всю Италию!
Пение юной Каллас завладело сердцем и богатого промышленника Джиованни Батиста Менегини, который вскоре стал ее мужем.
Мария Каллас — трагическая певица, так же драматична и ее судьба. При рождении родители ждали мальчика и были так разочарованы рождением девочки, что мать даже смотреть на родившегося ребенка не хотела. То, что ребенка недолюбили в детстве, видимо, как-то повлияло на характер будущей звезды. Искренняя любовь Менегини была недооценена, а вот великая и единственная в ее жизни любовь ко второму мужу Онасису, закончилась его предательством. Он, как известно, впоследствии, женился на Жаклин Кеннеди, а Мария Каллас так и не смогла справиться со своей болью.
Спев последний раз в 1974 году на сцене, она начала стремительно слепнуть, потеряла свой божественный голос и предпочла полное уединение, завещав после смерти развеять ее прах над морем.
Именно так в Венеции, когда-то хоронили дожей…
Вполне очевидно, что трагическая судьба Виолетты из оперы Верди «Травиата», не исполнялась ею, но проживалась на сцене.
Мы кружили вокруг театра. Тишина, легкий плеск воды…
3
Не случайно и театральная лодка, что стояла у «служебного входа» носила название «Травиата», и отель «La Fenice», что расположен рядом с театром, словно отмечали это особенное место. Здесь все дышало музыкой. Так мне казалось.
3
Но вернемся на Riva degli Schiavoni. Сколько читала рассказов об этом месте: посмотрите направо, посмотрите налево. Иногда мне хотелось крикнуть рассказчику: да, оглянись! Ты стоишь у знаменитого отеля «Hotel Londra Palace»! Здесь когда-то жил П. И. Чайковский. здесь писал свою Четверную симфонию!
Обратимся к истории.
В далеком 1860 году состоялось торжественное открытие великолепного отеля Beau Rivage. Тогда Венеция еще не была присоединена к Италии, а значит и знаменитого памятника перед отелем, не было. «Beau Rivage» находился вблизи другого отеля — «Hotel d’Angleterre et Pension». Вначале отели конкурировали, но затем волею судеб, уже в 1900 году, слились в единый «Hotel Londres et Beau Rivage», впоследствии знаменитый «Hotel Londra Palace».
Гордостью отеля является то, что здесь останавливался П. И. Чайковский. Об этом свидетельствует специальная табличка.
А номер, в котором останавливался Чайковский — сегодня номер 106 так и называется «Tchaikovsky Suite».
В номере Чайковского я не была, поэтому фотографию взяла в интернете.
1
Ресторан отеля тоже носит памятное название «Do Leoni». Именно так вначале называлась первоначально «Четвертая Симфония» П. И. Чайковского, три части которой композитор написал именно здесь.
Петр Ильич Чайковский побывал в Венеции пять раз, хотя вначале Венеция не произвела на композитора должного впечатления. В апреле 1874 года. Во время второго посещения, он писал:
«Венеция такой город, что если бы пришлось прожить здесь неделю, то на пятый день я бы удавился с отчаяния. Все сосредоточено на площади Св. Марка. Засим, куда ни пойдешь, попадешь в лабиринт вонючих коридоров, никуда не приводящих. Город мрачный, как будто вымерший». Венеция показалась Петру Ильичу «обветшалой декорацией из первого акта «Лукреции».
Однако в свои следующие приезды в Венецию, Чайковский расположился к городу более благосклонно, так, что решил остаться на более длительное время, о чем писал Фон Мекк.
3
«Сначала я хотел нанять меблированную комнату и осмотрел их целую массу. Везде грязно, хотя везде поместительно, везде больше, чем мне нужно, и, хотя относительно недорого, но неуютно, неудобно. Сезон в Венеции очень плох, иностранцев мало, и везде, куда я появлялся смотреть квартиры, меня принимали с распростертыми объятиями, с уверениями, что я буду принят как родной, что за мной будут ухаживать и т. д. Из массы этих квартир я не знал, на какую мне решиться, как вдруг сегодня зашел в Hotel Beau Rivage, который показался мне скромным, чистеньким и где я нашел совершенно подходящие две комнаты, правда, в четвертом этаже, но с прелестным видом на лагуны, остров S. Giorgio, Lido и т. д.»
Когда-то «скромный отель» — ныне один из комфортабельных.
Вид из отеля, где жил Чайковский остался неизменным. Он прекрасен! Это собор Сан-Джорджо-Маджоре на одноименном острове.
5
В интерьерах отеля нередко проводятся выставки художников и концерты. Но вернемся к письмам Чайковского и его рассказах о времени, проведенном в Венеции.
«Несколько дней, проведенных мною в Венеции, были для меня благотворны. Во-первых, я позанялся, и настолько усердно, что брат отвезет совершенно готовую вторую картину оперы к Рубинштейну; во-вторых, я чувствую облегчение своему нездоровью, хотя вчера вечером было мне не особенно хорошо, но это я объясняю маленькой простудой. В-третьих, я полюбил очень Венецию, я даже начинаю влюбляться в эту красавицу и решился, проводивши брата, вернуться сюда. Не смейтесь, ради бога, над моей изменчивостью, нерешительностью, но на этот раз я сообщаю Вам не предположение, а положительное решение. Завтра я еду в Вену, где проведу дня три-четыре с братом и потом мы расстанемся. Я думаю об этом моменте с ужасом. Одиночество для меня теперь ужасно, а знакомиться с новыми людьми я ненавижу и не умею. В Вене я найду своего слугу, которого я принужден был выписать, чтобы избегнуть безусловного одиночества. Возвратившись из Вены, я примусь за симфонию, за нашу симфонию, и не встану с места, пока не окончу ее. Вы услышите ее, наверное, в этом сезоне.»
Это вид на гостиницу Чайковского уже с острова, куда мы, конечно же, сплавали, чтобы увидеть «Тайную вечерю» Тинторетто.
4
Изучать «путевые заметки» других людей всегда интересно. А если это Чайковский!
Вот еще!
«Знаете, что меня бесит в Венеции? — писал Чайковский, — это продавцы вечерних газет. Если гуляешь по площади св. Марка, то со всех сторон слышишь: „Il Тempо“, „Il Tempo“, Signоri! La gazzetta di Venezia»! Vittoria di Turchi!» (Победа турок!») Эта виттория di Turchi повторяется каждый вечер. Почему они не кричат о наших действительных победах, а стараются приманить покупателей вымышленными турецкими? Неужели и мирная, красивая Венеция, потерявшая некогда в борьбе с теми же турками свое могущество, дышит все-таки общею всем западным европейцам ненавистью к России? Вчера я вышел из себя и пристал к одному из крикунов: «ma dоve la vittoriа?» [«но где победа?») Оказалось, что под vittori-ей он разумеет турецкое известие о какой-то рекогносцировке, где несколько сот русских были будто бы побиты. «Так разве это победа?» продолжал я грозным голосом допрашивать его. Я плохо понял ответ его, но кричать «vittоriа» он перестал. В сущности, нельзя не отдать справедливости добродушию, учтивости, готовности на услуги итальянцев. Это особенно кидается в глаза людям, приехавшим из Швейцарии, где народ так угрюм, неласков, неподатлив на шутки. Сегодня, когда я проходил мимо крикуна, он учтиво поклонился и вместо «grande vittoria di Turchi» («большая победа турок»), которою оглашали воздух другие газетчики, крикнул мне вслед: «Grande combattimento a Plevna, vittoria dei Russi». Мне было это приятно как проявление деликатности простого человека.»
3
Обо всем этом я вспоминала, когда стояла у отеля и пыталась представить, как к этому месту, где сегодня люди двигаются «плотным маршем» к площади Сан Марко, каждый вечер приходил шарманщик со своей маленькой дочкой. Девочка пела незамысловатую песенку, которая полюбилась композитору так что он впоследствии использовал этот мотив в «Детском альбоме» — «Песня шарманщика».
1
Кстати «Баркарола» из Времен года, также написана под впечатлением Венеции и вряд ли мы узнаем, какой гондольер напел композитору эту замечательную мелодию.
В Венеции, я конечно же обращала внимание на органы. Это орган в знаменитом соборе Сан-Джорджо Маджоре.
3
А это в церкви Сан-Видаль, которая сегодня используется как великолепный концертный зал с отличной акустикой.
4
Здесь выставлена достаточно впечатляющая коллекция раритетных струнных инструментов, которые могут звучать в некоторых концертах.
3
Конечно, рассказывать о музыкальной Венеции и не упомянуть Рихарда Вагнера…
В отличие от скромной квартирки Чайковского, в чистеньком, но в то время затрапезном отеле, Вагнер жил во Дворце Вендрамин-Калерджи (Palazzo Vendramin Calergi). Дворец был построен в конце XV — начале XVI века. Над его постройкой работали два выдающихся архитектора — Мауро Кодуччи, а затем, после смерти Кодуччи, Пьетро Ломбардо. История дворца — это отдельный рассказ, как, впрочем, и о других дворцах украшающих Гранд канал. Именно здесь жил и в 1883 году умер великий Вагнер — реформатор оперы. Эпиграф на главном фасаде дворца гласит: «В этом дворце последний вздох Вагнера стал каплей в море, вечно омывающем мраморные плиты». Красиво и печально… Сегодня в этом дворце открыта мемориальная квартира Вагнера, хотя главным хозяином дворца является известное Казино. Вот как-то все соседствуют…
3
Мы не доплыли до острова Сан Микеле, чтобы побывать на кладбище, где в русской его части нашли последний покой Сергей Дягилев, Иосиф Бродский, и Игорь Стравинский. Сам композитор Стравинский не жил в Венеции подолгу, но последний покой, почему-то нашел именно здесь, впрочем, как и Бродский… Посещение Венеции — это свободное плавание по волнам памяти и Времен. Трудно объять необъятное, но не посетить Музей Музыкальных инструментов, я, конечно же, не могла!
3
Музей, сравнительно молодой — он был открыт в 2001 году, в старинной церкви Сан-Маурицио неподалеку от моста Академии, в историческом центре города.
2
Коллекция музея — потрясающие раритетные музыкальных инструментов, которые пришли к нам из дальнего-далека. Имеются подлинные нотные автографы Вивальди!
1
Интересно и знаменательно, что многие из этих инструментов являются не только молчаливыми экспонатами, но звучат в концертах, которые проводятся в этом храме.
1
Хотелось бы послушать виолончель Амати 1670 года!
6
Музей называется «Вивальди и его время», поэтому здесь очень интересные исторические справки из истории музыки, которая так счастливо творилась в Венеции.
5
Можно почитать о том, как мастера прошлого изготовляли инструменты. Впрочем великие мастера не спешили знакомить со своими секретами. Многие так и ушли в небытие, неразгаданные.
1
В основном, экспозиция предлагает ознакомиться со струнными инструментами, но есть несколько духовых и клавишных.
5
Я сделала много снимков — как иначе! Вот здесь небольшая мастерская по изготовлению музыкальных инструментов и рассказ о творчестве великих скрипичных мастеров прошлого!
Конечно же мне были интересны национальные итальянские инструменты — гитара, мандолина…
4
Очень интересный инструмент жиронда — колесная лира.
3
Хотя существуют разные жиронды — в некоторых звуки извлекаются посредством смычка, в другом случае — посредством колеса.
Струны трением колеса или смычка издают звук, который усиливается корпусом инструмента. Струны проходят через коробку, в которой сделаны клавиши, с утолщениями, чтобы было удобнее нажимать. Когда клавиша нажимается, струна прижимается в определенном месте. Как будто лады на гитаре, только здесь не струны к ладам прижимаются, а лады к струнам. Причем, каждая клавиша, по сути — это лад.
У этого стенда я задержалась… Псалтырь! Как мне хотелось когда-то увидеть этот инструмент, пока я ни обнаружила его в Музее музыкальных инструментов в Петербурге. Естественно, что в Петербурге выставлена реконструкция — мог ли до нашего времени сохраниться инструмент, на котором играл сам библейский Царь Давид, аккомпанируя своим псалмам!
6
В Венеции экспонируется псалтырь (не она, а он — псалтырь!) 1700 года, рожденная в Венеции. Столько мыслей и чувств пробуждает этот удивительный инструмент!
4
Но в Музее музыкальных инструментов можно «зависнуть» надолго — наверное, вы это уже почувствовали!
5
В сувенирной лавке можно купить много интересных аудио и видео записей замечательных музыкантов.
Вот и Леонардо да Винчи что-то рассматривает. Вполне современный да Винчи — в джинсах.
3
Путешествуя по Венеции, мы традиционно никуда не торопились, не старались объять необъятное, однако успели сделать главное — надышаться воздухом Венеции. И конечно же, это происходило под аккомпанемент музыки самых разных эпох и времен, что, наверное, самое главное, в этой драгоценной шкатулке сокровищ искусства.