1 часть: https://www.tourister.ru/responses/id_9755
2 часть: https://www.tourister.ru/responses/id_9872
3 часть: https://www.tourister.ru/responses/id_22420
От Канчанабури до Аюттхаи 170 км в направлении севера-востока страны. Слава Богу, у нас был прекрасный автобус. Туристический автобус вместительностью 46 человек, а в группе у нас было всего 22 человека, на каждого по 2 кресла, так что мы ехали как белые люди. Все расселись около окон. Никаких ссор из-за места, хочешь, разглядывай в окно жизнь тайцев, а не хочешь, спи себе, как дома на диване. Во время длительных переездов еще смотрели DVD фильмы на большом экране телевизора, установленного прямо над лобовым стеклом. «Пиво-воды» у водителя в холодильнике за отдельную плату.
Тяжко сидеть много часов в автобусе, даже в самом комфортабельном, поэтому каждые 2 часа у нас была «техническая» остановка, размять ножки, посетить туалет.
Наша первая остановка была радом с памятником, установленным в честь погибших в войне, здесь же несколько образцов боевой техники, прекрасный парк полный красивых цветов и пруды, заросшие лотосами.
Второй раз остановка была не запланирована, просто Саша хотел нас порадовать местной экзотикой.
У дороги стоял прилавок, а на нем целые горы обжаренных небольших птичек и жирненьких полевых крысок. Я прямо взвизгнула от восторга! Вот, то, что надо! А так как время было уже к обеду, то возникло острое желание съесть одну из этих крысок прямо здесь и сейчас. Причем я не одна такая экстремалка, некоторые «голодные» уже стали торговаться с хозяином и договариваться о скидке за комплект крыса + птичка. Я схватила за хвостик самую аппетитную и уже примеривалась ухватить ее зубами за румяную ляжечку. Отняли, заразы!
Саша стал объяснять, что крысы еще не готовы к употреблению, что их еще надо обжаривать на мангале, и на это нужно немало времени, а мы уже опаздываем на обед в Аюттхаю. Пообещал, что вечером в Пхитсанулоке мы найдем и крыс, и мышей и много другой «вкуснятины», несъедобной по европейским меркам.
Во время всей нашей дороги, наш гид Саша рассказывал нам много интересного из истории Аюттхаи и всего Таиланда, о буддизме, местных традициях и жизни людей.
Что бы любознательные не тратили свое драгоценное время на поиски информации об Аюттхайе, я вкратце расскажу об этом удивительном древнем городе.
Аюттхая. полное название Phra Nakhon Si Ayutthaya («Место, освящённое Богами») — это древняя столица Таиланда, а в настоящее время современный город в 75 километрах к северу от Бангкока. Название города правильно произносится с ударением на букву «Я», АюттхаЯ.
Аюттхая была столицей Сиамского королевства более 400 лет, с 1351 года по 1767 год. В свои лучшие годы это был один из самых процветающих городов Юго-Восточной Азии. Золотой век Аюттхаи пришёлся на пятнадцатое столетие, когда тайские войска смогли захватить Ангкор и разрушить кхмерскую империю. Копившиеся 500 лет богатства кхмеров были вывезены в Аюттхаю, где пошли на строительство дворцов и храмов. В 1700-х годах населения составляло более 1 миллиона жителей. В городе было построено 400 храмов, 3 дворца, и все это было обнесено 12-ю километрами стены.
Город был разрушен после четырнадцати месячной осады во время войны с Бирмой. Сиамская армия в результате жестоких сражений все же изгнала бирманцев из города, но город восстановлению, как столица, не подлежал.
Следы былого великолепия Аюттхаи заметны даже сейчас, когда от древнего города остались лишь остовы нескольких десятков храмов.
Самые впечатляющие из этих храмов расположены на острове, образованном рукавами и притоками реки Чао Прайя. Размеры этого острова — 2,5 на 4,5 километра, и во времена своего расцвета Аюттхая даже не умещалась в этих серьёзных, по меркам средневековья, границах.
За пределами острова располагались пригороды Аюттхаи, где в настоящий момент находятся живописные развалины храмов. Говоря о сегодняшней Аюттхае, стоит отметить, что этот город состоит не из одних только руин и развалин. В восточной части располагается современная часть Аюттхаи, со всеми благами и соблазнами цивилизации.
Незадолго до поездки в Таиланд я смотрела исторический фильм, в котором рассказывалось как раз об аюттхайском историческом периоде.
Фильм «Легенда о Суриотай» поставил Френсис Форд Коппола. Очень красивый и высокобюджетный фильм, снятый в Таиланде, с тайскими актерами.
Суриотай была супругой Короля Махи Чаккрапхата во времена аюттхайского периода в 16 веке. Она известна тем, что пожертвовала жизнью, защищая своего мужа, в битве с бирманцами в 1548 году. Является одной из женщин-героинь в истории Таиланда.
Так что сами понимаете, как мне хотелось увидеть Аюттхаю своими глазами, прикоснуться к истории, пройти по залам королевского дворца. Но, увы, от дворца практически ничего не осталось, да и весь древний город выглядит, как разрозненные группы хорошо сохранившихся развалин.
После сытного обеда, нас повезли осматривать древнюю Аюттхаю. Перед осмотром комплекса королевского дворца, зашли в современный действующий храм.
Храм Вихан Пхрамонгкхон Бопхит (Wihan Phramongkhon Bophit)
Храм, разрушенный в 1767 году и отреставрированный в 1956 году, знаменит самой большой бронзовой статуей Будды, найденной в Таиланде. Кроме того когда-то храм был местом, где кремировали королей.
По моему мнению, этот храм похож на множество подобных действующих храмов в Таиланде. Покатые крыши со сторожащими змеями, позолоченные росписи стен, рассказывающие о жизни Будды. А посреди зала большой «золотой» Будда. Где-то я это недавно видела? Впрочем, наши церкви тоже все похожи между собой.
Обязательные жертвенные лотосы с загадыванием желаний, и мы идем в сторону Королевского дворца, отбиваясь от продавцов сувениров. Хотя продавцы здесь по сравнению с Египтом, очень вялые и неактивные. «Не хотите вы у него ничего покупать, ну, и не надо, не бежать же за вами».
Ват Пхра Си Сан Пхет (Wat Phra Si Sanphet)
Храм, служивший резиденцией некоторым королям во времена, когда Аюттхая была столицей королевства, поэтому сегодня его еще называют «Древним дворцом».
Это руины самого крупного храма в Аюттхае. Прежде всего, он известен тремя чеди (ступами), расположенными в ряд, которые являются визитной карточкой города. Эти чеди были сильно разрушены бирманцами. Разумеется, помимо чеди здесь еще много интересных руин. Это место еще известно тем, что здесь хранилась 16-ти метровая статуя Будды, покрытая по легенде 340 килограммами золота, но, разумеется, бирманцы все уничтожили, а золото переплавили.
Территория комплекса королевского дворца огорожена высокой полуразвалившейся стеной из кирпича. Эта стена сохранилась со времен расцвета Аюттхаи, бирманцы почему-то не стали разбирать ее на кирпичики, а, взяв преграду штурмом, бросились грабить великолепный дворец, сжигать храмы, убивать мирных жителей, насиловать женщин. В общем, предаваться всем доступным для военного времени удовольствиям.
Послушав сказки нашего Саши, отправились на самостоятельный осмотр. Первым делом слазили на ступы, сфотографировались в разных позах на ступенях.
Затем погуляли по руинам дворца. Нет, теперь он совсем не похож на дворец, годы и враги не пощадили его.
Побродили между обезглавленных Будд. Когда бирманцы захватили город, то многие Будды лишились голов, а некоторые и рук.
Храм Ват Чай Ваттханарам (Wat Chaiwatthanaram)
Буддийский монастырь, построенный в 1630 году, и разрушенный при взятии Аютхаи в 1767 году. Сегодня монастырь представляет собой руины, однако все равно производит неизгладимое впечатление. Комплекс состоит из нескольких башен, самая высокая из которых достигает в высоту 35 метров. Все башни расположены вдоль галереи, в которой насчитывается около ста изображений Будды.
Центральный 35-метровый пранг символизирует гору Меру, представляющую ось мира. Четыре меньших пранга олицетворяют четыре континента, плывущих в четыре стороны света. Wat Chaiwatthanaram — одно из самых интересных мест за пределами острова. Он построен в 1630 чуть ли не с «ангорскими» масштабами, и уж определенно в «ангкорском» стиле. Те, кто побывал в Ангкоре, обязательно заметят здесь сходство со знаменитым кхмерским храмовым комплексом. Этот храм являлся королевским храмом, его использовали для проведения церемоний, а также для кремации членов королевской семьи. В 18 веке храм был разрушен и разграблен, а восстановлен лишь в 1992 году. Сейчас вы можете увидеть довольно хорошо восстановленные руины.
Здесь мне понравилось больше всего. На фоне голубого неба поднимаются высь хорошо сохранившиеся пранги. Зеленые ухоженные лужайки, ночная подсветка храмов, всё говорит о том, что за комплексом бережно ухаживают.
Ах, как жаль, что у нас еще не изобрели Машину времени. Как бы я хотела оказаться на этом месте лет 500 назад. Что бы все вокруг блистало золотом, и переливались на солнце драгоценные каменья. Вот где красотища-то была!
Я старательно фотографировала открывающиеся передо мной виды, один краше другого, когда заметила, что за мной пристально наблюдают местные детишки. Одна из девочек, ну, настоящая фотомодель, стала позировать мне на фоне храма. Встанет, замрет и ждет, когда я сфотографирую ее. Молодец, малышка! Ты честно отработала свои конфеты.
По просьбам трудящихся уже «на закуску», мы подъехали к большому лежащему Будде. Это место называется Ват Lokayasutharam.
Будда здесь действительно не просто лежит, а словно просто прилег ненадолго отдохнуть и поэтому подпирает голову рукой. Достаточно знаменательное с туристической точки зрения место, и его стоит посетить. Большим разнообразием архитектуры руины храма не отличаются, и все что здесь осталось, это только сама статуя лежащего Будды внушительных размеров. Длина статуи 38 метров, а высота в самой высокой точке 8 метров. Этот Будда является вторым по размерам лежащим Буддой в Таиланде после лежащего Будды в Бангкоке.
Давно хотела купить сусального золота и приклеить листочек к какому-нибудь Будде. Видела, как это делают верующие буддисты в храмах, хотелось и мне совершить ритуал. Но золото к статуе нужно крепить обдуманно. Например, если ты его клеишь на голову Будды, то ты просишь ума, дельного совета. Если в область сердца, то обязательно будешь добрым и щедрым.
Мой Будда оказался просто огромным, очень хотелось ума, хотя бы чуть-чуть, но добраться до его головы можно было только с помощью подъемного крана, та же проблема с сердцем. Поэтому, мне пришлось приклеить мой подарок Будде на руку, а вот что у него при этом попросить, так и не решила (тут я лукавлю, конечно, я попросила у него подарок, но никому не расскажу о нем, пока не получу).
Другие приложились к ногам, разукрашивали Будде ноги. Интересно, о чем же они мечтают?
А особо утомившиеся, даже и из автобуса выходить не стали. Мол, «нам и из окна неплохо видно».
Ну, и в конце своего рассказа об Аюттхае, хочу упомянуть еще об одном художественном фильме. «Слуга короля». Это уже сказка на историческую тему.
1547 год. Фернандо Да Гама, молодой «солдат удачи», которого судьба забросила в Восточные моря в поисках богатства, чудом остается жив после кораблекрушения. Но спасительный берег Сиама приносит ему новое испытание — его продают в рабство…
Забавное кино, но не более. Если вы сторонники высокохудожественного кино, даже не начинайте его смотреть. Если же вы любите приключенческие псевдоисторические ленты, то можете расслабиться и отдохнуть перед экраном.
А я всё пыталась узнать знакомые мне места. Не удалось…