Помните рекламный ролик 1996 года? Ночь, зима, падает пушистый снег, за решетчатым забором топчется мутный тип и под душещипательную музыку рассуждает: «Да я американцев не люблю. И японцев не люблю. И французов. Шведы, финны… не люблю!» Вдруг его взгляд теплеет: «Я узбеков люблю… Они зимой заводятся хорошо!» И под вой милицейской сирены угоняет очередную Daewoo Nexia.
Узбеков-то я давно люблю))). С первого плова, с первой самсы, с первого лагмана. В 2010 Узбекскими авиалиниями я летала в Малайзию через Ташкент. Из-за длинной стыковки мы даже рискнули выйти в город на несколько часов. И крепко пожалели. Таможню проходили два часа на выходе и полтора часа на входе. Тесный аэропорт, духота, куча народа, практически каждого узбека заставляли открывать чемоданы и перетряхивали содержимое, багаж иностранцев просто просвечивали в присутствии владельцев, особенно ковырялись во фруктах и лекарствах. Более плотное знакомство со страной пришлось отложить на шесть лет. И вот наконец решилась.
Про Узбекистан говорят «жемчужина Средней Азии», живая история, где возраст многих городов превышает две тысячи лет. Но я не буду грузить Вас историческими фактами. По двум причинам: во-первых, это долго, а во-вторых… во-вторых, я их и не знаю, этих фактов, история Азии еще со времен института для меня — тёмный лес. Учитывая экзотичность Узбекистана для массового туриста, полезнее будет поговорить о вещах более приземлённых.
Организация поездки и маршрут.
Виза в Узбекистан не нужна ни россиянам, ни украинцам, ни белорусам. Только загранпаспорт. Даты поездки мы выбрали очень правильно — в конце апреля-начале мая еще нет палящего зноя, зато есть клубника, черешня и тутовая ягода.
Нет большей глупости, чем поехать в Узбекистан с помощью турфирмы. Это удел пожилых немцев и французов, это они в основном рассекают по Узбекистану в автобусах на 40 персон. Для человека, владеющего великим и могучим, никаких преград к общению не существует. В любом узбекском городе мы максимум с третьей попытки (это совсем уж в глуши) находили того, кто говорит по-русски и может подсказать/направить/подвезти. Для меня хуже нет, чем группой из сорока человек протискиваться в тесные кельи медресе и мавзолеи. Кроме того, стоимость недельных туров у агентств начинается от 600–700 долларов с человека за неделю. В эту сумму входят проживание, завтраки, экскурсионка и трансферы внутри страны. А при самостоятельной поездке, ни в чём себе не отказывая, мы за те же 700 долларов две недели колесили по разным городам, жили-ели-пили, покупали экскурсии и сувениры. Обычно все туры строятся по одному и тому же стандартному маршруту: Ташкент-Самарканд-Бухара-Хива, иногда ещё Шахрисабз включают. И сильно разнообразить маршрут не получится, это действительно самые красивые и интересные места. Имея отпуск две-три недели, Вы можете, конечно, добавить, поездку в Ферганскую долину или Коканд, но время, затраченное на дорогу, не окупится должными впечатлениями. А для большинства людей забег по горам или пустыне с языком на плече всё-таки не является отдыхом. Изначально в 14 дней я впихнула маршрут Ташкент-Самарканд-Термез-Карши-Бухара-Хива-Нукус-Навои-Ташкент, но уже в Термезе стало понятно, что программу нужно сократить, Карши и Навои были безжалостно вычеркнуты. Это по карте кажется, что города близко и поездка из одного в другой — дело плёвое. Мы не учли качество местных дорог, а чаще полное бездорожье, когда путь в 270 километров растягивается на 4–5 часов.
Дороги и транспорт.
Как я уже заметила, автодороги в Узбекистане большей частью отвратительные. Но между Ташкентом, Самаркандом, Карши и Бухарой ходят неплохие скоростные поезда. У нас в купе Ташкент-Самарканд даже был телевизор. Узбекские вокзалы торжественные и пустынные.
Там нет кафе и магазинов, туда не пускают встречающих и провожающих, даже билетные кассы находятся за пределами основного здания. Вокзалы обнесены забором, первый милицейский кордон выставлен метров за 20 до входа в вокзал, проверяют билеты и паспорта, просвечивают багаж. То же самое делают непосредственно на входе, хотя кто или что сможет незаметно просочиться за эти 20 метров на открытом пространстве? Ну и финальная проверка паспорта и билета уже на перроне при посадке.
Есть менее крутые поезда, например, Самарканд-Термез, расстояние по прямой 270 километров, а ночной поезд идёт десять с половиной часов. На этот поезд я заранее купила СВ и правильно сделала, потому что вагон оказался забит под завязку гражданами китайской наружности. Они в поезде включили свой магнитофон и затянули что-то грустное и возвышенное. Проходя мимо, я решила слегка наладить международные отношения в отдельно взятом поезде и спросила: «Здравствуйте, Вы, наверное, из Китая?» Китайский дяденька сделал обиженное лицо и ответил, что вообще-то они с Тайваня. «Но Тайвань же в Китае?» сдуру уточнила я. Тут дядька совсем насупился, буркнул, что они независимы от Китая, а я, провалив свою дипломатическую миссию, сконфуженно потопала дальше. Потом на звук русской речи налаживать отношения пришел уже парень-узбек из соседнего купе. Он единственный во всём вагоне ехал по делам, в командировку. Попросил посмотреть, как выглядит российский паспорт, я ему дала свой полистать. «Ой ***, это чо такое?» — изысканно выразил удивление паренёк. Я говорю: «Ну как же, визы, штампы…" «Так Вы гулящая, что ли?» — почтительно осведомился он. «Ну можно и так сказать» — посмеялась я, забрала паспорт и отправилась, наконец, спать.
Сами узбеки на таких поездах практически не ездят. И на междугородних автобусах не ездят, потому что они могут сломаться посреди пустыни. Если кому-то надо в другой город, он идёт на так называемый «пятак», где граждане, зарабатывающие междугородним извозом, набирают себе пассажиров. Shared taxi, если по-модному. Обычно это видавшие виды Дэу Нексии, в которой продаётся 4 места: 1 впереди и 3 сзади. Пока 4 пассажира не наберутся, машина не едет. Но при желании можно откупить сразу всю машину, тогда поедешь сразу. Мы так и делали. В пересчёте на километр пути такое такси выходило даже дешевле, чем у нас два билета в междугородний автобус. Ну и заранее обговаривали с таксистами, что они остановятся по нашей просьбе, если будут красивые места, чтобы пофотографироваться. В городах проблема передвижения решалась еще проще — кто остановится на вскинутую руку, тот тебе и таксист, и гид. Правда, названия улиц и достопримечательностей такие извозчики часто не знают, очень выручал в таких ситуациях оффлайн навигатор Maps.me, я его очень рекомендую.
Если у Вас возникла шальная мысль поездить по Узбекистану на собственном авто, забудьте её сразу же. Нефти в Узбекистане нет, бензин официально стоит как в России, а в реальности на всех заправках в два раза дороже, да и редкость это огромная — бензиновая заправка. Почти все местные водители оборудовали свои авто газовыми баллонами и ездят на метане либо пропане. Благо, газ у узбеков свой.
Деньги и цены.
Это второе после Аргентины государство, для поездки в которое мне пришлось заранее озаботиться обменом валюты. Официально в Узбекистане практически невозможно купить валюту. Поэтому в стране развит «черный» валютный рынок со своим курсом. На момент нашей поездки официальный курс был около 2900 узбекских сумов за доллар, «базарный» курс 6300–6450 сумов. По-моему, выбор очевиден, розово-зелёные бумажки мы пошли менять на базар. На базаре никого искать Вам не придётся. Бледнолицего туриста с фотоаппаратом во всю грудь менялы найдут сами. Меняют в основном доллары и рубли, евро как-то не в почёте. Любимое портмоне оставьте дома, в Узбекистане правильный формат кошелька — вместительный рюкзак.
Первые обмененные триста баксов прибавили мне пару килограммов веса, потому что почти два миллиона сумов нам выдали тысячными купюрами. Пять тысяч — самая крупная банкнота, но не каждый меняла готов её предложить.
Цены в Узбекистане ошеломляют, второй раз в жизни (в первый раз это случилось в Албании) чувствовала себя «бохатой» туристкой.
Очень дешёвые еда и транспорт, гостиницы тоже везде дёшевы, кроме, пожалуй, Ташкента. Восток — дело тонкое, все статьи и отзывы по Узбекистану рекомендуют торговаться. Да, в каких-то очень туристических местах это необходимо. Помню, однажды в Бухаре мы вяленько поторговались и купили почтовые открытки дороже, чем они реально стоили. И продавец расстроился: «Ну с вами вообще не интересно, кто так торгуется?!" А вот с местными таксистами торговаться не получалось. Бывало, прикинешь начальную цену для торговли, например, пять тысяч сумов, а водила отвечает «шесть» и закрывает торги. Потому что тысяча сумов — это около 10 рублей, весь азарт торговаться пропадает.
Еда.
Узбекская кухня — это песТня, в моём личном рейтинге она пока третья после итальянской и турецкой. Мясо, рис, мясо, овощи, лепёшки, мясо, мясо, мясо. Популярнее всего, конечно, баранина, но есть и говядина, и даже свинина, свиной шашлык называется кавказским. Разновидности плова запоминать бесполезно, в каждом городе свои традиции его приготовления, просто наслаждайтесь. Узбекский общепит не приемлет малой тары, напитки почти не подаются бокалами. Хочешь сока — вот тебе литровый пакет, вина — вот тебе целая бутылка. Неплохое вино делают в Самарканде, всё-таки полуторавековой опыт производства вин и коньяков.
Но есть одна особенность — из-за сухого климата виноград в Самарканде получается намного слаще, чем те же сорта в Грузии, Крыму или Европе. Поэтому если на бутылке написано, например, полусладкое, по вкусу вино будет почти десертным. Пиво в Узбекистане пьют только туристы-европейцы. И смотреть на них жалко, потому что пиво это — привозная «Балтика семёрка», уж лучше бы минералку пили, честное слово.
Люди.
Почти у каждого встречного узбека есть своя история о том, «как я поработал в России год/два года/шесть лет назад на стройке/в магазине/таксистом, а потом потерял/украли документы/случайно просрочил миграционную карту и меня депортировали». Истории похожи друг на друга, как под копирку, отличаются только названиями городов, в которых довелось трудиться, и сроками карантина на следующий въезд в РФ. Женщин-гастарбайтеров в разы меньше, после замужества они редко работают, в основном занимаются хозяйством и детьми. Только однажды нас подвозил парень, у которого в России основная цель была отучиться в ВУЗе. В самом Узбекистане, конечно, тоже получают высшее образование, но очень небольшой процент людей. Формально образование бесплатное, но чтобы попасть в ВУЗ, надо дать на лапу плюс в процессе учёбы приплачивать за зачёты и экзамены. И после выпуска нужно обладать связями, чтобы устроиться на хорошую работу, иначе затраты на образование не окупятся. В общем, большинство ограничиваются девятью классами и не парятся.
В школах ученики носят школьную форму: мальчики — белую рубашку и чёрные брюки, девочки — голубые платьица с фартуками или юбки.
Существует ограничение по длине юбки, но что удивительно, юбка должна быть не НИЖЕ колен. Женщинам запрещено закрывать лицо паранджой или никабом, да и в хиджабе буквально нескольких женщин встретили за две недели. Имея под боком Афганистан, узбекские власти очень трепетно относится к любым признакам исламского экстремизма.
В Узбекистане никто не живёт на одну зарплату. Либо держат огород, либо подрабатывают, например, извозом, либо еще какие-то нетрудовые доходы имеют.
При этом чётко блюдут баланс работы и отдыха. Банкеты и живая музыка в ресторанах не только по выходным, а в любой день недели. Живут они вообще очень неспешно и расслабленно, стиль жизни снова очень напомнил Албанию.
Много времени проводят дома с семьёй, за телевизором, при этом смотрят не столько местное, сколько российское ТВ. Узбекское телевидение такое цензурированное и пресное, что на его фоне даже наши каналы, в которых субъективного бла-бла-бла больше, чем фактов, смотрятся недурственно.
Внутренний туризм в стране есть, но он специфический — узбеки ездят в основном по религиозным достопримечательностям, к могилам исламских святых. С развлекательными целями, как мне показалось, почти не путешествуют, хотя в городах висит реклама туров в Турцию. Естественно, самый популярный в Узбекистане вид путешествий — это трудовая миграция. И не Россией единой жив трудовой мигрант, сюрприз, но многие узбеки ездят на заработки в Южную Корею. А корейцы, в свою очередь, инвестируют в узбекскую экономику, открывая в стране свои заводы и совместные предприятия. Они отстроили ташкентский аэропорт, дороги, открыли производство автомобилей Daewoo и бытовой техники Samsung. Так что в товарообороте Узбекистана Корея на третьем месте после РФ и Казахстана.
Достопримечательности.
А вот, собственно, и то, ради чего ехали в Узбекистан.
Ташкент с его современной застройкой — это только разминка перед основным блюдом.
Землетрясение 1966 года разрушило город до основания, поэтому восточной старины практически не осталось.
На осмотр столицы хватает двух-трёх дней, ещё день можно заложить на поездку в Чимганские горы и на Чарвакское водохранилище.
Восточная сказка начинается в Самарканде.
Гробница легендарного Амира Тимура (Тамерлана) Гур-Эмир и легенда о духе войны, выпущенном советскими учёными в 1941 году.
Мечеть и медресе Биби-Ханум, любимой жены Тимура.
Усыпальница тимуридов Шахи-Зинда.
Могила пророка Даниила длиной восемнадцать метров, потому что, по легенде, кости пророка продолжают расти даже после его смерти.
Обсерватория Улугбека.
И визитная карточка города — площадь Регистан, которая впечатляет и днем,
Термез — город у афганской границы с руинами зороастрийских и буддийских святынь, из-за которых город популярен у корейцев и китайцев.
и Каракалпакстан со своим отдельным каракалпакским языком.
и не менее потрясающая картина высохшего Аральского моря.
Узбекистан — это ни в коем случае не замена Турции, Египта или Европы. К Узбекистану нужно быть морально готовым и не ожидать чудес туристической инфраструктуры. Тут регулярно отключают свет (но у гостиниц есть свои генераторы), иногда пытаются обмануть, асфальт привыкли объезжать по обочине, а обилие КПП и таможня сводят с ума. Но красоты природы и архитектуры явно перевешивают эти недостатки. Да что там красоты, поезжайте ради одной только узбекской кухни, если не боитесь набрать пару килограммов за отпуск.
И помните: каждый раз, когда Вы откладываете поездку в Узбекистан, где-то там всегда грустит один верблюд))).