Жил-был художник один, Домик имел и холсты, Но он актрису любил, ту, что любила цветы.
Он тогда продал свой дом, Продал картины и кров И на все деньги купил целое море цветов.
Миллион, миллион, миллион алых роз Из окна, из окна, из окна видишь ты. Кто влюблен, кто влюблен, кто влюблен И всерьез. Свою жизнь для тебя превратит в цветы.
Утром ты встанешь у окна, — Может, сошла ты с ума? Как продолжение сна-площадь цветами полна. Похолодеет душа, Что за богач здесь чудил? А под окном чуть дыша, Бедный художник стоит.
Миллион, миллион, миллион алых роз Из окна, из окна, из окна видишь ты. Кто влюблен, кто влюблен, кто влюблен И всерьез. Свою жизнь для тебя превратит в цветы.
Встреча была коротка- В ночь ее поезд увез. Но в ее жизни была песня безумная роз. Прожил художник один Много он бед перенес, Но в его жизни была целая площадь цветов.
Алла Пугачёва. «Миллион алых роз».
Все слышали эту знаменитую песню примадонны. Не все знают что она основана на реальных событиях.
Все фото данной заметки сделаны мной в музее Пиросмани и неподалёку от музея. Мы в Сигнахи, Кахетия.
В музее 16 подлинных работ этого художника. Музей открыт в 1982 году.
Николай Асланович Пиросманишвили или Нико Пиросмани родился в Кахетии в городе Мирзаани.
Когда он родился не знал толком даже сам Нико. Когда окружающие интересовались его возрастом, то Пиросмани отвечал робко и с улыбкой: «Откуда мне знать?».
Время для художника было не конкретный, а абстрактной субстанцией.
Предположительно Пиросмани родился около 1862 года.
Маленький Нико родился в бедной семье. Отец его был садовником. У Нико был ещё брат и две сестры.
Нико помогал родителем, работая пастушком.
Деревенские мотивы в творчестве художника прослеживались всегда, как память о трудном детстве.
Когда Нико исполнилось восемь лет, то он остался круглым сиротой.
Умерли родители, старшие брат и сестра.
Младшую его сестру взяли на воспитание дальние родственники.
А сам Нико попал на воспитание в семью помещиков Калантаровых.
Фото картины Пиросмани из интернета.
Отдать должное семье Калантаровых, они хорошо заботились о бедном мальчике сироте. Они любили безответного Нико.
Выучили того грамоте (охоту к которому он не испытывал), пытались пристроить того к какому-то ремеслу.
Однако Нико никак не хотел взрослеть, он увлёкся живописью. Он был как не от мира сего.
Периодически Нико жил то у сестры, работая пастухом, то у Калантаровых.
В 80-х годах юноша брал уроки у странствующих художников.
Фото из интернета.
Затем они с другом открыли свою художественную мастерскую, выполняя заказы по рекламе. Говорят что они даже не брали денег за заказы, работая для души.
В начале 90-х годов Нико наконец понял, что стал взрослым и пора заняться нормальным делом.
Он даже попытался начать самостоятельную жизнь, устроившись кондуктором на железной дороге.
Вот только служба никак не шла на ум юноше. Несколько раз он был оштрафован то за то что не вовремя включил тормоз, то заснул, то не слышал сигналов, то….
Возвышенная натура художника никак не хотела возвращаться на грешную Землю.
Короче, беда, а не работник.
Часто кондуктор Пиросмани не выходил на службу.
Фото из Интернета. Картина Пиросмани.
Уже тогда грузинское вино и собутыльники помогали уходить Нико от реальности.
А затем Нико брался за кисть и мог рисовать на том, что было в данный момент под руками. Да хоть и на клеёнке. А краски художник изготавливал сам, не имея денег даже на них.
Наконец, несостоявшийся кондуктор через три года увольняется.
В 1984 году вместе с компаньоном он на выходное пособие открывает молочную лавку.
Вначале дела шли неплохо.
Пиросмани даже строит дом для сестры.
Вот только торговля — неподходящее занятие для утончённой души художника.
В конце-концов дела стал вести компаньон, выдавая Нико по рублю в день.
А Пиросмани занялся творчеством и выполнял заказы на рекламу, в 1900 году окончательно порвав с торговлей.
Вот только с заказами было как-то не очень.
Пиросмани слыл в городе психически неустойчивым человеком, не от мира сего. Этому также способствовали его высказывания во всеуслышание что он видит святых, а его кисть «пишет сама».
В основном художник работал за еду и вино.
Фото в музее. Нико Пиросмани разных лет жизни.
В марте 1909 на тумбах в Ортачальском саду появилась афиша: «Новость! Театр «Бель Вю».
Только семь гастролей красавицы — танцовщицы Маргариты де Севр в Тифлисе.
Глядя на афишу Пиросмани влюбился в эту женщину сразу. Она сразила его наповал.
«Это летнее утро поначалу ничем не отличалось от других. Все так же неумолимо, испламеняя все вокруг, подымалось из Кахетии солнце, так же рыдали ишаки, привязанные к телеграфным столбам.
Утро еще дремало в одном из переулков в Сололаках, тень лежала на серых от времени деревянных невысоких домах. В одном из таких домов были распахнуты на втором этаже маленькие окна, и за ними спала Маргарита, прикрыв глаза рыжеватыми ресницами.
В общем, утро было бы действительно самым обыкновенным, если не знать, что это было утро дня рождения Нико Пиросманишвили и если бы именно в это утро в узком переулке в Сололаках не появились арбы с редким и легким грузом. Арбы были доверху нагружены срезанными обрызганными водой цветами. От этого казалось, что цветы покрыты сотнями крошечных радуг.
Арбы остановились около дома Маргариты. Аробщики, вполголоса переговариваясь, начали снимать охапки цветов и сваливать их на тротуар и мостовую у порога. Казалось, арбы свозили сюда цветы не только со всего Тифлиса, но и со всей Грузии.
7
Смех детей и возгласы хозяек разбудили Маргариту. Она села на постели и вздохнула. Целые озера запахов — освежающих, ласковых, ярких и нежных, радостных и печальных — наполнили воздух.
Взволнованная Маргарита, еще ничего не понимая, быстро оделась. Она надела свое самое лучшее, самое богатое платье и тяжелые браслеты, прибрала свои бронзовые волосы и, одеваясь, улыбалась, сама не зная чему. Она догадывалась, что этот праздник устроен для нее. Но кем? И по какому случаю?
В это время единственный человек, худой и бледный, решился переступить границу цветов и медленно пошел по цветам к дому Маргариты. Толпа узнала его и замолчала. Это был нищий художник Нико Пиросманишвили. Где он только взял столько денег, чтобы купить эти сугробы цветов? Столько денег!
Он шел к дому Маргариты, прикасаясь рукой к стенам. Все видели, как навстречу ему выбежала из дома Маргарита — еще никогда никто не видел ее в таком блеске красоты, — обняла Пиросмани за худые, больные плечи и прижалась к его старому чекменю и впервые крепко поцеловала Нико в губы.
Поцеловала перед лицом солнца, неба и простых людей. Некоторые люди отворачивались, чтобы скрыть слезы. Люди думали, что большая любовь всегда найдет дорогу к любимому, хотя бы и холодному сердцу.
Любовь Нико не покорила Маргариту. Так, по крайней мере, считали все. Но все же нельзя было понять, действительно ли это так? Сам Нико не мог сказать этого.
Вскоре Маргарита нашла себе богатого возлюбленного и сбежала с ним из Тифлиса.
Фото картины „Актриса Маргарита“ из интернета.
Портрет актрисы Маргариты — свидетель прекрасной любви. Белое лицо, белое платье, трогательно раскинутые руки, букет белых цветов — и положенные к ногам актрисы белые слова… „Белым я прощаю“, — говорил Пиросмани.»
К концу жизни известность и признание пришли к художнику.
Картина «Лев».
Вот только достатка это признание ему так и не принесло.
С началом Первой мировой был принят сухой закон и закрылись многие питейные заведения в стране. Соответственно, и заказов от трактирщиков не стало.
Жить стало совсем трудно.
Художника нашли в подвале больного, умирающего от голода в мае 1918 года. Здесь он провёл три дня, прежде чем его обнаружили.
Он скончался в больнице через полтора дня.
Где его похоронили до сих пор точно неизвестно. Скорее всего в общей могиле для бедняков.
«Косуля на фоне пейзажа», 1915 год.
Искусствоведы говорят, что на всех картинах с изображениями животных у них как-будто грустные глаза самого художника.
«Доктор на осле».
Из нескольких тысяч произведений художника сохранилось только 300. Художник продавал их за еду или просто дарил, а сейчас они стоят состояние.
«Шамиль со своим караулом».
В 1968 году во Франции, в Лувре состоялась выставка картин Нико Пиросмани. Известного бедного художника уже 50 лет не было в живых. Говорят, перед портретом актрисы Маргариты долгое время стояла пожилая задумчивая женщина. Посетители выставки утверждают, что это была та самая Маргарита де Севр….
Фото из интернета.
Булат Окуджава.
ПЕСЕНКА О ХУДОЖНИКЕ ПИРОСМАНИ
Что происходит с нами, когда мы смотрим сны? Художник Пиросмани выходит из стены,
из рамок примитивных, из всякой суеты и продает картины за порцию еды.
Худы его колени и насторожен взгляд,
но сытые олени с картин его глядят,
красотка Маргарита в траве густой лежит, а грудь ее открыта — там родинка дрожит.
И вся земля ликует, пирует и поет, и он ее рисует и Маргариту ждет.
Он жизнь любил не скупо, как видно по всему… Но не хватило супа на всей земле ему.
1964 год.
Что ещё имеется в музее?
Раритеты античности и средневековья.
Они представлены на первом этаже.
Так сказать, «для затравки».
Раритеты времён Кавказской Албании.
Давайте полюбуемся.
Ювелирные украшения.
Фото всех раритетов тут просто не выложить и обо всём тут просто не рассказать, ибо слишком уж тогда большой рассказ получится и я подвергнусь публичной «порке» нашего строго критика Максима Старостина из Нарвы.
Грузинские музыкальные инструменты.
1
Женская одежда грузинок.
Одежда грузин.
Доспехи и оружие.
Библейские христианские сюжеты на лестнице.
На втором этаже картины живописцев 18–19 века.
Никанор Чернецов, «Шторм на море».
Шарль Лакруа.
Картины, в основном, маринистов.
И их подборка показалась мне интересной.
1
Хотя и странно в горном крае увидеть морские пейзажи.
Но пора выходить из музея.
Во дворе фаэтон времён жизни Пиросмани. Эх, прокачу…
Виды на Алазанскую долину с балкона музея Пиросмани.
С праздником дорогие женщины! Весеннего Вам настроения!