Одухотворённые купанием в горячих источниках Истису мы вновь 40 минут возвращаемся на главную дорогу. Затем полчаса по ней и мы у знаменитого монастыря Дадиванк.
Одухотворённые купанием в горячих источниках Истису мы вновь 40 минут возвращаемся на главную дорогу. Затем полчаса по ней и мы у знаменитого монастыря Дадиванк.
Напомню те чудеса что мы увидели этим днём по дороге в этот монастырь:
Кипяток в рыжих камнях и мозги в разрезе. Романтичное название? Полюбуйтесь.
От озера Севан до границы с Карабахом на авто
Вдоль Севана в монастырь Айраванк
Рассвет над Севаном
Дадиванк, или Хутаванк (досл. «монастырь на холме») — армянский монастырь 4–17
вв. расположенный в полукилометре к северу от реки Тертер в Нагорном Карабахе.
Архитектурный комплекс расположен на высоте 1100 м на южном склоне лесистой горы в Шаумяновском районе НКР.
Первое название связано с именем Святого Дади, который проповедовал христианство на западе Армении и был учеником апостола Фаддея — одного из учеников Христа.
По легенде святого Дади в этих местах забили камнями местные язычники и монастырь был построен над его могилой.
Первое святилище на могиле погибшего в 1 веке н. э. Святого Дади было построено в раннем Средневековье.
Первые упоминания монастыря относятся к 9 веку.
В первой половине 13 века монастырские сооружения, разрушенные до основания сельджуками, были восстановлены, появились новые постройки. Это время считается периодом расцвета монастыря. В 1214 году Арзухатун Арцруни была возведена соборная церковь монастыря, первой половиной века также датирован притвор-часовня епископа Григора.
До конца 18 века монастырь являлся крупным культурно-религиозным центром, обслуживало его большое селение Хут.
Начиная с XVII века, монастырь начинает терять свои земли, население десятков соседних деревень, в том числе и принадлежащих монастырю, было насильственно переселено в Персию. В конце XVIII века 300 семей покинули Хут и переселились в Эриванскую губернию.
В 19 веке монастырь окончательно опустел. Посетивший монастырь в середине века архиепископ Сергис Джалаляц описывал руины, которые «служили укрытием для разбойников, совершавших набеги на Арцах» (в конце XVIII века по приглашению Ибрагим хана на территории монастыря поселились курды и айрумы).
Древние святилища были превращены в пастбища «для стад овец и скота».
Перед погребами и комнатами раскинулись заброшенные обширные сады, где ещё продолжают расти уже одичавшие плодовые деревья.
В конце того же века журнал «Арарат» писал:
«Монастырь Тадея своими сооружениями похож на богатый квартал многолюдного города, которому дыхание и жизнь придает только присутствие людей».
После присоединения Восточной Армении к России, в 1830-е годы митрополит Багдасар Гасан-Джалалян начал движение по возвращению монастыря церкви, поддержанное позже католикосом всех армян Нерсесом V и новым настоятелем монастыря иереем Аствацатуром. В начале 1910-х годов управляющим монастырских владений был назначен житель Тифлиса, Левон Микаэлович Тер-Аветикян, который, собрав необходимые документы, обратился в суд. Вопреки положительному для монастыря постановлению суда кочевники долгое время не желали покидать присвоенные земли. Однако к 1917 году Тер-Аветикяну удалось добиться передачи монастырю многочисленных пастбищ.
С установлением советской власти все монастырские владения были национализированы, а Дадиванк был передан в подчинение азербайджанским властям и вновь обезлюдел. В 1924 году, Смбат Тер-Аветисян побывавший в монастыре отмечал, что местные кочевники превратили храм в загон для скота и беспощадно портят его кладоискательством.
Вскоре после перехода контроля над монастырём к Нагорно-Карабахской Республике в марте 1993 года, здесь были начаты реставрационные работы на средства Армянской Апостольской Церкви и государства. Работы продолжаются до сих пор.
Монастырь Дадиванк является самым значимым в Арцахе после знаменитого монастыря Гандзасара, в котором мы окажемся завтра утром.
Комплекс состоит из главной церкви Св. Богородицы и других церквей, притвора-часовни, колокольни и других подсобных помещений.
Старинная церковь монастыря расположена в его северо-восточной части.
Несмотря на полное разрушение церкви богослужение тут всё-таки ведётся.
Представляет собой прямоугольную в плане однонефную базилику. Имеет два входа: с запада и юго-востока
наличники входов покрыты орнаментами.
Ныне отсутствующий свод старинной церкви опирался на три пары пилястров.
Реставрационные работы в старинной церкви ведутся полным ходом.
К первой церкви с юга примыкает другая базилика — также древняя, но гораздо меньших размеров.
Молельный зал церкви разделён стеной на две равные части. Восточная часть представляет собой прямоугольную комнату без ниш и углублений, она, судя по всему, служила притвором. В западной половине находятся три пары пилястров.
Исследовав кладку церкви, Шаген Мкртчан пришёл к выводу, что «церковь восстанавливалась, но сделано это было так бережно, что первоначальный вид сооружения остался без изменения»
Соборная церковь Арзу-Хатун расположена в восточной части монастырского двора.
Собор был основан в 1214 г. супругой великого князя Атерка Вахтанга — Арзухатун. Длинная надпись подробно рассказывает об Арзу-Хатун и основании ею церкви:
«Благодатью всемогущего бога-отца и единородного сына его Исуса Христоса и дарением наисвятейшего духа я, покорная слуга Христоса Арзу-Хатун, дочь князя-князей великого Курда и супруга владыки Атерка и всего Верхнего Хачена цареродича Вахтанга, с великим упованием построила святой собор на месте могилы мужа моего и детей моих — Хасана, первенца моего, и Григора, ушедших к богу во младенчестве…»
Церковь является купольной залой с крестообразным изнутри и прямоугольным снаружи планом.
Во всех четырёх углах церкви расположены двухэтажные ризницы. В ризницы, расположенные на втором этаже, можно добраться по консольным лестницам.
Пилястры и арки сооружены из белого и серого камня, покрыты орнаментами.
Стены изнутри были покрыты штукатуркой с роскошными фресками, которая сохранилась лишь местами.
В сохранившихся фрагментах прослеживаются традиционные черты армянской фресковой живописи: богатая цветовая гамма, простой стиль росписи, любовь к орнаментике, лица с ярко выраженными восточными чертами.
По утверждению Шагена Мкртчяна, качество фресок свидетельствует о таланте арцахских художников того времени, владевших «как техникой настенной живописи, так и искусством иллюстрирования рукописей».
Удивительно как они могли сохраниться? К нам подходят одетые в военную форму ребята и начинают рассказывать как храм раньше при курдах и татарах был превращён в хлев и что навоза в нём было высотой в рост человека.
Я мысленно представил что если вдруг когда-нибудь азербайджанцы смогут отвоевать часть территории Арцаха у армян и восстановят какую-нибудь мечеть там, то вот также будут рассказывать как армяне держали в храме свиней и сколько в мечети было навоза.
И зачем на свете существуют разные религии и различные Боги? Чтобы на основе разногласий в вопросах вероисповедания разделять людей? Но ведь Бог-то един. Как его не назови — Христос или Аллах.
Хотя как же азербайджанцы смогут утверждать о навозе в мечетях если я собственными глазами видел в следующие два дня, что заброшенные мечети в Арцахе закрыты решетками от случайных бродяг-вандалов? И об этом я расскажу Вам в последующих рассказах.
Мы выходим из храма чтобы снаружи найти знаменитые барельефы ктиторов, держащих в руках макет церкви.
Я заранее даже захватил с собой в поездку изображение барельефов распечатав их на бумаге. Однако недалёкие служивые посмотрев на изображение заявляют что таких барельефов тут нет и что мы перепутали монастырь. Сказали нам что такие изображения в Нораванке в южной Армении. Я сомневаюсь.
Чтобы доказать правоту один из парней военных пошёл за настоятелем. Типа пусть авторитетный настоятель пояснит ошибку «наивным туристам» из России.
Однако пока ходили за ним мы нашли барельефы в арке на южной стене и любуемся ими.
Представленные во весь рост две фигуры держат макет церкви.
Восточный фасад церкви украшает арктура из трёх декоративных арок.
Выше окна находятся барельефы ктиторов, область ниже окна покрыта надписями.
Но в отличие от южной стены фигуры тут только по пояс.
Две треугольные ниши по обеим сторонам срединной арки обозначают алтарь. Полукруглые бровки ниш покрыты орнаментом.
Барабан церкви полуколонками и опирающимися на них арками разделён на 16 высоких и широких граней, имеющих попеременно либо треугольные ниши с арками, либо узкие окна.
Кровля купола веерообразная, каждой грани на барабане соответствует грань на кровле.
Благодаря этому эффекту объём и расчлененность купола бросаются в глаза ещё издалека, благодаря чему этот купол выгодно отделяется от аналогичных.
Подошёл настоятель Оганес, священник лет сорока пяти. Он рассказал как восстанавливали монастырь практически с нуля. Оказывается фрески сохранились только благодаря тому что курды разжигали в храме (хлеву где они держали скот) огонь. Фрески были покрыты толстым слоем сажи, вот они под копотью и сохранились. Получается спасибо неграмотным скотоводам курдам?
Притвор соборной церкви представляет собой удлинённую залу, примыкающую к церкви с запада. Южная стена залы представляет собой аркаду.
Зала покрыта двускатной крышей, свод которой опирается с одной стороны на южную стену малой базилики, а с другой — на аркаду.
На стенах притвора сохранились три надписи, две из которых сильно повреждены. Третья надпись является строительной, однако дата на ней была стёрта ещё в советское время. Благодаря тому, что до этого надпись была переписана Шагеном Мкртчяном, известно, что зала была построена в 1241 г. Смбатом.
Церковь Хасана Великого расположена к югу от колоннады, представляет собой небольшое центральнокупольное сооружение. Интересной деталью является то, что в кладке церкви использован кирпич (из него сделан купол), что нехарактерно для этих мест.
В стенах можно найти маленькие хачкары с дарственными надписями, самая ранняя из которых высечена на хачкаре, находящемся в стену у левой ниши изнутри, и датируется летом 1182 г.
Притвор-часовня епископа Григора построена в период расцвета монастыря в 13 веке. Она примыкает с запада к старинной базилике. Здание имеет единственный вход в левой части южной стены. Портал входа орнаментирован, слева от него имеется строительная надпись, указывающая, что она была построена в 1224 г. епископом Григором.
В центральной части восточной стены находятся девять хачкаров выложенных в ряд.
Колокольня находится в западной части монастыря, примыкает восточной стеной к притвору церкви Арзу-Хатун. Колокольня была построена в середине XIII века епископом Саргисом — сыном князя Вахрама из рода Допянц.
Представляет собой двухэтажное сооружение.
На первом этаже напротив входа находятся два чудотворных хачкара размерами 3,05×1,00 м.
В разных частях юго-западного «квартала» монастыря расположены гостиницы, мастерские, книгохранилище, маслодавильня, давильни винограда, монашеские кельи и другие постройки.
Вокруг них заметны следы древних сооружений.
На окрестных холмах, вне крепостной стены, сохранились остатки трёх часовен.
Всю площадь южнее монастыря вплоть до Тартара некогда занимали монастырские сады, большая часть которых ныне срослась с лесом.
В одном из отзывов я прочёл что припозднившиеся как и мы путники заночевали у приютившего их председателя здешнего сельсовета Саркиса Есаяна.
Это должно быть где-то вон там в деревне внизу.
Но настоятель Дадиванка пожал плечами, типа не знаю кто это такой. А может просто не хочет он знать никакого там председателя, ибо тут главный он.
Но нам нужно где-то переночевать в горах быстро темнеет.
Придется искать ночлег в деревне Ванк, что в 45 км от Дадиванка.
Игорь родом из деревни Ванк и он говорит что там мы точно найдём ночлег. Да хоть родственники Игоря за денежку приютят. Сейчас Игорь живёт в Ереване в своём доме.
Поскольку наш водитель нам сам рассказал свою историю, то я так понимаю он не делает из этого секрета. А раз так, то думаю что я вправе эту историю поведать Вам. Дело в том что Игорь прожил жизнь и только совсем недавно в пятьдесят лет узнал что родители, которых он всю жизнь считал своими родными родителями, усыновили его. Дело в том что Игоря во младенчестве бросила какая-то русская женщина. Кто отец неизвестно. А армянская семья усыновила младенца. Все родственники знали что он приёмный, но никто Игорю никогда не проговорился. И только когда мать Игоря армянка стала пожилой, то она решила что приёмный сын должен узнать правду. Теперь эта женщина пожилая и Игорь ухаживает за ней как за матерью. Теперь стало понятно почему у нашего водителя русское имя и славянский тип лица. Кстати, по русски Игорь говорит без акцента (он общается также и на армянском что неудивительно). Удивительно для простого водителя что он пишет по русски без орфографических ошибок. И при этом он достаточно интеллектуально продвинут для просто водителя и хорошо знает историю Армении и армянской церкви. Слушать его интересно.
Но в тот вечер мы так до Ванк и не доехали.
Где-то на полдороге нашли открытое придорожное кафе. Первое кафе от Дилижана за весь длинный день. Напомню что сегодня мы выехали из севера Армении из Дилижана, встретили рассвет на Севане, преодолели Соткский перевал, границу. И всё всухомятку.
Короче я запротестовал и мы остановились на закате наконец нормально покушать горяченького.
Горяченькая озерная рыбка, салаты, варёная картошка.
И конечно, водка «Карабах Голд»! Что ещё нужно для счастья? Я отдал за всё это около 20 долларов (10 500 драм) за троих.
Между тем наступила ночь и ехать ночевать в Ванк нам было «в лом». Тем более что хозяева харчевни предложили нам два номера (для нас и водителя). И всего за 10 долларов за номер. Правда номера были холодные (как везде в Армении и Арцахе), белье несвежее. Так что больше такой ночлег и не стоит. Но нам выбирать не приходится. Неизвестно как там было бы в Ванк, а до Степанакерта ещё далеко.
Рано утром подъём. Горячий вкусный завтрак, кофе и снова в путь.
Но это уже совсем другая история…
В подготовке материала использованы сведения из Википедии