Промышленный туризм в Украине находится на стадии развития. Да, есть отдельные производства, куда приглашают туристов уже многие годы, но систематический подход к этому виду привлечения финансов на данный момент имеет только один город в Днепропетровской области. Конечно этот вид туризма сложно назвать классическим. Ведь основная цель-посещение заводов, фабрик, заброшенных мест. Всего того, что непосредственно было или связанно с промышленностью.
В поиске новых впечатлений я направился в самый центр промышленного туризма. Знакомьтесь, это Кривой Рог!
С каждым годом этот вид путешествия, я уверен, будет только набирать обороты в Украине. Направление это молодое, конкуренция не велика. А для этого города еще и стратегически выгодное. Ведь все здесь напоминает о том, что кроме заводов, фабрик и комбинатов власть и бизнес больше ничего не интересует на этой земле.
1
Это, знаете, когда заходишь в столярную мастерскую, либо любую другую, где идет рабочий процесс, появляются отличные добротные работы, но вот вид самой мастерской на слабую-слабую троечку. Да, товар отменный, но вот двери все в ржавчине, трубы не окрашены, полы прогнили, из окон свищет… Но мастеру не до этих"мелочей».Он занят производством. Так и Кривой Рог. Город-мастерская. Тут вам не до эстетики. Все заняты производством и только им.
4
Так что это за город, и почему у него такое необычное название?
Что вообще мы знаем о нем?
Любители политики конечно вспомнят сразу о приватизации «Криворожсталь».
Проводилась она два раза, шумно, помпезно. Были замечены и Президент Кучма и Юлия Тимошенко и Ющенко, который гордился, что смог провести аукцион. Транслировалось все это в прямом эфире на всю страну с достаточно качественной подачей материала. Теперь это уже не просто «Криворожсталь»,а «Арселор Миттал Кривой Рог».
Предприятие работало и работает даже в самые непростые времена для страны и никогда не останавливается. Приватизировала его почти за 5 млрд. долларов крупнейшая металлургическая компания мира во главе с Лакшми Миттал.
Люди ходят на работу, много людей… Самое интересное, что на предприятии работает около 27 000 человек, но почти все добираются общественным транспортом. Толпы людей, посредственных, обозленных на жизнь, суровых ребят и нетребовательных женщин вереницей следуют через унылые пейзажи обреченности на нелюбимую работу. Основная задача-выжить. Есть работа и хорошо. Когда я фотографировал их передвижение, то услышал немало нелицеприятных слов в свой адрес. Фотоаппарат в этих местах вызывал недоумение и враждебное ко мне отношение.
1
Что еще мы знаем о городе? Тут очень необычное метро. Есть тоннель, есть движение над землей, но вместо привычных вагонов тут ходят самые обыкновенные трамваи. Я прокатился. Да, как вариант очень даже нормально. Никаких особенных моментов нет. Едешь просто гораздо быстрееНо из-за непривычности момента эта особенность города известна далеко за его пределами.
1
А еще это самый длинный город в Европе! По разным оценкам, смотря как считать, его протяженность составляет от 120 до 134 км. Перемещаться общественным транспортом не очень удобно. В основном ходят маршрутки не первой свежести, где никаких условий для пассажиров. Проезд 6 грн. не велик, учитывая расстояния, но людям приходится не просто добираться в час пик на работу, хоть и ходят они регулярно. Есть еще трамваи и троллейбусы, но они настолько медлительны и их так катострофически мало, что перемещаются в них приемущественно пенсионеры. Да и вид их…уже лет 20 как не меняется.
1
Основан город в 1775 году запорожскими казаками. По легенде одного из казаков звали Рогом, так как он прихрамывал на одну ногу. Вот осюда и пошло название города. Ну это так.скорее для туристов легенда. Там очень долгая история о слияниии рек по форме напоминавших рог… В общем суть ясна. Это не бык был с рогами, не олень, а слияние рек либо казак Кривой.
1
Так чем же так манит к себе туристов 8-ой по населению город Украины?
1
А Вы вообще когда-нибудь были на Марсе? Если нет, то он Вас ждет здесь, в Кривом Рогу! Стоит отметить, что из-за особенностей города, лужи тут красные повсеместно.
1
А техногенные ландшафты и озера не имеют аналогов в мире. Я обязательно покажу все это в моей следующей поездке, так как приезжать сюда стоит минимум на неделю. К слову расстояния тут между туристическими обьектами сильно расстянуты на десятки километров. Добраться от одного места к другому-это точно не на один день поездка.
Есть даже такое высказывание:«Пока нам недоступен Марс, Добро Пожаловать в Кривбасс!».
Найти путешествие «на Марс» в нете не составит труда. Амбициозные молодые ребята на голом энтузиазме первые начали популяризировать промышленный туризм в Украине не локально, на конкретном обьекте, а в целом в регионе. Приезжать стоит лучше в конце мая, начале июня, когда в хорошую погоду Вашему взору открываются неповторимые инопланетные пейзажи. В качестве иллюстрации представлю несколько фото с их социальной странички:
1
Я их собрал в небольшой коллаж, но общее представление, согласитесь имеется.
Помимо «Марса» интересна экскурсия-поход в долину разноцветных холмов. Тут будут и красные озера, разноцветные холмы, каменное море и многое другое. Уникальные места для селфи и постов в инста. Находите интересные минералы, познавайте природу. Свои фото не такие красочные, как в рекламе, поэтому не передадут всю красоту, публикую заимствованные:
1
Не менее интересна и по впечатлениям и по масштабам экскурсия на карьер ЮГОКа.
Это второй по величине в Европе железорудный карьер. Он просто огромен. Наконец то для туристов оборудовали смотровую площадку и каждый желающий может любоваться грандиозными масштабами добычи руды. Карьерные самосвалы кажутся маленькими крупинками на дне песочной ямы. В Советские времена можно было устроиться на подработку всем желающим, имеющим крепкое здоровье и вполне достойно зарабатывать, больше чем специалисты с высшим образованием. Но времена поменялись и теперь зарплата работника просто мизер по сравнению с тем, что было. Условия якобы диктует рынок.
Стоимость экскурсий до смешного низкая-60 грн. за самую дорогую.
А ведь еще город может предложить:
-Глееватский карьер, где можно наблюдать «большие взрывы» 2 раза в месяц. Это действительно впечатляющий гиганский промышленный обьект;
1
-Спуск в шахту. Самое дорогое удовольствие из всех представленных в Кривом Рогу. Стоимость 1000грн. Спускаемся на полтора километра в шахте «Родина».Конечно проходим тщательный инструктаж, мед.осмотр и в специализированной одежде в сопровождении мастеров спускаемся в шахтенной клетке. И с чем это можно сравнить? Конечно записываться нужно заранее, так как количество желающих значительно превышает пропускную способность;
2
-И конечно «Арселор Миттал Кривой Рог».Куда без него? Туристам тут предлагают посмотреть как работают сталевары и как из руды получается металл. То же все нужно заранее обговаривать, договариваться. Потока и свободного доступа без предварительной записи тут нет не на одном предприятии и проводимых в городе экскурсиях. Сказывается недостаточно развитая структура бизнеса и формальная волокита.
1
— Кочубеевские штольни. Это возможность посмотреть, как добывали железную руду 100–200 лет назад. Но это в 30 км.от города, для истинных фанатов и исследователей. Гиды возят туда за 350грн.
Это только беглый взгляд на основные достопримечательности, которые следует посмотреть в обязательном порядке туристам. Конечно есть и другие места, не такие популярные, но уверен не менее интересные. Можно еще смело назвать около 20 экскурсий где бы я хотел побывать.
2
Сам город не настолько приветлив к туристам. Да, есть места, которые возможно будут интересны путешественникам, но инфраструктура города не позволят ими насладиться сполна.
Один из интересных фактов: регулярные поездки жителей Кривого Рога на заработки в Москву. Такие обьявления висят повсеместно на столбах:
Видимо жизнь заставляет смотреть на вещи своими собственными глазами.
1
Центр города почти в заброшенном состоянии. Печальная картина. И парадокс в том, что крупнейшие предприятия работают и наращивают обороты. Но где отдача для простых граждан?
1
Местным стыдно. Особенно молодежи. Большинство хочет уехать в Европу жить, на худой конец в Москву. Они и уедут, не все конечно. А кто останется? Правильно! Безликая масса, которая и нужна работодателям. Они будут все так же из-за дня в день ходить на опостылевшую работу, ругать всех и вся и просто надеятся на лучшую жизнь, ничего при этом не делая. Это уже так, я уже это вижу, как народ превращают и достаточно успешно в молчаливых рабов.
Такие промышленные гиганты должны преображать город, ставить его во главу угла.
На примере ЮГОКа видно, как комбинат относится к своим людям. Я прошелся вечером по району и был приятно удивлен ярким праздничным освещением проспекта, хоть и не было никакого праздника. Кругом чистота, урны и лавочки каждые 50 метров. Много новых игровых площадок для детей…
1
Как было бы здорово приехать сюда лет через 5 и увидеть полностью обновленный город: мощный, сильный, передовой, на который будет равняться вся Украина.
2
Но начало положено. Это самый туристический город из всех промышленных и самый промышленный среди туристических!
2
Уважаемые жители Кривого Рога! Если Вы есть на сайте, пишите о своем городе, не стесняйтесь. И если я что напутал, неправильно написал, искозил информацию, исправьте меня. Я верю в Ваше светлое будущее и желаю Вам стать самым главным туристическим маршрутом страны.
2
P.S
А как же иначе? Я ведь родился в этом городе! И ЮГОК был и будет лучшим районом. У нас ведь столько лет уже самая красивая елка в городе на Новый Год))То-то.