Продолжение.
Начало — По Испании проселочными дорогами. Пляжи парка Кабо-де-Гата
По Испании проселочными дорогами. Агилас
По Испании проселочными дорогами. Замок Лорки
*****
Иногда на дорогах Испании встречаешь какие-то чудеса. Например, вот едешь себе со стороны Андалусии в направлении Мурсии по дороге А-7/Е-15. Погода чудесная, машинка быстро катится по хорошему шоссе, взгляд время от времени замечает проносящиеся километровые столбы: 563… 565, прямо перед границей регионов — 566.
И через несколько секунд:
Первая реакция: а куда же делась сотня километров? Или я столько провел машину в бессознательном состоянии?
Потом замечаешь, что время пошло вспять — цифры убывают.
Хорошо, что я по этому участку еду не в первый раз и уже знаю причину: по Андалусии отсчет идет от Кадиса, а в Мурсии — со стороны Барселоны.
Впрочем, нам так далеко не надо. У нас короткий маршрут до Лорки. На подъезде сворачиваем с магистрали и выезжаем на старую трассу N-340а, проходящую через город. Едем по главной улице, застроенной вполне современными домами.
В центре площади красуется памятник — довольно представительный, но я так и не смог найти хоть какое-то упоминание — кому он возведен.
За площадью дорога, по которой мы едем, меняет название — теперь это проспект Хуана Карлоса I. Он на реконструкции, но сколько сил приложено, чтобы местные жители испытывали как можно меньше проблем! К каждому подъезду, входу в магазин перекинут мостик.
Работают светофоры, едем не быстро, поэтому можно спокойно крутить головой по сторонам. Вот какое-то учебное заведение — похоже, что-то сельскохозяйственное или ветеринарное.
И как вишенка на торте — информационный стенд.
Мы неоднократно видели в разных местах страны (на набережных, у детских площадок, скверов и т. п.) таблички с указанием, когда, при каком мэре то или иное было построено/обустроено и сколько это стоило бюджету. На мой взгляд, очень хороший отчет властей о том, что они сделали для народа.
Старая часть города находится слева от нас, и протянулась метров на 500 до подножия холма, но мы хотим начать сегодняшний поход от реки. Поэтому проезжаем чуть дальше. По дороге замечаем такой вот монумент:
В Испании мы увидели два разных знака для обозначения рек: «река с водой» и «река». Незнающего местных реалий человека подобное может сильно озадачить. Потом понимаешь, что первое — это действительно река, а второе часто относится к тому, что значительную часть года представляет собой пересохшее русло. Вот и река Гуадалентина (Гвадалентина) в октябре высохла напрочь.
Накануне мы обратили внимание на такой факт: чуть выше города сухое русло пересекают грунтовые дороги, на самом берегу расположены строения, разбиты поля.
А как только начинается городская застройка, появляются необычные стены-дамбы, отделяющие русло от городской территории и протянувшиеся на несколько километров.
Остается только догадываться, какой поток иногда проносится между этими стенами, если потребовалась такая защита. И как переживают эти времена незащищенные стенами дома и поля…
Итак, пересекаем реку, оставляем машину на подземной парковке и идем к старому городу. Поневоле вспоминается фраза «все дороги ведут в Рим» — так четко улица направлена на замок. Рядом — большой парк с детской площадкой на берегу.
Поднимаемся на стену-дамбу и видим необычной формы пешеходный мост и набережную с обязательными именными табличками.
Чтобы облагородить пересыхающее русло, из него сделали место для прогулок. Наверное, здесь красиво весной, когда много зелени и что-то течет посередине. А после жаркого лета как-то пустынно. Хотя можно использовать как стадион.
С другой стороны, город продолжает восстанавливаться после землетрясения, и кто знает, какие проблемы и в какой последовательности решают местные власти? Мы гуляли по городу и видели много мест, где развалины соседствовали с новенькими или свежеотремонтированными домами.
Накануне мы увидели, что церкви Санта Мария и Сан Хуан в самой старой части города еще восстанавливаются, поэтому высоко на холм не полезли.
У подножия одно из самых заметных зданий — бывший монастырь Ла-Мерсед (Милосердия) с порталом XVI века. Само здание сильно перестроено, в нем размещаются некоторые городские службы, центр по туризму, историческая выставка и прочее.
Неподалеку рабочие красили ограждение. Мне очень понравилось, что они какой-то кошмой на время работ закрывали окружающее пространство, чтобы не заляпать краской каменные плиты вокруг.
После завоевания города христианами в конце XIII-начале XIV веков старые городские стены из глины были заменены на новые каменные и в некоторых башнях устроены городские ворота. Сейчас от этих стен остался небольшой кусок с портиком Сан-Антонио. Когда-то в башне были двойные ворота, окованные железом, теперь не сохранившиеся.
Немного покрутились вокруг и направились по улице Кава (Calle Cava) в сторону городского центра. Контраст между разрушенными и восстановленными зданиями очень заметен. Вместе с тем очевидно, что восстановление идет достаточно активно.
Обратил внимание на водосточные трубы, обрывающиеся над серединой улицы. Наверное, во время хорошего дождя очень невесело оказаться на улице, когда к падающим каплям присоединяются веселые потоки с крыш:
Вот так гуляли, и неожиданно из окон соседнего здания, похожего на тюрьму, услышали детские голоса. Это еще одно из бывших зданий ордена Милосердия, в котором с 1914 года располагается частный колледж Богоматери:
Перед самой площадью Испании, вплотную примыкая к главной церкви города, расположилась консерватория имени гитариста Нарцисо Йепеса (Conservatorio de Música «Narciso Yepes»), открытая в 1995 году. Как и многие другие, это здание было перестроено из арабских строений более раннего времени, было какое-то время аббатством, в 1779 году стало колледжем де Ла Пурисима, пока наконец не приняло свой нынешний вид и название. В ходе долгого восстановления перед последним преобразованием в здании проводились археологические исследования, получено большое количество результатов, и внутри здания открыты для обозрения сохранившиеся настенные арабские росписи XII века.
Интересно, что Нарцисо Йепес в 1995 году был еще жив и сам открывал собственный монумент.
Вот так, минуя одно за другим разные исторические здания, мы и выбрались на пощадь Испании.
Основное здание на площади — коллегиальная церковь Сан-Патрисио-де-Лорка. Это главное церковное здание города строилось в течение XVI–XVIII веков, и было в 1941 году объявлено историческим художественным памятником.
Ратуша Лорки была построена в XVII–XVIII веках как королевская тюрьма. Как-то задумываешься о том времени: на центральной площади города основные здания — церковь и тюрьма… В нынешнем качестве капитально перестроена, фактически сохранился фасад с проходящей сквозь ратушу улицей и отдельные элементы отделки. А в левом крыле вообще за фасадом прячется стекло от пола до кровли.
Перед ратушей памятник Альфонсу X, отобравшему Лорку у мавров.
На углу между церковью и ратушей находится дом коррехидора (XVIII в.):
От площади Испании направляемся дальше. По дороге замечаем живописный домик и вывеску на магазине. Интересно, отражает ли эта вывеска рейтинг туристов?
Дворец Гевары, или «Дом с колоннами», строился довольно долго, в конце XVII-начале XVIII веков. Дом в стиле барокко определил уровень, к которому стремились другие представители аристократии и буржуазии Лорки.
Дом на протяжении столетий оставался жилым — до самого конца прошлого века, когда последняя владелица, потомок рода Гевара, пожертвовала дворец городскому совету с условием, что в нем будет создан музей. После ремонта в 1996 году такой музей открылся — помимо архитектуры, настенных росписей, интерьеров и мебели, в нем представлена коллекция живописи.
После мрачных событий 2011 года дворец был полностью отремонтирован и с апреля 2013 года вновь принимает посетителей. Очень хотелось попасть именно в него, но не сложилось. Вполне вероятно, что попавшееся мне на глаза расписание работы не устояло перед испанской традицией сиесты.
Мы заглянули в соседнее здание — Центр ремесел (Сentro para la artesanía), чтобы навести справки. Как ни удивительно, но центр работал. Мужчина, к которому мы обратились, философски вздохнул и сказал, что персонал наверное ушел перекусить, но должен скоро вернуться. Прозвучало это так, словно весь персонал — один человек.
В ожидании чудесного момента мы решили осмотреть экспозицию, тем более что практически все выставленное можно было купить. В центре представлены изделия традиционных для региона промыслов: керамика, ковры, различные местные продукты и специи, резьба по дереву и прочее.
В центре ремесел мы были недолго, за это время двери Дворца Гевары не открылись, и мы продолжили свою прогулку. В уютной кафешке в тени деревьев на маленькой площади утолили жажду. На углу этой площади располагался еще один привлекавший нас предмет.
Лорка была довольно крупным городом еще во времена Древнего Рима. Город стоял на Августовой дороге и под названием Элиокрока попал в Маршрут Антонино — подробное описание основных римских дорог, с указанием населенных пунктов, расстояниями между ними.
Собственно, в этой части страны автотрасса N-340а (в Лорке — главная улица города) большей частью совпадает с маршрутом старой Августовой дороги. Вдоль дороги устанавливались вехи — каменные колонны. В незапамятные времена одну из этих колонн сместили в сторону и в 1411 году использовали как основание для статуи святого Сан-Винсенте Феррер. Уже в XVII веке семья Марин Понсе де Леон построила дом, прикрепленный к этой колонне и памятнику.
В настоящее время здесь находится копия колонны, а оригинал помещен в муниципальный археологический музей, расположенный неподалеку.
Вообще исторический центр Лорки плотно забит различными интересными зданиями, и гуляя по одним улочкам, мы часто оставляли в стороне, на расстоянии 20–30 метров, другие, не менее интересные. Но мы и не стремились охватить все.
Насколько я знаю, дома с двумя колоннами вокруг входа и гербом над ним имели право строить только дворяне. Так Лорку называли городом ста гербов из-за количества проживающих дворянских родов. Многие из этих домов стали достопримечательностями, в некоторых расположились музеи, приведенные в порядок довольно быстро. К сожалению, некоторые из этих семейных гнезд серьезно пострадали и еще не отремонитрованы. Мы много раз проходили мимо подобного:
И порой вплотную к ним стоят уцелевшие или уже восстановленные. Например, Монументальный комплекс Санто-Доминго с церковью Санто-Доминго и примыкающей к последней часовней Дель Росарио, а также частично уцелевшими аркадами:
Монастырь Санто-Доминго был основан доминиканцами в 1551 году. Его основное здание было построено в 1664 году, позднее неоднократно перестраивалось. Сейчас в комплексе располагается музей вышивки Пасо-Бланко (museo de Bordado Paso Blanco, или сокращенно MuBBla), в котором собраны образцы вышивки золотом и шелком, начиная с XVI века до последних дней. В основном та одежда, которая расшивается к празднованию Страстной недели.
Страстная неделя во многих городах Испании — это феерия. В этот праздник главная улица города поверх асфальта засыпается землей, чтобы по ней могли безопасно скакать лошади. По улицам проходят римские солдаты и колесницы, исторические и мифические персонажи, воссоздаются события исторические и религиозные — и все это в хороших, а порой и в роскошных расшитых вручную костюмах. В праздновании и шествиях активное участие принимают шесть «братств», соревнующихся между собой. Лучшие костюмы попадают в музеи. Я очень удивился, когда узнал, что только в Лорке музеев вышивки помимо MuBBla еще три! Фото с официального сайта:
Чуть дальше по улице — дом-дворец Салазар-Россо (Каса-де-лос-Салазар-Россо), построенный то ли в конце шестнадцатого, то ли в начале семнадцатого веков (данные расходятся) для семей двух генуэзских купцов. С 1992 года здесь располагается археологический музей.
И последние взгляды на город по пути к машине:
Вот такая получилась ознакомительная прогулка по древнему городу.
Теги:
Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм