Мы прибыли в этот знаменитый армянский монастырь из Дилижана к концу дня. О Дилижане рассказ здесь: https://www.tourister.ru/responses/id_22360
Мы прибыли в этот знаменитый армянский монастырь из Дилижана к концу дня. О Дилижане рассказ здесь: https://www.tourister.ru/responses/id_22360
До монастыря Гошаванк посетили не менее интересный монастырь Агарцин: https://www.tourister.ru/world/asia/armenia/city/dilijan/temples/29672/responses/3902
Если уж Вы оказались в Дилижане, то не посетить эти два древних монастыря (Агарцин и Гошаванк) непростительно. Ибо «цена вопроса» смешная — пара десятков километров от Дилижана.
Средневековый монастырский комплекс Гошаванк XII–XIII веков расположен рядом с селом Гош.
Монастырь был расположен в области Кайен исторического Гугарка.
На месте разрушенной от землетрясения монастыря Гетик основал Мхитар Гош при содействии князя Иване Закаряна в 1188 году.
Памятник Мхитару Гошу прямо рядом с монастырским комплексом.
Мхитар Гош — выдающийся армянский мыслитель, литературный и общественный деятель, богослов и священник. Авторитетная «Американская энциклопедия» причисляет Гоша к одним из виднейших представителей армянского возрождения, британский учёный Лэнг ставит его произведения в один ряд с баснями Эзопа и Лафонтена.
Прозвище Гош в переводе с армянского означает «редкобородый».
Гош пользовался большим авторитетом среди армянской политической элиты своего времени, являлся важной фигурой в духовной и общественной жизни армян. Был участником церковных соборов.
Он пытается доказать, что миафизитство кроме армян исповедуют и другие народы, которые «пребывают твердо в одной с нами вере, не принявшие Халкидонский собор». Примечательно также его послание к Иване и Закаре Закарянам. В нем Мхитар стремится наладить этно-конфессиональные противоречия между двумя народами армянами и грузинами, находящимся в то время в тесном политическом союзе.
Во второй половине XII века мусульманские эмиры Гянджи (где проживал и Гош) позволяли армянской христианской общине пользоваться собственной судебной системой, однако из-за отсутствия таковой спорные вопросы всё же решались в мусульманских судах.
Такая практика иногда приводила к злоупотреблениям, и Гош создал правовой труд, известный ныне как «Судебник Мхитара Гоша» или «Армянский судебник», стал наиважнейшим из трудов учёного и первым памятником светского права у армян.
Мхитар Гош является автором исторической хроники, оригинал которого не имеет названия. Алишан на рубеже XIX–XX веков озаглавил его «Католикосы и события в стране Алуанк в XII веке». Впервые в 1958 году английский арменист Ч. Доусет назвал его сокращенно «Албанская хроника» (Albanian Chronicle). Так называемая «Албания» или «Агванк» ещё с раннего средневековья являлось всего-лишь географическим топонимом покрывающим также армянонаселенные области Нагорного Карабаха, где к тому времени существовало небольшое армянское княжество Хачен. Ч. Доусет, в то же время, четко характеризует труд, как памятник армянской историографии. Данное адаптированное название труда получила распространение также в русскоязычных источниках после его искаженного перевода с английского на русский язык З. Буниятовым в 1960 году.
Парковка у монастыря платная, стоит около пары долларов.
Любопытно что при входе в монастырь имеется даже информация для невидящих посетителей.
Монастырский комплекс изначально получил название Нор-Гетик, что по-армянски означает Новый Гетик (от Гет — река, из-за проходящей рядом реки).
После смерти Гоша в 1213 году моныстырь стали называть также Гошаванк.
Это был Один из крупнейших культурных, образовательных и религиозных центров средневековой Армении.
Здесь учились и жили видные культурные деятели Армении.
Согласно надписям на церкви, а также сообщениям Гандзакеци большую часть здании построил архитектор Мхитар по прозвищу «Хюсн».
Кроме него, в источниках упоминаются зодчие Григор и Закиос.
Монастырь включает церкви Аствацацин (1191–1196) типа купольного зала, гавит 1197–1203),
церковь св. Григория (1208–1241) типа купольного зала,
а также маленькую церковь Лусаворич (1237–1241) типа сводчатого зала,
2-этажное здание с книгохранилищем (до 1231) в 1-м этаже и храмом, увенчанным звонницей-ротондой, на втором (1241–1291),
несколько часовен (в том числе Рипсимэ, 1208) и других зданий.
На территории монастыря — разрушенный склеп Мхитара Гоша, кладбища и искусно сделанные хачкары.
В 1957–1966 годах памятники Гошаванка были реставрированы. В 1972 году здесь был создан историко-архитектурный музей.
Обратите внимание на орнамент из двух разных камней.
До сегодняшнего дня сохранились многие рукописи, написанные в Гошаванке.
Высоко наверху расположен ещё один склеп, снято с максимальным приближением. Но туда мы не пошли, уж больно туда дорогу грязную развезло.
В паре километров от Гошаванка, в лесу, живописнейшем месте находится Гошалич (дословно озеро Гоша).
В процессе написания материала обращался за помощью к Википедии.