Об этом первом дне нашего путешествия по всей Армении и Арцаху я вскользь уже рассказывал тут:
https://www.tourister.ru/responses/id_21916
Теперь более подробно расскажу о дороге из Еревана в Гюмри.
Об этом первом дне нашего путешествия по всей Армении и Арцаху я вскользь уже рассказывал тут:
https://www.tourister.ru/responses/id_21916
Теперь более подробно расскажу о дороге из Еревана в Гюмри.
Из Еревана выехали рано утром 1.01.18.
Заехали по дороге к монастырям над ущельем Ованаванк и Сагмосаванк.
Впрочем об этих монастырях я более подробно рассказал здесь:
Затем у нас была остновка в парке армянского алфавита, о чём я также рассказывал в отдельном рассказе вчера:
https://www.tourister.ru/responses/id_22305#r19392
А мы с Вами следуем дальше.
Дорога очень живописна.
Ненадолго пошёл снег, видите на капоте. За всё время путешествия это был первый и последний «снегопад».
А затем проехали город Апаран.
Знаменитый Магазин «Гнтуник» со свежайшей выпечкой и хлебом оказался закрыт.
Праздники они для всех в Армении выходные. Нам даже пообедать по дороге зачастую было негде. В этот день кушали в машине всухомятку. Вином запивали. Ибо кафешки закрыты на праздники не только на трассе, но и в городах.
В городе производится родниковая вода «Апаран».
В античности область Апарана была известна как Ниг или Нигатун. Как поселение известен со II века н. э., когда был впервые упомянут под названием Касала.
В четвертом веке относится строительство здесь Касахской базилики (Церковь Святого Креста), сохранившейся до наших дней.
В 1877 году храм был отреставрирован.
Смотрите, на этой колонне как бы отпечаталась фигура и лик Божьей матери. Нам рассказывают что фигура появилась сама собой лет пять назад и это чудо.
Современное название города относят к 10 веку, по-видимому, оно происходит от армянского слова Апаранк — дворец.
Во время Первой мировой Апаран принял большое количество армян-беженцев из Османской Империи. Но о геноциде армянского народа 1915 года я Вам уже рассказывал: https://www.tourister.ru/responses/id_22098
В 1918 г. при Баш-Апаране состоялась битва, в которой армянские регулярные части и ополчение разбили турецкие войска, наступавшие на Ереван. В память о победе в этой битве к северу от города установлен памятник.
Но нам пора следовать дальше.
Обратите внимание как изменился ландшафт за окном. Это потому что мы уже в горах северной Армении.
Но пейзаж за окном автомобиля меняется постоянно следом за изменением высоты. То вверх, то вниз.
По дороге в Артик проскочили нужный поворот и попали в Спитак.
Но город смотреть не стали, он у нас мельком завтра по плану.
Помните о землятрясении 1988 года?
Город успели полностью восстановить в последние годы существования Советского Союза.
Работали тут тогда и иностранцы.
Разворачиваемся назад и едем искать поворот на Артик. Так как в Артик интересные храмы.
По дороге между городами Спитак и Апаран Игорь показал слева селение Алагяз. В нём живёт народ изиды. Селение расположено на склонах Арагаца. Изиды скотоводы и до сих пор ещё являются язычниками. Религия езидов — езидизм, на основе зороастризма. В основном проживают на севере Ирака в Курдистане, на постсоветском пространстве и в странах Европы. В Первой Мировой войне езиды на стороне России воевали с Османской Империей, в то время как многие курды-мусульмане активно участвовали на стороне турок в геноциде армян и ассирийцев. Так езиды мигрировали в Российскую империю (Армению), а потом и в страны Европы.
Сфотографировали их интересное кладбище.
Склеп изидов, снято в максимальном приближении.
Кстати известный вор авторитет дед Хасан из этого народа. Во время правления Саддама Хусейна езидов пытались регистрировать как арабов. После свержения режима курдские власти, контролирующие север Ирака, также пытаются ассимилировать езидов. Исторически езиды испытывали притеснения со стороны мусульманского большинства, считающего их неверными.
C 2014 года езиды подвергаются геноциду в Ираке со стороны террористической организации «Исламское государство».
Мы в Ширакской котловине и одноимённой области.
Прибываем в город Артик.
Город расположен у северо-западного подножья горы Арагац, на ныне не действующей железнодорожной ветке Маралик-Артик-Гюмри.
В советское время ветка активно использовалась для перевозки товаров, так как она была построена специально для вывоза сырья из карьеров близлежащих станций.
В окрестностях города большие запасы ценного строительного камня — вулканического туфа. Туф здесь находятся под слоем земли в несколько сантиметров, также сосредоточены запасы базальта.
Мы в монастыре Аричиванк.
Монастырь Аричванк расположен в селе Арич. С 1850 года в монастырском комплексе расположена летняя резиденция Эчмиадзинского каталикоса.
Древнейшая постройка комплекса относится к VII веку — это церковь св. Григория построенная под архитектурным влиянием церкви Мастара.
Сохранились также руины однонефной церкви V века.
И на чём только держится руина? На честном слове?
Однако этот знаменитый монастырь с интереснейшей историей достоин отдельного рассказа, так как формат данного материала не позволяет разместить всё фото оттуда и рассказать о нём подробно.
Данный рассказ просто о дороге Ереван-Гюмри.
На окраине города Артик на травянистом склоне горной гряды есть церковь Лмбатаванк (Сурб Степанос), VII век. По отзывам в интернете церковь с потрясающими фресками.
Но мы чуть не завязли, дорога туда грунтовая и раскисла. Ибо в этих местах уже хмуро.
Но зря мы сюда добирались по экстремальной дороге. Это крестово-купольное сооружение. Архитектурной особенностью являются покрытые вместо свода конхой северное и южное прямоугольные крылья, подковообразная апсида и арки. В точки зрения объема — это изящное, устремленное ввысь сооружение. Построена крупными чисто тесаными камнями артиктуфа. В 1953—1955 гг. Управлением по охране памятников были отремонтированы частично поврежденный купол, перекрытия крыльев креста, карнизы.
На стенах — дарственные надписи XII—XIII вв., где упоминаются принесенные в дар монастырю Лмбатаванк села Цицк, Сарнагпюр (монастырь назывался и «Сурб Степанос Сарнагпюра»), Айреняц Тахк, Ярдик (ныне город Артик). Самая ранняя, датированная 1191 г. надпись оставлена Барсегом, сыном князя Ваграма Пахлавуни.
Полюбоваться древними фресками нам была не судьба. Церковь оказалась закрыта.
Она находится на отшибе, в читсом поле. Соответственно тут нет кого-то кто смог бы для нас её открыть.
В 1953—1954 гг. в окрестностях Лмбатаванка велись раскопки. Были обнаружены постаменты хачкаров, захоронения IX—X вв., орнаментированные обломки VII—XIII вв., черепица, металлические орудия и другие предметы.
Источник о церкви Лмбатаванк: http://hushardzan.am/ru/2995/с
В этих местах как и в окрестностях Гюмри почти всегда хмуро, дует пронизывающий ветер. Солнце спряталось. Мы на северо-западе Армении. Эта часть страны слывёт неприветливой погодой и какой-то депрессией. Да, погода и природа тут нарадостные.
Мы наконец прибыли в Гюмри, расположенный в центральной части Ширакской котловины. Гюмри Игорь называет по старому — Ленинакан. Привычка….
Это второй по численности город в Армении. Население — 120 тысяч.
Памятник Шарлю Азнавуру, имеющему армянские корни и активно помогающему Армении.
Во время землетрясения 1988 года в Гюмри ВДВОЕ уменьшилось население города! Погибло около ста тысяч человек. Многие остались без крова.
Дома-призраки разрушенные во время того землетрясения на окраинах города до сих пор не восстановлены.
Ночевали мы в интересном гестхаусе с запоминающимся названием: «Домпольский».
У хозяина армянина польские корни вот и попросили поляки туристы назвать отельчик таким образом.
Вечер прошёл как принято было говорить у дикторов советского телевидения — «в теплой и дружеской обстановке». За коньячком, с тостами и с отличной закуской. Хозяин гестхауса работает на единстсвенной в Закавказье российской военной базе.
Городу Гюмри я посвящу отдельный фотоальбом. Ибо город интересный и тут есть что посмотреть путешественнику.
А пока всё.
В подготовке материала использованы сведения из Википедии.