Первый день прогулки по Еревану мы решили начать с этого места, так как много о нём слышали до поездки. За пару долларов (1000 драм) доберётесь сюда на такси практически из любой точки города.
Правда таксист довёз нас не непосредственно к музею геноцида, а к концертному залу, что в северной части холма. С него мы и начали восхождение.
1
Цицернакаберд (в переводе — «крепость ласточки») — мемориальный комплекс, посвящённый жертвам Геноцида армян 1915 года. Кстати холм на котором расположен комплекс имеет то же название.
Как видите приближайшем рассмотрении всё тут вокруг оказалось как-то запущено и заброшено.
Дело в том, что ежегодно 24 апреля в годовщину депортации армянского народа миллионы армян отдают дань памяти жертвам геноцида.
В Армении эта дата имеет важное значение и является нерабочим днем.
2
Ну, а сейчас до годовщины целых три месяца, поэтому тут пусто и мемориальный комплекс имеет слегка запущенный вид.
Резня армянского, ассирийского и греческого населения в Османской Империи проводились и в девятнадцатом веке.
Фото из интернета.
Однако массовое убийство по разным оценкам в общей сложности от 1 до 3,5 миллионов армян началось в 1914–1915 годах, когда на территориии страны шла полным ходом первая мировая война.
2 августа 1914 года Турция подписала секретный договор с Германией, одним из пунктов которого было изменение восточных границ Османской империи для создания коридора, ведущего к мусульманским народам России, что подразумевало искоренение армянского присутствия на изменённых территориях.
Вскоре после вступления в Первую мировую войну Османская империя оказалась втянута в военные действия на нескольких фронтах.
Основное армянское население не поддерживало антиосманскую политику. Российская агитация среди курдов имела ещё меньший успех.
Присоединение нескольких тысяч мусульманских добровольцев к османским войскам после оккупации Турцией некоторых территорий Персии и российского Закавказья стала причиной депортации российских мусульман от российской границы, а также резни. Аналогичная политика проводилась против армян Турции.
Победе российской армии в значительной степени помогли действия армянских добровольцев из числа проживавших в Российской империи армян, что привело к пропаганде Иттихат о предательстве армян в целом.
Вначале турецкие войска под страхом смерти провели разоружение армянского населения.
Разоружение армян сделало возможным проведение систематической кампании против армянского населения Османской империи, которая заключалась во всеобщей высылке армян в пустыню, где они были обречены на смерть от банд мародёров или от голода и жажды. Депортации были подвергнуты армяне из почти всех основных центров империи, а не только из приграничных районов, затронутых военными действиями.
Вначале власти собирали здоровых мужчин, заявляя, что доброжелательно настроенное к ним правительство, исходя из военной необходимости, готовит переселение армян в новые дома. Собранные мужчины заключались в тюрьму, а затем выводились из города в пустынные места и уничтожались с использованием огнестрельного и холодного оружия. Затем собирались старики, женщины и дети, которым также сообщали, что они должны быть переселены.
Фото из интернета.
Детей, женщин и стариков гнали колоннами под конвоем жандармов. Тех, кто не мог продолжать идти, убивали; исключения не делались даже для беременных женщин. Жандармы выбирали по возможности длинные маршруты или заставляли людей идти обратно по тому же маршруту, пока от жажды или от голода не умирал последний человек. Под страхом смерти мусульманскому населению было запрещено укрывать армян или кормить, помогать им. Тем не менее известны многочисленные случаи спасения армянских детей турецкими семьями, а также случаи протестов османских чиновников, отказывавшихся принимать участие в убийствах армянского населения.
Командир концентрационного лагеря в пустыне Дер-Зор, Али Суэд Бей, пытавшийся облегчить участь армян, был смещён с должности, и на его место поставлен Зеки-бей, проявлявший к армянам исключительную жестокость.
Описание оттоманским чиновником Саид Ахмедом процедуры высылки армян из Трапезунда:
«…..Вначале османские чиновники отобрали детей, некоторых из них пытался спасти американский консул в Трапезунде. Мусульмане Трапезунда были предупреждены о смертной казни за защиту армян. Затем отделили взрослых мужчин, заявив, что они должны принять участие в работах. Женщины и дети были высланы в сторону Мосула под охраной и с гарантиями безопасности, после чего мужчины были вывезены за город и расстреляны у заранее вырытых канав. На женщин и детей организовывались нападения „четтес“ (выпущенные из тюрем уголовники), которые грабили и насиловали женщин, а затем убивали. Военные имели строгий приказ не мешать действиям „четтес“. Отобранные дети также были высланы и убиты. Дети на попечении американского консула были отобраны якобы для отправки в Сивас вывезены в море на лодках, затем заколоты, тела погружены в мешки и сброшены в море. Вдоль дорог находились тысячи тел армян. В Кемахе Саид Ахмед получил приказ конвоировать армян до тех пор, пока они не умрут. Красивые армянские девушки систематически публично насиловались, а затем убивались, в том числе и трапезундскими чиновниками».
У армян Байбурта, города Эрзерумской области, вначале отобрали деньги и молодых девушек, дав заверения безопасности, затем на них напали «четтес». Пытавшихся бежать обратно в Эрзинджан расстреливали жандармы. Женщины и дети из Орду были погружены на баржи под предлогом транспортировки в Самсун, а затем вывезены в море и выброшены за борт. Во время трибунала 1919 года начальник полиции Трапезунда показал, что отправлял молодых армянок в Стамбул в качестве подарка губернатора области лидерам Иттихат. Подверглись надругательству девушки-армянки из больницы Красного полумесяца, где губернатор Трапезунда насиловал их и держал в качестве наложниц.
Одновременно было вырезано армянское население в сёлах вокруг Битлиса. После Битлиса Джевдет отправился в район Муша, где после майских нападений турок и курдов на армян действовало временное перемирие. После прибытия сил Джевдета в область начались пытки лидеров армянской общины, мужское население было заколото штыками, женщины и дети согнаны в конюшню и сожжены заживо. Затем Джавдет и турецко-курдские отряды напали на армян Сасуна, которые защищались, пока у них не закончились боеприпасы и еда. В городах на побережье Чёрного моря армян загружали на корабли, а затем топили. Уничтожению были подвергнуты также армяне протестантской и католической конфессий.
Из воспоминаний Такуи Левонян, 1900 года рождения: «От Палу до Тигранакерта (Диарбекир) нас сильно мучали, и мы очень страдали. Не было воды и еды. У моей матери было что-то в сумке, она давала нам немного время от времени. Мы шли весь день, в течение 10 до 15 дней. На ногах уже не оставалось обуви. Наконец мы достигли Тигранакерта. Там мы помылись у воды, размочили немного сухого хлеба который у нас был и поели. Прошёл слух что губернатор требует от армян очень красивую 12-летнюю девочку… Ночью они пришли с фонарями ища такую девушку. Они нашли её, отобрали у рыдающей матери и сказали что вернут её потом. Позже они вернули ребёнка, почти мёртвого, в ужасном состоянии, оставив его на коленях матери. Мать громко рыдала, и конечно ребёнок, не вынеся произошедшего, умер. Женщины не могли успокоить её. Наконец женщины попытались вырыть яму с помощью орудия одного жандарма, и похоронили девочку. Там была большая стена и моя мать и несколько женщин написали на ней „Здесь похоронена Шушан“».
Фото из интернета.
Заключительные депортации не зависели также от близости к границе и касались всех армян Османской империи. Этим депортированным не предоставлялась еда, что означало фактическую смерть от голода. Им не обеспечивалась защита, и по дороге они подвергались грабежам и насилию нерегулярных османских сил, курдских, черкесских и других мусульманских племён, в результате чего до конечного пункта в пустыне доходило около 20%.
То же самое происходило с армянами всей Восточной Анатолии. Армяне западных провинций относительно беспрепятственно дошли до Дер Зора, где впоследствии в большинстве умерли или были убиты.
Есть основания предполагать, что убийства до 150 000 человек в лагерях вокруг пустыни Дер Зор были совершены черкесами, чеченцами и арабами, чтобы не допустить скопления большого количества армян в одном месте.
Считается, что практика общего разрушения армянских общин Анатолии началась 24 апреля 1915 года, когда были арестованы и депортированы в Анкару лидеры армянской общины Константинополя. К середине июня почти все они были убиты.
Убийства армян сопровождались грабежами и воровством. По свидетельству торговца Мехмета Али, Асент Мустафа и губернатор Трапезунда Джемаль Азми присвоили армянских драгоценностей стоимостью от 300 000 до 400 000 турецких золотых фунтов (на тот момент около 1 500 000 долларов США). Американский консул в Алеппо докладывал в Вашингтон, что в Турции действовала «гигантская схема разграбления». Консул в Трапезунде сообщал, что ежедневно наблюдает, как «толпа турецких женщин и детей следовала за полицией как стервятники и захватывала всё, что могла унести», и что дом комиссара Иттихат в Трапезунде полон золотом и драгоценностями, которые составляют его долю от грабежей.
27 апреля 1915 года армянский католикос призвал США и Италию вмешаться с целью остановить резню. Союзные державы публично осудили резню армян турками и курдами при попустительстве османских властей, однако в условиях войны не могли ничего сделать для реального облегчения их участи. Российские власти и общественность предпринимали усилия по предоставлению гуманитарной помощи беженцам (сперва только христианам, а с весны 1916 года — и мусульманам), для чего было организовано специальное ведомство во главе с генералом Михаилом Тамамшевым.
В качестве одного из оправданий уничтожения оттоманских армян использовалось биологическое обоснование. Армяне именовались «опасными микробами», им присваивался более низкий биологический статус, чем мусульманам. Главным пропагандистом этой политики был доктор Мехмед Рашид, губернатор Диарбекира, первым распорядившийся прибивать подковы к ногам депортируемых. Решид практиковал также распятие армян, имитируя распятие Христа. Официальная турецкая энциклопедия 1978 года характеризует Решида как «прекрасного патриота».
Отсутствие приемлемых бытовых условий и медикаментов привело к распространению в турецкой армии эпидемий, унёсших жизнь каждого десятого солдата. По распоряжению врача Третьей армии Тефлика Сулима для разработки вакцины против сыпного тифа в центральной больнице Эрдзинджана проводились эксперименты над армянскими солдатами и кадетами военных училищ, большинство из которых погибло. Эксперименты непосредственно проводил профессор медицинской школы Стамбула Хамди Суат, вводивший пациентам кровь, заражённую тифом. После окончания войны во время рассмотрения этого дела стамбульским трибуналом Хамди Суат был помещён в клинику медицинской школы на принудительное лечение по причине «острого психоза».
Сегодня в Турции Хамди Суат считается основателем турецкой бактериологии, и ему посвящён мемориальный дом-музей в Стамбуле.
В результате расследования, проведённого военным трибуналом 1919 года, стали также известны факты отравления армянских детей и беременных женщин руководителем санитарно-гигиенических служб и департамента здравоохранения Трапезунда Али Сейбом.
2
Отказывающихся принимать яд насильно заставляли принимать его или топили в море. Выживших после депортации армян, добравшихся до лагерей Месопотамии, Сейб убивал, вводя им смертельную дозу морфия или отравляющих веществ. Французские и турецкие свидетели подтверждали факты отравления детей в больницах и школах.
Фото из интернета.
Сейбом использовались также мобильные паровые бани, в которых детей убивали перегретым паром.
Депортация была проведена для «окончательного решения армянского вопроса», что фактически означало устранение проблемы армян в Османской империи.
С уничтожением в 1920 году армян Смирны, последней уцелевшей компактной общины, армянское население Турции практически прекратило существование на своей исторической родине. Оставшиеся в живых беженцы рассеялись по миру, образовав диаспоры в нескольких десятках стран.
После проведённого геноцида армян, в Турции армянские названия были заменены на турецкие. Армянские памятники культуры были либо разрушены, либо приведены в негодность. Такое продолжалось до 60-х годов 20 века.
В последние годы в Турции академическая наука, турецкие интеллектуалы, пресса и гражданское общество начинают обсуждать армянский вопрос, что вызывает противодействие националистов и турецкого правительства. Редактор армянской газеты Грант Динк, писатели Орхан Памух и Элиф Шафак, издатель Рагип Зараколу были обвинены в оскорблении «турецкости», Динк и Зараколу были осуждены.
19 января 2007 года Грант Динк был убит 17-летним турецким националистом, его похороны в Стамбуле вылились в демонстрацию, где десятки тысяч турок шли с плакатами «Мы все армяне, мы все Гранты». В то же время часть турецкого общества восприняла убийцу Динка как национального героя.
В 2000 году конгресс Калифорнии, где проживает наиболее влиятельная армянская диаспора, принял закон, которым признал права наследников погибших в 1915 году армян по получению компенсаций у соответствующих страховых компаний. Однако в августе 2009 года апелляционный суд штата Калифорния, США, принял решение аннулировать закон о выплате страховых компенсаций родственникам армян. Судья Дэвид Томпсон посчитал жалобы армян относительно выплаты им страховки лишёнными основания, поскольку «все эти события происходили за тысячи миль от США, следовательно штат Калифорния не несёт никакой ответственности перед этими людьми», и «Федеральное правительство США не приняло решение о признании геноцида армян».
Во время перврвой мировой представители союзной туркам немецкой стороны в большинстве пассивно потворствовали репрессиям против армян.
Впоследствии стало известно высказывание Гитлера, который обосновывал перед товарищами по партии необходимость проведения Холокоста в отношении еврейского населения:
— Кто сейчас помнит про геноцид армян?
Этот дьявол прав только в том, что сегодня в отличие от Холокоста, про геноцид армянского народа простой обыватель любой страны мира мало интересующийся историей, ничего толком не знает. Зато все слышали о холокосте благодаря фильмам, книгам, СМИ, телевидению……
И вот для того чтобы в мире знали и помнили об этом преступлении против человечества, в СССР на 50-тилетие геноцида было принято решение о строительстве этого памятника. Признаться я всегда думал что этот мемориал был создан совсем недавно в независимой Армении, однако я узнал о истинном времени его строительства только когда готовил этот материал.
В качестве места строительства был выбран возвышающийся над ущельем реки Раздан холм Цицернакаберд. В марте 1965 года был объявлен конкурс, на который были представлены 78 работ, из которых 4 дошли до финала. Из них был выбран проект архитекторов Артура Тарханяна и Сашура Калашяна.
Согласно замыслу авторов, он должен был стать «мессой в память безвинно погибших и, в то же время, быть заветом для нас, выживших; он должен был быть понятен всем, вне зависимости от национальности и вероисповедания; и, наконец, должен был стать центром, где будут документироваться и публиковаться факты из истории геноцида армян».
1
44-метровая стела символизирует волю к возрождению армянского народа. Вдоль всей стелы от основания до вершины тянется глубокий вырез или разлом, разделяющий её на две части. Стела символизирует расколотый армянский народ, меньшая часть которого живёт в Армении, а большая — в диаспоре.
Постройка мемориального комплекса была в основном завершена через два года, хотя отдельные его элементы достраивались вплоть до середины 1990-х годов.
Рядом со стелой находится усечённый конус из двенадцати больших каменных плит.
В его центре, на глубине 1,5 метров горит вечный огонь. Существует расхожее мнение, что плиты символизируют собой 12 провинций, в которых в основном происходила резня. Или же с количеством вилайетов, которые согласно Севрскому договору должны были быть переданы Армении, хотя этих вилайетов, на самом деле, было меньше. Иногда число 12 связывают с количеством апостолов.
Однако, Сашур Калашян, один из архитекторов комплекса, объясняет, выбор числа 12 следующим образом:  «В процессе проектирования мы пробовали комбинации из 4, 6, 8, 12 и 16. Перед нами стояла эстетическая задача и только».
Калашян, объясняя символизм постамента указывает, что он «как бы огромная надгробная плита в память безвинно погибших. И поскольку боль утраты жива и сегодня, то плита эта, словно не заживающая рана, дала трещину и раскрыла перед нами бездну полную горя».
Там же, рядом со стелой находится стометровая Стена траура с названиями местностей (городов и деревень), по которым проходил путь депортированных во время геноцида армян. Начиная с 1996 года с обратной стороны в Стену замуровываются урны с землёй, привезённой с могил политических и общественных деятелей, которые подняли голос протеста против Геноцида армян.
1
Последним достроенным зданием комплекса стал открытый в 1995 году на другом конце парка музей геноцида (архитекторы Сашур Калашян и Людмила Мкртчян). Музей почти целиком находится под землёй, состоит из двух этажей общей площадью 2000 м².
Как видите из данного объявления, что мы обнаружили на двери закрытого музея, он закрылся на длинные новогодние каникулы аж 27 декабря. Мы оказались тут 30-го.
Открывался он аж 9.01.18, когда все туристы и ереванцы отправляются на работу. Ну что же, очень «логично».
В мае 2014 года «Музей геноцида армян» журналом «Forbes» был включен в список 9 мемориальных музеев, которые стоит посетить каждому.
Эти ели посажены здесь политическими деятелями и известными людьми со всего мира.
Каких имён тут только нет, есть и российского президента.
С мемориального холма открывается вид на сегодняшний Ереван, на супермаркет «Далма». Весь кошмар геноцида в далёком прошлом.
Жизнь продолжается, но забывать о том ужасе люди не должны.
Ибо история никого ни чему не учит, но жестоко карает человечество за забывчивость…