Турист Игорь (Goga1968)
Игорь
был 5 сентября 21:12

Стокгольм — Швеция, Тампере, Турку, Хельсинки — Финляндия Июнь 2016

Финляндия встретила нас в аэропорту Хельсинки в лице строгого пограничника, который явно подозревал каждого прилетавшего в его страну в чем то противозаконном. Девчушку перед нами он фактически пытал: её уверенные ответы на вопросы о количестве дней пребывания и месте жительства его не удовлетворили. Заканчивал он свой допрос вопросами типа «какие достопримечательности в Хельсинки вы именно хотите увидеть». И девушка, как бы оправдываясь, выдала все свои секреты, не забыла даже про посещение столичного театра. Наша проверка продолжалась минут 15, ближе к концу которой мы уже не были уверены, что мы -законопослушные граждане и имеем право посетить страну 1000 озёр. Но справедливость восторжествовала, и быстро получив ключи от машины и не очень быстро найдя парковку (в Финляндии есть, по-моему, некоторые проблемы с навигацией, в чем мы убеждались не раз в ходе нашего путешествия), мы рванули на встречу приключениям в сторону Тампере.

180 км от столицы пролетели как один чих. И вот мы уже в Тампере, где очень нетерпеливые и не очень гостеприимные водители других авто несколько раз обсигналили нашу Toyota, когда я не очень умело перестраивался на улицах неизвестного города.

Выйдя из отеля сын, устав от перелёта и переезда, попросил поехать на автобусе, благо один из них стоял прямо перед нами. Наше объяснение, что это экскурсионный автобус, и мы не можем на нем поехать, им принято не было по понятной логике: «А разве мы не на экскурсии?» Признаться, в эти пару дней посещения Тампере «особого потока» туристов мы явно не наблюдали. Не удивлюсь, если мы были единственными.

Надеясь посетить хотя бы пару музеев, расположенных (как пишут путеводители) в зданиях из красного кирпича бывшей фабрики, мы столкнулись с одной проблемой: все надписи имели в своём составе известные нам буквы латинского алфавита, только расставлены они были каждый раз так, что уловить хоть малейший намёк на известные нам термины так и не удалось. Наш Нижегородский английский здесь не пригодился: язык Шекспира не очень распространён в этой финской дыре.

Страна тысячи озер

Не в обиду сказано будет в адрес Тампере, но по размеру и численности этот город явно подходит под российский термин «посёлок городского типа». Но! В этом «посёлке» есть шикарный и неповторимый парки развлечений Сарканиеми, куда мы и направились уже в первый вечер. До закрытия оставалось часа два, но мы с присущей нам проворностью смогли отработать по полной: штанами сына обтерты все горки и лазилки тематического уголка Angry birds, ради которого мы фактически и заехали в такую «глушь». Не знаю, насколько ваши дети любят этих сердитых птичек, а мы были на одноименном мультике уже два раза и этим дело не ограничится. А у вас есть ещё шанс научиться отличать Реда от Терренса или Бомба. Ежедневные баталии в iPad, как правило, заканчиваются у сына преодолением очередного уровня по разбиванию нагромождений строительных конструкций, где прячутся противные зеленые свиньи.

Логическим завершением первого дня путешествий стал запоминающийся ужин на высоте 150 м во вращающейся башне (наподобие Останкинской) в упомянутом выше парке. Оленина, тушёная в течение суток (по заверению шеф-повара), представляла собой нежнейшее произведение искусства. Томатный суп и десерт заслужили особой похвалы.

Страна тысячи озер

В первый день лишь наблюдая за развлечения нашего сына, во второй — родители решили испытать себя на аттракционах парка Сарканиеми. Браслет на руке каждого члена из нашей команды позволял бесконечное количество раз посетить любой из аттракционов, и мы этот шанс использовали сполна. Всей семьёй мы катались на карусели из красных Рокки (angry birds) под веселую музыку из одноименного мультика, написанную очень известным финским композитором, надеюсь, Сибелеусом (других финских музыкантов просто не знаю) и массе других каруселей, стрелялок и машинок.

Правильным решением было взять с собой накидки канареечного цвета из Legoland. Но даже они не помогли нам выйти сухими из аттракциона «Катание на лодке по горной реке».

Страна тысячи озер

Были, к сожалению, и разочарования. Нашего сына ростом 110 см не пустили на аттракцион «Спуск по порогам». Инструктор на входе чётко определила рост (необходимо минимум 120) и на все наши просьбы отвечала сухим «нет». Мы решили испытать судьбу дважды с разными контролёрами, но результат остался прежним.

Оказалось, что здесь не надо слепо доверять написанному. В рекламе, взятой накануне, значилось, что аттракционы именно сегодня будут закрыты, что очень сильно расстроило взрослых с утра. Какого же были наши удивление и радость, что это оказалось ошибкой. Так же как и начало работы -12.00 вместо указанных в рекламе 11–00. Так что не верьте написанному!

Хочется сказать особенно добрые слова в адрес тех, кто построил в этом парке великолепный уголок Койрамяке. Это финская деревенька в миниатюре, где в сарае можно подоить игрушечную корову, погладить настоящих добрейших осликов, козлят или телёнка. Сынуля не мог оторваться от простейшего развлечения: парома, сколоченного из брёвен, который переправляется за счёт тяги каната самими малышами через импровизированный прудик.

Страна тысячи озер

Ребята, отведите минимум день на посещение этого замечательного парка, и ваши дети будут вам благодарны за самые добрые, светлые и весёлые воспоминания.

После исключительно насыщенного дня мы решили поужинать в колоритном месте, которое было рекомендовано TripAdviser. Финский ресторан Harold, стилизованный под харчевню викингов, поразил нас антуражем, но к сожалению, не едой.

День третий

Последнее утро в «Финском уездном городе» Тампере началось (и закончилось) с посещения уютной кафешки Fazer, которую сынуля почему-то назвал «столовой». Бокал лёгкого белого вина, ароматные булочки и потрясающий кекс с орехами, дополненный кофе и смузи из лесных ягод придал нам сил в стремлении увидеть новые интереснейшие места страны Суоми.

Страна тысячи озер

Всего в 15 км от Тампере расположен огромные аутлет Ideapark и крытый развлекательный детский центр Funpark. Рекомендую замечательно совместить приятное с полезным: в то время как представительницы слабого (до шоппинга) пола могут существенно изменить баланс на банковских картах другого пола, ребятня будет отрываться по полной на бесконечных просторах аттракционов. Тут вам и батуты, детский боулинг, настольные хоккей и футбол…

Дорога из Ideapark до Турку была нудной: однорядное движение в каждую сторону, сопровождающееся ограничениями 100 км/ч и перед каждым перекрёстком 80 км/ч с присутствием камеры. Всю дорогу местные автолюбители плетутся, максимально превышая разрешённую скорость на 5. Вот уж действительно, горячие финские парни!

Турку

Ближе к вечеру с северо-востока со стороны «деревни» Тампере в Турку (очередной пункт нашего путешествия) въехала серая Toyota Auris с тремя пассажирами на борту. Забросив вещи в номер очередного Scandic, мы ушли знакомиться с городом.

Турку живёт морем. Крики белоснежных вечно голодных чаек, и неповторимый аромат соленых морских волн, огромное количество кораблей и яхт, припаркованных вдоль берегов реки Ауры. Всё это Турку. Для сына маленьким приключением стала переправа на миниатюрном пароме через реку Ауру прямо в черте города. Паром — нетрадиционный вид общественного транспорта (абсолютно бесплатно!).

Разочарование постигло нас с неожиданной стороны. Нагуливая аппетит на набережных Турку, и ожидая гастрономических шедевров в рекомендованном в интернете ресторане на борту шхуны (Svarte Rudolf недалёко от моста через Ауру), мы никак не могли предположить, что поесть после 21–00 в Финляндии не так-то просто. За следующие несколько дней мы в этом убедились неоднократно, так что это не изъян конкретно Турку. Это выверенная позиция государства! В такой час у них подают только спиртные напитки в барах, видимо, считая, что повара уже должны отдыхать после тяжёлого трудового дня. У нас в России в это время гульба только начинается!

В упомянутый ресторан, который рекламировали отнюдь не зря, мы все же добрались на следующий день, встретив по пути закрытые двери другого финского общепита Pinella, работающего всего три! дня в неделю. Как при таком режиме работы ещё жив ресторанный бизнес в Финляндии остаётся только гадать.

День четвёртый. Муммиленд

До городка Наантали, рядом с которым находится Муммиленд, от Турку два раза в сутки ходит кораблик. Но с учётом нестрого графика наших ежедневных подъемов и отбоев мы преодолели эти 15 км на арендованном авто, о чем и не пожалели. Иначе возвращаться в Турку пришлось бы около 5 вечера, что не позволило бы нам насладиться кулинарными шедеврами (жареной балтийской селёдкой под глубокого вкуса домашнее белое вино) в ресторане Trappi на улице, параллельной набережной, а сынуле оккупировать местный батут на всё время нашей трапезы.

Впрочем, о главном- о волшебном острове, где живут Муммитроли.

Страна тысячи озер

Не рекомендую пытаться подъехать на авто прямо к набережной: шанс найти место на небольших парковках минимален. Зато в городе есть специальная парковка, откуда до набережной бесплатный автобус доставляет всех в предвкушении встречи с добрыми существами, похожими на бегомотиков-альбиносов. В парке продумано всё до мелочей: настоящий дом Муммитролей с реальной обстановкой на всех четырёх этажах, пиратский корабль, в корпусе которого можно поиграть, дракон, который к сожалению, до нас отплыл куда-то, но обещал вернуться. В домике Муммитролей наибольший интерес у нашего сына вызвала старинная пишущая машинка, которую он видел первый раз в жизни, стучание по клавишам ему запомнится надолго. Настоящие туристические тропы, плутающие в сосновом лесу, растущем на голых камнях; лабиринты; натуральная ведьма, скрюченная около своей избушки и напугавшая нашего сынулю; пещера, где живут хатифнафы. Здесь есть всё, как в Греции, кроме одного: во всем местном общепите нет пива. То есть вообще!

Тёплая солнечная погода, пол дня, проведённого в умилении от этого праздника, устроенного детям, требовали некой компенсации, которая наступила для взрослых только в городе. Больше, чем пол дня делать на острове, откровенно, нечего. Мы рассчитывали в оставшееся вечернее время сплавать на ближайший остров Вяске, благо в интернете было множество хвалебных слов о нем. К нашему сожалению, открытие летнего заплыва на остров было запланировано только через неделю.

Замок Турку

По интернетовским рекомендациям туристов мы просто обязаны были посетить замок в Турку рядом с портом. Ребёнку было обещано посвящение в рыцари, которое проводится в крепости по старинному обычаю. Но на входе нас разочаровали тем, что это действо возможно только на финском языке. С учётом нашего полного незнания языка Йолопукки и достаточно скучных традиционных помещений и каменных стен, увиденных нами в замке, предстоял серьезный разговор с оправданиями перед сыном, если бы… Друзья, мы случайно набрели на помещение, в котором, видимо, и проводится упомянутая церемония, но весь гардероб присутствует в свободном доступе. Самое яркое впечатление от посещение замки Турку — фотосессия в средневековых нарядах. Причём на родителей это произвело абсолютно неизгладимое впечатление. Сынуля тоже смог ощутить тяжесть доспехов средневековых рыцарей и поучаствовать в фотосессии с оружием, очень похожим на настоящее.

Zoolandia

В получасе езды от Турку находится парк развлечений Zoolandia. Больше всего нас потрясли в нем горячие финские дети, которые в не самую жаркую погоду и моросящий дождик (мы с женой поеживались в куртках) совершали кульбиты на водных аттракционах.

Скромненький зоопарк и с большими претензиями Родео парк (фрагмент ковбойской деревни с подобающими атрибутами) явно не соответствовали 50 евро за вход с учётом дополнительной платы за аттракционы.

Запомнившимися оказались электромобили на улице для самых маленьких, на которых понравилось кататься родителям, и небольшая тарзанка.

Парковки

При отъезде на пароме из Турку на платной парковке нас «ограбили» на целых 40 евро. Паркомат просто не выдал билет, хотя деньги с карты были списаны моментально. Не желая рисковать со штрафами, мне пришлось в другом паркомате «подтвердить» нашу оплату. Как в рекламе: при двойной оплате вы получаете второй билет абсолютно бесплатно.

Но перед этим мы тщетно пытались поставить наше авто на закрытую охраняемую парковку. Разговор с охранником, употреблявшим слова и выражения только местных идиоматических наречий, продолжался бы ещё долго, если бы один молодой человек, ставивший авто рядом, не пришёл на помощь с английским. Оказалось, что фактически пустая парковка уже зарезервирована автолюбителями, и для нашей скромной Toyota места, к сожалению, нет.

Если честно, цены на парковки, по-моему несуразные. Сутки в отеле -порядка 20 евро. Парковка Муммиленда в Наантали -8. Дерут с трудящихся втридорога!

Паром

Ребята, вы перемещались когда-нибудь вместе с городом? Ощущения на пароме Viking Line именно такие. Вместе с вами плывут в другую страну 3 тысячи человек! И удивительно, что до ближайших берегов при выходе из Турку — всего каких-то сотню метров! Браво скандинавским штурманам!

Страна тысячи озер

Широченные прогулочные палубы; лестницы, засланные дорогими коврами как на Титанике(к счастью, не был); халявный виски на дегустации в магазине Duty Free; традиционный Козел под огромный бутерброд из креветок; огромное количество развлечений для детей всех возрастов — вот чем запомнился переезд из Турку в Стокгольм. Напрягает очень ранний (6–30 утра) приезд. Практически с закрытыми глазами забросав шикарный завтрак в то, что смогло открыться на лице в такой ранний час, мы под унылым дождиком попадаем в город, где живёт Карлсон/ Лисбет — девушка с татуировкой дракона (ненужное зачеркнуть).

Стокгольм

Традиционные для европейских городов желтые и красные автобусы Hop on-Hop off логично (для города, раскинувшегося на берегу) дополняют туристические кораблики с аналогичным названием. Прогулку на туристическом кораблике лучше запланировать с самого утра (поменьше поток туристов, которыми Стокгольм наводнён круглосуточно). Часовая прогулка на корабле позволила нам полюбоваться на Старый город; музейный остров; парк аттракционов; набережную Strandvagen, построенную к Мировой Ярмарке 1897 года и очень напоминающую лучшие кварталы Парижа; крупнейшие европейские паромы, стоящие на приколе у терминала.

Страна тысячи озер

В Музее Васса откровенно скучно. Внутрь корабля не пускают. Оригинальным развлечением стала возможность оставить своё фото, прилинковав его к месту жительства на карте мира и увидеть себя на ней сразу же на огромном мониторе и позже во Всемирной паутине наряду с представителями других рас.

Музей Юнибакен — удивительная сказка для маленьких и взрослых. Путешествие на волшебной кабине через постановочные сюжеты всех известных шведских сказок под по-домашнему мягкое и исключительно доброе повествование русскоязычной рассказчицы, а-ля Арины Родионовны. Замечательные лазилки с натуральными декорациями для самых маленьких почитателей таланта Астрид Лингрен, где с огромной любовью вылеплены любые мелочи, воссоздающие атмосферу шведских сказок. В магазине при музее есть чумовые пластмассовые солдатики (рыцари, пираты), о которых я в своём детстве даже не мог мечтать. У современных детей другие игрушки! С трудом удержался, чтобы не купить себе.

Музей АББА. Требует посещения однозначно без маленьких детей. Для всех предоставлена отличная возможность спеть, прослушать любые песни, отредактировать на микшере песни, станцевать на сцене вместе с великой четверкой.

Мы конечно же не могли не посетить местный парк развлечений, расположенный недалеко от музея АББА. Парк развлечений Grona Lund Tivoli кишел людьми в субботний день. На каждый аттракцион приходилось стоять минут 20 ради двухминутного удовольствия. Более половины всех гостей парка — люди не европейской расы: очень много азиатов, арабов и негров. В отличии от увиденных нами финских городов — достаточно много и наших соотечественников.

Страна тысячи озер

Не понятно за что берут плату при входе, так как все аттракционы платные. За большинство из них ты платишь купонами или покупаешь браслет на день, остальные — картой. Ярчайшие впечатления остались у всей нашей семьи от сказочного дома с акустическими и визуальными эффектами, полосами препятствий в виде вращающихся барабанов, и в финале «полёта» на ковре-самолете.

Сынуля страстно желал выиграть в лотерее огромную метровую шоколадку, но удача нам в этот день не улыбнулась. Полная разводиловка!

Мы, как истинные гурманы, встающие из-за стола с легким чувством голода, уезжали из Стокгольма, так и не побывав: в Ратуше, где проводятся нобелевские награждения; музее Нобеля; Королевском дворце; музее фотографии и массе других достопримечательностей, которыми пестрели путеводители. Отлично, значит есть отличный повод вернуться!

Хельсинки

Столица Финляндии встретила нас плотным дождем. Нам крупно повезло, что мы успели сесть в экскурсионный автобус на Соборной площади в тот момент, когда небо прохудилось окончательно. Через запотевшие окна и реки с небес мы не могли увидеть никаких достопримечательностей столицы под интересный рассказ о них в наушниках. Тем более увлекательным стало путешествие на следующий день по части того же маршрута: под ласковыми лучами летнего солнца перед нами открылись прекрасные виды города, скрытые накануне.

Некоторые снобы называют Хельсинки большой деревней. А нам город понравился: уютный центр с огромными парками, широкий выбор мест для шоппинга, шикарные паромы и океанские лайнеры в портах. Забавным нам показалось соседство на прилавках уличной торговли нереально одинаковой (ягода к ягодке) виктории, крупной и вкуснющей голубики и… зеленого гороха в стручках.

Линнамяке

Будучи в столице Суоми мы не могли не посетить очередной парк развлечений. Самым запоминающимся стала «Космическая одиссея» (Linnunrata eXtra) — первый в Скандинавии аттракцион, совмещающий американские горки и виртуальную действительность! Трасса американских горок, построенная в здании старой водонапорной башни, позволяет путешествовать на космических скоростях по виртуальной вселенной. Каждому путешественнику надевают виртуальные очки Samsung GearVr, и окружающая действительность легко превращается в фантастическую виртуальную реальность.

Остров Свеаборг

Последний день нашего путешествия был посвящён острову Свеаборг (15 минут на пароме от центральной набережной). После столичных нагромождений из стекла и бетона это место умиротворяет: камни, море и чайки.

Страна тысячи озер

Свеаборг — морская крепость в Хельсинки, в Скандинавии более известная под именем Суоменлинна (Suomenlinna, «Финская крепость»). Крепость была построена в 1748 году, в то время, когда Финляндия еще не стала независимой страной и была частью Шведской державы. В течение более чем полувека крепость была ценнейшим морским укреплением, защищавшим Хельсинки, однако в 1808 году наконец пала под напором российской армии и отошла во владение России на следующие 110 лет. Имя Суоменлинна крепость получила в 1918 году, когда Финляндия получила независимость. Все находящиеся на территории крепости пушки были отлиты в России на Обуховском заводе, и надписи на них только на русском языке. Сейчас же Свеаборг, несомненно, является одной из ярчайших достопримечательностей Финляндии. На его территории расположено несколько музеев, любителей архитектуры могут заинтересовать здания, относящиеся к разнообразным архитектурным традициям и стилевым направлениям, интересующиеся военным делом найдут огромное количество разнообразной военной техники, да и сама крепость удивительно красива, так что простая прогулка по ней доставит вам удовольствие.

Страна тысячи озер

В крепости расположена тюрьма, в которой отбывают наказание люди, осужденные за мелкие правонарушения — именно они и занимаются поддержанием крепости в надлежащем виде.

С первой поездки Скандинавию буквально влюбила в себя. В размеренную, добротную и удивительно чистую — хочется возвращаться еще не раз

Теги: Культурно-познавательный туризм, Отдых с детьми

✔️ Т-Путешествия — Отели на сайте Т-Банка. Ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.