Турист Владимир Олейник (violik)
Владимир Олейник
был 7 июля 9:04

Мардакян — Азербайджан Январь 2018

В первых числах января, в зимние каникулы, мы с супругой решили съездить в Баку. Подготовкой поездки занималась Наталья. Помимо самого Баку, Наталья запланировала посещение некоторых близлежащих от Баку мест. Так на первый день выпадала поездка в историко-этнографический заповедник «Гала» и посёлок Мардакян. Честно говоря, в моей жизни это была первая поездка в сравнительно тёплые края в зимнее время года, и мне было как-то непривычно видеть отсутствие снега в самый разгар зимы. Дело даже не в отсутствии снега (в Москве на момент поездки тоже не было снега… и тоже — впервые в моей жизни). Но, несмотря на отсутствие снега в первых числах января, в Москве всё же чувствовалась, что это зима. А здесь мы словно переместились во вторую половину апреля. Мы отслеживали погоду в Баку, и видели, что накануне поездки там шли дожди. В этот день было довольно пасмурно, но тепло (10 — 11 градусов). И нам повезло, что не пришлось ходить под дождём.

Добраться до Галы на общественном транспорте совсем несложно. Просто нужно сесть в автобус (№ 101 или 187) на автостанции возле станции метро «Koroğlu» и доехать до остановки «Qala qәsәbәsi» (поселок Гала). Автобусы идут сравнительно часто (раз в 20 минут), стоимость проезда 0,5 маната. Скажу пару слов о проезде на автобусах за пределами Баку. Это небольшие автобусы, вроде наших ПАЗиков, только здорово «убитые». Оплата производится водителю при выходе из автобуса, стоимость проезда на разных маршрутах тоже разная (0,2; 0,25; 0,3; 0,5 маната).
В автобусе мы сидели, и как водится в таких случаях, смотрели в окно на открывающуюся панораму и… не скажу, что эта панорама радовала глаз. Вид за окном автобуса был скучным, однообразным и без малейшего намёка на красивость. Я ведь сравнил это время года с нашим апрелем, но у нас в апреле все поля покрыты зелёной травой, здесь же всё было как-то безжизненно и уныло. К тому же, меня просто «убили» длиннющие каменные заборы вдоль дорог. Зачем они нужны в «чистом» поле? Непонятно. Минут через сорок мы вышли на нашей остановке. О том, что мы вышли именно там где нужно, «подсказывает» эта стилизованная башня (кстати… остановки не объявляют, их нужно отслеживать самим)

Новогодние каникулы в Баку. Часть первая

А далее предстояло пройти пешком около полутора километров. Почти весь путь мы шли вдоль высоких сплошных заборов

В какие-то моменты можно было всё-таки разглядеть окружающую местность, но она была абсолютно безжизненной, и у меня не возникало ни малейшего желания доставать фотоаппарат. Честно скажу — пасмурная погода, безжизненная местность и заборы меня просто угнетали. Но… как говорится — «ещё не вечер»… Как потом оказалось, эти заборы в сравнении с заборами в Мардакяне — это так… «детский лепет»…
И вот мы уже подходим к цели поездки — к музейному комплексу, в состав которого входят: этнографический музей под открытым небом, крепость X–XIV веков, музей антиквариата и музей современного искусства. Первым объектом комплекса, который встречается на пути, была крепость

Новогодние каникулы в Баку. Часть первая

А вот так она выглядит с разных сторон

И «охраняют» её два суровых воина

В кассе мы приобрели билеты в музей под открытым небом и в крепость (по 4 маната). Музей антиквариата был закрыт на ремонт, а вход в музей современного искусства свободный. Осмотр мы начали с музея под открытым небом (мало ли… вдруг пойдёт дождь, и надо было ловить момент, пока его не было). Этот музей основан на месте археологических раскопок села Гала, история которого насчитывает 5 тысяч лет. В музее собраны многочисленные камни с наскальными рисунками, относящимися к 3-му и 2-му тысячелетию до нашей эры

Помимо наскальных рисунков в музее собраны некоторые образцы жилищ различных исторических эпох

Это совсем древние жилища, но есть и жилой дворик. Не скажу точно какого он периода, но скорее всего — это XIX век или начало XX века

Уже и не припомню, в каком жилом помещении я сфотографировал этот интерьер

Новогодние каникулы в Баку. Часть первая

В каком-то месте мы увидели розовый куст с единственным цветком

Необычно было видеть цветущую розу в январе, в листве которой спряталась какая-то муха (или пчела)

Новогодние каникулы в Баку. Часть первая

Музей мы осматривали самостоятельно. И, кроме того, что мы видели собственными глазами, никакой другой информации у нас не было. Вроде бы «серьёзный» музейный комплекс, а своего сайта у него нет. Я вообще заметил, что в плане информации, в Азербайджане всё как-то глухо. Возле многих экспонатов есть таблички на азербайджанском и английском языках. На русском языке нет, хотя российских посетителей там бывает немалое количество. Так, в первые минуты нашего посещения музея, мы были единственными посетителями. А затем, минут через 20, мы увидели группу российских туристов с экскурсоводом. Через какое-то время привезли ещё одну группу, и тоже российскую. В принципе, в основном, всё понятно и без экскурсовода. Например, здесь всё предельно ясно — посуда и прочая хозяйственная утварь

А вот что это?

Хлев? А может это служебный вход в вольеры с животными, и я просто не обратил внимание на само сооружение? А то, что там есть вольеры для живности, мы видели своими глазами (да и читали об этом). Похоже, в зимнее время животных поместили в более тёплое помещение. Так же мы не поняли назначение этого круга

Новогодние каникулы в Баку. Часть первая

Честно говоря, я подумал что это какой-то «культовый» круг для совершения каких-либо религиозных обрядов. Уже дома, в ходе написания рассказа, я всё-таки узнал, что этот круг предназначен для обмолота зерна. Музей под открытым небом мы осмотрели минут за 50 и пошли в крепость. На осмотр крепости ушло максимум минут 15. При входе на территорию крепости, по обе стороны входных ворот установлены две пушки

На территории крепости, кроме круглой башни, ничего нет, и смотреть там нечего. Ну, разве что какой-то небольшой полуподвальный коридор, в котором можно увидеть петроглифы. Жаль, что не удалось их сфотографировать. Я даже и не пытался, всё равно фото получились бы смазанными. Эти петроглифы, действительно, были весьма интересными. На них были изображены люди. Мы с Натальей любим подниматься на различные смотровые площадки будь то башни крепостей, колокольни и т. д. Обычно с таких смотровых площадок открываются красивые виды. Но… Виды окружающей местности, открывающиеся со смотровой площадки этой башни, красотой и живописностью не отличались. Единственный вид, который я всё же сфотографировал — это вид на музей под открытым небом

Новогодние каникулы в Баку. Часть первая

В правой стороне кадра виден угол здания того самого музея антиквариата, который при нас был закрыт на ремонт. Последним оставался музей современного искусства. Сами понимаете, понятие «современное искусство» весьма ёмкое. В данном музее представлены экспонаты, изготовленные из бытовых отходов современной цивилизации. Самым большим экспонатом был этот автомобиль, стоящий возле здания музея

Неплохо смотрелся и крылатый конь — Пегас

Новогодние каникулы в Баку. Часть первая

По этим экспонатам можно понять что представляет из себя музей

Особенно нам понравилась вот эта очаровательная крыска

Новогодние каникулы в Баку. Часть первая

Этот музей нам понравился. На этом, собственно, осмотр посёлка Гала закончился. Впереди нас ожидал переезд в посёлок Мардакян. Мы уже собирались возвращаться из Галы практически тем же путём: идти на ту же автобусную остановку и с пересадкой добраться до Мардакяна. Но перед этим мы забежали в небольшой магазинчик купить бутылочку воды. И тут с нами разговорились два местных жителя. Они нам подсказали, что до Мардакяна добраться очень просто безо всяких пересадок. Здесь сделаю небольшое отступление от рассказа… Я уже говорил, что подготовкой поездки полностью занималась Наталья и так же говорил, что с информативностью в Азербайджане дела поставлены, мягко говоря, не должным образом. Да что там сайты… Даже карты того же Баку и пригородов очень малоинформативные. Нет никаких так называемых панорам, какие есть на Яндекс-картах или Гугл-картах. Информация по транспорту частично отсутствует. В ходе подготовки поездки Наталья по крупицам собирала информацию… и в основном — по отзывам туристов.

Большое спасибо местным жителям за подсказки. В Мардакян мы добрались из Галы на автобусе № 182 примерно за полчаса. Главные достопримечательности в Мардакяне — это Круглая башня и Квадратная башня. В других источниках они именуются как Круглый замок и Четырёхугольный замок. Помимо этих двух башен Наталья узнала и о других достопримечательностях Мардакяна — дендрарии и гробнице пир-Гасана (кто такой?…). Я-то сам был абсолютно «ни сном, ни духом» о Мардакяне и его достопримечательностях, и полностью доверился Наталье. Из автобуса мы вышли совсем недалеко от дендрария. Лично у меня при слове «дендрарий» сразу всплывают воспоминания о сочинском дендрарии, в котором я был в свои школьные годы ещё в середине семидесятых. Тонкостей и нюансов я, конечно же, не помню, но прекрасно помню, что это весьма красивое место. Увы, дендрарий в Мардакяне красивым нам не показался. Не удивлюсь, если раньше, в советские времена, это было ухоженное место. Но сейчас его таковым не назовёшь. Какая-то полнейшая разруха. Проходим, видим какой-то бетонный круг весьма немалых размеров… Когда мы увидели второй такой круг, решили всё же подняться по ступенькам, ведущим наверх этого круга. Стало понятно — это заброшенный фонтан

Диаметр этого бетонного кольца — метров 30, высота — метра 2. В нескольких местах наверх этого круга-кольца можно подняться по ступенькам. Ширина стен этого кольца — тоже метра 2… И вся площадь этого кольца усеяна такими «петроглифами», нет ни одного «пустого» места

В сотне метрах от этого фонтана находится какое-то полуразрушенное здание архитектуры сталинской эпохи. Хотя, наверное, не стоит уж так слишком «рисовать всё чёрным цветом». В упомянутом выше полуразрушенном здании, проводятся ремонтные работы и, наверное, со временем территорию дендрария приведут в порядок. Но в те минуты мы поняли, что смотреть там нечего и надо отсюда уходить. Честно говоря, я теперь вообще не пойму: а в дендрарии мы были или это что-то другое? Уже дома после поездки я изучал карту этой территории. И на аэрокосмической карте видно, что территория поделена на две части, не похожие друг на друга… В общем, вскоре мы ушли оттуда. А вот последующие минуты меня просто повергли в шок. Ещё когда мы только вышли из автобуса, я отметил про себя: А куда мы, собственно, попали? В те самые первые минуты я не высказывал эти слова вслух… Но когда мы вышли с территории, через несколько минут я уже не мог молчать. Правда, я не стал показывать Наталье своего пессимистического настроения. Я просто спросил ее, имеет ли она хоть малейшее представление, куда нужно идти. Она ответила мне утвердительно. И хоть у нас на планшете и была закачана карта Азербайджана, толку от неё было мало — настолько она была нечитаемая. И это притом, что и я, и Наталья обращаемся с любыми картами на «ты». Для меня же, вообще, изучение любых карт — это как чтение любимой книги, любые карты я могу изучать часами…
Я не стал снимать на фото весь этот кошмар, который мы видели вокруг. Грязь, разруха, мусор… Как-то сразу сама собой вспомнилась передача «Орёл и Решка», точнее их цикл «Рай и Ад». Я думаю, из моих слов и так становится ясно, что Мардакян у меня ассоциировался не с Раем… Одно место я всё-таки сфотографировал

Новогодние каникулы в Баку. Часть первая

Просто — Жесть! Наталья при этом была спокойна как удав, мне же было уже как-то совсем не смешно и про себя подумал: только не хватало, чтобы на нас «волки» напали… От «греха подальше» я убрал фотоаппарат в кофр. Как я понял уже потом, на счёт «волков», конечно же, погорячился… Настолько погорячился, что эта тема требует отдельного разговора, и я напишу об этом в последнем рассказе…
В начале рассказа я неспроста упомянул, что заборы увиденные по дороге в Гала — это «детский лепет» по сравнению с заборами в Мардакяне. В Мардакяне идёшь по какой-то узкой улочке, а с двух сторон стоят сплошные заборы, и ты ничего не видишь вокруг. Понять где ты находишься очень трудно. Какими-то тропами мы всё же вышли на более-менее цивильное место. Но свои переживания и опасения я держал при себе, просто спрашивал Наталью куда идём дальше… Следующим местом, куда мы намеревались идти, была гробница пир-Гасана. Я уж не стал спрашивать кто это такой (Наталья и сама не знает). Я только спросил зачем мы вообще туда идём? Наталья ответила, что это довольно-таки известное место Мардакяна с тысяча шестьсот какого-то года… Вскоре мы дошли до этого места. Вот оно

Всё весьма чистенько, я сказал бы даже, что симпатично… Но… Новодел какой-то. Да и вообще — а в чём сыр-бор? Стоило сюда ехать? Зачем? Но я не высказывал своего скепсиса вслух. И мы направились искать главные достопримечательности Мардакяна: Круглый и Четырёхугольный замки. Сделать это было не так уж просто — кругом ведь сплошные заборы. В каком-то месте, благодаря перепаду высот, несмотря на эти заборы, мы всё же увидели Круглый замок. Но всё равно, чтобы добраться до него, пришлось здорово поплутать по закоулкам. И вот в какой-то момент мы вышли к Круглому замку. Ума властям хватило — замок не спрятали за высоким забором и он был виден. Но к самому замку подойти нельзя, он обнесён невысокой металлической оградой. Итог нашего «похода» — это фото, и всё… Вот так… Хотели? Получите

Новогодние каникулы в Баку. Часть первая

И вновь я задал вопрос самому себе: а оно того стоило? Стоило ли ехать сюда? И сам же мысленно ответил себе на этот вопрос… Причём ответ у меня был однозначным, без малейшей доли сомнений. Но я не стал расстраивать Наталью своим скепсисом. Я ведь прекрасно понимал — ты же не занимался подготовкой поездки. Имеешь ли ты право критиковать, ничего не предложив взамен? Я ведь по жизни исповедую одно железное правило: отвергая — предлагай. А всё остальное — это не критика, а критиканство. Как выразился в одной из своих миниатюр Аркадий Райкин: Китиковать? Китиковать — это казий мозет!
Глядя на фото этого замка трудно представить, что буквально в десятке метрах от него окружающая его обстановка выглядит так

Новогодние каникулы в Баку. Часть первая

Вот они, те самые пресловутые заборы, о которых я толкую на протяжении всего рассказа. Эта улица ведёт почти прямиком к Четырёхугольному замку. По пути следования к нему улица стала ещё уже

Если приглядеться внимательнее, впереди можно увидеть башню Четырёхугольного замка. По пути к нему, я уж совсем так мягенько и осторожненько спросил Наталью о Четырёхугольном замке — открыт он для посещения или, как и в случае с Круглым замком, на него можно лишь только поглазеть? Наталья ответила, что замок открыт для посещения. Расстояние между замками весьма небольшое (меньше километра), поэтому мы быстро дошли до него. Мы подошли к воротам зАмка и увидели замОк на его воротах

Новогодние каникулы в Баку. Часть первая

Вот и «приплыпли» — подумал я. И в очередной раз, мысленно, помянул Мардакян нехорошими словами. Настроение у меня окончательно опустилось «ниже плинтуса». Оставалось разве что запечатлеть Четырёхугольный замок на фото и уезжать в Баку

И в тот момент, когда я пытался хоть как-то сфотографировать замок, нас увидел какой-то мужчина. Он сам заговорил с нами и спросил, хотели бы мы посетить замок. Он попросил нас подождать пару минут, и вскоре привёл пожилого мужчину, который был служащим этого замка-музея. Служащий открыл ворота и повёл нас на территорию замка. И… вот ведь, что значит — дело случая… Ещё несколькими минутами ранее настроение у меня было, можно сказать, хуже некуда. А сейчас мы стояли и слушали интереснейший рассказ. Работник музея (историк по образованию), рассказал нам много интересных моментов. Сейчас в памяти осталось совсем немногое из того, что он говорил. Но некоторые моменты всё же запомнились. Так, например, я хорошо запомнил, что башня Круглого замка, построенного в середине XIII века, использовалась в качестве дозорной башни. Она и построена ближе к морю, чтобы с её 16-метровой высоты наблюдать за окрестностями со всех сторон, в том числе и со стороны моря. При приближении неприятеля, на вершине башни зажигались факелы, и таким образом население посёлка оповещалось об опасности. И тогда население посёлка пряталось в Четырёхугольном замке, построенном в XIV веке, который был в первую очередь оборонительным замком. На его территории располагались хранилища для запасов продовольствия, воды и оружия, что позволяло выдерживать вражеские осады. Я был слегка ошарашен, узнав что одной из таких осад была семимесячная осада со стороны монголо-татар. В настоящее время на территории замка можно увидеть различные каменные плиты с высеченными рисунками и надписями

Эти плиты собраны с различных мест Апшеронского полуострова. К примеру, вот эта плита относится к албанскому периоду

Новогодние каникулы в Баку. Часть первая

Честно говоря, я сам был весьма удивлён — где Азербайджан, а где Албания? Но мы не стали уточнять этот момент, потому что наш экскурсовод был человеком весьма разговорчивым, и экскурсия могла бы сильно затянуться. Уже после поездки я выяснил, что государство Албания на Балканском полуострове не имеет никакого отношения к Кавказской Албании. Жаль, что только дома у меня возник вопрос о происхождении названия Мардакяна, точнее даже почему это название имеет такой армянский «акцент». Я так и не нашёл на него ответа. Кроме исторических аспектов экскурсовод много говорил о жизни. В частности он рассказывал, что в советские времена в посёлке проживало немалое число армян и русских, которые жили в мире и согласии с коренным населением. Он с большой горечью говорил и о распаде страны, и возникшими распрями между людьми разных национальностей. Нам было приятно, что по многим вопросам наши мнения совпадали. Мне хотелось сфотографировать этого обаятельного человека, но я всегда испытываю неловкость в таких вопросах. Правда, в какой-то момент я всё же сфотографировал, можно сказать украдкой

А после он повёл нас в башню, и после небольшого рассказа о ней, предложил нам самостоятельно подняться наверх. Мы с большой радостью согласились. Но, могу чётко сказать, что подъём на башню не предназначен для групп. Дело в том, что башня имеет несколько ярусов, деревянные полы в некоторых местах разрушены, и при подъёме нужно соблюдать осторожность. С башни открывается вид на Мардакян, который в той же Википедии именуется посёлком городского типа. Но я бы назвал его «большой деревней». Есть такие города, которые по сути выглядят как большие деревни

Новогодние каникулы в Баку. Часть первая

Мардакян — это даже не большая деревня. Это огромная деревня. Если посмотреть на карту, то видно, что его площадь соизмерима с площадью Баку. Напоследок мы прошлись по крепостной стене замка, с которой хорошо видна территория замка с подземными хранилищами для продовольствия

Экскурсия по замку подходила к концу. Весь тот негатив от Мардакяна, который был у меня, куда-то улетучился. Вот что значит — дело случая. Ведь та женщина, чей отзыв о поездке в Мардакян читала Наталья, так и уехала «ни с чем». Она тоже, как и мы приехала к закрытым воротам Четырёхугольного замка, но так и не побывала в нём. А Круглый замок она просто не смогла найти…

Так что нам очень даже повезло. И уезжали мы из Мардакяна в Баку с хорошим настроением.