Недавно прочитала у одной из наших путешественниц, что она старается рассказать о поездке до нового путешествия, пока еще эмоции не «затерлись» свежими впечатлениями. У меня так никогда не получается, на носу очередное путешествие, а в запаснике ещё лежит несколько предыдущих.
В Португалии я была в 2010 году, отдыхали на побережье, где только ночевали, хорошо посмотрели Лиссабон и ближайшие окрестности. Осталось чувство незавершенности, поскольку не увидела Порту, поэтому из дальнейших планов Португалию не выбрасывала.
Весной 2016 года я собралась на месяц в Германию и решила оттуда слетать в Португалию, тем более, что авиакомпания TAP предложила неплохие билеты в Лиссабон из Мюнхена.
Гостиницу искала поближе к метро, чтобы недалеко добираться из аэропорта и по вечерам, когда уже сил не останется на долгие переходы. В результате заказала номер за 30 евро в сутки в небольшой гостинице Soria недалеко от площади Маркиза Помбала, сейчас её уже почему-то нет ни на карте, ни в предложениях Букинга.
С площадью Маркиза Помбала нам приходилось встречаться утром и вечером все пять дней, что мы провели в Лиссабоне, и день на обратном пути перед ранним вылетом в Мюнхен.
Прогулку по Лиссабону начали с подъема в парк Эдуарда VII, чтобы посмотреть на город сверху. За прошедшие шесть лет ничего не изменилось: все так же маркиз наблюдает за делом рук своих, только нет черепашек в фонтане Памятника в честь революции 25 апреля 1974 года, видимо еще не сезон, и не развевается государственный флаг на флагштоке. Может быть его меняли к предстоящему празднику?
На месте огромный El Corte Inglés, где мы покупали еду на ужин, и нисколько не вырос младенец на руках пышной дамы Фернанду Ботеру.
Всё знакомо и не хочется следовать никаким заранее проложенным маршрутам, тем более что я их и не планировала. Подруга в Португалии впервые, но её устраивают любые предлагаемые варианты, так как она турист без фанатизма. Поэтому, конечно, идем по Авениде да Либердаде, самой красивой улице португальской столицы.
Авенида да Либердаде (Проспект Свободы) — бульвар шириной девяносто метров, была создана в последней четверти XIX века по образу и подобию парижских Елисейских полей. Большая заслуга в этом принадлежит Хосе Грегорио Роза Араухо, который в это время был мэром Лиссабона. Не зря на бульваре ему установили памятник.
Наверное, главная достопримечательность Лиссабона — его великолепные тротуары. На Авениде да Либердаде можно в этом убедиться, разглядывая разнообразные орнаменты у себя под ногами и не забывая смотреть по сторонам.
Памятников на бульваре много, все установлены уже в первой половине XX века. Здесь есть памятники португальским поэтам, писателям, политикам, памятник погибшим в Первую мировую войну.
Памятник Александру Геркулано - португальскому писателю, историку, журналисту и поэту XIX века.
После прокладки бульвара, он стал застраиваться красивыми особняками обеспеченных жителей. В XX веке появились банки, дорогие магазины, отели, рестораны, театры. Процесс не останавливается, город развивается, строится и реконструируется, башенные краны в центре не редкость. Говорят, проспект в середине четвертого десятка в списке самых дорогих улиц мира.
Несмотря на кажущуюся масштабность, Авенида да Либердаде совсем недлинная, чуть больше километра. Вот уже и Praça Restauradores (площадь Реставраторов), посвященная восстановлению независимости Португалии после 60-ти лет испанского господства.
Всё знакомо: дворец Фош, бывший кинотеатр Эден, разве что подросли пальмы на фасаде. Радует, что реставрируют соседние здания.
Пожалуй, моё самое любимое здание в Лиссабоне — вокзал Россиу. Можно долго рассматривать замечательные детали его фасада. Внутри вокзал также интересен, особенно картины на стенах платформ. Позже я рассмотрела их внимательно, на вокзал Россиу позже мы приехали из Синтры.
У вокзала появилась скульптурная группа, изображающая исполнителей фаду. Раньше я её не видела.
Интересен вид на соседние улицы с террасы вокзала. Здесь хорошо видно, в каких условиях построен город, как сбегают по крутым склонам его узкие улочки.
Все также бегут волны по площади Россиу, работают фонтаны и смотрит с высоты португальский король Педру IV, он же император Бразилии Педру I. Сложно у них там все с нумерацией.
Португалия за эти годы заметно почернела, неподалеку от главных улиц и площадей гости из соседней Африки торгуют своим обычным и никому не нужным товаром. Один из таких «рынков» у Дворца Независимости на небольшой площади (Largo São Domingos) рядом с церковью Сан Домингос. Читала, что с 2018 года эту католическую церковь взяла в аренду русская православная община Лиссабона.
Начался сезон клубники. Проверили, клубника вкусная.
На площади Фигейра с конной статуей короля Жуана I появились транспортные средства самого разного вида и размера.
Дальше путь лежит по Rua Augusta, известной торговой улице Лиссабона, которая стала пешеходной еще с конца 1980-х. Центральная часть улицы занята столиками кафе и ресторанов. Людей еще не так много, как летом.
Появились «живые скульптуры», шесть лет назад их ещё не было.
Сфотографировались на фоне знаменитого Элевадора-ди-Санта-Жушта, этим и ограничились, подниматься наверх нам было еще рано.
Путь лежал по Руа Аугуста под Триумфальную арку (Arco da Rua Augusta) к Торговой площади, чаще её называют площадью Коммерции. Обо всех этих достопримечательностях я уже писала после поездки 2010 года, ничего нового еще не придумано, поэтому не буду и повторяться.
Торговая площадь (Praça do Comércio), пожалуй, самая красивая площадь Лиссабона, построенная заново после разрушительного землетрясения и вызванного им цунами. Светлая, просторная, как балкон с видом на Тежу.
Посмотрев на Тежу, которая совсем не напоминала Тахо, недавно увиденную в Толедо, и мост 25 апреля, мы свернули на проспект Infante Dom Henrique, самый длинный проспект Лиссабона, пролегающий вдоль реки. Я хотела показать подруге знаменитый дом с шипами (Каса-душ-Бикуш).
Вокруг дома велись ремонтные работы. Пока я, остановившись, решала, как лучше перейти улицу, молодая парочка попыталась меня ограбить, незаметно подкравшись сзади к моему рюкзаку. Ограбление не состоялось, я оглянулась, что-то почувствовав, но настроение было испорчено, и дом с шипами остался без фотографии.
А мы направились гулять по живописным улочкам Алфамы. Мимо церкви Святого Антония (Igreja de Santo António),
мимо Кафедрального собора (Sé de Lisboa). Все это уже было, мне кажется, что даже фотографировала я все это с той же точки, что и шесть лет назад.
Так хорошо было неспешно брести по немноголюдным улочкам, постепенно поднимаясь по склону!
Путь лежал к смотровой площадке — Мирадор-де-Санта-Лусия, на которой в первый свой приезд в Лиссабон я не была. На стене площадки великолепное панно с видом Лиссабона со стороны реки.
Смотровая площадка расположена рядом с церковью Санта-Люсия и Сан-Брас (Igreja de Santa Luzia e de São Brás) Существующее здание датируется XVIII веком, оно было перестроено после разрушительного лиссабонского землетрясения 1755 года, но церковь на этом месте существовала еще в XII веке. Церковь принадлежит Мальтийскому Ордену.
В сквере его имени стоит бюст португальскому писателю, поэту и политику Хулио де Кастильо. За ним на стене церкви кроме изображения Святой Люсии есть две картины: на одной — Торговая площадь до землетрясения 1755 года, а на второй — нападение мавров на замок Святого Георгия.
Со смотровой площадки Санта-Люсия можно увидеть монастырь Сан-Висенте-де-Фора и купол Национального пантеона, а правее — церковь Святого Стефана (Igreja de Santo Estêvão) с одной башней.
Если же смотреть на реку, то перед вами две колокольни церкви Святого Михаила (Igreja de São Miguel). Это церковь в стиле барокко, в неё стоит зайти, чтобы увидеть одни из самых богатых интерьеров в городе.
Внизу, где оживленно беседуют два смуглых товарища, находится еще одна смотровая площадка. Это целая площадь — Largo das Portas do Sol — «Ворота солнца», с которой, как с балкона, можно посмотреть на Алфаму.
На площади стоит памятник покровителю Лиссабона, святому Викентию Сарагосскому, мученику, пострадавшему за веру в IV веке.
Гуляя по узким улочкам Алфамы можно увидеть много интересного — симпатичные домики, красивые детали на потрепанных годами стенах.
Еще одна смотровая площадка на нашем пути у церкви и монастыря Граса (Igreja e convento da Graça). Монастырь начали строить во второй половине XIII века, он принадлежал монахам ордена августинцев-отшельников до его ликвидации в 1834 году. Монастырь освятили в 1305 году в честь Богоматери Милосердия.
В этом монастыре в 1566 году были захоронены останки Великого Альбукерке, умершего за полвека до этого на Гоа. Как я поняла, место захоронения утеряно после землетрясения 1755 года. Монастырь был восстановлен после землетрясения, в результате чего приобрел барочные интерьеры.
Смотровая площадка известная как Мирадору да Граса, теперь называется Смотровой площадкой Софии де Мелло Брейнер Андресен (Miradouro Sophia de Mello Breyner Andresen). София де Мелло Брейер — португальская поэтесса, стихи которой переведены на большинство европейских языков. На площадке установлен ей памятник.
Эта смотровая площадка считается одной из лучших в Лиссабоне. Отсюда открывается вид на Замок Святого Георгия.
Немного отдохнули на лавочке на площади за монастырем. Судя по вывеске на здании, монастырь теперь занимают военные.
Посидели, посмотрели на публику.
Знакомые символы на красном знамени на здании. Здесь размещается Португальская компартия.
Неподалеку еще один монастырь и церковь Сан-Висенте-да-Фора, посвященные святому покровителю Лиссабона Викентию Сарагосскому, памятник которому мы видели на площади «Ворота солнца». Церковь построена в 1582–1629 годах, а многие монастырские здания уже позже, в XVIII веке. В этом монастыре похоронены почти все короли династии Браганса.
Мимо ползет знаменитый лиссабонский трамвай № 28, а наша цель — Национальный пантеон, в который я не смогла попасть во время первого пребывания в Лиссабоне.
Национальный пантеон Португалии или Церковь Святой Энграсии начали строить еще в XVII веке, но строительство затянулось почти на три века. Открыли церковь в 1966 году, когда наконец достроили купол.
Церковь сразу стала Национальным Пантеоном. Здесь похоронены многие известные деятели, президенты, писатели. В честь известных мореплавателей — Васко да Гамы, Генриха Мореплавателя, Педро Альвареса Кабрала, похороненных в других местах, возведены кенотафы.
Но здание Пантеона еще и смотровая площадка, расположенная на высоте 80 метров у основания купола. Интересно было также смотреть на внутреннее устройство пантеона, по мере подъема на разных уровнях устроены балконы. Но это я покажу отдельно.
На этом мы решили закончить прогулку по Алфаме и направились к станции метро. Ближайшая была у вокзала Санта-Аполония, старейшего железнодорожного вокзала Лиссабона, который был открыт в 1865 году.
Напротив вокзала находится «Военный музей», где собрана богатейшая коллекция оружия, обмундирования и исторических документов, скульптур, картин и многого другого. Я заглянула только в арку ворот, даже там есть на что посмотреть!
На этой типичной площади старого города, с домами, выложенными плиткой, поднимающимися на гору, висящим на балконах бельем, и закончим эту прогулку по Лиссабону.
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия