Длинные новогодние праздники — прекрасный повод навестить родных, изведать что-то неизведанное, и еще порадоваться снежной зиме… Но как раз снег-то в нынешнем предновогоднем декабре до Москвы не долетел… Пришлось искать зиму в иных краях…
Длинные новогодние праздники — прекрасный повод навестить родных, изведать что-то неизведанное, и еще порадоваться снежной зиме… Но как раз снег-то в нынешнем предновогоднем декабре до Москвы не долетел… Пришлось искать зиму в иных краях…
Рано утром 2 января мы сели в самолет до Перми. Сначала полет проходил над сплошными непроницаемыми облаками, но на подлете к Перми вдруг все прояснилось, и мы увидели внизу леса, засыпанные белейшим снегом. Над Пермью облачность тоже отсутствовала, но пермский аэропорт Большое Савино, как нам сообщили, умудрился укутаться туманом и, потому, наш самолет вынужден был летать кругами в ожидании растуманивания. Летали мы над городом не меньше 6–7 кругов, и за это время разглядели все жилые кварталы, и Каму, и камские излучины, и Камскую ГЭС…
После полудня пошли гулять по городу, и первым делом, конечно, на Каму. Чтобы не говорили туристические путеводители, но главной достопримечательностью Перми является, все же, Кама. По пути к реке посмотрели, конечно, и на город.
Наш маршрут начался на Комсомольском проспекте. Около гостиницы «Прикамье» (Комсомольский проспект, 27) есть небольшая бронзовая скульптура — «Пермяк — соленые уши». При виде круглой рамки с большими ушами, трудно устоять и не сфотографироваться в образе пермяка. Да и бронзовый фотограф стоит тут же наготове с фотокамерой, показывает, мол, надо фотографироваться… В путеводителе сообщается, что, по мнению горожан, это — самый веселый памятник Перми. Одна из версий, откуда взялось выражение «Пермяк — соленые уши», связана с пельменями — любимым блюдом пермяков — по форме похожими на ухо. Про другую версию вспомним чуть позже…
От соленоухого «Пермяка» начинается «Зеленая линия» — один из двух пешеходных маршрутов, обустроенных в городе. «Зеленая линия» объединяет исторические и архитектурные достопримечательности центра города. «Красная линия» — это романтический маршрут, рассказывающий об известных людях, живших в Перми, и их историях любви. Вдоль маршрутов на асфальте нанесены линии зеленого и красного цвета, и поставлены информационные стенды. Очень удобно и информативно, поэтому всем гостям города рекомендую прогуляться вдоль цветных линий.
На подходе к Каме Комсомольский проспект выводит нас к Соборной площади. Доминанта площади — Спасо-Преображенский собор с колокольней.
Сейчас в соборе размещается Пермская художественная галерея. Жемчужина её коллекции — это собрание пермской деревянной скульптуры. Фигуры святых, вырезанные из дерева, были весьма распространены в церквях и часовнях на севере Пермского края в XVII — XIX веках. Деревянные божества соседствуют с уникальным деревянным иконостасом, являющимся особой гордостью галереи. Иконостас в стиле барокко создан в мастерской Пыскорского монастыря в 1750—1760 гг.
В галерее есть интереснейшая выставка — «Строгановы-коллекционеры». Империя Строгановых зарождалась в Сольвычегодске, а затем предприимчивое семейство проложило дорогу в Предуралье и на Урал, наладив соляные промыслы на Каме. Как известно, и основатель династии Аника, и все его потомки, всегда покровительствовали искусству. В строгановских художественных мастерских обучали и пестовали собственных иконописцев, ювелиров, резчиков, вышивальщиц, руками которых создавались превосходные иконы, церковная утварь, декоративные изделия. Именитый род также активно коллекционировал произведения русского и западноевропейского искусства.
От Соборной площади открывается роскошный вид на Каму.
Мне припомнилось, что я не раз видела на фотографиях камской набережной надпись «Счастье не за горами». Только вот, где находятся эти красные буквы? По наитию двинулись направо — в сторону речного вокзала.
И, действительно, не пройдя километра, за причалом, мы увидели ту самую надпись, и небольшую очередь из желающих запечатлеть себя «на фоне».
Эта надпись, или как ее еще называют, арт-объект, «Счастье не за горами» появилась в Перми в 2009 году и быстро завоевала популярность среди жителей и туристов, а также «снялась» в сериале «Реальные пацаны» и в фильме «Географ глобус пропил». Про «Пацанов» ничего сказать не могу — не смотрела, а сцена из «Географа» сразу же припомнилась.
И речной вокзал, и находящийся напротив него железнодорожный вокзал, тоже являются пунктами «Зеленой линии». Здание железнодорожного вокзала станции «Пермь-I» возведено в 1878 году. Тогда, 1 октября 1878 года «последовало торжественное открытие всей линии Уральской горнозаводской железной дороги на протяжении от Перми до Екатеринбурга 468 верст». Родственная связь межу вокзалами Перми и Екатеринбурга угадывается сразу.
Недалеко от набережной, в бывшем особняке пароходчика Мешкова, теперь размещается Пермский краеведческий музей. Судя по описанию, здесь много интересных экспозиций. Но, как это часто случается в поездках — приходится выбирать. Мы выбрали филиал этого музея — музей Пермских древностей (ул. Сибирская, 15). Открылся он не очень давно, в 2011 году. Все, еще со школы, знают о Пермском геологическом периоде в истории Земли. Так его назвал в 1841 году шотландский геолог сэр Родерик Мурчисон, изучавший горные породы в районе города Пермь: «… Мы решились обозначить (породы) по имени древнего царствия Биармии, или Пермии…». Очень приятный и продвинутый музей. Один из ценнейших и наиболее лелеемых экспонатов — мамонт Вася, найденный в 1927 году в Верещагинском районе Пермского края.
В сумерках добрались до Эспланады. Здесь новогодние праздники в разгаре. На Эспланаде открыт ледовый городок, посвященный предстоящему чемпионату мира по футболу 2018 и воспоминаниям о предыдущих чемпионатах.
На площади перед Театром-Театром обустроен ледовый каток. Но особенно очаровал огромный снежный мишка. Медведь — ключевая фигура на гербе города и он же служит символом природных и духовных богатств края.
Конечно, многоцветье новогоднего льда и снега в городе, среди суеты улиц и площадей, среди высотной каменной застройки, не дает представления о настоящей зиме. Несомненно, былинная зима ждет за городом. Поэтому отправляемся из Перми — наша поездка в музей деревянного зодчества «Хόхловка» — это не только знакомство с исконной деревянной архитектурой Прикамья, но и возможность увидеть бесконечные белые просторы, заснеженный лес, скованную льдом Каму. И походить по настоящему белому снегу…
Архитектурно-этнографический музей «Хохловка» открылся для посетителей в сентябре 1980 года. Здесь были собраны старинные постройки XVII — начала ХХ веков. Музей-заповедник находится в 43 км от центра Перми, у села Хохловка, на высоком мысу Камского водохранилища.
Территория у музея большая и по ней проложен круговой маршрут. Тропинка взбирается сначала наверх, а затем — вниз по склону холма. Маршрут состоит из множества импровизированных смотровых площадок, откуда открываются прекрасные пейзажи с лугами и перелесками в окаймлении ленты реки.
Древние постройки очень органично вплетены в природный ландшафт, да так, что деревянные избы и церкви представляются не собранием музейных экспонатов, а настоящим живым старинным селом.
На противоположном берегу реки село Хохловка. С 1754 года здесь на протяжении XVIII -XIX веков работал сначала медеплавильный, затем железоделательный завод, основанный Строгановыми.
Теперь в селе обитают, в основном, дачники.
Этнографических музеев немало и в России, и в других странах. Чем же может приманивать бывалых путешественников прикамская «Хохловка»?… Есть своя изюминка. Часть музейных строений и экспонатов в Хохловке относится к древнему промыслу Прикамья — солеварению.
Солепромышленный комплекс состоит из четырех зданий. Все они были привезены с Усть-Боровского солеваренного завода, что в городе Соликамске.
Внутри рассолоподъемной башни — деревянная труба, по которой из скважины вверх поднимали рассол. Далее соляной рассол стекал в соляной ларь, где он отстаивался, чтобы осел песок и другие примеси. Интересно, что громадный соляной ларь, которым владеет «Хохловка», транспортировался в музей целиком — соль настолько круто процементировала бревна, что ни разбирать ларь на части, ни собирать его обратно, не решились. Потому сплавляли ларь целиком — весной по Каме.
Главное сооружение солеваренного завода — варница.
В варнице стоит могучая печь, над которой подвешивается огромная металлическая сковорода, так называемый чрен или цирен. На сковороде рассол выпаривался. Затем соль перекладывалась выше — на полати — и там досушивали. Внутри варницы демонстрируются старые фотографии, рассказывающие, как проходила варка соли. Условия труда были либо тяжелыми, либо ужасными — и высокая температура, и влажность, и соль, и тяжести…
Готовая соль хранилась в соляном амбаре. Её туда в мешках по 60–80 кг перетаскивали соленосы, среди которых были и женщины. При этом соленосы носили мешки на плечах. Ясно, что соль летела на голову, и особенно страдали уши — соль разъедала кожу на ушах, и они становились красными. Говорят, что именно отсюда и пошло прозвище «пермяк — соленые уши». …В свете этого, вышеупомянутый памятник у гостиницы «Прикамье» в Перми уже не кажется таким уж забавным…
Солепромышленный комплекс стоит над небольшим заливом. Напротив — живописные гипсовые скалы, поросшие еловым лесом.
Особенным украшением музея служат две деревянные церкви.
Спасо-Преображенская церковь построена в 1702 году в селе Янидор Чердынского района Пермского края. Это, так называемый, «храм-корабль», т. е. все части церкви — трапезная, храмовая и алтарная — находятся на одной оси и подняты на высокий подклет.
Луковичные главки покрыты серебристым осиновым лемехом.
Богородицкая церковь (1694 г.) и колокольня (1781 г.) составляют единый архитектурный ансамбль. Богородицкая церковь — самая старая постройка музея. По легенде она возведена в том месте, куда по реке Сылве когда-то приплыла икона Богородицы.
Сторожевая башня из Торговижского острога, построенного для защиты города Кунгура.
Сельское пожарное депо (1906 г.) со смотровой вышкой из села Скобелевка. Пожарная дружина села составляла 23 человека.
Охотничье становье. Среди экспонатов: очаг-«нодья» с навесом, для временного ночлега охотников; охотничья избушка, лабаз для хранения пушнины, лабаз для хранения припасов. Говорят, что и сейчас там все выглядит точно также как и в дедовские времена.
Ветряная мельница (середина XIX века) из деревни Шихири Очерского района. На ней мололи зерно до 1966 года.
Повседневная жизнь недавних предков представлена в крестьянских усадьбах XIX — начала XX веков, привезенных из разных уголков Пермского края.
В избах: русская печь, обязательно — красный угол с иконой, лавки, посуда. Во дворе и хозяйственных постройках много старинных бытовых вещей и предметов: телеги, сани, земледельческие орудия, рыболовные снасти, ткацкие приспособления…
У тех, кто побогаче, интерьер избы был украшен росписью с цветами и птицами.
И эта экспозиция «На каникулы — в деревню» рассказывает о не очень далеком прошлом.
В кафе при музее мы подкрепились посекунчиками. Это такие маленькие, и необычайно вкусные, жареные пирожки с различной начинкой. Там же можно разжиться сувенирами.
…Наши пермские каникулы были непродолжительными. Утром 5 января мы вылетели в Москву. К Шереметьево самолет пробирался сквозь снежную круговерть…Кажется, и в Москву пришла зима…