Ягода Манила… Нас к себе манила, ягода Манила в гости звала. Как встречали эти… Урумчи на рассвете, ах какою сладкой Манила была…
Введение
Не сказать, что поездка на Филиппины была для меня долгожданной и ожидаемой. Нет, это направление, безусловно, числится среди моих интересов. Просто не было возможности попасть туда в «высокий сезон». Про ветреные и мокрые аспекты летнего отдыха на Филиппинах написана не одна плачевная ода, поэтому вся эта затея вечно откладывалась на потом, до лучших погодных и финансовых времен.
Так и сидела в моей голове ненавязчивая мысль о стране тайфунов, тонущих кораблей и барьерных рифов, выжидая своего звездного часа. Набат прозвучал пару месяцев назад. Пятничным вечером мы общались с приятелем по цейлонскому трипу. Напомню, что его звали Толя, с ним и его девушкой Вероникой мы познакомились на острове, и до сих пор продолжаем общаться. Уж не помню, на какие темы мы говорили, но Филиппины там появились совершенно случайно и без какой-либо логики. Отправной точкой стал банальный вопрос «А что там?». Мне хотелось полазать по вулканам и поплавать с черепахами, Анатоль же горел желанием покатать на доске и попрыгать с обрывов. Собственно все эти дорожки интересов слились в одну магистраль, которая пролегла вплоть до Боракая.
Шутки ради, мы решили посмотреть авиабилеты, поскольку прекрасно знали, сколько стоят туда перелеты, да и оба никуда этим декабрем не собирались. Посмотрим, что дорого, неудобно с работой, да и успокоимся. И первый же запрос нас наградил щедрыми предложениями, от которых зрачки расширялись, пульс учащался, банковская карточка становилась менее принципиальной. Авиакомпания China Southern Airlines предлагала билеты из Москвы в Манилу всего за 380 USD (туда-обратно). Цены на перелеты внутри страны носили ещё более демократичный характер. Весь вечер Толян писал мне про акул и черепах, а я ему напоминал про предложение южно-китайских авиалиний. Дальше пошли толины воодушевленные описания местной кухни и островов, а я уже жилье неплохое подобрал. В общем, завелись так, что на следующий день с выпученными глазами побежали оформлять отпуск, а уже вечером в наши почтовые ящики стучались авиабилеты, которые еле уложились в четыре листа А4.
После покупки мы успокоились и снова продолжили погрязать в проблемах рабочих будней, и вообще забыли о Филиппинах. Двухнедельную программку состряпали без особого погружения в тему, получилось нечто из серии «надо то, то и то в такие-то даты». Единственное, что я плотно проработал — план-маршрут самостоятельной поездки на вулкан Пинатубо, ибо посреднический ценник этого трипа выходит за все разумные грани. В целом возлагались большие надежды на то, как карты лягут, собственно вот, что из этого получилось.
День 1–2. Ненадуманная экзотика китайских авиакомпаний. Да, два дня мы летели до Манилы, точнее я, ведь уральским туристам нужно ещё добраться до Москвы и там с запасом состыковаться. В Москву летел авиакомпанией Аэрофлот на Boeing 737–800 им. Ожегова (словарей в полете не раздавали). Буду краток: перелет оставил несколько негативное впеатление. Расстояние между креслами меньше среднего, сравнительно молодое воздушное судно (2 года от роду) было весьма потрепанным, отсутствие обещанных интерактивных систем развлечений в линейке B737, никакущая уборка после предыдушего рейса, ну и короной этого тортика с крыльями стал обед - зеленое яблоко размером с наперсток: кушай, Денис Сергеевич, смотри не обожрись.
В Шереметьево встретились с Толяном и отправились на регистрацию. Перед нами стояли всего пять человек, но их оформления мы ждали около часа. Система то не работала, то висела, билеты всё время печатались криво. Все очень долго объяснялось про багаж и транзит, ведь мы же врываемся в систему национальной безопасности Китая. Я читал много ужасов про эту авиакомпанию, у неё очень низкий рейтинг. Ситуация в аэропорту лишь подтверждала гипотезы душераздирающих историй.
Однако на борту самолета всё оказалось абсолютно по-иному. До Урумчи летел годовалый Boeing 737–800 с увеличенным расстоянием между креслами. Каждому пассажиру предлагался большущий теплый плед, маска для сна, подушка и наушники для просмотра китайского фильма. Кресла очень удобные. Вообще полет крыльями этой авиакомпании изобилует самобытностью. Во-первых, на всех рейсах есть охранник! Во-вторых, в течение всего полета запрещено использовать любые электронные устройства. Стюардессы и охранник следят за этим, если Вас поймают за незаконной деятельностью — стукнут по рукам. В-третьих, запрещены к провозу аккумуляторы емкостью более 10000 mah. В-четвертых, питание. Ужин раздавали в ярко красных коммунистических коробках с желтыми буквами. Внутри ни слова по-русски или английский. Начиналась дегустационная игра в угадайку. В целом, всё было съедобным (рыба с картофелем, живой йогурт, салат с курой и сельдереем, сушеные яблоки, вафли) кроме одного момента: холодная капуста с ярко-выраженным запахом навоза, которую не ели даже китайцы. На международных рейсах China Southern подают очень вкусный медовый или травяной чай и красное вино. Полет оказался образцово-показательным, всё в нём было отлично. В пути пять часов.
Питание на рейсе Москва - Урумчи
В аэропорту города Урумчи заскучать не придется: заполнение миграционной карты, снятие отпечатков пальцев, сканирование сетчатки глаза, дважды сканирование багажных сумок и дважды ручная проверка багажа китайскими службами. И это всё только в зоне прилёта! Для полноты картины не хватало только стола для баночек с анализами. По времени все процедуры занимают чуть больше часа, поэтому короткие стыковки не стоит даже рассматривать. Тем более, что перед выходами на посадку начинаются очередные досмотры и шмон, шмон, шмон.
Следующий самолет следовал по маршруту «Урумчи — Гуанчжоу». Толян улетел другим рейсом, из-за невнимательности при бронировании. Снова был абсолютно новый Boeing 737–800, но со стандартным расстоянием между креслами. Рейс был внутренним, со всеми вытекающими последствиями. Сервис был чуть проще, а самое главное — публика! Я был единственным некитайским пассажиром, которого прибило в самый хвост к компании китайских бабушек, летящих в экскурсионный тур. Это был не полет — это было шоу! Как только самолет набрал высоту, одна из бабушек на десятом ряду встала коленками на кресло, повернулась лицом к хвосту, грубо крикнула «ХЭЙ!», и по рядам пошла огромная сумка с лепешками нескольких видов. Взять из неё угощений мог абсолютно каждый, неважно знает он эту бабушку или нет. Действительно, зачем ждать какого-то обслуживания, когда мы можем сами себя прокормить?! Я был воодушевлен и очарован такой сплоченностью китайского народа. Моя соседка протягивала эту сумку и мне, но я вежливо отказался. Натрескавшись хлеба, бабушки уснули, но рефлекторно открывали глаза, когда проезжала телега с едой. Нет, они её не ели, просто складывали в свои сумки. Когда повезли напитки, бабули просто вошли в азарт: они сами брали с телеги, что хотели, сами наливали, сами возвращали на место. Даже меня обслуживали, показывая пальцем на напитки. Стюардесса же просто стояла и, молча, наблюдала за процессией. Однако тема напитков окажется не раскрытой, если не упомянуть про самое святое для китайцев — кипяток. У каждой бабульки был свой термос, который раз за разом они протягивали стюардессе, чтобы та подлила туда кипяточку. Разливали кипяток почти всю дорогу, стюардессы, мне кажется, ни разу не присели. Питание было на высоте: большая порция очень вкусного удона с говядиной (язык чуть не проглотил), тот же самый набор закусок с московского рейса, и какой-то дурманящий цветочный чай, после которого становишься чуточку пьяным:-). Стюардесса поняла мой восторг от напитка, и раз пять индивидуально подходила с вопросом: «Может ещё чая?». В добавок ко всему этому, большую часть нас сопровождали очень красивые виды из иллюминатора. Бабульки без комплексов «ложились» на меня, чтобы «чего-нибудь там» увидеть. Кому-то это всё не понравится или покажется дико, а для меня полёт прошел незаметно и весело, в пути 4 ч. 40 минут, я был в восторге!
В Гуанчжоу мы встретились с Толяном, а дальше вместе полетели в Манилу. На тот момент уже оба устали, поэтому последний рейс был мало запоминающимся. Снова был борт B737-800, снова был вкусный удон. Я провалился в глубочайший сон, жаль, что лететь всего два часа, с удобным креслом расставаться совсем не хотелось.
По прилету мы отстояли долгую очередь на паспортный контроль, сдали очередные отпечатки пальчиков и тут же в зоне прилета поменяли валюту (1 USD = 50,30 PHP). И сразу хочу сказать, что отбросьте все стереотипы, на тему того, что в аэропорту самые невыгодные курсы. В этом плане аэропорт Ниной Акино является исключением. Толян со мной спорил до хрипоты, что в интернете вранье и только русская деревенщина такое пишет, а здесь обман, и он найдет выгодней. Но за все 14 дней самый выгодный курс был именно в зоне прилета терминала 1, аэропорта Ниной Акино. Для сравнения на Боракае средний курс для купюр 1–2 USD — 37 PHP, от 5 и более — 49,65 PHP. Поэтому стоит позаботиться крупным номиналом и помните, что на Филиппинах любят только старый, добрый кэш.
Очень хорошая новость для пользователей такси Uber, на Филиппинах оно очень популярно и прайсы очень гуманны. Правда, в тот вечер нам не повезло, WI-FI никак не коннектился. До Эрмиты таксисты заламывали цены от 550 до 800 PHP, это было невыносимо дорого. Толя где-то вычитал про альтернативную стоянку таксистов, возле какой-то автобусной остановки (правое крыло аэропорта). Но и там цена 600 PHP и ни граммом меньше, господа. Я уже был готов ехать, но принципиальность моего товарища была беспощадна. Вскоре к нам подъехал дед, мы спросили у него цену, а он в ответ: «а мне откуда знать? Сейчас включим счетчик, а потом поглядим». Да ладно?! Ты не таксист, ты святой отец! В итоге: «лох не мамонт, лох не вымрет». Минут через пять он выключает счетчик и протягивает карточку с фикс прайс. Трансферт до нашего района стоит 40 USD (ехать 15 минут). Водитель включает дурочка, мол, ни о каком счетчике речи и не было, у них серьёзные дела и ездят они по тарифам. Мы объясняем, что так дела не делаются, назревает конфликт. Водитель называет альтернативную сумму: 100 PHP за километр, ведь вас же двое. В итоге сошлись на сумме в 500 PHP, но на протянутую тысячу у водителя не оказалось сдачи. Мы вытряхнули из него всю железную мелочь, в итоге сдачи насобиралось 478 песо:-). Уж простите, дело принципа.
В Эрмите мы остановились в кондоминиуме у Стефана, а нашли этого товарища через Airbnb. Неплохая квартира на 35-ом этаже. В квартире небольшая спальня и гостинная зона со всеми прелестями повседневного быта. На территории имеются бассейн, тренажерный зал, магазин и ресепшен, где всегда помогут. Везде свежий ремонт, приятная цена, да и радушие хозяина, весьма подкупало. Понравилось всё, кроме тотального отсутствия в современном жилом комплексе беспроводного интернета, а ведь мы же все от него сильно зависимы:-).
Пока устраивали свой быт, время подошло уже к часу ночи. Спать совсем не хотелось, поэтому было решено отправиться в небольшой загул по ночным улицам Манилы. Нет, мы не лишены инстинкта самосохранения, первое впечатление оказалось не таким тяжелым, каким ожидалось. Да, спят люди на улице. Да, пахнет органикой. Но это всё есть и в Бангкоке, и в Джакарте.
Тем более, далеко идти не пришлось — по соседству находился корейский BBQ ресторан, о которых Толян трещал почти всю дорогу. Я даже не слышал про такой формат организации питания, для меня это было ново и любопытно. Тебе приносят пять тарелок разного маринованного мяса, угли, щипцы и крышку. Сиди и сам себе жарь мясо. Всё. Помимо мясных изысков обязательно несут воду (на Филиппинах жирную свинину запивают сырой холодной водой), рис, зеленый салат, корейские закуски, зачастую отдававшие редькой. Было забавно, любопытно, интересно и вкусно. Жаль, что в том ресторане не было совсем алкоголя:-).
Ну, а как же не пропустить парочку за приезд? За ними мы отправились в ночные бары, после заседаний в которых, мы ещё долго гуляли по тёплой ночной Маниле. Город не спит круглые сутки, но было пустынно и спокойно. Единожды, бродящие в пять утра дети, пытались запугать нас кнутом. Не могу сказать, что было брезгливо, страшно или опасно, как об этом часто пишут глашатаи. И дело не в выпитом алкоголе, а в атмосферности нищего и перенаселенного города. В интернете многие впечатления наших соотечественников весьма преувеличены (или, в моем понимании, несовсем адекватны). Поэтому первое знакомство с Манилой прошло на ура, мне даже здесь понравилось. Вернулись домой уже на рассвете и понимаем, что до сих пор не хотим спать, а ведь уже совсем скоро проснется будильник.
День 3. Манила. «Пробки как часть жизни». Вторую половину дня мы провели на столичных улицах. Именно сейчас я поймал себя на мысли, что в городе совершенно нечего фотографировать. Весь город — одна сплошная замороженная стройка, которая перемежается со всеобщей разрухой на небольших улицах. По ним гоняют дорогущие джипы, объезжая спящих на асфальте людей. Мужики в белых смокингах пытаются перейти дорогу так, чтобы не вляпаться в какую-нибудь оказию. Дяденьки в одних трусах, сидя на пластиковом стульчике, читают газетку, которая уже вечером станет для кого-то покрывалом.
Пожалуй, я нигде не видел такого социального разрыва. В целом в городе царит беднота, люди бродят мрачные и невеселые. Однако недобрых взглядов в спину я не почуствовал. За тобой бегают голые дети, а в руках у них баночка для мелочёвки. Они весьма ненавязчивы, после второго твердого «No» отстают моментально. Дополняли атмосферность всей этой картине дежурившие у банков охранники с дробовиками и М-16. Да что там банки, обычные магазинчики 7/11 охранялись вооруженными стражами, увешанными оружием, как новогодняя ёлка. Вечером центральные улицы превращаются в улицы красных фонарей, а за вами может увязаться какой-нибудь мужик, который будет напрашиваться стать гидом по вашему досугу в городе контрастов.
Если вы не рафинированный эстет, то возможно Манила вам покажется нормальным городом со своим колоритом и атмосферой, которая придется по вкусу тем, кто любит испытать что-то новое. Просто у страха глаза велики, и европейцы иногда пишут чушь, чрезмерно обобщая и преувеличивая увиденное. Многое зависит от выбранного района города. Конечно, по чистоте не Сингапур, а по комфорту не Дубай, но и не Дели. Мне в Маниле понравилось, я бы погулял ещё денек, но нужно было ехать дальше. Вечером с автовокзала я отправился в городок Кэпас, а Анатоль остался в Маниле, просвещаться испанской колониальной историей.
День 4. Вулканы Пинатубо и Араят. На вулкан я решил поехать своим ходом, причину указал во введении. Однако самостоятельная дорога до очередного чуда природы весьма утомительна. Судите сами, сначала надо найти нужный автовокзал, коих в Маниле сотни. До городка Кэпас ехать около четырех часов (всего-то 98 км., но помните про легендарные манильские пробки), оттуда, усевшишь в люльку трайсикла, бороздить поля до деревни Санта Хулиана. Поэтому до своего перевалочного пункта Bodgnot Homestay я добрался ближе к двум часам ночи. По всей видимости, предстояла очередная бессонная ночь, поскольку уже через пару часов было ознаменовано начало старта. Да и как тут уснешь? В комнате началась дискотека! Светлячки, паучки, жучки в темноте мигали зелеными, красными, синими, желтыми цветами, а я вытаращив глаза пролежал до шести утра. Прикольно же, ну.
К этому времени за мной подъехал внедорожник 4×4, в котором уже уселись две тайки и шведская пара. Сразу за деревней начинается кальдера вулкана, по которой предстоял целый час веселой езды: наш джип постоянно буксовал на скользких подъемах, зарывался в речной ил, но раз за разом оставался победителем. Это было настоящее сафари по дикой местности, благодаря которому я уже на тот момент получил удовлетворение от всей этой затеи.
Кальдера вулкана Пинатубо
Джип остановился в семи километрах от кратера, а вскоре началась вторая часть этого марш-броска — треккинг. Одним словом, он был роскошен. Здесь Вам и волшебные пейзажи, и местные племена, и реки, через которые нужно было постоянно переходить.
Кальдера вулкана Пинатубо
Уже только ради этого трека, можно смело планировать поездку на вулкан.
Кальдера вулкана Пинатубо
Ну, а в конце каждого путника ждет небольшая награда за смелость — кратер живого вулкана, заполненный водой.
Такая дыра образовалась в результате взрыва в 1991 году. Тогда Пинатубо бахнул так, что прославился на весь мир. Сегодня вулкан активен и представляет потенциальную опасность, т. к. очередной взрыв может произойти в любой момент. Раньше в кратерном озере можно было купаться, но сегодня это запрещено. Очевидцы говорят, что вода на дне озера горячая, а это уже свидетельствует об его активности.
В Санта Хулиану мы вернулись ближе к ужину, пришлось быстро собирать вещи и драпать обратно в Кэпас. По дороге в Манилу мы застыли в пробке прямо напротив вулкана Араят, любоваться которым пришлось достаточно долго.
Вулкан Араят, окрестности Анхелеса
В саму же Манилу я прибыл уже поздно вечером. Дождь лил, как из ведра. Впереди ждала вновь бессонная ночь, т. к. уже в 4 утра у нас был вылет в Легаспи и очередной вулкан по имени Майон.
День 5. «хГхала, летим в Лехгхаспи». В два часа ночи два неугомонных тела (в таком состоянии людьми нас вряд ли можно было назвать) поехали в третий терминал аэропорта Ниной Акино (все четыре терминала находятся в разных местах, поэтому будьте внимательны). Аэропорт приятно удивил своей ценовой политикой: здесь можно было покушать дешевле, чем в Маниле или Екатеринбурге. Ещё один пример ломки стереотипов.
Рейс «Манила — Легаспи» выполняла а/к Cebu Pacific на новёхоньком Airbus A320. Половину пути судно трясло с дикой силой. Думал, что уже всё… долетались. Самолет то «проваливался» в воздушные ямы, то его мотало из стороны в сторону. Время от времени соседи придавливали меня к иллюминатору. Командир, что-то постоянно шептал в микрофон. Никто не спал, все сидели в напряжении и держались за спинки впереди стоящих кресел, уставив лицо к полу. Только вечером нам сказали, что здесь ходит тайфун, и, по всей видимости, мы попали в него, когда летели к вулкану.
По прилету вулкана мы не увидели (ни с неба, ни с земли). Всему виной массивный покров облаков. Были надежды, что к обеду распогодится, но днем поднялся сильный ветер и полил дождь. Мы были вынуждены искать жилье, нашли только клоповник без каких-либо удобств.
Удивительно, что Легаспи не испорченный туризмом город. Точнее сказать, его здесь вообще нет. Над городом возвышается нереально огромный живой стратовулкан идеальной конусной формы, но туристы здесь бывают даже не каждый день.
Вулкан Майон. Ожидание... Источник: https://arttravelblog.ru
На нас с неподдельным интересом смотрели местные жители и все как один желали доброго утра или счастливого рождества. Кто-то вообще просто подходил, чтобы поговорить, разузнать, что же мы за чужеземцы. Нам подарили две красочные книги и приглашали переждать дождь в своем магазине. Много нелестного пишут о филиппинцах, но ничего вопиющего я не видел в Маниле, а в Легаспи у меня вообще сложилось диаметрально противоположное мнение. Все улыбаются и не пытаются содрать с тебя хотя бы копейку. Хоть мы вулкана вообще не увидели, зато получили истинный кайф от местной кухни и общения с жителями города.
Тем же вечером у нас был перелет на остров Себу. Перед отлетом хозяйка (к слову сказать, тоже милейшая женщина) клоповника решила поинтересоваться: «Зачем прилетели? Что Вы у нас делаете?». Ответ про вулкан был весьма предсказуем, но женщина потупила лицо и говорит: «дак у нас, ребята, тайфун вот только пришел. Невовремя вы прилетели». Тайфун? Тайфун! Это слово стало резать наши уши, это же весь отпуск под откос. А тем временем, на улице становилось черно, а ветер загибал пальмовые ветви. Теперь важно было вообще улететь отсюда, поскольку дальше наш полёт был на легком винтовом ATR-72. Но всё обошлось. Рейс задержали на 45 минут из-за позднего прибытия. Немножко волнительно взлетели, а потом всё как обычно и даже без тряски. Мы сидели на переднем ряду, потом десять рядов были пустыми, и где-то там, в конце болтались ещё с пару десятков пассажиров. Красивая стюардесса, сидя на своем «катапультирующем кресле», развлекала нас разговорами. Было всё просто, комфортно, душевно и незаметно по времени.
Однако в аэропорту Себу-Мактан стояла тоже ветреная погода, накрапывал дождик. Мы очень быстро получили багаж, а дальше упали в такси и поехали в Моалбоал, что в 105 км. от аэропорта. Из-за трёх ночей без сна наши крыши были в пути, правда, асинхронно. Толян полпути на полном серьёзе сравнивал Себу с Санкт-Петербургом, а я на своей волне рассуждал о том, что не все йогурты одинаково полезны. Ладно, хоть водитель не понимал русской молвы, а я сейчас вспоминаю и смеюсь во весь голос. Пожалуй, один из самых эпичных эпизодов поездки. В Моалбоале мы были около трёх часов ночи, бесконечные передвижения подошли к концу, здесь мы на четыре дня. Спать, спать, спать…
День 6. Сардины и первый заплыв в «океян». Зачем люди едут в Моалбоал? Вообще, когда впервые Толян произнес «Моалбоал», я подумал, что у него каша во рту, а нет, это у меня бананы в ушах. Так вот в Моалбоал люди едут исключительно за снорклингом и дайвингом, поскольку здесь проходит барьерный коралловый риф, который пока ещё жив. Тут Вам и рыбки, и черепахи, и «коралловые сады», и «торнадо из сардин». Неподалеку отсюда расположен город Ослоб, где местные предприниматели прикармливают китовых акул, с которыми можно поплавать. Совсем рядом находится водопад Кавасан. Таким образом, все дни должны были быть посвящены воде и всему, что с ней связано.
В Моалбоале мы решили базироваться на одной из вилл Garden Village. Точнее сказать так, мы находились между городом (700 метров) и пляжем Пангасама (1,5 километра). Виллы там хорошие и недорогие, поэтому смело могу рекомендовать данный вариант размещения. В нашем распоряжении был большой дом «Эммануэль» с двумя спальнями, огромной кухней, гостинной зоной и террасой. Внутри всё новое, отстроили совсем недавно. Правда, были большие проблемы с интернетом, его почти мы не видели. В общем, комфортно, «дорохго»,«бохгато», а по соседству с нами жизнь обстояла не так уж и радушно. Каждый день приходилось ходить мимо этих дворов, где кипела своя автономная жизнь.
Проснулись мы уже далеко после обеда. Заварили любимую овсянку, выглянули в окно и обомлели: темнота, ветер, моросящий дождь. Даже овсянка встала поперек горла, после такого расклада. А ведь мы не теряли надежды сегодня искупаться и даже поплавать с маской. Поэтому все равно решили поехать, поймав на трассе байк-такси.
Как таковых пляжей в Моалбоале почти нет. В частности, пляж Пангасама тяжело отнести к местам для пляжного отдыха. Здесь нет песка, гальки и пляжных баров. Зато есть кораллы — роскошные сады пестрых красок и диковинных форм. Случайных туристов здесь нет, сюда едут осознанно.
Моалбоал, Pangasama beach
По всей видимости, наступал уже закат. Дождь немного решил передохнуть, поэтому на побережье было темно, пасмурно, но без осадков.
Надо было успевать ловить момент и несмотря на позднее для снорклинга время, мы отправились в заплыв. Плывёшь себе спокойно, всматриваешься в разноцветное дно и бах… под тобой чёрная пропасть. Эффект неожиданности во всей своей красе. Речь идёт о барьерном рифе, который так полюбили дайверы со всего мира. Пока любовались смене картинки «есть дно / нет дна» даже и не заметили, как подплыли к огромному косяку сардин. Я даже сначала не понял, что это рыба. Внешне косяк был точно таким же черным, как и пропасть.
Уже потом по движениям отдельных индивидов, до меня доперло, что мы сейчас окажемся в эпицентре косяка, и дай Бог, не пропасть в нём, как сопля в фартуке. Но рыба конечно пуглива, даже в такой тесной компании. Внешне её движение напоминало торнадо, которое постепенно начинало удаляться от нас. Это было восхитительное зрелище, после которого тем вечером, я очень долго не мог уснуть.
День 7. Подводные сады и фаунапарки. На следующий день погода не улучшилась. Наоборот похолодало, с утра зарядила небесная лейка. По нашим планам сегодня предстояла поездка в Ослоб, но погода-клофелинщица усыпила это желание.
Тем не менее, несмотря на всё это, мы отправились на снорк в отдаленные части Пангасамы. Плавали под дождем с синими губами и бледными лицами, но в очередной раз восхищались венцом творения природы. Сегодня я окончательно понял, в чем состоит фишка и популярность этого побережья. Восхитительное морское дно, чистая вода, разноцветные рыбки, рыбы и рыбины, а также черепахи, которые семейкой плавали вдоль барьерного рифа, словно на прогулке. Пожалуй, это был лучший снорк в моей жизни, если учесть, что я не был на Красном море.
Вечером в городе Моалбоал посетили массажный салон, где нас добротно отутюжили за 250 PHP (5 USD за час — самый дешевый массаж в моей практике), а ночью зависли в баре, где пили то от радости экзотичного отпуска, то от горя, связанного с сопутствующей ему погодой.
День 8. Прыжок с пятиэтажки: водопад Кавасан + тайфун. Днём ранее мы купили экскурсию на водопад Кавасан. Под личиной банальной поездки на водопадик для пары селфи, таится большое и очень веселое приключение. Судите сами, дожди размыли все лесные тропы, превратив их в одну сплошную глиняную покатушку. Поэтому сначала пришлось скитаться на байке по скользким горным тропам, которые очень резко меняли свою высоту, как синусоида. Потом мы ногами скользили вниз к водопаду. Приходилось хвататься руками и зубами за каждую соломинку, дабы не ускользить куда-то туда… в кювет. В общей сложности путь до водопада был сложным, долгим, грязным, но веселым. Однако на этом все только начинается, поскольку Кавасан — долина активных развлечений, созданная природой. По сути, это настоящий аквапарк, в котором есть свои горки, вышли для прыжков, «ленивая река», по которой сплавляешься, как кусок пенопласта и мн. др. Весь день мы прыгали с обрывов, высотой с пятиэтажку, раскачивались на тарзанках и очень много плавали в бирюзовой воде. Казалось бы что тут такого? И кажется это, сидя дома на попе, а в живую воспринимаешь совершенно всё по иному. Прыжок с высоты 22 метра 12 метров (прим. уточнено у источника) в реку, о дне которой ты не имеешь ни малейшего представления… И таких пятиэтажек на Кавасане можно насчитать с десяток, естественно ни одна из них не осталась без нашего внимания. ОплОчено же, ну. Шикарнейшее место для веселого и немного экстремального отдыха, о котором мы не поленились подготовить видеоотчет.
И казалось, день прошёл хорошо, если бы не два судьбоносных письма, которые постучали в нашу почту, буквально на финишной прямой перед царством Морфея. Портал Airbnb предупреждает, что на Боракай обрушился тайфун. Есть погибшие, поэтому рассмотрите возможность отказаться от поездки, а мы Вам без штрафов всё вернем. Через десять минут приходит ещё весточка от Air Asia примерно следующего содержания: «В связи с высокой активностью тайфуна „URDUJA“ (KAI-TAK) все рейсы в Катиклан отменены, аэропорт закрыт». Flightradar говорил то же самое и даже больше.
Отмена рейсов, скриншотик на память
Соседний аэропорт Калибо тоже не пускает и не выпускает рейсы с пассажирами. Вот тебе бабка… и урдужаев день. Надежды не вселяло и самое название URDUJA — воинственная принцесса восходящего солнца. О как! Кто не знает, как оригинально назвать доченьку — берите на заметку. И тут, для полноты драматизма, отвалился интернет: «Отбой, господа!». Примерно в полночь пришлось вновь ехать на набережную, осваиваться в одном из баров и оптимизировать маршрут, держа руку на пульсе (ситуацию под контролем). Куда лететь? Непонятно! RT заграницу стоили не то, чтобы дорого — безумно дорого. В итоге решили лететь на самый юг: город Давао и остров Самал. Судя по прогнозам и статистике, иногда там бывало солнце. Нашли билеты, стали бронировать… и… и… пык-мык, не приходит SMS-подтверждение от Сбербанка: «Отбой, господа-2!». Психанули и поехали спать, решив, что будем разбираться завтра.
День 9. Запрос эвакуации или первое солнце. Вы верите в судьбу? А мы начали! Тот факт, что SMS вчера никак не приходила — знак судьбы. Сегодня Яндекс пестрил новостями о том, что на юге Филиппин обострилось военное положение. Уже потом мы вычитали, что в этом регионе расположена одна из баз ИГИЛ, рядом с которой соседствует крупный филиал Свидетелей Иеговы и рой прочих сект. «Страна контрастов!». Тем не менее, это совсем не пугает туристов, их там много. Ну, а новость, конечно, неприятная. С утра было солнце! Ночной ветер не только брякал дверями и ставнями, но и разогнал всю хмарь, нависшую над островом. Воинственная принцесса уходила… под овации наших дверей и ставней. Flightradar говорил, что завтра днём рейсы запустят. Хозяин боракайских апартаментов написал, что все нормально, приезжайте. Помня ситуацию с SMS, пришлось связаться с нашим уральским блогером Анной Кудрявцевой, с просьбой в покупке билетов. Анна не отказала в помощи, за что ей низкий поклон. В этот раз решили перестраховаться и купили билет в аэропорт Калибо, который закрывают из-за непогоды только в экстренных случаях. Всё! Снова встали на рельсы своего маршрута! Весь день мы провели на море… на шикарном море… особенно при ясном небе. Может оно всё случилось к лучшему? Мы хоть увидели то, что должны были.
День 10. Пробка в Лапу-Лапу и потоп Боракая. Днем мы отправились в аэропорт Себу-Мактан. Анатоль смеялся над моей привычкой перестраховаться, в итоге даже воспользовавшись моими доводами, мы чуть не опоздали на рейс. Вместо двух часов (105 км.), мы ехали 3,5 часа. Точнее сказать, стояли в пробках города Лапу-Лапу. Надо отдать должное водителю: он жертвовал своей и нашими жизнями, но если бы не он, то в аэропорт мы бы приехали через пять часов. Именно в такие моменты чувствуешь существенные изъяны перенаселенных стран и городов. Регистрировались на рейс за 45 минут до вылета. Однако рейс задержали на 1 час, а чтобы пассажиры не волновались и не задавали лишних вопросов, просто убрали наш рейс с информационного табло. Аэропорт мне очень понравился! Живой звук, костюмированные мини-представления, дешевые буфеты и магазины. Самая вкусная мока была куплена именно тут. Да ещё и целое ведерко, с которого не только напьешься, но и наешься.
Рейс «Себу — Калибо» выполняла авиакомпания Cebu Pacific на новом Airbus A320. Летели в пустом самолете, жаль, всего 45 минут. В аэропорту Калибо воспользовались трансфертом компании South West. Всем рекомендую! Заплатил и не знаешь головняков. За 1500 PHP вас на частной машине довезут до пристани (65 км.), там за руку доведут до зала ожидания повышенной комфортности, дальше за ту же руку отведут в частную лодку, и в конце, на частной машине, уже на самом Боракае, отправитесь до своих апартаментов. Все билеты, налоги, сборы включены в стоимость. Пока ехали по острову Панай, наблюдали за последствия тайфуна — всё везде навалено, но дорога расчищена. А вот сам Боракай (особенно нижние улицы) были под водой… Водитель сказал, что электричество появилось совсем недавно. А хозяин ещё вчера утром нагло врал, что все нормально.
Остановились мы на самом краю острова, который именуется как New Cost. Расположение совсем неудачное — на горе и в далеке от всей туристической инфраструктуры (ближайший магазин в 2 км.). Зато тихо и безопасно в случае цунами. На месте были вынуждены признать, что плохо проработали варианты с жильем. Правда, даже не успев об этом задуматься, нас ждал очередной прикол. Оказалось, что в апартаментах никто никого не ждет. Хозяин Арнольд улетел в Манилу, его ассистент на заселение не пришла. На ресепшене знать не знают кто мы, и что с нами делать. Более того, они не знали Арнольда. Хозяин отключил телефон, Wi-fi в современном жилом комплексе среднего класса тоже нет. Мало того, что мы были удручены расположением и последствиями стихии на острове, так ещё и остались без жилья в 23:30. Мы сели в лобби и сказали, что будем спать тут, тогда администрация через кого-то там соизволила выяснить, чьи мы гости, и вскоре провели в квартиру. Она была вполне нормальной, но всё почему-то было рассчитано на одну персону (полотенца, подушки, мыло и пр.). Но оставив нервы в пробке, потом на острове и заселении, автоматом вырубились на том, что Бог послал.
День 11. Боракайский пэрадайз взглядом математика и программиста. Утром нас разбудили солнечные лучи, которые рьяно пробивались через плотные шторы. На Боракай вернулся высокий сезон: солнце, ветер и жара. Поэтому всеми правдами и неправдами нужно было спешить на пляж, дабы хоть немного поджариться до золотистой корочки (предварительно обмазавшись майонезом). Далеко решили не ходить и отправились на приватный пляж New Cost Beach, что по-соседству с нашими апартаментами.
В целом пляж неплохой, но «пресный» и без «своего лица». Хотя по фотографиям, вроде так не скажешь. Тем не менее, пару часиков провести можно, но особого желания сюда возвращаться у нас не возникло. Подойдет для тех, кто ищет большое личное пространство, покой и восстановление сил.
После обеда отправились к самому знаменитому в регионе пляжу White Beach. Уровень воды от былых наводнений неcколько снизился, но все равно наш тук-тук заливало словно лодку с пробитой боковой стенкой.
Конечно же, я обомлел, когда впервые увидел этот пляж. Гениальный во всех смыслах венец творения природы: широкий и длинный пляж с белым песком, чистейшей и теплой водой, свисающими пальмами, барами, кальянными и ресторанами. Не случайно же этот пляж попал в ТОП-10 самых красивых пляжей мира по версии всех авторитетных путеводителей.
Отдыхающих много, но за счет больших площадей, здесь не чувствуешь себя тесно. В общем, получился день полного позитива. Мы радовались солнцу и теплу, как застывшие чукчи. А если ещё учесть, что вечером нашли ресторан с добротным шведскими столом и корейскими танцами, то не полюбить Боракай, мы просто не могли.
День 12. Puka Vs. White Beach. Второй день пребывания на райском острове было посвящен продолжению знакомства с местными пляжами. Правда, если не кривить душой, после White Beach удивиться чему-либо было достаточно трудно. Так и произошло с пляжем Puka Beach.
Puka Beach — обычная пляжная коса с резким входом в воду. В самом начале пляжа толкается народ, хозяин единственной кафешки предлагает «коконат» всего-то за 1000 песо, а местные пацаны кожилятся со своими досками, пытаясь, что-то изобразить на волне. Если уйти дальше, то вы останетесь один на один с морем и подпирающими пляж зелеными холмами, как из фильмов про необитаемые острова. Однако берегите глаза, изредка, но попадают нудисты.
После посещения пляжа Puka, я поймал себя на мысли, мол, нечего по пляжам кататься и разбазаривать свое время и силы; надо ловить кайф от White Beach, поэтому все дороги вновь шли к этому пляжу.
Вечером прогулялись до Diniwid Beach, что по соседству с первой станцией. Пляж навеял какой-то балийской атмосферой, потревожившей наши аппетиты, и мы вновь побежали на шведский стол. К сожалению, мы оба любим много и вкусно поесть.
День 13. Возвращение воинственной принцессы. Погода этим днем вновь испортилась. Возможно, она грустила по нашему скорому отъезду (во всяком случае, мы себя так утешали). Местные жители говорили, что мы застали единственные солнечные дни в этом месяце. Вот Вам и сухой высокий сезон. Что будет дальше, никто не знает, а нам, дай Бог, завтра вылететь с этого острова, ибо впереди ждала целая система стыковок. Это был последний день на острове. К сожалению, пришло время прощания с океаном. Плавали и загорали под дождем, а вечером снова держали в страхе шведские столы ресторана Sea Breaze.
День 14. Манила на посошок. Утром мы благополучно вылетели в Манилу. Паромное сообщение работало в штатном режиме, сельский аэропорт задыхался и еле вывозил от наплыва пассажиров. ВПП немного расширили, поэтому теперь воздушная гавань способна принимать судна средней вместимости. Полёт прошел хорошо, несмотря на возвращающийся сюда тайфун. Он вновь обрушился на остров, через несколько дней после нашего вылета. Этого мы и боялись, поскольку события последнего дня очень напоминали ситуацию в Легаспи и Моалбоале.
В Маниле на одну ночь остановились в отеле (мотеле?) Red Planet, который расположен на улице красных фонарей. В принципе, перекантоваться перед отлетом можно, благо недорого и в нормальном районе. Но это не то место, где стоит провести свой отпуск (хотя, смотря какие цели преследуются).
Вечером пробежались по магазинам в поисках сувениров и гостинцев, ведь а/к China Southern позволяет провозить 64 кг. багажа на одного пассажира по всей тарифной сетке. Магазины были готовы к рождественским распродажам, что позволило поверить в новый год в скором времени.
Затарились по самое не могу и отправились отмечаться в местных барах. В отель вернулись уже утром, времени на сон оставалось примерно два часа, а впереди предстоял сложный день.
День 15. Гаунчжоу и проблемы китайского перевода Вылет в Манилу был назначен на 12:00, но мы решили приехать в аэропорт пораньше. Служба безопасности, глядя на наши распечатки, с удивлением заявила, что много русских летает из Манилы в Китай. На регистрации сидели китаянки, что было плохо из-за языкового барьера. В мой паспорт всматривались минуты три, потом стучали по мышке ещё пару минут, и при этом ноль комментариев. Толян не выдержал, пошел на соседнюю стойку… и у него всё то же самое. Вскоре сотрудница берет ручку и листочек, начинает рисовать маршрут со всеми пересадками (Гуанчжоу, Ухань) и говорит что-то типа: «русским нельзя». Вместе с тем, у Анатолия требуют китайскую визу. Мы пытаемся объяснить, во-первых, что у нас транзит, который по времени укладывается в 24 часа на территории Китая, во-вторых, что в Ухане у нас не пересадка, а техническая посадка. Доводы были не убедительны, очередь рычит в спину, а мы ждем старшего специалиста. Однако пришедшая дама первым делом потребовала предъявить китайскую визу. Куча россиян летает этими рейсами, и никто не знает проблем. В нас же видели нарушителей правопорядка, и дама тоже отказывалась регистрировать нас на рейс. Правда, её принципиальность была недолгой. Она достала два листа А4, которые были полностью исписаны китайскими иероглифами и попросила на них расписаться. Под что мы подписывались, не знал никто. Было даже не по себе. В обмен на эти листы, нам выдали посадочные, согласно которым все мои перелеты проходили по центру (места B), хотя просил у окна. Если взять во внимание, что лететь более 10 часов, то печали моей не было предела. Кстати, пассажиры China Southern не оплачивают аэропортовый сбор в размере 750 песо.
В аэропорту Байюн у нас возникла путаница, в какие очереди и окна надо стоять. Коллективная помощь от пассажиров разных рейсов привела нас к невзрачной серой двери, у которой толпились европеоиды. Мужик в форме собирает со всех паспорта, миграционные карты, посадочные, распечатки билетов, заполненные анкеты и со всей этой кучей надолго уходит. Толин паспорт вернули через 20 минут, мой же завис на изучении около часа. Вернули весь пакет документов, на анкете офицеры поставили свою подпись, благодаря которой мы находились на территории Китая на законных основаниях. Уже дома я узнал, что без визы можно находиться в Китае, если в билете всего одна стыковка. Однако на это правило пограничники закрывают глаза, если ты можешь подтвердить свое намерение о вылете в течение суток. Крупный туристический портал pirates.ru сообщил, что с января 2018 года, для двух стыковок в Китае обязательно нужна виза.
У China Southern есть неоспоримый плюс в том, что если в Гуанчжоу предстоит длительная стыковка, то а/к предоставит гостиницу, завтрак, трансферты, билеты в музеи и карточку в метро. Неважно, какой тариф, были ли другие альтернативные стыковки по-короче (на что очень пристально смотрят Qatar Airways, например). Таким образом, за 380 долларов мы получили: а) билеты на край света и обратно; б) отель 3*, завтрак, индивидуальный трансферт на машине представительского класса, билеты, жетоны и пр.; в) бесплатную транзитную визу; г) отличный сервис; д) кое-что ещё, но об этом ниже.
В Гуанчжоу мы преследовали одну глобальную цель — шопинг, ведь мы же в Китае. Знакомиться с городом-гигантом за два часа даже не решились. Тем не менее, в первые минуты нахождения на китайской земле, я чувствовал, что путешествую на другой планете. Увиденное за окном было не похожим на всё то, что мне довелось повидать.
Шопинг в Китае (в спальном районе) занятие увлекательное. Ни слова на английском — сам не знаешь, что покупаешь. Так, например, своим коллегам я привез сладкое печенье с добавлением рома и свинины. Непривычным было и то, что все цены указаны за 0,5 кг. При виде двух белых лиц, продавцы спешили прятаться в своих коморках, чтобы мы не задавали лишних вопросов. Если у нас в торговых центрах тусят кавказцы, то в Китае сидят «на кортах» китаянки. Мы около часа объясняли консультантам две простые вещи: нам нужны две багажные сумки, а не одна; нам нужен терминал master card. В другом магазине, я вообще играл в крокодила: показывал багажную сумку, в итоге мне принесли массажер. А когда в кафе нам принесли меню без картинок и перевода, я окончательно почувствовал себя беспощным в этой стране.
Это был очень яркий, веселый, но сложный опыт коммуникации с китайским народом.
День 16. Первоклассный полет и конфликт в Шереметьево. Утром нас забрали из отеля и отвезли в аэропорт. Вчерашний поход по магазинам принес нам ещё по одной багажной сумке угощений, поэтому мы обратились на стойки регистрации, чтобы докинуть ещё багажа в наш отсек. Между делом попросили девушек, посадить нас вместе на левый или правый ряд или поменять на место с окном. Просьбу услышали, дали два места в разных концах. По маршруту Гуанчжоу — Ухань — Москва я летел, как царек. Цари сидели на соседнем ряду в бизнес-классе. Самолет был дальнемагистральным Airbus A330-200. Моё место оказалось в кабине первого класса с нереальным пространством для ног. Билеты в эту кабину стоят в несколько раз дороже, чем в эконом. При этом с меня не попросили никаких доплат. Изолированное с двух сторон пространство, отсутствие соседей, приоритетное обслуживние, всегда наличие алкоголя. Самое главное — своими ногами я даже не мог достать до стенки кабины бизнес-класса. И такое удовольствие от полета длилось больше 10 часов, что позволило оценить все прелести дальнего перелета.
Airbus A330-200 а/к China Southern, кабина первого класса
Пограничников в Ухане я проходил самым первым. Служащий долго листал паспорт, потом задал странный вопрос: «Вы из Индии летите?» и потом с грохотом влепил штамп. Это был звук победы. Долетели, сели, на родину впустили. Не буду описывать свой конфликт с представителями Аэрофлота в Шереметьево. Никто ничего не знает, никто ни за что не отвечает, информация о дополнительном багаже у всех разная, о деловом этикете читали только в книжках. К сожалению, в моем личном рейтинге Аэрофлот потерял несколько позиций.
На Екатеринбург был подан борт Airbus A321 им. Дунаевского. То ли усталость, то ли ситуация в аэропорту, в общем полет оставил нейтральное впечатление, точнее я его вообще не запомнил. Тот случай, когда даже сказать нечего.
Вот таким выдался филиппинский трип со всеми своими «за» и «против». Очень удивительно, но, несмотря на мои доводы и фотографии развалин, моя мама очень захотела посетить эту страну. Поэтому Ягода Манила я не говорю тебе прощай, я говорю тебе — до свидания!
Спасибо всем тем, кто смог выдержать этот поток мыслей.
Теги:
Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм