Весною 2014 году я поехала в Сеул, о котором много рассказывал живущий там мой однокурсник. В Сеуле останавливалась на неделю, о чем рассказала довольно подробно. Но Сеула было недостаточно, хотелось увидеть и другие районы Южной Кореи. Свободного времени было немного, проводить эксперименты с самостоятельными поездками по пока незнакомой и достаточно специфичной для туризма стране желания не было. Поэтому я заранее заказала в турфирме тур «Цветение сакуры». Особого выбора туров по Южной Корее нет, весною всех возят любоваться цветением сакуры. В тот год в Сеуле к началу тура сакура уже осыпалась, я успела на неё насмотреться, а группе пришлось надеяться на то, что где-нибудь она еще будет цвести.
Тур был непродолжительным: не считая дней прилета и вылета, всего пять дней, два из которых в Сеуле. На осмотр иных городов Южной Кореи оставалось всего три дня с переездами, а посмотреть предстояло Кёнджу и Пусан.
От Сеула до Кёнджу расстояние 360 километров. Из Сеула мы выехали в обед, по пути заехали посмотреть Храм Ваучонгса. Информации об этом храме в интернете я не нашла. Храм Ваучонгса находится в живописной горной местности примерно в часе езды от Сеула: мы поднимались в гору по дороге среди цветущих сакур. Альбом с фотографиями я приложила к этому рассказу.
В Кёнджу приехали уже в сумерках в отель Kolon, расположенный за городом. Главное достоинство этого отеля — расположение в очень красивом месте, среди прекрасной природы. Отель построен в конце 70-х прошлого века, большой, но загружен мало. Его расположение за городом мало подходит для самостоятельных туристов, разве что, если они на своем транспорте. Поэтому туда приводят туристические группы и, думаю, там проводят различные семинары, конференции или какие-то корпоративные мероприятия, все для этого есть.
Утром я пробежалась до отъезда по территории и посмотрела всю эту красоту: искусственное озеро с фонтаном и беседкой на берегу, забавные скульптуры и скамейки на лужайках, поля для гольфа, тропинки среди красивых растений.
Перед главным входом в отель стоит забавная скульптурная группа — «Три грации». Это работа известной французской театральной художницы и скульптора Ники де Сен-Фалль. Её работы знакомы многим хотя бы по фонтану Стравинского в Париже, который они оформили вместе с мужем, швейцарским скульптором Жаном Тэнгли. Может кто-то видел её «Ангела-Хранителя» в холле вокзала в Цюрихе или одну из ее «Нан» где-либо в другом месте. Красивая была женщина с непростой жизнью. Делала свои гигантские фигуры из полистирола, а затем раскрашивала. Умерла от легочной болезни, которую вызвали токсические вещества, которые она использовала в работе.
В день приезда в Кёнджу мы ничего не успевали, быстро темнело, и гид предложила поехать в ресторан, где можно поесть мраморную говядину. Проголодавшаяся публика не отказалась. Интересно было посмотреть, как устроен ресторан: говядину нужно было жарить самим на жаровнях, вмонтированных в стол, а сидеть приходилось за низкими столиками на подушках, что очень непривычно и тяжело. Но говядина стоила тех мучений!
Ресторан находится у озера Бомун, в основной городской зоне отдыха. Кроме больших отелей, там много ресторанов корейской кухни, Галерея искусств Сонджэ, летний театр Посум и хороший парк развлечений «Мир Кёнджу» (Gyeongju World).
Здесь много интересного: в озере, например, бьет фонтан высотой струи 100 метров, а вокруг него шесть фонтанов по 30 метров. Фонтан, когда работает, похож на цветущий лотос. По озеру можно покататься на красивом кораблике в форме лебедя, они так и называются — «Бомунский лебедь».
Мы прошли в темноте от ресторана к озеру, много, конечно, не увидели, но представление получили. На берегу стоит кинетическая скульптура «Луна», днем она движется и меняет цвет. Все объясняется на установленной рядом табличке, каждый цвет что-то значит. На фотографии за скульптурой как раз видны эти «лебединые кораблики».
Утром перешли к основной программе — осмотру достопримечательностей. Кёнджу считается вторым после Сеула туристическим центром Южной Кореи. Он раскинулся на отрогах горного хребта Тхэбэксан, все его достопримечательности разбросаны вокруг города. Поэтому мне кажется, что самостоятельно осматривать там достопримечательности без машины сложно или для этого нужно довольно много времени.
Первое упоминание о городе относится к 57-ому году до нашей эры. Когда-то Кёнджу был столицей древнекорейского государства Силла и одним из самых процветающих городов Восточной Азии. Государство Силла возникло в начале 1 тысячелетия нашей эры и наибольшего расцвета достигло в 7–9 веках. После падения династии Силла город постепенно утратил своё значение. Сейчас это средний город Южной Кореи с населением менее 300 тысяч человек.
Сам город мы видели только из окна автобуса. Меня еще вечером привлекло одно очень интересное здание, мимо которого мы проехали, когда возвращались из ресторана. Это Башня Кёнджу, 30-этажная башня с вырезанной в середине многоярусной пагодой. Снимок из интернета.
Кёнджу называют «музеем без стен», так как в городе осталось множество памятников истории и культуры, не только из списка Национальных сокровищ Кореи, но и входящих в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Мы увидели основные из них:
Грот Соккурам
Строительство грота начали в период расцвета королевства Силла в 742 году и завершили к 774 году. Грот находится на высоте 750 метров над уровнем моря.
Туристов высаживают у входа, и дальше дорога идет в гору к домику, через который впускают в грот.
Арочный вход грота ведет в небольшое прямоугольное помещение, затем проходишь длинным коридором, украшенным барельефами, и попадаешь в главный зал. В центре главного зала — большая статуя Будды. На панелях вокруг статуи изображены бодхисаттвы, архаты и древние индийские боги. Вдоль стен зала в нишах стоят статуи. Все это можно видеть только через стеклянную перегородку, установленную для защиты от туристов и перепадов температуры. Фотографировать в гроте запрещено. Поэтому по пути к гроту стоит большой щит с фотографией статуи Будды из грота Соккурам.
Но у нас есть интернет, в котором можно найти даже то, что снимать нельзя. В гроте Будда высотой 3,5 метра сидит со скрещенными ногами на троне в виде лотоса. Считают, что это Будда Сакьямуни.
Приближался день рождения Будды, территория храма украшена традиционными фонариками.
Рядом с входом на территорию есть смотровая площадка. С возвышенности открывается прекрасный вид и, говорят, что многие приезжают сюда специально для того, чтобы полюбоваться восходом солнца. Оценить сложно — все в дымке.
Рядом со смотровой площадкой бабушки торгуют своей нехитрой продукцией. А мы направляемся к следующей достопримечательности
Храм Пульгукса
Этот храм — шедевр буддийского искусства эпохи Силла, он включает в себя семь объектов из списка Национальных сокровищ Кореи. Грот Соккурам и Храм Пульгукса первые достопримечательностями Кореи, внесенные в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Пульгукса в переводе с корейского означает «Храм земли Будды». Первый храм на этой территории был построен в 6 веке. С тех пор храм много раз разрушали, жгли, а потом вновь восстанавливали. От первых построек остались только каменные фрагменты. Известно, например, что храм был полностью разрушен во время Имчжинской войны с Японией в 1593 году. То, что можно увидеть сейчас — результат последнего восстановления в начале семидесятых готов двадцатого века. Причем восстановлены лишь основные сооружения.
Высаживаемся из автобуса и направляемся ко входу. У входа на камне название достопримечательности и щит с информацией на корейском и английском языках. Из ворот выходила группа детей.
Как нам рассказали, в Корее в школах два раза в полугодие школьников обязательно вывозят на экскурсии. Поэтому мы постоянно оказывались в толпе детей, а здесь их было особенно много.
От входа на территорию к храму ведет живописная дорога мимо прудов.
Следующие — ворота Чонвангмун, которые охраняют четыре деревянных великана, раскрашенных яркими красками. Это небесные стражи, по одному на каждую сторону света.
Далее в храм проходили через ворота Соккемун по двум лестницам. Они построены в 750 году, внесены в список Национального наследия Кореи, так как сохранились от первоначального храма.
А названия какие! У дальней лестницы нижняя часть — Мост Синего облака, а верхняя — Мост Белого облака. У двух пролетов лестниц всего 33 ступени, что символизирует 33 шага на пути к просветлению.
А у ближней лестницы пролеты — Лестница Цветков лотоса и Лестница Семи сокровищ. Сейчас проход по всем лестницам запрещён. Когда-то лестница Цветков лотоса имела на каждой ступени тонкую резьбу, но она затерлась за века под весом паломников. Так что можно только посмотреть на все лестницы снизу, затем заглянуть сверху.
Во дворе храма стоят две старинные каменные пагоды, построенные в 751 году, также из списка национального достояния, — Соккатхап и Таботхап. Соккатхап поменьше, выполнена в традиционном стиле с минимальным декором и посвящена Будде Сакьямуни, легендарному основателю буддизма. Эта пагода была на реставрации, мы увидели её только через стекло коробки, которой она закрыта.
Вторая пагода -Таботхал — высотой 10,4 метра, украшенная орнаментом, непохожим на обычный орнамент буддийских сооружений. Уникальна для того времени также скульптурная техника пагоды.
Обратите внимание на сидящего каменного льва, охраняющего лестницу. Когда-то их было четыре. Один сейчас находится в Британском музее, где два других — неизвестно. Эта пагода изображена на монете номиналом 10 вон.
За пагодами находится главный зал храма — Тэунджон (Зал великого просветления). Этот зал построен в 681 году и является святилищем Будды Сакьямуни. Обратите внимание, на углу здания дракон держит в руках рыбу. Я не знаю, что это означает, но в галерее рядом под потолком тоже висит рыба.
За главным залом находится Мусольджон (Зал молчания), одна из старейших построек храма, датируемая 670 годом. Зал так называется из-за верования, согласно которому учения Будды не могут распространяться лишь словами.
На территории храма еще есть здания, каждое имеет свое предназаначение и название.
Можно долго гулять, разглядывая детали.
Вот, например, под крышей одного из здания скрывается поросенок.
В списке Национального достояния Кореи два Будды из позолоченной бронзы. Будду Вайрочана я почему-то не сфотографировала, может быть просто не разрешалось. А вот Будду Амитабхи (национальное сокровище № 27), одного из Будд Мудрости, сняла.
Перед Залом, где хранится этот Будда, стоит бронзовый поросёнок. Конечно, и тут не обошлось без приметы: если потереть пятачок, то это к деньгам! Еле очистила пространство, чтобы снять этого свина без жаждущих богатства.
Еще одно национальное сокровище — пагода сарира или ступа, похожая на каменный фонарь. Сарира — это контейнер для реликвий или останков известных священников или королевских особ. Говорят, что эта сарира содержала останки, то ли восьми священников, то ли королевы. В 1905 году ее вывезли в Японию, а в 1933 году вернули на её прежнее место.
Весна, природа великолепная! Домики тоже радуют глаз. Как вы думаете, что вот в этих симпатичных домиках?
Следующим пунктом нашей программы был пруд Анапчи. Здесь нас снова настигло нашествие детей. Дети всегда радовались нашему появлению и начинали кричать приветствия по-английски. Маленькие еще, в других странах русских в нас опознают сразу, можно и рот не открывать.
Пруд Анапчи
Этот пруд был выкопан в 674 году в период правления 30-го короля государства Силла Мунму Великого, — напротив находился королевский дворец Вольсон. Сначала пруд назывался Вольчи (Лунный пруд), а Анапчи в переводе — «пруд гусей и уток».
Вокруг пруда разбиты цветочные сады и посажены деревья. Цветы и деревья, редких птиц и животных привозили в это место со всех сторон света — народ Силла хотел создать здесь идеальный мир, утопию.
Пруд протянулся на 200 метров с запада на восток и на 180 метров — с севера на юг, в нём есть три небольших острова, засаженных деревьми. Пруд так спланирован, что человек, стоящий на его берегу, никогда не видит пруд целиком.
Когда-то это было место отдыха королевской знати и королевских приемов. После заката государства Силла в первой половине X века пруд на протяжении многих веков был заброшен. В 1974 году пруд был на некоторое время осушен, и на дне его обнаружилось огромное количество реликвий периода Силла, многие из которых были извлечены из ила и, после изучения, выставлены в Государственном музее Кёнджу, который находится недалеко от пруда Анапчи.
В 1975–1980 годах пруд был полоностью реконструирован. Сейчас это просто туристическая зона, вход на территорию платный.
Цветут рододендроны, а по берегу водоема бродит цапля.
А нам пора пообедать, что мы и сделали в забавно оформленном снаружи ресторанчике корейской кухни.
Это столик на четверых. Мы справились, потому что корейская еда легкая.
После обеда снова отправляемся в зону Национального парка Кёнджу. Это единственный национальный парк страны, состоит он из нескольких несмежных участков. Значительная часть наследия Силла находится именно здесь.
Гробницы правителей Силла
Здесь находится комплекс гробниц правителей Силла, более двадцати больших и маленьких погребальных курганов. В большинстве случаев известно, кому принадлежит гробница, но есть много старых неидентифицированных гробниц. Многие из них известны только по названиям найденных там предметов.
Одна из самых знаменитых гробниц Кенджу — Чхонмачонг (Гробница Небесного коня). Она получила свое название по найденному в ней изображению корейского восьминогого Пегаса. Многие из сокровищ этой гробницы, в том числе золотая корона Силлы, включены в список национальных сокровищ Кореи.
Гробницу Небесного коня можно посетить, отстояв очередь, что мы и сделали. Там выставлены найденные в ней сокровища.
Вот он — Небесный конь— восьминогий корейский Пегас.
А четвероногие Пегасы в самых разных вариантах ждали своих пассажиров.
На противоположной стороне раскинулся Экологический парк. Там среди цветущего желтого поля гуляли люди, которые специально приехали полюбоваться этим цветением. Видела фотографии, осенью всё вокруг необыкновенного розового цвета!
Обсерватория Чхомсондэ
Ну, а мы зашли в парк с другой целью. Здесь, посреди поля, стоит самая старая сохранившаяся обсерватория на Дальнем Востоке — Чхомсондэ. Она была построена время правления королевы Сондок в первой половине VII века и использовалась для наблюдения за звездами и предсказания погоды.
Сейчас вокруг неё гуляют туристы и фотографируются молодожены. Этот жених, похоже, изображает Джеймса Бонда.
Лес Керим
В конце прогулки мы зашли в небольшой лес, который носит имя «Керим», что в переводе значит «Куриный лес». Впервые он упоминается в исторических хрониках середины VII века. Говорят, некоторым деревьям в этом лесу больше тысячи лет!
А этот маленький домик в лесу связан с происхождением фамилии Ким. Представителями династии Ким были 38 из 56 правителей государства Силла.
Существует такая легенда: горожанин шел мимо западной стороны крепости Вольсон и вдруг увидел яркий свет, льющийся из леса Керим. Подойдя поближе, он увидел золотой сундук, висящий на высокой сосне, а под сосной кукарекал петух. Горожанин сразу сообщил об этом королю. Король пошел в лес, открыл золотой сундук и увидел в нем лежащего мальчика. Король воскликнул: «Этот ребенок послан Небом», и назвал ребенка Альджи («альджи» на языке людей Силла означает «ребенок»), а фамилию дал Ким, что значит «золото», потому что мальчик был найден в золотом сундуке. От него и пошла династия Ким.
Погуляв немного вокруг парковки, пока собралась группа, мы снова направились в путь. Нас ждал Пуссан, до которого от Кёнджу всего 80 километров.
Сейчас, по прошествии времени, внимательнее присмотревшись к Кёнджу, я понимаю, что там неплохо можно отдохнуть, например, в отеле на берегу озера. В городе достаточно много интересного, да и до моря недалеко. Южная Корея страна небольшая, но недешевая. Но по этому поводу у каждого уже своё мнение.
А теперь, если вы соскучились по весне и цветущим деревьям, смотрите приложенный альбом!
Фотоальбомы к рассказу
Теги:
Автобусные туры, Культурно-познавательный туризм