Морская ракушка очень красива, ее перламутр изыскан. Это не простенькая провинциальная красота, это дворцовое великолепие. Каждая ракушка — это маленький Версаль, но в ракушке бывает жемчужина, она еще красивее чем перламутр вокруг нее. Человек смотрит на ракушку и думает о том как это красиво, присматривается и видит жемчужину, тогда он понимает, что такое совершенство.
22
Есть тысячи хорошо снятых видов Японии, но три картинки я помню с детства. Ребята прикиньте, когда и где оно было это мое детство. Как факт, из темного прошлого я вбил в синапсы, Япония — это когда: вид из Круглого Окна, Золотой Павильон и Сад Камней. Как ни удивительно вся моя детская японская мечта поместилась в часовой пеший переход по Киото.
19
Когда я увидел программу, с тремя вожделенными картинками и расстоянием между ними в пару километров, я просто онемел от удивления. У меня до последнего момента сохранялась уверенность старого коммуниста — чтобы ТАКОЕ посмотреть «нужно быть спокойным и упрямым» и преодолеть серьезные препятствия. Сын разумно прокомментировал, что это до Японии далеко ехать, в Японии уже все близко.
При подготовке программы на день, в последний момент он решил изменить направление движения и нам пришлось достаточно долго ехать на автобусе, чтобы попасть в сначала в Генко эн — Сад Окон, вместо первоначально намеченного Риона дзе — Сада Камней. Пока ждали автобуса я спросил:
— Что ты вдруг план перекроил?
— Нынче вы с Джефом доходите до понимания сакральных камней только к вечеру, после пары «перекуров», с утра вам ближе живая природа.
Вот ведь — жизнь на Востоке приносит раннюю мудрость.
10
Начали с Генко-эн, я плохо отношусь к Японским инженерам, на мой взгляд инженерное искусство начинается где то с южной оконечности Индии и уходит наискосок на Анадырь. Но если взять всех толковых инженеров и предложить придумать что ни будь красивое, они ни когда не догадаются поставить рядом круглое и квадратное окно. Японцы будучи очень тоскливыми проектантами сумели. Тяжело было, но сумели.
19
Нет, не так давайте все по порядку. Сначала были ворота, я уже где то писал, что ворота в Японии не закрытие, а открытие. Ворота здесь рамка, их задача прочертить границу рая. Если бы вокруг не было бы знающих людей, переступить линию ворот было бы очень тяжело. Здесь ведь Петра нет, тебе решать имеешь ли ты право или…
9
За воротами сад Генко-эн. Сад совсем не большой, выполненный в стиле эрмитаж. Если кто не знает, стиль эрмитаж — это когда автор проекта делает все не так как в Питерском Эрмитаже. Говорят, что Генко-эн создан в четырнадцатом веке, но как всегда не понятно, что создано в четырнадцатом веке и что приделано позже.
18
Так одна из достопримечательностей внутреннего храма — «кровавый потолок», ни как не могла появиться до семнадцатого века. Потолок сделан из пола крепости Фушими, в которой совершили массовое харакири японские былинные герои. Говорят на потолке до сих пор периодически проступают отпечатки кровавых ладоней.
5
С японским героическим эпосом я знаком мало, мне скорее интересно про философию, она менее предметная и более интернациональная. В этом саду японская философия бьет мощной струей прямо из стен. На стене, в трех метрах друг от друга, два окна, которые смотрят в один и тот же маленький скверик. Квадратное окно зовется Окном Заблуждений.
6
Круглое окно — Окно Просветления. Мне показалось, что главная идея здесь в том, что как ни крути скверик все тот же, а вам может, что другое покажется. Даже это не важно, можно просто расслабиться и наслаждаться красотой и гармонией фантастически ярких осенних деревьев, даже если эта гармония является полнейшим заблуждением.
24
В храме небольшой музейчик, со старыми, вышедшими из употребления вещами. К потолку приделана коробочка, в которой прислуга носила дам. В коробочке мне тоже померещилась философская составляющая. Таких мелких дам, что бы их можно было с комфортом посадить в эту коробочку даже в Японии найти достаточно сложно. Ну как сказать, доберман еще войдет, а немецкая овчарка уже ни как. Думаю, дамы мужикам казались меньше чем они были на самом деле, из-за их не существенности и маловажности.
3
Пока невестка и супруга прикидывали сколько от них не поместиться в будку и останется на полном обозрении низкой толпы, если мужья решат пересадить их из любимых Лексусов в носилки, мы с Джефом без репетиции и обсуждения сыграли друг для друга маленькую сценку. Я стал адмиралом Мак Артуром, достал трубку изо рта и сказал обращаясь к Джефу: «Теперь у вас как у всех культурных людей будет всеобщее, равное голосование». Джеф сделал удивленное лицо Японского Императора и ответил ироническим вопросом: «И что, бабы тоже будут голосовать?»
20
Кстати будка Ирише и Тинг запала в душу. Позже они нашли другую чуть побольше и попытались в нее залезть. Тинг с горем пополам влезла все-таки родственный народ, а Ириша, которой местные легко достают до плеча, если прыжок хороший, развернуться так и не смогла. В одну дверь торчала голова, в другую попа. Самое главное ну предположим ты в этот ящичек как то влезла, как потом будешь торжественно выползать оттуда на публику, да еще в кимоно с бантиком на заднице. Все дальше прохода нет.
11
Во время очередного перекура спросил Джефа:
— Зачем былинные герои харакири сделали?
— Народная традиция такая. И еще Миш, у нас здесь порядки были суровые, если самурай попадет в плен, у него будет столько трудностей, что харакири покажется развлекушкой. Они умели при необходимости, делать харакири очень быстро, что исключало пытки.
— Забавно я знаю два военных японских слова харакири и камикадзе, какие то странные методы ведения боевых действий.
— Странные не странные, вам, один на один, крепко навешали… Камикадзе знаешь, что такое? Можно перевести как Божественный Ветер. Помнишь разговаривали про дружеский визит монголов по наводке наших западных соседей? Так вот, это слово тогда и родилось. Корейцы захотели нас представить монгольской коннице и посмотреть play off Батыры vs Самураи. Они мобилизовали практически весь существующий в этих местах флот. Дважды, они пытались осуществить массированный десант и дважды нарывались на тайфун. Это и был Божественный Ветер (Камикадзе), который защитил Японию. Те мальчишки, на самолетах начиненных взрывчаткой, собирались разметать американский авианосный флот, как в былые времена Тайфуны «Камикадзе» разнесли корейские пханоксоны.
1
«Нынче опять у крыльца Сидят старички-камикадзе Вспоминают минувшие дни…»
Минутах пятнадцати неторопливой ходьбы от очередной сакерни, было одно из самых красивых мест на нашей Планете — Золотой Павильон, Кинкаку-дзе. Сам Павильон маленький, хотя иногда и он терминологически проходит в туристкой литературе как дворец или храм, сад вокруг него относительно большой, но главное пруд. Пруд там не большой и не маленький, он волшебный. Глядя на него человек уверенно теряет чувство реальности. Совершенно не понятно, что тебе ближе то что стоит на берегу или то что отражается в воде.
30
Исходно пруды в японских дворах имели чисто практическое назначение, они играли роль пожарных резервуаров и хранилищ для воды под мелкие сельскохозяйственные нужды. По мере роста благосостояния функциональное назначение этих резервуаров изменилось, их стали использовать в парковом дизайне. Обратите внимание, что если в европейском дизайне сады украшались в основном фонтанами, то здесь, в Японии отдавали предпочтение гладким отражающим поверхностям.
29
Историю Кинкаку-дзе считают с одиннадцатого века, но видимо в те времена, здесь все было очень простенько. Реально история этого места начинается с конца четырнадцатого века, когда один из японских сегунов (правителей), выйдя в отставку, решил построить себе дачу. Видимо, для того чтобы подчеркнуть, что его административная работа была чрезвычайно успешной, он облицевал второй и третий этажи здания золотыми листами. Получилось красиво и убедительно.
11
В очередной раз хочу обратить внимание, что здание очень не большое, при чем в качестве жилого помещения экссигун использовал только второй этаж. Ведь здесь понятно, что это он не из скромности, просто не сумел сообразить, что человеку может потребоваться больше места для комфортной жизни.
23
Золотой Павильон, пережив тяжелые времена, простоял в своем практически неизменном виде до 1950 года, когда один не умный монах решил покончить жизнь самоубийством, используя Кинкаку-дзе в качестве погребального костра. Самое обидное, что монаха спасли, а Павильон сгорел полностью. К счастью, Кинкаку-дзе был очень подробно описан и детально сфотографирован. Зная японскую педантичность, можно поверить, что одну из главных своих святынь они восстановили очень тщательно.
23
На крыше Золотого Павильона установлена Птица Феникс. Она была там и до пожара. Похоже древние хорошо прогнозировали будущее.
20
Впрочем, здесь многое было верно спрогнозировано. На Острове Журавля стояла серая цапля и только когда Джеф сказал, что все японцы известные брехуны и цапля наверняка не настоящая, а чучело, цапля обиделась и улетела.
19
На то что бы посмотреть парк Кинкаку-дзе нужно минут десять. Мы там часа два-три, просто так сидели, открыв рот. Я не думал, что мне может сильно понравиться достаточно не хитрое, с архитектурной точки зрения сооружение, покрытое золотыми листами, но оно мне очень понравилось. Мне реально было тяжело оттуда уйти.
19
Следующий старинный парк находится где то минутах в тридцати от Золотого Павильона, он называется Реан-дзе. Знаменит он своим Садом Камней, но начинается, как и большинство приличных парков с пруда.
21
Здесь пруд был заброшенный и задумчивый и еще там была моя любимая хурма без листьев, но с фруктами. У меня в Арцахе тоже есть хурма, но там то листьев слишком много, то хурму уже сожрали. Арцах не Япония…, о Господи как же это здорово что Арцах не Япония. На Японию я лучше просто посмотрю, а потом поеду в Арцах и всю хурму с друзьями просто так съедим, выпьем как следует и в школу не пойдем.
4
Сад Камней находится во внутреннем дворе усадьбы. Как ни странно кругом глухой забор. Почему то мне казалось, что сухой сад должен находиться на открытом пространстве. Так ведь нет здесь пространство жестко ограничено, настолько, что я нашел единственную точку, с которой весь сад помещается в один кадр.
6
Зачем нужно было окружать камни обшарпаной стеной, я честно не понял. Наверно поэтому он (тот кто этот Сад сделал) великий художник, а так мимо проходил.
4
В Саду пятнадцать камней разбитых на пять групп. С любой точки вне сада видно только четырнадцать камней. Что бы увидеть все пятнадцать нужно вознестись над суетой. Мы присели на терраске на пол и попытались… Через какое то время, мой сын, получивший хорошее техничесткое образование, сказал, что дрон серьезный способ вознесения над суетой. Пытавшийся сосредоточится Джеф устало промямлил: «Двадцать Восемь», прислонился к столбу и закрыл глаза.
12
День подходил к концу, он был очень хорош. Если у вас на Киото только один день, то я вам советую пройти по этому маршруту.