Поездка в Суздаль не сулила ничего сверхъестественного. Были уже раз семь-восемь, все церквушки с закрытыми глазами узнаём. Только что компания приятная, да и жить три дня предстояло в каком-то особенном гостевом доме, построенном на фундаменте стоявшей на его месте древней церкви… Любопытно! Однако в городе за время, пока мы сюда не приезжали, появилось довольно много нового.
Перед поездкой в Суздаль я решила освежить в памяти информацию о достопримечательностях города и обнаружила отзывы о Щуровом городище. Надо сказать, отзывы самые противоречивые. Кому-то понравилось здесь, кто-то считал, что после богатого культурными объектами города новый музей совершенно лишний и не очень интересный. Мы решили: если новое, да ещё и отзывы диаметрально противоположные, значит надо обязательно посмотреть.
Оказалось, Щурово городище существует не само по себе, оно находится на территории отеля HELIOPARK Suzdal, который тоже по-своему уникален.
Место, где расположен отель, довольно далеко (если корректно так говорить о городе площадью 15 кв. км) от большинства туристических объектов. Он находится на улице Коровники, д. 14. Если вы будете въезжать в Суздаль со стороны Гаврилова Посада, то обязательно увидите его справа, если же со стороны Владимира, то придётся по улице Ленина проехать через весь город.
Судя по информации на сайте отеля, здесь можно не только снять номер для проживания в комфортабельных коттеджах, но и использовать это место для отдыха: есть ресторан, беседки для мангалов на берегу рукотворного пруда, летом можно кататься на лодках.
Больше всего поразил огромный банный комплекс, в котором предлагают различные виды бань. Не собственно бани нам были интересны, а то, как всё это оформлено. Ландшафтный дизайнер поработал на славу! Конечно, я не могла удержаться, чтобы не сфотографировать эти виды. Во-первых, все бани в соответствии с их особенностями оформлены по-разному: русские по-белому и по-чёрному, финские и множество других, в которых я не разбираюсь, а могу только оценить их внешний вид.
Расположение бань с мостками, ведущими к прорубям (для каждой бани своя), беседок, мостиков, каких-то элементов декора тщательно продумано, как и сама форма пруда — не круглого или квадратного, а прихотливо извивающегося так, чтобы был виден каждый элемент продуманного пейзажа.
В этот пейзаж удачно вписано Щурово городище, ради которого мы, собственно, сюда приехали.
Что это такое? Если коротко — удачный маркетинговый ход владельца отеля. В 2008 — 2009 гг. Павел Лунгин снимал в Суздале кинофильм «Царь» с Мамоновым и Янковским в главных ролях царя Ивана Грозного и митрополита Филиппа. Часть декораций, представлявших собой русский средневековый город, владелец отеля купил и расположил на своей территории.
А вот с этого момента у историков может начаться снос крыши. От возмущения. Они понимают все нестыковки. К качеству работы художников-декораторов претензии могут быть вряд ли: все детали изучены и воспроизведены с идеальной точностью. Но ведь фильм был об Иване Грозном, а это 16-й век. Где, спрашивается, церковь? А вот и нет церкви! Зато есть языческое дерево, священный вяз, на ветви и ствол которого привязывают разноцветные ленточки.
Такой обычай пошёл с древних времён и связан с берегинями, духами плодородия. Такие деревья считались покровителями окрестностей — сёл, домов, колодцев, озёр, охраняли от града, пожаров, стихийных бедствий. По местным поверьям, самое сокровенное желание обязательно исполнится, если очень пожелать его исполнения и при этом повязать на дерево исполнения желаний что-нибудь от себя. Здесь будьте осторожнее, волшебное дерево способно одаривать потомством. Ленточки можно купить здесь же, на входе в Щурово городище. Всё удовольствие 10 рублей. Мой любопытный муж, пропустив объяснение значения ритуала, побежал покупать ленточку, попросил голубую и немало был удивлён вопросом продавщицы: «Мальчика хотите?»
Само название «Щурово городище» отправляет нас к пращурам, древним нашим предкам. Здесь тоже грамотно подошли, с учётом славянской мифологии. Щур (а чаще всего Чур) — имя славянского бога родового очага, оберегающего границы земельных владений, внука Сварога и Лады, сына Пелена (Оберега).
Такое временнÓе несоответствие объясняется тем, что в старых декорациях средневекового города решили расположить единственный в православном Суздале музей, посвященный более древним нашим предкам — славянским племенам, которые были язычниками. И это, на мой взгляд, правильно. Сейчас деятели РПЦ называют наших предков дикими, потому что они не были крещены. Я не согласна! И у патриарха далёкие предки были язычниками! Их древняя религия до сегодняшнего дня продолжает жить в наших повседневных обычаях. Почему нельзя здороваться через порог за руку? Почему на свадьбе разбивают тарелку? А почему, вселяясь в новый дом, первым в него впускают кота? Многие ответят: на счастье. Но разве это объяснение? А ведь все перечисленные обычаи как раз оттуда, из наших языческих времён. Там, в этом загадочном и интересном мире, коренится наше мировоззрение. Поэтому экскурсия обязательна. Просто посмотреть на декорации — это скучно, тем более есть непререкаемый авторитет в этой области — Музей деревянного зодчества.
Рассказ экскурсовода Ольги был настолько интересен, что произвёл большое впечатление на семерых наших друзей, искушённых туристов, они потом сто раз благодарили, что я вытащила их в это место.
Ольга рассказала об удивительных обычаях древних славян, много нового мы узнали об этимологии привычных слов. Семья, которая присоединилась на время экскурсии к нашей компании, оценила воспитательный эффект этой небольшой экскурсии: вращая тяжёлый жёрнов, ребёнок узнал, как тяжело даётся хлеб.
Экскурсия проводилась в полуземлянке, построенной по всем правилам древних славян.
Рядом, как водится, находятся предметы быта, необходимые в хозяйстве. Интересно было посмотреть, как хранились лодки-долблёнки.
Или взглянуть на лодочные сараи — ну чем не избушки на курьих ножках?
Воспроизведены интерьеры избы с печкой, которая топилась по-чёрному,
Все же остальные постройки и предметы — действительно точные копии средневековых.
Музей интерактивный: здесь можно пострелять из лука, метнуть копьё, взять мастер-класс сражения на мечах, испечь хлеб в печке «по-чёрному», весной и осенью вскопать грядки, на которых выращивают овощи для животных из маленького зоопарка (если свои не надоели, конечно), покататься верхом на лошади. За отдельные деньги, разумеется.
Однако если вы пришли с экскурсией (стоимость одного билета на экскурсию 350 р., без экскурсии — 300), то пострелять, пометать и некоторое время помахать мечом можно совершенно бесплатно.
Для детей, да и для взрослых, особое удовольствие составляет общение с домашними животными. Здесь есть ослица Люся (тёзка моя, что вызвало бурю восторга в моей компании, правда, кормили и гладили её за это больше, чем остальных животных, что немного меня утешило), олень, корова, свиньи, гуси, утки, шиншиллы, собаки хаски.
Бурю восторга вызвали кролики, которых можно было подержать в руках. А этот смелый и предприимчивый не стал ждать, когда ему дадут из стаканчика очередной кусочек, сам залез в стакан.
Корм для животных можно купить там же, где продают ленточки, за 100 рублей. Вот такой круговорот: туристы вскапывают грядки, полют и поливают их летом, собирают урожай (кому какой сезон попадётся, такую работу и выполнят), потом это же покупают, чтобы накормить животных. Умно! Да и не жалко для милых животных и остроумных людей.
Вся экскурсия заняла час с небольшим.
Теперь настала очередь наших друзей делиться информацией. В прошлый свой приезд, не так давно, они попали с экскурсией в Михайловскую слободу. Правда, оговорились, что это новодел, но очень красиво! Оказалось, что это вовсе не новодел в современном понимании этого слова. Место очень древнее.
На юге современного Суздаля, в месте впадения реки Мжары в Каменку, в древности располагалась Михайлова слобода, принадлежащая брату Всеволода Михалке (Михаилу Юрьевичу). Михаил Юрьевич был одним из младших сыновей Юрия Долгорукого (от второй жены, дочери или сестры императора византийского Мануила I Комнина, царевны Ольги).
В излучине Каменки находится обширный Михайловский луг, с трёх сторон окружённый руслом реки. На протяжении столетий луг использовался для выгона скота. Отсюда, с высокого берега, хорошо видна панорама города и можно определить, как расположена слобода по отношению к суздальскому кремлю: хорошо видны главы Рождественского собора.
В 15 веке на месте бывшей Михайловой слободы стояло село Михайлова сторона, принадлежавшее церковным властям. И церкви здесь не новодел, они просто были приведены в порядок в течение последнего двадцатилетия. Приход Михаило-Архангельский города Суздаля Владимирской Епархии Русской Православной Церкви был зарегистрирован 20 декабря 2000 года.
Церковь Михаила Архангела, летняя церковь с колокольней была возведена в 1769 году. Это самая высокая церковь в южной части Суздаля. Во время реставрации был восстановлен её богатый декор: белые узорчатые наличники на тёмно-красных стенах, богатый поясок, а под кровлей, немного выше — карниз. С запада к церкви пристроена трапезная, соединяющая её с высокой колокольней с острым шпилем.
При храме открыта школа, где дети в дополнение к государственному образованию получают духовное, религиозное. Поводом для открытия школы послужило идиотское постановление об укрупнении госучреждений. Детям с южной окраины Суздаля и из малокомплектных школ ближайших посёлков предстояло проделывать немалый путь до определённого для них места обучения. Государство не догадалось построить в этих местах школу, а Церковь догадалась. Теперь здесь Суздальский православный лицей — негосударственное образовательное учреждение, осуществляющее образовательную деятельность по программам начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и дополнительного образования. Епархиальная школа-пансион имени святителя Арсения Элассонского работает в течение 7 лет (с 2004 г.) как православная школа с полным пансионом.
Церковь Флора и Лавра расположена вблизи Храма Архангела Михаила, она была выстроена предположительно в период 1800—1825 гг. Говорят, там уникальная акустика — слово, сказанное шёпотом, будет услышано в любой укромном уголке, причем очень отчётливо.
Ещё одна церковь находится поодаль, за насаженной на территории слободы рощицей из хвойных деревьев. Она поразила меня больше, чем другие. Её архитектура — редкость для Суздаля, но любимый многими, в том числе и мной, псевдорусский стиль начала 20 века. И что бы мне ни говорили, что это самый что ни на есть новодел, что сейчас можно стилизовать что угодно, я издалека по кирпичной кладке поняла, что люди просто не в курсе.
Как оказалось, мои подозрения были не напрасными. К строительству церкви Александра Невского приступили в начале 20 века. Первая мировая война, начавшаяся в 1914 году, приостановила строительство, а события 1917 года и следующие за ними оставили от храма только кирпичный остов.
Небольшой храм богато украшен глазурованной плиткой, наличниками, кокошниками, кирпичным узором, карнизами и колонками. Любоваться им можно долго.
Эта церковь долгое время, как и её соседки, была заброшена, и только в начале 21 века её привели в порядок и обнесли оградой вместе с храмами Михаила Архангела и Флора и Лавра.
В Михайловской слободе одна из лучших смотровых площадок. Весь город отсюда виден, как на ладони. На кремль с Рождественским собором мы уже посмотрели, но обзор гораздо шире. На прощание ещё две панорамы. На первой видна главная высотная доминанта Суздаля — колокольня Ризоположенского монастыря.
На второй — восточная окраина Суздаля с видом на самый старый монастырь города — Васильевский.
Конечно, в любое другое время года здесь сумасшедшее красиво, но и зимний пейзаж неплох, тем более позволяет лучше увидеть архитектуру.
Вот так мы, ко всеобщему удовольствию, обменялись с друзьями знаниями о том, что раньше в Суздале не видели. И, надеюсь, с пользой для тех, кто планирует поездку в Суздаль.
Теги:
Самостоятельные путешествия