Имре Надь, повешенный лидер «венгерской революции»
После поездки в Венгрию, я наметил для себя несколько тем по истории этой страны, которые меня заинтересовали, и с которыми захотелось более или менее разобраться. Конечно, не на уровне серьёзных научных исторических исследований, с копанием в первоисточниках, с поиском и анализом данных, с разработкой собственных теорий, выводов и предложений. Скорее на уровне ликвидации имеющихся пробелов: посмотреть, почитать что-нибудь умное, желательно разных авторов имеющих различные точки зрения, чтобы постепенно своё собственное мнение и сформировалось.
По некоторым вопросам, как то этногенез венгерского народа, «обретение родины», личность главного венгерского пассионария Святого Иштвана ответы вроде как получил. Но то были дела давно минувших дней, однако и по новейшей истории Венгрии у меня вопросы имеются.
Есть у современных венгров одна любимая тема, можно даже сказать культовая — события 1956 года. Тема спорная и противоречивая, также как и фигура лидера той «венгерской революции» премьер — министра Имре Надя, который всю свою жизнь посвятил революционной борьбе за коммунистическую идею, но в результате был повешен как организатор будапештского антикоммунистического восстания.
Недалеко от огромного здания «Дома Родины» — венгерского парламента, в тихом скверике на пересечении Vecsey utca и Nador utca есть необычная скульптурная композиция — на бронзовом мостике стоит одинокий человек.
Это и есть премьер-министр Имре Надь, делающий (по задумке автора монумента) свой сложный выбор между коммунистическими идеалами и протестующим против них венгерским народом.
Своё сообщение по поводу тех событий проиллюстрирую фотографиями мест (неподалёку от венгерского парламента), на которых они большей частью и происходили.
В СССР события 1956 года трактовались слишком упрощённо — «контрреволюционный мятеж поддержанный мировым империализмом». На другом идеологическом фланге эпитеты были совсем иные — «расстрелянная революция», «борьба с коммунистическим террором» и тому подобное. Понятно, что именно последняя трактовка является основной в настоящее время в современной Венгрии, да вообще на Западе, как, кстати, и у российских либералов, типа Андрея Илларионова (чью статейку по этому поводу я прочитал).
Но, конечно, есть и серьёзные исследователи тех событий, в первую очередь, в самой Венгрии, которые не идут по пути упрощённых схем, а рассматривают будапештскую «антикоммунистическую революцию» как результат действия сложных и противоречивых факторов. Я, понятное дело, не буду проводить сравнительный анализ оценок и подходов тех трагических событий 56-го года (а события, безусловно, трагические, ведь погибших очень много, как венгерских граждан, так и советских солдат).
Меня поразила необычная биография Имре Надя, и то, сколько интригующих, часто противоречивых фактов, даже мифов связано с его политической деятельностью. Захотелось разобраться, что он за человек, этот Имре Надь?
Солдат австро-венгерской армии, попавший в 1916 году в русский плен, Имре Надь стал членом ВКП (б) с 1917 года и принимал активное участие в гражданской войне в России на стороне красных. Некоторые утверждают, что он участвовал в расстреле царской семьи, но это точно миф, есть документальные подтверждения его не участия в том страшном деле.
В гражданской войне в России Имре Надь участвовал вплоть до 1921 года, после чего вернулся к себе на родину, делать революцию там, впрочем, безуспешно. В 1929 году будущий премьер-министр Венгрии возвращается в СССР и живёт там вплоть до 1944 года. Получается, что большую часть своей жизни Надь провёл в Советской России. В СССР он работал в институте сельского хозяйства, в Коминтерне, и активно сотрудничал с НКВД, был штатным осведомителем по кличке «Володя».
Есть данные, что по доносам Имре Надя были арестованы десятки человек (в основном венгры, соратники по партии), и не менее 15 расстреляны, в том числе небезызвестный венгерский коммунист Бела Кун (этого, правда, не жалко — душегуб был отменный). Сотрудничество Имре Надя с НКВД венгерская сторона старается умалчивать, хотя серьёзные исследователи (например, Р. Ярнер) это признают (слишком много документальных свидетельств), но стараются обходить острые углы. Как-никак, нынешний национальный герой и даже мученик.
Вот с таким сомнительным послужным списком Имре Надь (точно не Вацлав Гавел и даже не Лех Валенса) в 1944 году был направлен Сталиным к себе на родину с группой коммунистов — эмигрантов строить социалистическую Венгрию. В ВНР до 1953 года Надь был далеко не на первых постах, но в репрессиях конца 40-х, начала 50-х годов принимал активное участие.
Итак, участник Гражданской войны в России на стороне красных, стукач в Коминтерне, один из организаторов репрессий в послевоенной Венгрии на старости лет становится лидером «антикоммунистического» восстания, а в сегодняшней Венгрии вообще герой национально- освободительного движения, достойный «канонизации».
Ведь тот мостик символизирует, что он всё-таки сделал свой выбор, перешёл на сторону венгерского народа. Так ли это?
Есть много свидетельство, что именно Имре Надь, главный провокатор событий 1956 года. Воспользовавшись студенческими волнениями летом того года, Надь инициировал отставку генерального секретаря венгерской компартии Ракоши (не с него ли брал пример наш Ельцин?).
Смена руководства правящей партии только подстегнула студенческие выступления, они стали более массовыми, бунтующие пытались захватить ряд важных в Будапеште зданий. Москва в этом конфликте сначала пыталась решить все вопросы мирным путём, давила на руководство Венгрии, заставляя его пойти на политические реформы. В результате этого давлением начался диалог по требованиям митингующих.
Но именно в этот сложный момент, стукач и провокатор Имре Надь выходит из компартии, объявляет её нелегитимной, распускает органы госбезопасности, требует вывода советских войск, провоцируя тем самым Гражданскую войну. Началась бойня между коммунистами и поддержавшими их венграми, с одной стороны, и националистами, последователями Хорти, с другой. Начались самосуды над коммунистами и сотрудниками спецслужб, членами их семей. В таких условиях советское руководство принимает решение о наведении конституционного порядка военным путём. Насколько оно было оправдано и правомерно, это уже другой вопрос.
Вот такой он Имре Надь, для кого-то герой, для кого-то предатель и провокатор.
Венгерский Холокост
Очень неприятная для венгров тема. В Будапеште есть много музеев исторической памяти, самый известный из них Дом Террора на проспекте Андраши, экспозиции которого посвящены нацистскому террору и советскому террору (большей частью советского), их преступлениям против венгерского народа.
А сами венгры, вроде как белые и пушистые. Будто не они были самыми преданными соратниками Третьего рейха во всех его античеловеческих акциях. Будто это не они участвовали в разделе Чехословакии в 1938 году, не аннексировали югославские территории весной 1941.
В годы Великой отечественной войны именно Венгрия была главным военным союзником в войне против СССР. На территории нашей страны венгров воевало ни много ни мало, а полтора миллиона человек, из которых почти 405 тысяч погибло, 500 тысяч попало в плен. Венгерские фашистские войска совершили против советских граждан и нашей страны множество военных преступлений, которые были зафиксированы и задокументированы. Что-то в Доме Террора я про это ничего не видел или это не террор?
При этом участие Венгрии в походе на СССР было абсолютно добровольным делом, и решились на это тогдашние венгерские правители, в расчете на будущие выгоды и территориальные приращения.
А теперь про Холокост. Напомню, что в Венгрии с 1920 года существовал авторитарный режим Миклоша Хорти, активно проводивший антисемитскую политику. Например, законодательно была установлена квота на максимальную долю еврейского населения в трудовой занятости в 20% . При этом еврейство определяли как расу, а не как религию (иудейство), что серьезно меняло статус евреев, принявших ранее христианство.
Позже (в 1941 году) был принят закон, который налагал запрет на бракосочетания и вообще на половые контакты между евреями и венграми. Таким образом, ограничивались минимальные свободы 825 тысяч людей еврейской национальности из 14 миллионов населения страны.
Как вы понимаете, это было только начало венгерского террора против евреев.
С началом военных действий венгерские евреи (а также евреи из оккупированных Венгрией областей Словакии, Румынии и Югославии) принудительно вербовались в так называемые «трудовые батальоны», которые отправлялись на принудительные работы на Восточный фронт в составе венгерской армии. Из призванных в эти подразделения 50 тысяч евреев, около 40 тысяч погибло. Неудивительно, ведь эти части использовались как «смертники», например, для создания проходов по минным полям.
Теперь — об участии венгерских фашистов в истреблении евреев. Первые годы войны венгерские евреи избежали полномасштабного Холокоста, к 1944 году погибло примерно 8% еврейского населения, 63 тысячи человек. Это невероятная трагедия, но дальше начался полный ужас.
Начиная с 1944 года, евреи и цыгане были подвергнуты депортации, во время которой более полумиллиона из них погибло в концентрационных лагерях на территории Польши.
В июне 1944 года в Венгрии вышел указ, обязавший всех жителей Будапешта, определенных как евреи, а это более 220 000 человек, нашить желтую звезду на одежду и переехать в обозначенные желтыми звездами дома в районе Большой синагоги.
Так в Будапеште появилось гетто.
Массовые расстрелы евреев в конце 1944 — начале 1945 годов в Будапеште производились членами венгерской нацистской партии «Скрещённые стрелы», основанной в Венгрии ещё в 1935 году.
При этом, уничтожение евреев не встретило особого сопротивления ни со стороны населения, ни со стороны госаппарата.
Уничтожали евреев особо изуверским способом. Чтобы не заниматься захоронением убитых, нацисты расстреливали жертв на берегу Дуная. Для экономии пуль, сковывали цепью несколько человек и стреляли только в первого — падая, он тянул за собой в воды реки остальных.
Несчастных людей привозили к дунайской набережной на грузовиках, приказывали снять обувь. Оставленная на набережной обувь, шла на продажу или использовалась венгерскими фашистами для собственных нужд.
Количество расстрелянных людей исчислялось тысячами. Точные цифры неизвестны — тела убитых скрыли воды Дуная.
В память об этих расстрелах, в Будапеште на набережной Дуная, неподалеку от здания парламента, в 2005 году была установлена отлитая из чугуна скульптурная композиция, которая представляет собой 60 пар (сейчас осталось 53, остальные пары исчезли) разнокалиберной мужской, женской и детской обуви.
Это стоптанные ботинки, туфли, башмачки, стоящие вдоль набережной у края воды. Там же установлена памятная доска со следующей надписью:
«В память о жертвах, расстрелянных на Дунае ополченцами Скрещённых стрел в 1944–45». Обратите внимание на слово «ополченцы», как трусливо называют извергов и нелюдей современные венгры.
На берегу, евреям снять ботинки! — Обутым неприлично умирать? Спросил ребенок мать, а та слезинки старалась незаметно вытирать.
— Ты не волнуйся мам, я не голодный. Вчера, кусочек хлебушка я съел. Мы там замерзнем мам? Дунай холодный? Я плавать научиться не успел…
Мам, ты скажи, а умирать не больно? Я просто упаду и утону? Или умру от пули и спокойно
и плавно я потом на дно пойду?
Ты за руку возьми меня покрепче, чтоб мы не потерялись под водой. Вдвоём с тобой спастись нам будет легче! Мы спрячемся за сильною волной.
На берегу Дуная всем снять обувь! — Все говорят, кончается война… Ты видишь мама, в небе белый голубь? А там, смотри, идет наша волна…
Массовые убийства в Венгрии считаются одним из последних эпизодов катастрофы европейского еврейства.
Всего в Венгрии из 803 000 евреев, за время Второй мировой войны, погибло около 565 000 человек, что составляло примерно 70% еврейского населения.
Десятки тысяч цыган также были депортированы: от 28 до 33 тысяч человек из общей численности венгерских цыган, оцениваемой в 70–100 тысяч человек.
Кроме массовых убийств евреев, венгерские нацисты активно занимались грабежом и мародерством в отношении принадлежавших евреям денег, ценностей и предметов искусства.
И ещё один штрих характеризующий отношение современных венгров, и особенно руководителей государства к страшным событиям Второй мировой войны. На площади Свободы, расположенной рядом со зданием венгерского парламента, не так давно установили композицию, состоящую из тринадцати каменных колонн, перед которыми на земле и на каменных плитах тротуара, лежат — свечи, цветы, фотографии и документы в пластиковых пакетах, детские игрушки и детская обувь, записки.
На рассыпанных тут же круглых камешках часто изображена звезда Давида. Среди фотографий — портреты людей из 40-х годов, мужчин и женщин, изображения колонн депортируемых евреев и заключенных в лагере. Есть там и снимок правителя Венгрии Миклоша Хорти рядом с Гитлером.
Над колоннами, установлен черный орел как символ Германии, а в центре — фигура ангела, символизирующего Венгрию.
Смысл таков: Они (немецкие фашисты) — «плохие», мы (венгры) — «хорошие». Венгрия — «жертва», Германия — «агрессор». Все зло — «от них», а «мы» — ни в чём не виноваты.
Очень удобная трактовка такой непростой истории. Будто не было собственной фашистской партии «Скрещенные стрелы», напомню основанной в 1935 году. Будто не было так называемых «еврейских законов» принятых ещё в 1938–1941 годах.
Это попытка списать кошмар Холокоста, развернувшегося в Венгрии с 1944 года, исключительно на германских нацистов. Однако не нацисты ли местные, венгерские, взялись тогда за дело с энтузиазмом, шокирующим даже немцев.
Этот памятник в центре Будапешта появился, чуть ли не по личной инициативе премьер-министра Виктора Орбана, во всяком случае, точно по инициативе правящей партии. Но надо понимать, что искажение истории, это тоже преступление. Это относится и к роли Венгрии во Второй мировой войне, и к венгерскому Холокосту, и к событиям 1956 года.
Грустная тема, не правда ли? Пожалуй, на этом я завершу свой небольшой цикл рассказов из Венгрии.
В следующий раз встретимся в Словакии, в городе Липтовский Микулаш, посередине между Низкими Татрами и Высокими Татрами.
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия