На этих зимних каникулах как-то не хотелось длинных поездок, но и дома сидеть тоже не хотелось, вот мы и решили поехать в соседнюю Элисту. Несмотря на то, что Калмыкия соседствует с нашей областью, и районам, находящимся на границе с Калмыкией, гораздо ближе (в несколько раз!) в Элисту, чем в свой областной центр, в Калмыкии мы не разу не были, да и знали о ней очень мало. Ну знали, что там степи, калмыки занимаются животноводством, еще храмы там какие-то необычные и город Шахмат есть. Вот и все познания. Перед поездкой мельком просмотрела статьи об Элисте, ну чтобы знать, куда ехать. Уже тогда начала понимать, что ждет нас много интересного и нового. Но то, что Элиста — город, совсем не похожий на виденные ранее города, колоритный и даже экзотический — об этом мы узнали уже будучи в Элисте.
Для тех, кто был в Китае, Таиланде, Индии, Элиста может показаться не таким уж и интересным городом, но мне сравнивать не с чем, поэтому Элиста меня поразила. И самое удивительное то, что со всех сторон — Россия, христианство, а тут буддийские храмы. Более того, город полностью пропитан буддийским стилем, автобусные остановки, скульптуры на улицах города, фонари — везде видны буддийские мотивы.
Калмыкия — единственный в Европе регион, официально исповедующий буддизм тибетской формы — даже так! Естественно возникает вопрос: где Тибет, а где Калмыкия? Как так получилось, что среди российских степей существует такой уголок буддизма?
Для того, чтобы получить ответ на этот вопрос, нужно окунуться в историю, причем очень даже не близкую! Признаюсь, посещение Калмыкии так зацепило меня, что я не удовлетворилась тем, что увидела и услышала в элистинском музее, и по приезду домой, благо еще были каникулы, начала шерстить интернет, выискивая все новые и новые сведения об истории калмыцкого народа. И нашла так много интересного, о чем раньше даже и не подозревала.
Ближайшими предками калмыков были ойраты, которые с давних времен обитали в Джунгарии и западных областях Монголии. Но в конце 16 — начале 17 века в силу исторических обстоятельств часть ойратов отделились от основной массы, покинули родные кочевья и появились у сибирских границ Российского государства. В 1607 году Россия разрешила ойратам кочевать по Сибири. А в 1609 году часть ойратских племен добровольно вошла в состав России. Тем временем ойраты начали медленно продвигаться в сторону низовьев Волги. И в 30-40-х годах 17 века ойраты обосновались в этих краях, которые стали для них и их потомков новой родиной. В конце 17 века здесь окончательно сформировалось Калмыцкое ханство. В границах этого образования и складывалась народность калмыков.
Калмыцкие племена и принесли с собой буддийские традиции. Первые хурулы построили на территории нынешней Калмыкии еще в 1690 году.
На долю калмыцкого народа выпало много трудностей и испытаний, через которые пришлось пройти этому мужественному народу. Но все же калмыцкий народ сумел сохраниться как этнос и не потонул в пучине трагических событий.
Говорят, до начала 1990-х годов, Элиста была серым и скучным городком, затерянным среди степей. И вот менее, чем за три десятилетия буддийскую тему здесь раскрыли сполна и теперь действительно Элисту не спутаешь ни с чем!
Сильнейший толчок возрождению буддизма в республике дали визиты Его Святейшество Далай Лама 14-го — да, да, так и называют духовного лидера буддистов, вычурно, но из песни слов не выкинешь…
Его Святейшество посещал Калмыкию трижды: в 1991, 1992 и 2004 годах. Именно во время третьего визита и было принято решение о строительстве главного хурула, более того духовный лидер буддистов освятил запланированное место его возведения. И потом он контролировал его строительство и даже дал название хурулу — «Золотая обитель Будды Шакьямуни».
Источник: http://bumbinorn.ru/religion/1101976184-vizity_dalajjlamy_dali_tolchok_razvitiju_buddizma.html
Это самый крупный буддийский храм не только в России, но и в Европе. Открыт он был в конце 2005 года на национальный праздник Зул — калмыцкий Новый год. Такой громадный комплекс был построен всего лишь за 9 месяцев и буддисты уверяют, что произошло это так быстро лишь потому, что строительство храма велось с благословения Его Святейшества.
Конечно же, экскурсию по Элисте надо начать именно с этого хурула. Это очень красивое, оригинальное, и для России — еще и экзотическое, архитектурное сооружение, высотой 52 метра расположено на семиметровом возвышении, так что его можно увидеть из многих уголков Элисты. Уже одно расположение говорит от том, что этот хурул — главный в городе. Да и его внешний вид подтверждает это. Такого великолепного и грандиозного хурула нет больше не только в Калмыкии, но и во всей Европе! Даже в серый день хурул смотрелся прекрасно! А представляете, как он выглядит в солнечный день!
«Золотая обитель Будды Шакьямуни» — это целый буддистский комплекс. Территория, прилегающая к храму, обнесена невысокой оградой, в которой через определенное расстояние расставлены ступы — куполовидные сооружения для хранения реликвий, причем заглянуть в ступу невозможно, доступа вовнутрь нет.
Комплекс занимает немаленькую территорию, и то, что огорожено оградой — все в традициях буддизма, а все, что за оградой — современный город, многоэтажные дома, автомобили. Не совсем привычное сочетание! Как-то рядом с будийскими храмами, пагодами представляется что-нибудь восточное, а не блочные многоэтажки. Ну наверное, уж многого я захотела, ведь не на востоке же мы, в самом деле!
Везде написано, что в ограде четыре пары ворот, и их число соответствует числу стихий и сторон света, наверное, так и есть, но мы увидели почему-то только трое ворот. А для входа в храм обычно используются только южные врата. Все ворота выполнены в восточном стиле — яркие, с преобладанием красно-золотистых цветов.
Прежде, чем войти в храм, нужно обойти его вокруг по часовой стрелке, и тут-то нас и ждет чудо из чудес: 17 пагод со статуями великих буддийских учителей Наланды. Опять-таки лично Его Святейшество рекомендовал установить эти скульптуры. И «Золотая обитель Будды Шакямуни» в этом отношении уникальна, это первый храм, где собраны скульптурные изображения всех семнадцати учителей Наланды — крупнейшего монастырского университета древней Индии, основанного во 2 веке до н. э.!
Быстро обогнуть храм не получится, каждая скульптура привлекает внимание, перед каждой хочется задержаться, чтобы лучше ее рассмотреть. А рассматривать есть что! Во-первых, под каждой скульптурой — табличка: кто это, какой вклад внес в развитие буддийского учения, во-вторых — скульптуры похожи только на первый взгляд, на самом деле они совершенно разные.
Отдельные дорожки ведут к пагодам с молитвенными барабанами, внизу их четыре — по углам хурула. В барабанах, их здесь называют кюрде, заложено множество мантр — молитв. И когда барабан вращается, обязательно по часовой стрелке, это равносильно тому, что молитвы читаются. При этом, как говорят буддисты, вращающий барабан очищает от мрачных мыслей и негативной кармы. И еще буддисты советуют представить себе, как из барабана исходит положительная энергетика, и впитывать ее! Ну этому, наверное, надо учиться, с первого раза не получится, но можно и без всяких там замудростей, просто вращайте барабан и думайте о хорошем. Мы так и сделали и, как и все, кто приходит к хурулу, покрутили все барабаны. Будете в Элисте, обязательно сделайте это и будет вам счастье!
Вращать барабаны могут все желающие, в том числе и не буддисты, буддизмом это не воспрещается. Молитвенные барабаны есть и других местах Элисты. И везде вращение барабанов равносильно чтению молитв вслух.
Вокруг хурула множество буддийских флажков — Лунг-та с молитвами у ворот хурула. Кроме молитвы на флажках напечатаны магические знаки. Вывешивают эти флажки для обретения удачи, и они обязательно должны находиться на ветру, ветер развевает их и далеко разносит слова молитвы. Такие флажки мы еще не раз увидим во многих местах города.
Вот так, не спеша, разглядывая все вокруг, обходим здание хурула. Теперь можно и в сам хурул зайти.
У подножия храма нас встречает Белый старец или Цаган Аав — калмыцкий языческий бог, отвечающий за здоровье, благополучие и процветание — все, что надо для счастливой жизни. Если уж следовать буддистским традициям, то перед входом в храм обязательно нужно оказать почтение Белому Старцу, поклониться ему, да не один раз, и оставить у ног его пожертвование.
За статуей следуют две лестницы, между ними — фонтан, зимой он был отключен, а летом он, конечно, является украшением буддистского комплекса.
На вершине находится скульптура божества богатства Куберы.
Вот мы уже у входа в храм, двери в храм просто обалдеть какие красивые, все украшены резными золотыми узорами, обрамлены красными колоннами, и с двух сторон — львы, да не простые, а буддийские, белые, с зелеными гривами.
Здание хурула — очень оригинальное и красивое архитектурное сооружение, имеет семь уровней, в буддизме «7» — особое число. Первый уровень — библиотека, конференц-зал, музей. К сожалению, все было закрыто- праздничные дни, поэтому мы просто прошлись по этому уровню. Второй уровень — главный зал, где проходят службы. А с третьего по седьмой — различные службы, выше второго этажа мы не поднимались, поэтому что там и как там — рассказать не могу, знаю лишь то, что на 5-ом этаже — резиденция Далай-Ламы 14, устроена для того, чтобы он знал: его здесь всегда ждут.
В храм разрешается заходить всем желающим и при прохождении службы могут присутствовать также все, кто хочет. Но прежде, чем зайти в главный зал, где совершаются молитвы, нужно ознакомиться с правилами нахождения в хуруле. Впрочем, они не такие уж и жесткие: нет — открытой одежде, телефонным разговорам и вообще громким разговорам, фото- и видеосъемке, хватанию руками ритуальных предметов, росписей на стенах. Также нельзя заходить в Алтарь, это прерогатива только верующих. Ну и обязательно снять обувь перед входом в хурул. И еще одно, что действует только в буддийских храмах: при выходе не поворачиваться в Будде спиной, так что прийдется пятиться назад, это касается всех, и верующих и неверующих.
Ну все условности выполнены, хурул обошли по часовой стрелке, обувь сняли, фотоаппараты спрятали, телефоны выключили, всё, идем в главный зал!
Зал большой, более тысячи человек точно поместятся в нем. Первое впечатление от зала — здесь ярко, нарядно, много искусственных цветов. Стены расписаны сценами из жизни Будды. Посредине — несколько скамей для посетителей. Ну, а в центре зала покрытая золотом статуя Будды Шакьямуни, высота которой составляет 9 метров. Внутри Будды запрятаны мантры, молитвы, благовония — священные для будистов предметы. Статуя вся сияет и сверкает, вроде бы она еще и бриллиантами украшена, но я этого не рассмотрела.
В зале практически никого не было. И нарушила я строгий запрет, хотя до этого за собой такого не замечала, нельзя — значит нельзя, а тут… вообщем достала я телефон, фотоаппарат все-таки постеснялась, и сфотографировала Будду. Ну вот, полюбуйтесь тот самый Будда, который самый большой в Европе!
Службы в тот день не было, поэтому в зале мы задержались не надолго. Вышли из зала, как и положено, лицом к Будде, пятясь назад. И еще, выходя из хурула, обратили внимание на такой вот символ — геометрические фигуры на желтом фоне. Это так называемый Узел Счастья.
А теперь идемте гулять по Элисте. Куда прежде всего надо пойти после Золотой обители, так это на площадь Ленина. Она совсем недалеко от главного хурула, ну как это всегда бывает в небольших городках — всё рядом!
Площадь Ленина — главная площадь города. Название площади сохранилось с советских времен. И памятник Ленину здесь есть, и стоит тоже с советских времен. Только, говорят, его немного передвинули в сторону. Да и площадь в начале 2000-х обновили.
Центр площади заняла красивейшая ротонда «Пагода семи дней», окруженная со всех сторон фонтанами и огромными белыми мраморными шарами. Изогнутые вверх крыши, неведомые птицы, красный цвет пагоды с отделкой под золото — все это просто невероятно красиво! А представляю, как красиво здесь летом, когда работают фонтаны и светит яркое солнце.
В ротонде установлен молитвенный барабан. Это подарок Далай-Ламы XIV. Привезли его тибетские монахи в 2005 году прямо из индийского монастыря Гьюмед, где он и был изготовлен. Внутри барабана вложены десятки миллионов буддийских молитв. Весит этот барабан около тонны, но несмотря на такой внушительный вес, барабан легко вращается.
Рядом с пагодой — красивейший фонтан — Три лотоса. Зимой он не работал, но даже неработающий фонтан поражал своей оригинальностью и грациозностью. Правда из-за сумрачности дня лотосы не сверкали и не блестели, как это бывает в солнечный день. Фонтан гармонично вписывается в буддийскую тему Элисты, ведь лотос — священный царственный цветок Востока, олицетворяющий собой чистоту и незапятнанность.
Еще один объект обновленной площади Ленина — южная Триумфальная арка, красивая и торжественная, украшенная традиционными восточными узорами и картинами из быта калмыков.
Нам повезло, что мы приехали именно на новогодние праздники, площадь в эти дни выглядела просто фантастично: большая сверкающая елка, памятник Ленину и сооружения буддийской направленности — все вместе на одной площади!
Да и контраст между буддийскими объектами на площади и окружающими ее советскими постройками поражает. Вообщем, площадь контрастов, хоть и в других местах Элисты их хватает!
Недалеко от площади установлена статуя Будды Шакьямуни из белого мрамора, который сидит в классической позе лотоса. Статуя помещена в прекрасную ротонду, украшенную калмыцким орнаментом и росписями. Будда небольших размеров, и уникальность его в том, что это единственная скульптура Будды, установленная вне буддийского хурула. Круглый год Будда одет в желтую ткань. Перед ротондой — белая чаша, установленная на постаменте с надписями на калмыцком, русском и английском языках.
Рядом с ротондой — молельные барабаны, в которых, как и в других, заложены тысячи молитв. Сколько барабанов вращали мы в этот день! Прям уже стало традицией, как видим барабан, так и вращаем его.
И наконец еще одна достопримечательность Элисты — знаменитые Золотые ворота «Алтн Босх» с множеством замысловатых резных украшений местного колорита. Ворота действительно красивы необыкновенной восточной красотой. Весь первый день нашего пребывания в Элисте в воздухе стояла туманная дымка, было сумрачно и серо, и ворота, окрашенные в ярко-желтые, голубые, красные цвета, украшали этот пасмурный день, поднимали настроение, просто не хотелось уходить от них.
Ну еще и примету вспомнили: кто пройдет под аркой, духовно очищается, а если звенят колокольчики, то это вообще прекрасно — все загаданные желания исполнятся. И мы, как зачарованные, стояли под аркой и ждали, когда же зазвенят колокольчики, и они вроде бы звенели, а может, нам показалось…
Пройдя Золотые ворота, идем дальше в парк Дружбы.
А вот и скульптура почитаемого в Калмыкии Белого Старца.
С обратной стороны скульптуры — знак вечного движения Вселенной.
Рядом на деревьях — разноцветные флажки, их еще называют «кони ветра».
В парке калмыцкий колорит присутствует на каждом шагу, например, даже фонари в необычном азиатском стиле. И беседки здесь не просто беседки, а восточные ротонды, в которых можно просто посидеть и отдохнуть.
На центральной аллее парка нас встречает памятник, посвященный народному эпосу «Джангар», воспевающему воинские подвиги калмыкских богатырей и их предводителя Джангара, защитников сказочной страны Бумбы — страны вечной молодости и бессмертия. Памятник изображает сказителя эпоса — Ээляну Овла, в руках у него домбра, а за его спиной картины из эпоса «Джангар».
И еще одна буддийская достопримечательность в Элисте — Ступа Просветления. Она находится уже не в центре, к ней надо ехать, двигаясь по направлению к Шахматному городу.
Ступа открыта для всех желающих, здесь нет никаких смотрителей, заходи, смотри, медитируй, молись. Только перед входом нужно снять обувь.
Строительство ступы проходило при участии лам из Индии и Непала, которые, зная в точности буддийские ритуалы, соблюдали и строго выполняли их при строительстве. И освящена она была главой Буддистов из Непала. Так что все было проведено в соответствии с буддийскими традициями и ступа, получившая название «Исполнитель всех молитв», говорят, действительно благотворно действует на людей.
Сама ступа очень маленькая, посреди стоит барабан — кюрде. Внутри очень красиво. На стенах — традиционная тибетская живопись: божества, природа, все яркое, насыщенных цветов. Несмотря на то, что помещение маленькое, здесь очень легко и приятно находиться, вот что значит соблюдение буддийских традиций при строительстве и освящении.
Рядом со ступой разноцветные флажки с мантрами. Здесь практически на самой окраине города, вовсю гуляет ветер, разнося по калмыцким степям многочисленные молитвы.
Для того, чтобы увидеть еще один хурул, нужно выехать за пределы Элисты. Хурул «Сякюсн-Сюме» находится в 6 км от города. Его еще называют «старым хурулом», хотя возведен он не так и давно — в 1996 году. В 1992 году Далай-Лама XIV освятил место для будущего храма, через 4 года он был построен, а в 2004 году во время третьего визита в Калмыкию Далай-Лама освятил его, проведя церемонию освящения по всем правилам. Как я поняла, после освящения статуи, которые стоят в хуруле, становятся как бы воплощением живых Будд.
Хурул меньших размеров чем Золотая обитель — всего два этажа и пагода наверху. Высота его около 20 метров. Конечно, он скромнее главного хурула и внутри, и снаружи, но именно это отсутствие помпезности и притягивает.
Забора вокруг хурула нет, да и стоит он практически в чистой степи, только 2 ряда сосен и еще каких-то деревьев и кустарников окружают дорогу, ведущую к храму. Но зато здесь особая аура, здесь царит спокойствие и умиротворенность…
До возведения нового хурула этот хурул был главным в Калмыкии. Потом первенство перешло к Золотой обители Будды Шакьямуни. Но хурул действует и сейчас. И честно сказать, производит гораздо более сильное впечатление, чем новый.
Нам повезло, собор был открыт. Службы не было, но можно было зайти внутрь.
Перед входом в старый хурул, как и в новый, по обе стороны стоят бело-зеленые львы.
Зал для моления здесь меньших размеров и скромнее, чем в главном хуруле. И скульптура Будды меньше — всего 3,5 метра в высоту, но атмосфера здесь более проникновенная, и Будда здесь прямо как живой. И вообще здесь уютно, тепло, и хоть мы совсем не буддийской веры, здесь мы чувствовали себя, как дома.
Конечно, возле старого хурула тоже стоят молитвенные барабаны-кюрдэ.
Рядом расположены три белые ступы, одна из них с прахом местного ламы. И опять ки-мерины — «кони ветра», развевающиеся на ветру. Белоснежные ступы, окруженные ки-меринами, сказочно красивы!
Быстро уехать отсюда не получилось. Помните, я рассказывала, что многоэтажки возле Золотой обители — это не то, что хотелось бы увидеть рядом с роскошным буддийским храмом, так вот здесь, возле старого хурула, все гармонично: хурул, ступы и бескрайняя степь со всех сторон! Очень атмосферное место!
И природа в этот день преподнесла нам подарок. На второй день нашего пребывания в Элисте вовсю светило солнце, вчерашняя мгла ушла, и вокруг была такая красота, которую не описать словами: на деревьях, на траве — везде лежал иней, пушистый, сверкающий на солнце, окутавший деревья практически целиком. Особенно красивы были сосны, как будто сбежавшие из сказки. И вся эта волшебная красота природы дополняла красоту буддийского храма.
В буддизме считается, что подобные Ступы имеют добрую силу и помогают людям приобрести жизненную гармонию, очистить свою душу от пороков и развивать в себе благодетели. Ступа Просветления — олицетворение добра, ума и энергии.
Источник: http://kudarf.ru/kavkaz/kalmykiya/elista-dostoprimechatelnosti.html
Вот на такой прекрасной ноте и закончилось наше путешествие в Элисту. В этом рассказе я рассказала только о буддистской Элисте. Но хочу сказать, что как ни были интересны священные буддистские места в Элисте, это не единственная причина, чтобы посетить столицу Калмыкии, есть еще город Шахмат, музей и многое другое, о чем я расскажу в следующий раз.
Это значимый храм буддийской религии не только для республики, но и для Европы. Это светлое величественное место, расположенное в сердце Калмыкии, со своей атмосферой и порядками. Здание храма достигает 56 метров в высоту, внутри установлена крупнейшая в Европе статуя Будды Шакьямуни (12 метров). В Золотой обители совершают службы, молебны и ритуалы.
Источник:
http://kudarf.ru/kavkaz/kalmykiya/elista-dostoprimechatelnosti.html
Теги:
Самостоятельные путешествия