О Святом Иштване замолвлю слово
Наобум по улицам города ходить мне неинтересно, я люблю ходить со смыслом, по заранее продуманному маршруту. Мне нравится завернуть за угол и увидеть то, что ожидаешь увидеть, как будто уже был здесь, а на самом деле никогда не был. Мне нравится быть готовым к встрече, знать про это пусть не всё, но многое.
Вот и сейчас, двигаясь по проспекту Андраши — центральной улице венгерской столицы, от площади Героев в сторону площади Эржебет, я знал, что если не выходить на площадь, а свернуть с проспекта на уходящую налево улочку и двигаться по ней, ориентируясь на зелёный купол, то вскоре выйдешь к самой большой церкви Будапешта.
Это базилика Святого Иштвана, масштабы которой поражают и восхищают.
А ещё я знал, кто такой Святой Иштван, масштаб его личности тоже восхищает. А как по-другому, ведь мы же в Венгрии. В этой стране Святой Иштван главный герой и главный пассионарий, он как Ленин в Советском Союзе, а может даже как Чингиз -хан в Монголии.
Если бы не Святой Иштван не было бы Венгрии, как централизованного христианского государства в центре Европы, а были бы разрозненные языческие мадьярские племена, случайно обретшие новую родину. Выходцы из Урала, вековые скитальцы, однажды они ухватили птицу- удачу за хвост, оказавшись на благодатных придунайских равнинах в нужное время, когда эта земля была ничьей. Наглые и хорошо организованные, закаленные кочевой жизнью, мадьярские племена всех победили, а кого не победили, того ассимилировали, заставив говорить на своём совсем не европейском языке.
Как долго бы они просуществовали, продолжая свои грабительские набеги на Западную Европу и Византию. Точно не долго, ведь сила в единстве. Рано или поздно нашелся бы более мощный противник и уничтожил бы разрозненные, не объединённые единой властью пришлые племена. Таких примеров в мировой истории было немало.
А теперь сделаем так, я буду рассказывать, всё что знаю и всё что думаю, про Святого Иштвана, раз он главный в Венгрии исторический герой, а иллюстрировать для красоты буду фотографиями базилики, названной в его честь. Про саму базилику особо рассказывать не буду, ибо в обустройстве христианских церквей мало чего понимаю, читать про это не люблю, а уж писать тем более.
Начну с того, что Святой Иштван не всегда был святым, как впрочем, и Иштваном. Первый годы своей жизни он носил языческое имя Вайк. Его отец, один из многих венгерских князей в период феодальной раздробленности, к моменту рождения сына уже перешёл от язычества к Евангелию, крестил своего сына по греческому обряду и дал сыну христианское имя Стефан (на венгерском Иштван).
Так Вайк стал Иштваном, но ещё не стал святым. Прежде чем стать святым, он стал первым венгерским королём. Он сплотил всех венгров под своей властью, он создал Венгрию как единое государство, с него всё началось.
В 1000 году папа Римский Сильвестр II короновал будущего Иштвана как короля. Произошло это на рождество, это дата рождения венгерского государства. Принятие короны от папы говорит о мудрости короля Иштвана, это был правильный политический шаг. Венгрия вошла в сообщество христианских народов Европы, а при их поддержке усилился статус верховной власти. Но при этом венгерское королевство не попало в вассальную зависимость ни от папы, ни от императора Священной Римской империи.
Мудрый король пообещал в качестве лояльности дальнейшее крещение Венгрии, а распространяя христианскую веру, подавлял мятежи своих языческих соплеменников, укрепляя тем самым свою власть. Кругом сплошной расчёт, остались довольны все: и папа, и христианские соседи, и король Иштван, и будущие потомки. Хотя, нет, конечно, не все. Венгры-язычники и их вожди, насильно обращённые в христианство, были недовольны, особенно те из них, у которых отобрали их веру вместе с их жизнью.
А что тут поделаешь, любая религия это инструмент власти, кто сильнее, того и вера.
Про мудрость и силу поговорили. Давайте поговорим теперь о святости. Читаю в одном православном источнике: «… подавив восстания противников…праведный Стефан не избежал и заговоров родственников… при всём этом он стремился не допускать ненужной жестокости, был милостив к своим врагам…». Таково мнение Православной церкви, которая, кстати, в 2000 году, также признала Иштвана святым!
Знаете, как было на самом деле? Законного претендента на трон, старшего мужчину в роду, двоюродного брата Иштвана по имени Коппань, убили (убили, надо сказать, честно, в бою), четвертовали, и каждую четвертинку повесили на воротах замков родичей — в назидание.
Или вот ещё. Одному кузену, который тоже претендовал на власть, по приказу Иштвана залили в уши расплавленный свинец. Святой поступок, не правда ли? Другого братца для разнообразия ослепили, а сыновей его выгнали за пределы страны. А уж, сколько противоборствующих Иштвану венгров язычников убили, да покалечили!
Святой и непорочный Иштван! Это как в анекдоте про Вовочку, который однажды подглядев в замочную скважину, что делали в спальне его родители, воскликнул: — И эти люди запрещают мне ковыряться в носу!
Ладно, поговорим о канонизации Святого Иштвана! Умер он в августе 1038 года, и после этого в стране на долгие годы началась жестокая борьба за престол: интриги, братоубийственные войны, ну в общем как всегда. Один король сменял другого, и каждая смена власти была совсем не мирной, а очень даже кровавой.
Простой народ устал от этого всего и от отчаяния тянулся к могиле короля Иштвана, прося защиту, с грустью вспоминая благодатные времена его правления. И тут около могилы бывшего короля с посетителями стали происходить невероятные чудеса: больные непостижимым образом исцелялись, причём в огромных количествах. Слух об этом пошёл на всю страну. Поток желающих исцелится, превратился в полноводную реку, к могиле бывшего короля тянулся и стар и млад.
На это обратил внимание очередной, вновь зашедший на престол король — Ласло I, кстати, внук, того ослеплённого кузена. Взяв в качестве доказательства святости, невероятные чудеса исцеления, король Ласло I, запросил у папы Григория VII разрешение на причисление короля Иштвана к лику святых. И получил такое разрешение.
Я в этом деле унылый скептик. Моё мнение (которое я, впрочем, никому не навязываю) такое: все чудеса про исцеления раздутый миф, как говорит наш современник Трамп -«fake news». Новому королю нужно было утихомирить ситуацию, а папа был заинтересован в укреплении христианской веры, вот и сговорились ребята и обставили всё красиво. Кстати, Ласло I впоследствии, тоже стал святым. Не кажется ли вам это подозрительным, что-то здесь не чисто.
Ещё раз прошу простить мой лёгко угадываемый атеистический подход к освещению тех событий. Каюсь, немного заражён атеизмом, всему виной моё советское детство. Но, в своё оправдание скажу, что атеизм мой совсем не воинствующий, а по современной моде очень даже толерантный. Желающие верить в чудеса верьте! Я и сам готов уже верить во что-нибудь, да вот хоть, в жука Скарабея.
Любителям чудес подкину ещё несколько (источник непроверенный, за правдивость дальнейшего не ручаюсь). Канонизация была назначена на 15 августа 1083 года, но открыть гробницу Святого Иштвана не получалось: кто-то невероятно сильный держал крышку изнутри. Мучились 4 дня, пока короля Ласло I не посетило озарение, что надо выпустить на волю некоего Шоломона, предыдущего венгерского короля, потерявшего власть в результате очередного переворота. Как только Шоломона выпустили, так гробница и открылась.
То, что увидели внутри, очередная порция чудес: кто-то утверждает, что останки Иштвана плавали в розовой воде и вкусно пахли амброзией. Кто-то, напротив, уверяет, что останки истлели, а нетронутой осталась только правая рука Святого Иштвана, сжатая в кулак.
Другие говорят, что всё тело осталось нетленным, его с нежностью и любовью расчленили, и отдельные части развезли по разным храмам для поклонения.
Одно знаю точно, кисть правой руки сохранилась и осталась нетленной до сих пор. Я её лично видел (хотя не ручаюсь, что это именно нетленная кисть, а не засушенная груша, например), она хранится в отдельной часовне в базилике Святого Иштвана и по слухам по-прежнему исцеляет.
Подводя итог, жизнеописанию преподобного Иштвана скажу, что с тех пор, 20 августа — День канонизации Святого Иштвана — главный праздник всей Венгрии и именно поэтому я уделил этой теме столько внимания.
Про Эстергом — венгерский Ватикан
Думаете всё, тема со Святым Иштваном закрыта? Тут вот какое дело. Родился Вайк, будущий Иштван и впоследствии коронован на престол вовсе не здесь, не на территории современного Будапешта. Произошли те знаменитые события в городе Эстергом, куда я и предлагаю срочно поехать.
От Будапешта до Эстергома километров 50, этот городок расположился прямо на границе со Словакией.
Добраться туда не сложно. Можно на катере по Дунаю, наверное, это самый красивый путь, но точно самый продолжительный, да и расписание не очень подходило под наши планы.
Можно на электричке. Мы сначала было решились на этот вариант, даже приехали на вокзал Nyugati, с которого поезда отправляются в нужном нам направлении и даже купили в автоматической кассе билеты. Но, потом оказалось, что в эти дни идут ремонтные работы, поезда временно не ходят, поэтому с вокзала отправились на метро к станции междугородних автобусов.
Автобусы на Эстергом (номера 800 и 801) каждые полчаса отправляются от автостанции возле моста Арпад. На ближайшем из них, разместившись по имеющимся у нас железнодорожным билетам, мы благополучно отправились к месту назначения.
Эстергом в венгерской истории город знаменательный. Именно он в течение трёх веков являлся первой венгерской столицей, начиная с 896 года, ровно с тех времён, когда мадьярские племена впервые оказались в этих местах.
А про то, что это малая родина короля Иштвана мы уже знаем. Сразу после коронации, именно отсюда король Иштван, ведя войны во имя объединения страны и продвижения христианской веры, начал создавать структуры единого государства в форме христианской монархии.
Он учредил одно архиепископство (здесь в Эстергоме), шесть епархий, три бенедиктинских монастыря.
При этом ему удалось добиться независимости католической церкви Венгрии и от архиепископов Священной Римской империи и от папы, чего не удалось в то время сделать, ни Чехии, ни Польше.
Опираясь на помощь латинских и греческих священников, особенно монахов-бенедиктинцев, король Иштван, как истинный воин во славу Христа, начал активно осуществлять христианизацию страны, и как вы понимаете, не столько смиренной просветительской деятельностью, а во многом огнём, мечом и принуждением.
Не знаю, подходит ли король Иштван на роль святого, но лавры строителя венгерского государства ему достались по праву. Именно благодаря его воле и усилиям было ликвидировано племенное деление страны, сформированы административно-территориальные округа, проведены финансово-экономические реформы (например, установлен единый налог в форме десятины), сформирован свод законов.
Я очень верю в роль личности в истории, в пассионариев, способных изменить ход исторических событий. И не факт, что если бы в своё время к власти в Венгрии пришёл бы не Иштван, а хоть, например, тот четвертованный кузен, сейчас бы на современной политической карте мира существовало государство Венгрия, как впрочем, и венгры как этнос.
Смог бы иной предводитель венгров, собрать своих собратьев в единое целое, противостоять внешним силам? Возможно, что и нет.
Зарождение венгерского государства происходило здесь, в Эстергоме. Сейчас это религиозный центр Венгрии, в котором находится главный католический храм страны, Эстергомский собор — базилика святого Адальберта.
Грандиозное сооружение, этот храм видно издалека. Мало того, что этот храм сам по себе очень высокий, вроде как самое высокое здание в Венгрии, так он ещё и стоит на высоком холме, на берегу Дуная, что визуально увеличивает его размеры.
Первая церковь на месте современной базилики была возведена Иштваном Святым, сразу после его коронации. Именно тогда храм был освящён в честь святого Адальберта, который в своё время способствовал распространению христианства среди мадьяр.
Та церковь была первой христианской церковью на территории Венгрии. В 11-м веке она сгорела, а построенная на её месте новая, была разрушена в 16-м веке во время турецкого нашествия.
Решение о строительстве храма в нынешнем виде, было принято в 1820 году после восстановления Эстергомского архиепископства. Таким образом, Эстергому был возвращен статус религиозной столицы Венгрии.
Находясь в Эстергоме, мы немало времени уделили базилике святого Адальберта.
Обошли этот храм со всех сторон.
Даже форсировали Дунай (пешочком по мосту), оказавшись на словацкой территории в городе Штурово, чтобы сделать фотографии собора с противоположного берега Дуная (заодно там и пообедали).
Внутри церкви не только любовались роскошным интерьером: органом, фресками, мозаикой, статуями и мраморными колоннами, но и стали очевидцами церемонии венчания.
Вот, собственно говоря, и всё. В этом рассказе я отдал должное перовому венгерскому христианскому королю Иштвану, личности, по моему мнению, не достаточно святой, но великой и легендарной.
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия