Из Албании на перекладных мы добрались до города Охрид с его ослепительно голубым одноименным озером — жемчужиной Македонии, ее главной достопримечательностью, средоточия культуры и духовности. О том, как мы ехали из Тираны лучше и не заикаться… Полный автобус самой разношерстной публики, среди которых и албанцы, и сербы, и боснийцы, и македонцы… На повезло — рядом с нами ехала сербская семья, в которой глава семьи достаточно понятно говорил на русском. Тут же. помимо такой разношерстной компании, едут и стар, и млад… В этом нам и не повезло — практически со всех сторон от нас сидели семьи с грудными детьми и… Вы сами понимаете, что это был за концерт. Но, стоит признать, что поездка по серпантинам и «аулам» Албании имеет свои плюсы: дорога, проходящая между гор очень живописна и смотреть в окно, пока в автобусе происходит мини-апокалипсис, одно удовольствие. Поездка от Тираны до Охрида заняла почти 14 часов.
Что такое Охрид?
Как не сложно догадаться — это озеро. Но не простое (а золотое). Охридское озеро — озеро тектонического происхождения и является своего рода братом Байкала. Оно образовалось еще до ледникового периода и имеет уникальную водную экосистему. Что между ними общего? Удивительно прозрачная вода. Ее кристальная прозрачность достигается за счет того, что озеро питают подземные источники. Она настолько чистая, что ее можно пить (тест-драйв пройден во время купания). Глубина прозрачности воды достигает более 30 метров!
Оба озера входят в список ЮНЕСКО, они создают уникальную экосистему с множеством эндемической живности, которая обитает только тут, только одна вытекающая река, большая глубина (куда уж Охриду до Байкала, но тем не менее, 280 м для Балкан — это очень много!), фантастические пейзажи, один тип происхождения — геотектонический прогиб в земной коре. Чтобы понимать какая прозрачность воды в озере, достаточно посмотреть фотографии — они сделаны со скал высотой около в сотню метров. На дне видны камни и рыбки. Завтракая на террасе одной из многочисленных кафешек на берегу озера, можно легко наблюдать за жизнью подводного царства. Водная гладь похожа на яркий кусочек неба, спустившийся сверху, и решивший отдохнуть в окружении лесов и гор, вдали от забот и проблем…
Этот кусочек неба можно практически потрогать. А в чем различия? До Охрида все-таки проще и дешевле добраться, чем до нашего родного озера, в нем безопаснее купаться, в плане того, что меньше шансов потом, завернувшись в теплый плед, шипеть на всех и говорить: «Пгивет!» (В общем, простудиться) — вода в нем приятно прохладная, тепло, а на берегу расположился очень милый и чрезвычайно атмосферный и харизматичный город Охрид. Многочисленные парусники, катера, лодочки и яхты; скалы и красные черепичные крыши; жара, яркое солнце; мощеные улицы и дома из необработанного песчаника, ремесленные мастерские, в которых создаются ювелирные украшения из меди или отпечатываются на средневековой печатной машине Гуттенберга прекрасные открытки, многочисленные цветники и разросшийся дикий плющ или виноград, погружают в атмосферу средиземноморской идиллии, состояние полудремы, прекрасный сон, из которого не хочется выныривать.
Можно считать, что ты находишься где-то на побережье Италии, Сицилии или Прованса.
В этом небольшом курорте есть все — бары, рестораны, театры, крепость, много древних церквей и монастырей, очень жизнерадостных и добрых людей, уличных музыкантов, море цветов и фруктов и многого-многого другого. Здесь находятся старейшие на Балканах православные храмы.
Тут все, как было 100–200 лет назад: традиционные глиняные домики с ярко-оранжевыми черепичными крышами, продуктовые лавки и ремесленные мастерские, песни и пляски местных жителей в национальных костюмах по вечерам. Характерная черта охридской архитектуры — дома с выдающимися по отношению к первому верхними этажами. Это было связано с тем, что раньше, налог на недвижимость рассчитывался только по площади первого этажа, и македонцы всеми правдами и неправдами увеличивали последующие, дабы расширить площадь своих домов.
Я никогда не видел как растут киви!
На озере у нас была достаточно богатая программа. В первый день мыпозавтракали на берегу озера. Наша терраса была над водой позволяла разглядывать подводную суету, не отрываясь от вкушения пищи. Причем, несмотря на то, что это было одно из лучших заведений города (увы, не вспомню как называется), мы за завтрак на двоих отдали меньше 10 евро. Далее мы обзорно посмотрели город, зашли в центральный храм Святой Софии, расположенный практически в самом центре исторической части города. Церковь, насколько мы поняли, не действует и является музеем. Вход платный (по-моему, 400 местных денег), фотографировать внутри запрещено. Но, как мы все знаем, в Сикстинской капелле тоже не разрешено фотографировать, но…
Т-с-с-с, это будет нашей большой тайной. Разумеется, церковь стоит посетить — фрески там очень красивые. Лучше всего посещать церкви в хронологии их создания, т. к. удастся проследить эволюцию церковной живописи очень наглядно и, практически все в одном месте. Итак, сначала посмотреть собой Св. Софии, затем церковь Пресвятой Богородицы Перивлептос и только потом церковь св. Иоанна Канео. В соборе Св. Софии некоторые фрески датированы XI веком! Вообще, собор был выстроен в IX веке, но после захвата Македонии турками, ее, как водится, превратили в мечеть, а все фрески замазали. Много позднее, уже после того как пало турецкое владычество, эти фрески были заново открыты. Сохранность некоторых фресок поражает (или поражает мастерство реконструкторов при воссоздании этой красоты). Когда-то собор являлся соборным собором Охридского архиепископата. Его власть распространялась на территории Северного Дуная, Албанских берегов, залива Фессалоников. Как видим, территория не маленькая.
Сейчас, помимо музейной функции, собор по-прежнему много участвует в общественной жизни жителей — с северо-восточной стены пристроен театр, в котором проходят драматические спектакли и многочисленные фестивали; колоннада собора служит популярной площадкой для фотосессий и местом съемок исторических фильмов. Согласной одно легенде, собор был построен после миссии Кирилла и Мефодия на фундаменте языческого святилища. Но, вероятнее, ее возвели во времена царя Самуила (одноименная крепость возвышается над городом) после переноса столицы из города Преспа. Точной даты постройки собора, к сожалению, нет. А вот художественная роспись, ту, которую мы можем видеть, была создана в XI веке. Свой окончательный вид собор принял в XIV веке. По своему плану он представляет собой трехнефную базилику, с трансептом (из-за чего собор принимает крестово-купольный план), куполом, колокольней и колоннадой. Как было сказано выше, во времена Османской империи собор претерпел очень крупные изменения — были пристроены минареты, замазаны известью фрески, разрушен алтарный иконостас. Реконструкция фресок началась после Второй мировой войны. После церкви мы решили прогуляться по берегу озера и выйти к центральному бульвару. Была у нас идея покататься на лодочке, но, увы, так идеей этой мысли суждено было и остаться — большой корабль с кучей народу стоил 15 евро с носа, а индивидуальные лодочки заламывали цены от 60 евро, тоже с человека. Маршруты в основном одинаковые — до церкви Канео и обратно. До Бухты костей и тем более, до Святи Наума, идут очень немногие и за очень большие деньги. Так что, оставшись без лодочек, мы просто посидели на заброшенном пирсе, посмотрели на панораму города с воды (как будто с лодочки), Вид, открывающийся на город просто изумительный! Но полно сидеть! Приняв необходимую дозу витамина D, мы решили просто поплутать по улицам Охрида, впитать в себя эту удивительно умиротворяющую атмосферу романтизированного Средневековья. Во время этой прогулке мы нашли много интересного, в плане жизни в городе и в смысле сувениров
Я не думаю, что я кому-то раскрою глаза, если скажу, что Македония — страна, мягко говоря, не богатая. На тот момент, когда мы там были, соотношение македонского денара к рублю было 1:1. Это я к чему? Все к тому же, к сувенирам. Глаза в плане покупок, откровенно говоря, разбегаются. Во время прогулки мы попали в лавку ювелира по меди. Купили там серьги. Ну как же? Совершенно уникальные вещи, изготавливаемые ограниченным числом.
Красивые. И не дорогие — пара сережек с национальным узором нам обошлась меньше 1000 деревянных.
Вот эти серьги
Потом мы наткнулись на лавочку бумажных дел мастера и книгопечатания. Хозяин лавки любезно провел нам экскурсию о том, как изготовлялась бумага в XVI веке.
О том, как работает станок Гуттенберга, как на нем отпечатывается текст или иллюстрации. Это очень захватывающее зрелище, которое бесполезно описывать в тексте.
Экскурсия была проведена совершенно бесплатно, но нам захотелось, естественно, приобрести столь занимательные сувениры.
Но тут, правда, цены кусались — небольшие открытки шли от 2 евро. Соответственно, что-то серьезнее стоило значительно дороже. Но, стоит признать, что на изготовление одной открытки уходит много материала и трудочасов, так что дороговизна книг в то время вполне оправдана — это был действительно золотой товар.
Но что вы думаете? Наш шопоголизм на этом не закончился. Мы наткнулись на небольшую лавочку, в которой торговали жемчугом. Прошу заметить, не просто жемчугом, а охридским.
Да, в озере, помимо всех его чудес есть еще одно — прекрасный пресноводный жемчуг. Перлы Охридкого озера отличаются своими крупными размерами, сопоставимыми с размерами морского жемчуга, и он имеет очень нежные матовые оттенки. Он подкупает своей нежностью и тем, что, если девушка наденет его, украшение не войдет впереди девушки. Мы купили замечательное колье из нескольких слоев проволоки с нанизанными в случайном порядке жемчужинами. На платье оно будет выглядеть как роса. Очень нежно и необычно. «А цена?» — спросите вы? А цена этому изделию 500р. «А вы уверены, что этот жемчуг настоящий?» — Вопрос вполне закономерный. Да, жемчуг настоящий. По возвращению в номер, покупка была подвернута экспериментам с целью проверить истинность жемчуга.
Все поверки были пройдены. Единственное, что надо будет сделать — заменить проволоку на серебро. Причем, зайдя в ювелирный магазин, чтобы сравнить цену, там точно такое же колье стоило почти пять тысяч. Но там, мне думается, все-таки серебро + бренд. На этом наш приступ шопоголизма, наконец, закончился и мы выдохнули. Но, уверяю вас, что в городе есть еще очень много занимательных и любопытных мастерских, которые могли бы оригинально украсить ваш дом или вас самих.
Закончив с покупками, мы отправились исследовать достопримечательности дальше. Путь наш лежал к римскому амфитеатру. Я не могу сказать, что он очень хорошо сохранился до наших дней, но, тем не менее, различные концерты и фестивали на его орхестре проводятся до сих пор. Эта тема вообще стала очень популярна в странах, где сохранились античные театры. Как артист, могу сказать, что выступать на таких площадках — большая ответственность и вызывает массу эмоций у многих артистов — ведь это воистину историческая сцена, с которой началось наше театральное искусство! На ней особый дух, особая атмосфера. Где-то она более тяжелая (в основном в римских амфитеатрах — но тут особая историческая специфика), где-то менее, но всегда это вызывает в душе трепет и волнение. Для провинции этот театр достаточно крупный. Построен он был на границе III—II вв. до н. э. и является театром эллинистического типа. Когда-то он был украшен богатым декором, но сейчас остатки былой роскоши выставляются в музее Охрида. Впоследствии, театр был перестроен по римскому типу: были убраны нижние места, достроены катакомбы для гладиаторов и звериные клетки, сверху был достроен эпитетерон, увеличивший количество зрителей до пяти тысяч. С приходом в Охрид христианства в IV в., театр пришел в запустение, а мраморная облицовка была использована для строительства первых христианских базилик. За многие века забвения театр был практически полностью разрушен и застроен местными жителями. Только в первой трети XX в. русским искусствоведом было сделано предположение, что в Охриде должен находиться свой театр. Его догадка подтвердилась в 50-60гг. Театр был обнаружен и находился в очень плачевном состоянии. Первый спектакль, спустя почти двадцать столетий, на орхестре театра был дан в 2001 году.
И последним пунктом нашей программы стала церковь Иоанна Канео — самая главная жемчужина Охрида. Расположенная на скальном выступе, и выступающая и нависающая над самым озером, церковь стала визитной карточкой города и напечатана на большинстве туристических открыток. И она это заслужила. Ее месторасположение действительно уникально и захватывает дух. С этого мыса открывается панорама на побережье озера, насколько хватает глаз. Сама церковь, построенная до XIV века, как будто парит над бирюзовой гладью озера. Это одна из немногих действующих и одновременно открытых для туристов церквей. Удивительно — в Охриде очень много небольших и очень старых церквей. Но все они закрыты. Когда бы мы не пришли — на дверях висит замок. Поэтому, посетить македонское богослужение нам так и не удалось, хотя у меня была такая цель. Но вернемся к церкви Канео.
Время постройки церкви неизвестно. Но по существующим данным она была построена до XIV в. Обнаружилось это таким образом, что были найдены документы, в которых указывалось, что в подчинении церкви находилась деревня, существовавшая в этот период времени. Вот такой детектив. Но история у церкви печальная. С приходом к власти турок, церковь была заброшена (примерно в XVII в.). Но, несмотря на это, церкви св. Иоанна Канео удалось сохранить свои уникальные фрески, которые очень подробно рассказывают об иконографии средневековой Македонии. Внутри церкви сохранилось ее очарование — несмотря на то, что фрески сохранились лишь частично, в церкви сохраняется непередаваемая атмосфера тайны, святости и сакрального присутствия Бога. Полумрак, царящий в церкви, клубы фимиама, поднимающиеся к единственному куполу, усиливают эффект присутствия, кажется, что эта церковь — живая, что в ней живет Он, Дух Святый. Еще очень здорово, что несмотря на то, что церковь является второй по значимости достопримечательностью Охрида (на первом месте, разумеется, находится озеро), в ней практически никого не было. Мы с Василисой были там вдвоем. Даже смотритель куда-то вышел и впоследствии не взял с нас оплаты (да, посещение церкви платное).
До заката оставалось не так много времени, и мы решили остаться на утесе Канео и встретить его там. По мере того как солнце клонилось к горам на противоположном берегу, воздух как будто становился плотнее, окрашивая мир в различные теплые оттенки золотого.
Вода окрасилась в удивительный цвет — голубовато-золотистый. Солнце, опускаясь все ниже и ниже, медленно краснело и увеличивалось в размерах, окрашивая небо в оттенки красного яблока. Последний луч погас за вершинами гор и незаметно наступили сумерки. Венера первая появилась на небосводе еще до того, как солнце исчезло за горизонтом. Одинокая звезда-денница, старающаяся затмить своим отраженным сиянием истинную звезду, одиноко висела над городом.
Затем, потихоньку, неуверенно, стали зажигаться и другие звездочки, а вслед за ними и стилизованные под Новое время фонари. Дневная жара наконец спала и с озера задул легких прохладный бриз. Из домов неуверенно, приодевшись, стали выползать местные жители — настала вечернее время жизни курортного городка. Открывались рестораны и кафе, зазвучала музыка из различных районов города — самая разнообразная! — от стилизованных песен трубадуров и труверов, до Despacito. И мы, немного приодевшись — вечерами в Охриде становится действительно прохладно, пошли искать где можем подкрепиться. Накануне вечером мы заприметили один ресторан, в котором была живая музыка и мы решили, что поужинаем там. Единожды туда попав, мы его посещали каждый вечер, пока были в Охриде. Сервис, музыка, кухня — все было изумительно! После достаточно скромной еды в Албании — это был праздник живота и праздник для глаз. И, что характерно, по очень понятным ценам.
Следующий день у нас был менее насыщен. Мы решили, что после насыщенного забега по достопримечательностям вчерашнего дня, сегодня мы отдохнем. Утром мы посетили крепость Самуила и церковь Пресвятой Богородицы Перивлептос с музеем икон.
В крепость царя Самуила мы решили идти со стороны озера, минуя при этом самый старый университет Охрида (со слов хоста) и расположенного неподалеку монастыря Св. Климента и
Пантелеймона. Этот монастырь — реконструкция (2002 г.) когда стоявшего на этом месте одноименного монастыря. Изначально монастырь был основан в IX в., но, по обыкновению, с приходом османов сначала был разрушен и на его месте была возведена мечеть Имарета. Монастырь представляет собой пятинефную базилику. При восстановлении был использован оригинальный фундамент. В нижних ярусах монастыря даже сохранились оригинальные фрески. И сюда перенесен отец-основатель монастыре Св. Климент. На территории монастыря до сих пор ведутся археологические раскопки и какая-то стройка.
От монастыря дорога к крепости поднялась круто вверх. Мы очень удачно выбрали свой маршрут, поскольку, таким образом обошли многочисленных торговцев сувениров и никто нам не предлагал купить пару-тройку лишних пылесборников. Итак, крепость царя Самуила. По данным македонских археологов, первая крепость на этом месте была построена немного ни мало в IV в. до н. э., и даже высказываются предположения о том, что крепость была заложена Филиппом II Македонским. Насколько это так или нет — утверждать не берусь, но, учитывая культ Александра Македонского в Македонии (прошу прощения за каламбур), я отношусь к этой информации с некоторым скепсисом. Но стоит признать — во времена Римского владычества крепость на этом месте действительно стояла. О ней упоминает Тит Ливий (III в. до н. э.), а в IV—V вв., во времена Великого переселения народов, крепость успешно выдерживает осады варваров, а в дальнейшем переходит под юрисдикцию Византии. Свой нынешний облик крепость приобретает в начале X в. во времена Первого Болгарского царства царем Самуилом. Сегодня внутри самой крепости ничего особенного нет, но с нее открываются красивые виды на Старый и Новый город, и, разумеется, на озеро.
На обратном пути мы наткнулись на местного представителя местной фауны — черепаху. Я ее заметил совершенно случайно, буквально боковым зрением, мне показалось, что среди деревьев что-то движется. И точно! Небольшая средиземноморская черепаха степенно ползла куда-то о своим делам, когда ее заметили двуногие. Немного поснимавшись с Тортиллой, мы отпустили ее там, где нашли и пошли по своим делам дальше.
Накануне вечером мы увидели афишу, что где-то в городе будет проходить хоровой фестиваль с участием русских коллективов. Мы решили, что стоит посетить это культурное мероприятие, но было бы неплохо найти церковь, в котором это будет происходить. Мы наивно полагали, что фестиваль будет проходить в Старом городе и решили, что нужная нам церковь видна во-о-он там, из окна видно. И очень здорово, что мы дошли до нее. Разумеется, это была не церковь, в которой будет проходить фестиваль, но это оказалась другая очень яркая достопримечательность Охрида — церковь Пресвятой Богородицы Перивлептос. Церковь построена до XIII в. Как и в случае с ц. Иоанна Канео, дата ее основания — тайна, покрытая мраком истории. Во времена Османского владычества эта была одна из немногих церквей, которая не была закрыта. Она на долгие годы стала усыпальницей для главного святого города — святого Климента. Церковь изобилует множеством сохранившихся до наших дней фресок, позволяющих воссоздать для себя полное убранство средневекового храма. Богатые насыщенные цвета фресок, их детальность, поражают воображение. Церковь богата не только на фрески — в ней очень много архитектурных украшений, которые можно очень долго рассматривать: выложенные кирпичом монограммы «IX» («Иисус Христос»), рыбы, шахматные поля… Вся эта христианская символика переплетается удивительным каменным кружевом, описывающим главную драгоценность храма — фрески. Как и во многих других церквах Македонии съемка запрещена, поэтому, увы, показать удастся лишь снятые из-под полы на телефон кадры.
Рядом с церковью находится музей икон, где представлены иконы из разных областей Македонии и разной давности. Экспозиция интересная и рекомендуема для посещения.
После всего увиденного, мы решили, что нам достаточно на сегодня культурных деликатесов и пора бы уже искупаться в этих манящих прозрачных водах озера. На территории города есть несколько муниципальных пляжей (мы насчитали три). Два из них понтоновые, а третий расположен практически за городом. Вода в озере очень чистая и прозрачная. Кажется, что ты плывешь сквозь жидкий сапфир или топаз. Сидя на берегу, видно дно и от этого сложно рассчитать глубину. Температура воды очень приятная — не холодная, но и не слишком теплая — освежиться шансы есть.