О том, как празднование венгерского миллениума преобразило город или небольшой ликбез по истории Венгрии
Ну что, друзья, Будайский холм взят! Если вы приезжаете в Будапешт на один день смело начинайте с него, именно там расположены основные, как это стало модно говорить у тревел-блогеров, must see венгерской столицы. Но это было вчера и было в предыдущем рассказе. А сегодня мы покоряем Пешт.
Те, у кого в столице Венгрии один день или даже два, скатившись кубарем с Будайского холма и форсировав Дунай, со скоростью близкой к скорости звука, а порой и даже света, пытаются исследовать и Пешт, увидеть поближе то, что они только что видели с высоты противоположного берега.
Само собой это здание Парламента — венгерского Вестминстерского дворца, базилика Святого Стефана, улица Ваци, ну и остальное, на что хватит времени.
У нас в Будапеште было пять полных дней, неиссякаемые силы тренированных мужских организмов (это, понятное дело бахвальство — силы очень даже исчерпаемы, а организмы потрёпаны временем) и здоровое любопытство (что есть, то есть) поэтому мы начали исследовать Будапешт с Варошлигета.
Не скажу, что это слишком оригинально, турист там не редкость, ибо это самый центр города и это самое, что ни на есть, извиняюсь, must see.
Варошлигет это центральный городской парк венгерской столицы, рядом с центральной площадью Героев, которой в свою очередь заканчивается (или с неё начинается) центральная улица Будапешта, именуемая проспект Андраши. Обойти всё выше обозначенное, наш план на первую половину дня. Вперёд!
Идти мы будем по маршруту венгерского миллениума — торжества венгерского национализма. Немного мудрёно завернул, сейчас поясню, что я имею в виду, заодно и проведу обещанный в заголовке ликбез по истории Венгрии.
В середине 19 века в Венгрии проснулся дремавший многие десятилетия национализм. Просыпался он тяжело, начав с поражения революции 1848–1849 годов, организованной националистически настроенной молодежью объединённой под началом поэта Шандора Петефи. Но это было только начало, уже в 1867 году венгерской элите удалось добиться федерализации в империи Габсбургов, когда появилась единая Австро-Венгерская монархия из двух суверенных государств. Затем последовали тридцать лет буржуазных преобразований, экономического роста и возрождения национальной идеи.
Как, нельзя, кстати, появился и повод прославить своих потомков, увековечить их память, объединив на этой основе венгерскую нацию. Таким поводом стал тысячелетний юбилей «обретения родины», как мило в Венгрии называют события тех давних лет.
Вообще — то родина их в Приуралье, как мы в прошлый раз выяснили, венгры близкие родственники таких народов, как ханты и манси. Много столетий ведя полукочевой образ жизни в степях между Волгой, Доном и Кавказом мадьярские племена в 9-м веке перешли Карпаты, после чего и произошло их «обретение родины».
На самом деле мадьяры забрали то, что плохо лежало. Когда-то территория будущей Венгрии была римской провинцией Паннонией, но слабеющая Римская Империя в 5-м веке оставила эти земли, по которым прошлись, воюя друг с другом, многие племена и народы. И только венгры остались здесь навсегда, сделав эти благодатные равнины своей новой родиной.
Но причём здесь городской парк Варошлигет, площадь Героев и проспект Андраши скажите вы. Всё дело в праздновании тысячелетия «обретения родины», изменившей облик города.
Бутафорский замок парка Варошлигет
Тогдашнее венгерское правительство, учитывая важность момента, ещё загодя поручило Венгерской академии наук вычислить точную дату «обретения родины». После долгих споров учёные пришли к выводу, что «…территория современной Венгрии не была заселена мадьярами до 888 года и овладение ею завершилось до 900 г." Если нет точной даты, то тогда её надо придумать. Сначала годом празднования был определен 1895, но, не успевая с подготовительными работами, торжества перенесли на 1896 год.
Готовились к празднованию серьёзно, так чтобы и у венгров и у многочисленных гостей торжеств навечно в памяти отложилось величие прошлого венгерской нации. Масштаб строительства был впечатляющим, именно тот юбилей определил современный облик нынешнего Будапешта.
Тогда существенно реконструировали Будайскую крепость, построив на крутом берегу Дуная Рыбацкий бастион и отреставрировав церковь Матьяша.
В Пеште пустили подземную трамвайную линию — первое на континенте метро, а от центра города до парка Варошлигет проложили широкий проспект, назвав его в честь графа Дюлы Андраши — революционера, заочно приговорённого в 1867 к смертной казни, но в итоге ставшего первым министром иностранных дел двуединой монархии. Проспект Андраши завершился архитектурно — скульптурным комплексом площади Героев.
Что касается парка Варошлигет, то на его территории организовали выставочные павильоны, демонстрирующие достижения в сельском хозяйстве, промышленности, образовании и тому подобное, что-то типа нашего ВДНХ. Чтобы подчеркнуть единство исторической судьбы Венгрии и целостность её территории, в центре парка возвели точные копии знаменитых архитектурных сооружений или их отдельных частей, расположенных в различных районах страны, в том числе замка Вайдахуняд в Трансильвании.
Под таким именем — замок Вайдахуняд — этот построенный комплекс сооружений сохранился и до наших дней. Изначально этот замок выглядел как деревянные декорации к одному из исторических спектаклей — представлений в программе празднования, но позже, по многочисленным просьбам жителей города, был построен каменный замок.
Его открытие состоялось в 1904 году. Получается что этот замок никакой не древний, как это можно подумать, увидев его первый раз, а своеобразная бутафория, построенная для развлечения публики.
С этой целью он справляется великолепно, на территории замкового комплекса всегда много туристов. Ведь редко когда увидишь объединённые в рамках одного строения различные архитектурные стили: барокко, готика, ренессанс и романтический стиль.
Сейчас во всём этом великолепии разместился сельскохозяйственный музей, в который мы понятное дело, не пошли, но с удовольствием прогулялись по территории парка, весьма живописной благодаря находящемуся там искусственному озеру.
Есть в парке Варошлигет одна примечательная скульптура сидящего человека в длинном плаще с капюшоном скрывающем его лицо. Этого человека называют Анонимус, он монах и одновременно хронограф одного из венгерских королей.
Ему приписывают авторство произведения под названием «Деяние венгров», написанное на латинском языке в середине 12-го века. Из названия понятно, что произведение посвящено древней истории венгров. В левой руке Анонимус держит книгу, а в правой перо, наполированное до блеска простофилями туристами, в надежде наудачу или, на счастье.
На площади Героев
Площадь Героев огромная и пафосная, с множеством монументов, отягощённая смысловой нагрузкой.
В самом центре её высокая колонна, которую венчает скульптура архангела Гавриила на земном шаре с короной короля Иштвана и апостольским крестом.
Таким оригинальным образом, устроители задумали обыграть переход венгров в христианскую веру. Мол, однажды ночью будущему королю Иштвану I во сне явился сам архангел Гавриил и надоумил обратить свой народ в христианство.
Красивая сказка. На самом деле венгерский король уступил военному и политическому давлению католического Запада, но любой религии нужен красивый антураж: мифы, легенды, позолоченные купола…
В любом случае, коронация Иштвана (Стефана) I, (ставшего первым христианским королём, впоследствии канонизированного), на рождество в 1000 году, событие основополагающее в венгерской истории и оно не могло не быть отраженным в таком символическом месте.
У подножия монумента расположились вожди семи мадьярских племён, так удачно пришедших в своё время на эти земли, включая вождя Арпада, основателя первой династии венгерских королей -Арпадовичей.
За колонной архангела Гавриила разместились две полукруглые колоннады, посвящённые героям Венгрии.
Там установлены их бронзовые статуи. По удивительной случайности все эти герои — венгерские короли: представители династии Арпадов, Анжуйской династии и трансильванские князья.
Хотя нет, затесался среди них и один настоящий герой — борец за свободу венгерского народа — Лайош Кошут. Герои страны в привычном для большинства понимании — солдаты, павшие в мировых войнах, на площади героев всё же отмечены каменной плитой, возле которой по торжественным дням стоит почётный караул.
Не Елисейские поля, не Невский проспект, но проспект Андраши
Проспект Андраши широкий и прямой как взлётно-посадочная полоса, кстати, и длина у него подходящая — что-то около 2, 5 км.
Большинство рекламных туристических буклетов называют этот проспект Елисейскими полями в будапештском исполнении, намекая на сходство столицы Венгрии с Парижем. Встречаются аналогии главной улицы Пешта и с Невским проспектом. Мне эти сравнения показалось несколько натянутыми, разве что во всех вышеуказанных случаях, это парадные улицы столичных городов с присущими таким улицам атрибутами, как-то дорогие магазины, рестораны, известные достопримечательности, шик, блеск и дороговизна.
Говорят, что проспект Андраши самое лучшее место в Будапеште для элитного шопинга. Наверное, это так и есть, но в этом вопросе я точно не специалист. Мимо витрин солидных магазинов, которых, там понятное дело, множество проходил абсолютно равнодушно. Так что ничего вразумительного по этому поводу не скажу.
Я лучше тему возрождения венгерского национального самосознания продолжу, раз уж взялся, да и интересно это мне.
Во второй половине 19-го века этот проспект формировался как новая «парадная витрина» венгерской столицы. Участки раздавались, вернее, продавались под строительство аристократии, промышленникам, творческой элите. Со временем и появилось всё это великолепие: дворцы, виллы, музеи или тот же оперный театр.
Но не будем забывать о поводе для строительства этого проспекта — демонстрация величия подвига предков, единение нации, и всё остальное в том же духе. Этому на проспекте Андраши есть много свидетельств и напоминаний.
Вот, например, на круглой площади Кодая, первой попавшейся нам по ходу движения, в скверах с платанами установлены четыре памятника национальным героям Венгрии, совершивших свои подвиги в битвах с османами.
Обойти тему войны с Османской империей устроители будущих торжеств конечно не могли. Ведь после завоевания Венгрии султаном Сулейманом это государство на несколько веков полностью исчезло с политической карты мира. Одна её часть превратилась в провинцию Османской империи — так называемую Османскую Венгрию, вторая вошла в состав Габсбургского государства, а третья, в Трансильвании, хоть и осталась под властью венгерских феодалов, но выплачивала османам свою дань.
Поэтому понятно, что тема изгнание турок и война за независимость максимально соответствовала повестке предстоящего празднования. Для этого и отдавали дань памяти героям, бившихся с ненавистными османами.
Расскажу для примера, про подвиг одного из них. На площади Кодая установлен памятник Миклошу Зриньи, венгерскому и хорватскому государственному деятелю, полководцу, участнику многих сражений в период войн с Османской империей.
В 1563 году Зриньи был главнокомандующим венгерскими войсками и комендантом крепости Сигетвар, расположенной на берегу Дуная. Он с честью отражал осаду крепости от многочисленного войска султана Сулеймана, не поддаваясь на обещания получить должность в Османской Империи, также, как и на угрозы расправы. После нескольких недель осады, когда в крепости начался пожар, главнокомандующий с небольшим отрядом бросился в гущу рядов противника и героически погиб. Но подвиг его состоял не только в этом. Перед своей последней атакой он приготовил туркам сюрприз: когда враги ворвались в крепость, они внезапно взлетели на воздух, так как в пороховые погреба заранее были заложены горящие фитили. Султан тогда потерял около двадцати тысяч воинов. Согласитесь, достойный пример воинской славы.
В своём дальнейшем описании проспекта Андраши мне бы не хотелось конкурировать с многочисленными путеводителями по Будапешту и подробно описывать встречавшиеся по пути достопримечательности.
Однако, есть на этом проспекте одно место, которое связано событиями в венгерской истории, произошедшими гораздо позже празднования тысячелетия обретения венграми родины. И вот про это место я упомяну, потому как посещение его оставило у меня противоречивые чувства.
Это, так называемый, Дом террора- музей памяти жертв фашизма и коммунизма, расположенный в здании управления политической полиции ВНР, аналога советского КГБ.
Сама попытка объединить в одном месте наследие двух режимов - коммунистического и фашистского, уже очень спорна. Я понимаю, что политический строй сложившийся в Советском Союзе был далёк от демократических идеалов.
Также понимаю, что у венгров есть серьезные претензии к Советскому Союзу, в том числе по поводу депортации 600 тысяч венгров в СССР сразу после войны, произведённой в качестве компенсации материальных потерь нанесённых нашей стране во время Великой Отечественной войны.
Согласен, что много невиновных людей были преданы военному трибуналу и отправлены в качестве наказания на восстановление советской промышленности, при этом многие погибли от голода, холода, эпидемий так и не вернувшись домой. В том числе и этим скорбным событиям посвящены экспозиции музея.
Совершенно обоснованы претензии венгров и к событиям 1956 года, когда здесь на проспекте Андраши гибли мирные люди, а также претензии к гонениям на диссидентов в ВНР, пытавшихся разрушить так называемый железный занавес, чей образ, в виде висящих ржавых цепей, установлен перед входом в Дом террора.
Но, тогда должна быть дана оценка и неоднозначной роли в Венгрии во второй мировой войне. Не должны быть оставлены без внимания и такие неприятные темы, как -то, что обычные жители Будапешта не только не мешали фашистам уничтожать евреев, а очень даже активно этому способствовали.
Тема злодеяний фашистского режима в этом музее, несмотря на название, практически не представлена, зато коммунистического более чем. Вот такое моё мнение после посещения этого музея под названием Дом террора.
На этом планирую завершить свой репортаж с проспекта Андраши, но не из Будапешта, хочется ещё кое-о чём вспомнить.
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия