«Храм — это место, где душа встречается со Христом»
1988 год. Мы жили в советском государстве, где мысли о Боге прятались глубоко в душах людей. «Было время — разбрасывать камни, пришло время — собирать камни». Разбрасывать легче камни, чем созидать. Граждане Советского Союза в 80-х годах пытались соблюдать некоторые правила. Мы крестили своих детей, но не каждая семья. Маленькими шажками человек, воспитанный на заповедях социализма, шел тихо, тайно, крадучись в церковь. Почему? Может это в нас заложено?
Ярославль — православный город. Площадь имени Федора Волкова. Рядом, на противоположной стороне улицы, находится первый женский Казанский монастырь.
Архитектурное и духовное сокровище Золотого кольца России. Сегодня это действующая обитель 17 века с тремя храмами и деревянной звоницей, которая наполняет округу переливами колоколов.
Миллионы туристов приезжают в монастырь, чтобы поклониться образу Казанской Божией матери.
Строительство Казанского монастыря началось в очень сложное и трудное время для страны, «когда над Россией носилась туча кровавых смут самозванцев и свирепость поляков и литовцев, когда царь Василий Иоаннович Шуйский колебался на русском престоле и город за городом сдавался второму Лжедмитрию." С основания и до закрытия Казанская обитель была единственным женским монастырем в Ярославле.
Первообразом ярославской святыни стала икона Пресвятой Богородицы, чудеснообретенная в Казани в июле 1579 года, через 27 лет покорения Иваном Грозным Татарского ханства. Легенда гласит: «Незадолго до этого события на Казань обрушилось страшное бедствие — невиданной силы пожар уничтожил многие дома и половину кремля. Мусульманское население города восприняло случившееся как гнев Божий, который покарал христиан…." Матроной, жительницей Казани, был найден образ в земле, икона, сиявшая несказанным светом. Данный образ прославился чудесными исцелениями и получил наименование Казанского. 17 век — монастырские постройки все были почти деревянные. Позже появились каменные: Казанская церковь, церковь Иоанна Предтечи, Сретенская церковь и Покровская.
Ранее я рассказывала вам, что Петр I поощрял развитие в стране заводского предпринимательства. Оно сыграло важную роль для Казанской обители, для ее экономического развития. В Ярославле возникло большое количество разных фабрик — полотняных, кожевеных, масляных, железоделательных. Родился новый слой местных предпринимателей: купцы Затрапезновы, Оловяншниковы, Сорокины. Позже — Понизовкины, Кузнецовы, Градусовы, Вахромеевы, Пастуховы, Дунаевы и так далее. Они начали заниматься церковной благотворительностью, жертвовали огромные деньги монастырям и строили сами новые церкви на Ярославской земле. Середина 19 века — пора рассцвета женских монастырей на русской земле.
Всё не вечно. Со временем каменные постройки монастыря стали приходить в упадок.
Была построена каменная монастырская ограда с двухэтажными башнями вокруг Казанского собора, одноэтажный келейный корпус для сестер. Успенский храм одолжил Казанскому собору денег и церковь была отстроена вновь. Были заложены первые камни в основании теплой церкви в честь Покрова Богоматери с пределами Николая Чудотворца, Иоанна Предтечи и Колокольни.
В настоящее время теплый Покровский храм — одноэтажное сооружение, увенчанное куполом.
Внутри церковь освещается большими окнами.
Своды опираются на четыре столба.
У церкви два входа. Один со двора монастыря, второй с улицы Трефолева. В прошлые годы в храме находился планетарий.
Из окон городского транспорта я часто смотрела, проезжая мимо, на Казанский собор, он был без крестов, словно молчал. Заговорил лишь недавно. Звон колокола зовет к себе людей.
На территории монастыря в 1881 году была построена третья церковь в честь праздника Сретения Господня.
Это небольшая уютная теплая церковь, по стенам и потолку расписанная божественными картинами. Пол в церкви и алтаре сплошь устлан коврами. Все так торжественно. Строилась одновременно каменная четырехъярусная колокольня.
Её высота достигала 60 метров, в нижнем ярусе находились святые ворота, в третьем висели колокола. Колокол Благовестник весом 325 пудиков был отлит купцом Оловянишниковым, также был отлит им и колокол весом в 125 пудов и поднят на новую колокольню. Сама звонница не сохранилась, на ее месте сегодня стоит маленькая деревянная колокольня.
Казанский собор представляет собой выстроенное в стиле позднего классицизма прямоугольное здание с одной полукруглой апсидой, его входы с открытыми лестницами, оформлены многоколонными портиками — шесть колонн с главного западного фасада, по десять — у северного и южного. Общее впечатление от собора передал нам Аполлинарий Платонович Крылов: «…иконостас блестит золотом, местные иконы греческого стиля — в богатых ризах. Стены алтаря, церкви и паперти расписаны изображениями святых…, трезъярусный золоченый иконостас». Настенные росписи были выполнены художником Тимофеем Медведевым, прошедшим обычную школу мастеров. Он многое перенял у великих итальянских живописцев эпохи Возрождения Рафаэля, Леонардо да Винчи, копируюя их творения.
Я не буду перечислять то, что было раньше. Давайте посмотрим на то, что сохранилось и вновь сделано сейчас. Реставрация еще не закончена.
Со времен основания и до закрытия Казанский монастырь являлся одним из крупнейших среди обителей Ярославской епархии.
Но и его постигла горькая участь в 1918 году. В Дни подавления белогвардейского мятежа шквал артиллерийского огня прошелся по всему городу, не пощадив ни жилые дома, ни храмы и монастыри. Колокольня Казанского монастыря была разбита, два колокола упали вниз, сгорели многие монастырские постройки. Позже колокольня была снесена, ее уничтожили полностью. В первые годы советсткой власти на территории обители образовался концлагерь, так в августе 1920 был сформирован эксплуатационный полк для буржуазии, разместили этот полк в концлагере «№ 2 на земле святой обители. Позже военнопленные высылались на север в другие лагеря. Лагерь был закрыт в 1922 году. Монастырь перестал полностью существовать. Храмы служили складами. В 1931 многие церкви были переданы на слом. В монастыре сохранились только собор и две церкви, остальные все постройки перешли в пользование Яргорсовета. Прекрасный архитектурный ансамбль, еще недавно украшавший центральную часть города, был обезображен. Обезглавленные монастырские храмы, лишенные былого величия, слились с обычными зданиями и даже в памяти многих горожан обитель как бы перестала существовать. Монахини разбрелись по другим монастырям, церквам и просто были сосланы в лагеря на вечное поселение.
Я видела несколько бывших монахинь из Казанского монастыря на севере, в Салехарде. Моя преддипломная практика проходила в городе Лабытнанги. Молча я смотрела в их темные глазницы, сердце переворачивалось и слезы текли по лицу.
Казанский монастырь. Смотрите на его церкви и запоминайте его таким, каким он стал сейчас.
1 августа 1998 года в день преподобного Серафима Саровского по прошению прихожан и ходатайству архиепископа Ярославского и Ростовского Михея, по благословлению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия в Ярославле спустя 80 лет был вновь открыт Казанский монастырь. Полностью он был освобожден в 1999. Труд заводских столяров хорошо виден сегодня в Казанском храме — наградные двери, балюстрада на хорах. Вокруг столпов и на стенах стоят иконы в строгих белых с золотом киотах.
Акустическое оборудование покупалось и оплачивалось ярославскими заводами. Много сил и времени отдавали люди для восстановления обители. В прежние времена главным украшением были росписи на стенах, созданные Тимофеем Медведевым. Современные ярославские специалисты с замечательным реставратором Е. А. Чижовым бережно и добросовестно восстановили сохранившуюся живопись на сводах куполов.
Возвращение каменной колокольни еще предстоит. А сейчас рядом с собором построена небольшая деревянная звонница, ансамбль колоколов для нее был отлит и подобран на заводе Николая Шувалова. Здесь же вы видите деревянный памятный крест, установленный в 2003 году. Современная история показывает, что монастырь живет полнокровной жизнью, стоит только попасть в этот маленький, ухоженный, расположенный посреди городского шума и суеты мир, сердце наполняется высоким духовным настроем и тихой благостью. Обитель не отделена от городской жизни высокими стенами, на ее территории находится реабилитационный центр. С 1 сентября 2006 года сюда переведена Ярославская православная гимназия имени святителя Игнатия Брянчанинова.
Я зашла в гимназию, веселые ребятишки спускались вниз по лестнице. Занятия в гимназии начинаются в 9–00 утра. Заканчиваются около 14–00. Для учеников и учителей в трапезной есть обед и полдник. Обучение в гимназии платное. Все возвращается на «круги своя» и ярославская обитель воскресает.
Наша православная земля гордится своими храмами. Федоровская, или Николо-Пенская церковь была построена жителями толчковской слободы. Николо-Пенский теплый храм и Николо-Пенский зимний храм, позже был назван Федоровской церквью.
Летописи умалчивают о битве ярославцев с татарами. Уже праправнуки стали взрослыми у того поколения ярославцев, которое с детства знало о покровительстве Святого Федора городу и людям. Князя Федора при жизни называли «Черным», вероятно, от смуглого лица его и черных волос. И тем славен был князь, что при его правлении Ярославский край был застрахован от тех зол, какие терпели другие города и княжества от татарского ига.
О пребывании Федора Черного в Золотой Орде.
Некогда отправился к татарскому хану Менгу-Темиру ярославский князь Федор Ростиславович, чтоб заявить свою обиду на властолюбивую тещу княгиню Ксению — та, воспользовавшись смертью дочери, сама захотела править Ярославским княжеством. И прежде бывал князь Федор в Орде и всегда восхищал своей доблестью ханский двор. Сам хан приглашал его к столу и угощал из своей чаши, а ханша настолько увлеклась его красотой, что давно мечтала выдать за него дочь. Но не мог Федор взять в жены царевну, не единоверную с ним. И сказал он хану: «Женюсь на твоей дочери, если примет она крещение». Менгу-Темир согласился и даже сам спросил разрешения на брак у Цариградского Патриарха. Получив благословение, дочь хана крестилась и в святом крещении была названа Анною. В награду от себя Менгу-Темир отдал Федору в обладание 36 городов и окружил молодых роскошью и блеском. Родились у них в Орде два сына, названные в святом крещении Давидом и Константином. В течении всей своей жизни князь Федор стремился поднимать дух угнетенного народа. Он строил в Орде провославные храмы для русских пленников, занимался возведением церквей и по возвращению в Ярославль. Через несколько столетий после его кончины, Федора Черного причислили к лику святых всероссийских. Целые века его рака (шлем), хранившаяся в Спасском монастыре, приносила благодатную силу для всех, кто припадал к ней. В 1988 году она была передана в Федоровский кафедральный собор.
В 1884 году на средства Н. Н. Свешникова и прихожан с южной стороны церковной ограды была сооружена часовня. В часовню была поставлена большая старинная икона Федоровской богоматери. Часовню осветили на праздник Покрова Богоматери. К концу столетия в городском обиходе и в печати приход стал называться Федоровским. В приходе до советской власти действовала церковная школа.
Сейчас также возобновлены занятия в приходской школе, есть библиотека. В послереволюционное время Федоровская, а затем Николо-Пенская церковь заняла особое место не только среди закоторосльных, но и всех храмов города. Федоровский большой собор и Никольская церковь стоят за рекой Которосль в Ярославле. Многие туристы даже не догадываются о её существовании. Приходская Никольская теплая церковь волей судьбы заняла главное место в городе,
став кафедральным собором ярославской епархии. Не будем с вами путать. На территории Федоровского кафедрального собора сейчас стоят две церкви — Никольская и Федоровская. Общее название Федоровский приход.
В 1988 году была проведена реставрация сводов и кладки стен, был усилен фундамент столбов, укреплены подпружные арки. Федоровский приход является хранителем как прежних, так и вновь обретенных святых реликвий.
Главная святыня собора — икона Федоровской Богоматери не сохранилась. Фотография иконы находится в музее-заповеднике. Нынешняя храмовая икона стоит в местном ярусе Федоровского собора. В Никольском нижнем храме,
как и ранее, находятся иконы, к которым прихожане относятся с особым благоговением и обращаются к ним как к чудотворным: это старинный, изысканно украшенный образ Николая Чудотворца в житии и икона Богоматери Федоровской. Зайдя на территорию Федоровского прихода три года назад, мне навстречу попалась сестра Евлампия, так она себя назвала. Поманила к себе пальцем, достала ключи большого размера из рясы и повела меня в Николо-Пенский храм. Мы вошли в церковь, поднялись наверх и Евлампия показала старинные иконы, а также потайную дверь и сказала: «Это подземный ход, он ведет в верхний Федоровский собор».
Не знаю восстановлен он сейчас или нет? Но только попасть в Никольскую церковь можно лишь в великие праздники во время службы, например 19 декабря, каждого года. Главные достопримечательности верхнего Никольского храма — Федоровского собора, освященного владыкой Кириллом: стенописный образ Николая Чудотворца в богатейшей ризе и местная икона Богоматери — Нечаянная радость. В последнее время собор преобразился, сделан новый плиточный пол, выполнены пять паникадил и другая церковная утварь. К Федоровскому приходу относится и Крестильный храм святого Князя Владимира. На территории прихода много деревьев, зелени и цветов. Удобные скамеечки стоят среди трех храмов, каждый кто захочет отдохнуть, может зайти, посидеть здесь или погулять с детьми. Вокруг тихо и спокойно. Наш рассказ заканчивается, мы возврщаемся с вами в реальную жизнь, полную открытий для нас.