В который раз выбираю Рим направлением для своей зимней поездки. Там тепло, ниже +10 температура не опускается, дожди льют очень редко. Совершенно комфортное место зимой. А моим путеводителем по Риму стали итальянские презепе.
На фото главное презепе римской площади Navona. Площадь служит основным местом проведения рождественской ярмарки в столице Италии. Народу очень много, поэтому сценка прикрыта стеклом. Интересно, что по «навонской» версии на ДР Христа в Вифлеем явился даже индийский слон.
Лавка по продаже запчастей для домашнего презепе.
Ещё одна лавка. По сути презепе — это кукольные домики на религиозную тему. Всевозможных фигурок, деталек продаётся тысячи. Можно хоть всю жизнь собирать свою уникальную композицию. Но стоит это недёшево.
«Шляпник»… Навонский. Не презепщик, но работает в тех же новогодних рядах. Да и изделия его сильно напоминают праздничное столпотворение фигурок из презепе.
Неплохая основа для будущего вертепа… Даже камушки можно прикупить. Фигурки, фигурки… В них можно утонуть в этих фигурках с рождественского базара.
Снова Навонская лавка… Каждая статуэтка оценивается порядка 20 евро. И это дешёвые образцы.
Художник-трафаретчик. Занятие вроде не хитрое, но картинки получаются яркими и привлекательными. К тому же рождаются у вас на глазах.
Общий вид самой площади.
Презепе в соборе San Pietro in Vincoli. Рим.
Верблюжьи караваны и явно мусульманский город с минаретами на заднем плане. Нулевой год. До рождения пророка Мухамеда ещё лет шестьсот.
Церковь San Pietro in Vincoli находится на холме между Колизеем и улицей Via Cavour. Возникла в пятом веке, что-то с ней связано. Но в подробностях я не разбирался.
Презепе в церкви Santa Maria in Trastevere. Здесь всё святое семейство, не мудрствуя лукаво, поместили на фоне фотографии главной площади римского района Трастевере.
Иисус из Трастевере. Неплохо:)
В центре, под шатром — фигурка младенца Иисуса с раскинутыми руками. Всё та же церковь в римском Трастевере. Раскинутые руки вообще родовой признак всех фигурок в презепе.
В церкви так много народа! И полумрак. Все фотки партизанские получаются. Пока кто-нибудь из потока не загородил своей головой композицию нужно успеть щёлкнуть.
Таверна. Один из символов итальянского презепе. За стеной, в хлеву, Христос родился! А эти едят и пьют, как будто ничего не произошло. Нужно срочно их в истинную веру обращать.
Скатерть на столе классическая, у меня дома такая же.
Внешний вид церкви в Трастеверо. Приятный, популярный район Рима. Здесь же, недалеко, расположен самый большой блошиный рынок города возле Porta Portese.
Презепе бывают разные. К примеру, такой намёк на рождественские ясли в районе Испанской лестницы.
Скромняшки с набережной Тибра.
В римской церкви Santi Gesù e Maria al Corso на Via del Corso тоже не особо помпезная инсталляция. Зато здесь «presepe elettronico»! Опусти монетку и фигурки зашевелятся.
Судя по внутреннему убранству самой церкви, монетки здесь умеют зарабатывать! Не надо ни в какие музеи ходить, можно просто прогуляться по римским церквям, чтобы увидеть невероятную роскошь ушедших веков и посмотреть на картины тех самых художников, которыми гордятся лучшие музеи мира.
В той же церкви нашлось ещё одно, более классическое презепе. Очень большое и насыщенное всевозможными персонажами. Такие композиции можно изучать подолгу.
С узкой улицы Корсо, застроенной высокими пятиэтажными домами, церковь Santi Gesù e Maria al Corso можно и не заметить. Настолько аскетичен и сер её экстерьер. И вокруг расположено множество подобных церквей, невзрачных снаружи, но ломящихся от великолепия внутри. Всех не обойдёшь.
В соседней базилике Ambrogio e Carlo вертепов почему-то не было, но зато какие интерьеры! Залы такие огромные, что кое-где фактически уличные фонари на столбах висят.
Внешний вид базилики Ss. Ambrogio e Carlo al Corso. В Риме никогда не угадаешь, что скрывается за неприметным фасадом на узкой улочке.
Единственный нелегальный снимок, который мне удалось сделать на выставке «100 presepi» на площади Popolo. После чего пришлось осматривать экспозицию с личным охранником, неотрывно следовавшим за мною…
Выставка ежегодно проводится в церкви Santa Maria del Popolo. Экспозиции очень разнообразные. Выставляются презепе из разных стран. Материалы изготовления — от макарон и гаек с болтами до классических глины и дерева.
(Фото с сайта «100 presepi»)
Но каждый год отборочную комиссию плющит на примитивизм и абстракционизм. То есть, чем более странный и дикий стиль представит автор, тем больше у него шансов попасть в призёры. Причём если классическим мастерам приходится создавать огромные, очень трудоёмкие композиции, то «современно-мыслящим художникам» достаточно слепить 3 отдалённо напоминающие Марию, Иосифа и Иисуса закорючины из какого-нибудь не использованного до сих пор мусора и успех им обеспечен.
(Фото с сайта «100 presepi»)
Внешний вид церкви Santa Maria del Popolo и входа на выставку 100 presepi, где я гулял с телохранителем.
Презепе в церкви Santa Maria Sopra Minerva. Той, что со слоником перед дверями.
Внешний вид церкви Santa Maria Sopra Minerva. Она находится за углом от Пантеона.
Минималистская композиция из церкви Santa Maria degli Angeli, что рядом с вокзалом Термини. 25-ого в люльке появится белокурый младенец, сильно смахивающий на юного Ленина с октябрятской звёздочки. Почему-то ни разу не видел беременной Марии. А ведь по логике до 25-ого она должна быть с животом.
Santa Maria degli Angeli самая необычная римская церковь. Построена в одном из помещений древнеримских бань императора Диоклетиана. Да ещё и с участием Микеланджело. Там где римляне предавались утехам сейчас они молятся.
Количество церквей имени Святой Марии в Риме поражает. Они отличаются в названиях только указанием улицы, на которой расположены. Но на одной улице может находиться сразу несколько «Санта Марий»! В детстве думал, что это какой-то прикол, когда во всех фильмах итальянцы на каждом шагу кричат «Санта Мария!» и уже потом идёт «непереводимая игра слов». Но судя по названиям их храмов — Санта Мария действительно самый популярный человек в Италии.
Такая композиция попалась на входе в музеи Ватикана.
Собор Святого Петра в Ватикане. 18 декабря. Всё ещё только начинается. Ангелы валяются в неприличных позах. Актёры ждут. А сама сцена собирается в строжайшей тайне, за занавеской. Говорят, что откроют только 24-ого…
Ватиканская мода. В сандальках даже для итальянского декабря холодновато. Может быть это будущий папа, волю закаляет? Он мне почему-то погрозил пальчиком.
Ватиканские бомжи. Да, есть и такие. Прямо перед папской резиденцией.
24 декабря. В ожидании Папы.
На Испанской лестнице Иисус отчего-то родился мулатом. Хорошо хоть не китайцем.
Тоже Испанская лестница. Вот в таких основательных коробках привозят фигурки. Стоит каждая очень недёшево. Подобные цены позволяют существовать целой отрасли мастеров-презепщиков, безбедно живущих весь год, ради всего лишь одной ночи в декабре. Но главное их логово находится не в Риме, а в Неаполе.
Рождественская дорога в Ватикан.
Витрина какого-то магазина в Ватикане. Здесь позы людей естественные. Нет этих вечно разведенных рук. Даже у младенца.
А вот и главное презепе Рима, на площади перед собором Святого Петра, под главной ёлкой страны.
Очередь в Собор Святого Петра 24 декабря. На переднем и на дальнем плане хвосты этой очереди. Всем собравшимся людям непременно хочется попасть в собор именно в этот вечер. Кто-то сидит и перекусывает возле заборчиков. Другие часами выстаивают на своих двоих. В общем-то приди на следующий день и спокойно, без мучений, попадёшь в то же место.
В очереди много китайцев. Не уверен, что все они христиане-католики. Скорее, просто участвуют во всех знаменитых тусовках Европы для галочки.
То самое место, куда все люди из очереди стремятся попасть. Базилика Святого Петра.
А теперь перенесёмся на 20 километров к югу от Ватикана, в городок Castel Gandolfo. Там находится загородная резиденция римских пап на берегу вулканического озера Альбано. Городок является анклавом Ватикана на территории Италии. Въезжая туда, вы пересекаете государственную границу между Италией и Ватиканом. О чём предупреждает соответствующий знак с эмблемой Евросоюза.
В соборе Castel Gandolfo установлена сценка очень похожая на презепе, но я даже не знаю как её классифицировать. Это мраморная композиция из нескольких фигур выше человеческого роста. Младенец Иисус почему-то припал к одетой груди… ну да ладно. Наверное очередная католическая условность.
Мне не особо повезло с видами — огромная итальянская семья смачно фотографировалась с каждой фигурой. Сделать приличную фотку без их матроны и отпрысков в кадре не удавалось очень долго.
Классическое презепе в Castel Gandolfo тоже отыскалось.
Все фотографии новогоднего Рима в больших размерах находятся здесь.
Arkadiy Istomin
www.brodyaga.ru