Собираясь на новогодние праздники в Италию, я получил неожиданный заказ от своей знакомой: Пофоткай там презепе для меня! И эти «рождественские» сценки как-то сразу превратились в один из главных стержней поездки. Даже посещение церквей обрело какой-то смысл: я повсюду искал презепе!
3
Неаполь считается мировой столицей презепе (рождественского вертепа). Интересно, что продавцы и мастера в этом городе очень терпимо относятся к фотографированию своих творений. И в соборах, и в мастерских люди обращались ко мне не для того, чтобы запретить фото, как например в Риме, а наоборот с какой-то гордостью за свои изделия и свой город: Красиво, правда?
Я специально спрашивал разрешения сделать снимки в магазинчиках и почти везде получал положительный ответ. Лишь в одном соборе у начала Via San Gregorio Armeno женщина-охранница почему-то вежливо попросила не фотографировать, да скучающие пакистанцы в переулке «пошутили» — евро за фотографию!
2
История неаполитанского презепе очень долгая. Ещё во времена Древнего Рима, жители приносили в местный храм глиняные фигурки в качестве даров тогдашним святым. Храм стоял как раз на сегодняшней улице Сан Грегорио Армено. Вокруг храма размещались лавочки мастеров и разворачивалась бойкая торговля статуэтками.
1
По другой версии, в честь праздника Сигиллария люди покупали глиняные фигурки — «сигиллы», олицетворяющие их умерших родственников (пенатов). Фигурки дарили друзьям и знакомым, в основном детям. Дети ставили сигилл в специальных нишах. В канун праздника вся семья собиралась перед нишами, расставляя там вино и угощения для своих предков. На утро вино и закуска чудесным образом исчезали, но рядом с фигурками, появлялись подарки, как бы преподнесенные в праздничную ночь предками хозяев дома. Праздник проводился в 20-ых числах декабря. В общем-то полная аналогия современным новогодне-рождественским традициям.
3
С приходом христианства, древняя традиция трансформировалась в культ новых святых, а фигурки так и продолжали изготавливать, устраивать из них сценки и дарить друг другу теперь уже на Рождество Христово.
3
По общепринятой версии первое «современное» презепе устроил Святой Франциск Ассизский в городке Греччо в 1223 году. Затем эта традиция постоянно развивалась. Презепе разыгрывались вживую, либо изготовлялись в самых разных масштабах из дерева, глины, воска, папье-маше и прочих подручных материалов.
3
Очередной бурный всплеск этого увлечения возник в Неаполе с приходом нового короля Карла Бурбона в 1735 году. Карл заказывал местным мастерам новое презепе на каждое Рождество. Постепенно увлечение короля передалось наполитанской аристократии и началось натуральное соревнование: чьё презепе окажется лучше, больше и шикарней остальных. Главные герои оказались одеты в роскошные придворные костюмы XVIII века, Мария и Иосиф превратились фактически в королеву и короля.
Вот он кстати, Карл III Бурбон, увековеченный в стене Королевского дворца в виде одной из восьми статуй самых знаменитых правителей Неаполя. Карл стал королём Неаполя совсем юным, в 19 лет. Возможно поэтому и возникла страсть к итальянским игрушкам.
2
Со временем число всевозможных персонажей презепе выросло настолько, что строились целые кукольные города со всеми категориями населяющих их людей и животных. Дома итальянской архитектуры с базарами, мельницами, мастерскими, мостами, фонтанами, античными руинами и тысячами мелких деталек изображали как-бы… «маленькую пещеру» в сирийской пустыне. Из всех исторических участников наверное только овцы, козы, да младенец Иисус сохранили свой первоначальный облик. Разве что Иисус превратился в блондина с золотыми локонами.
2
А теперь пройдёмся по улицам Неаполя. Первое презепе встретилось в Duomo di Napoli. Достаточно скромное, но уже есть волхвы с дарами, далее видимо пастухи, а за ними расположен фрагмент итальянского города с торговцами, зеваками на балконе и конечно же связками местных, гигантских лимонов. Лимоны в неаполитаньщине на самом деле шокируют своими размерами!
1
Первая попавшаяся городская лавка с простыми, домашними презепе. Там горят лампочки, струится вода. Фантазии нет предела. Розеткам и проводам тоже!
1
Начало знаменитой улицы Грегорио Армено. Единственный негр со своими луивиттонами и дольчегабанами. Дальше по дороге их в принципе нет.
1
Вот и паки из переулка на Грегорио Армено. Мимика у них конечно прикольная. Но они хоть не такие дикие как негры.
Некоторые презепе продаются в симпатичных прозрачных флаконах.
Сама улочка невероятно колоритна. Днём там огромная толпа. Даже идти сложно, не то что фотографировать.
Вечером, при свете фонарей, вообще как в автобусе в час пик.
1
Люди на Грегорио Армено иногда обманчивы. Те, что кажутся людьми, оказываются фигурками из презепе. А те, что кажутся фигурками, вдруг могут неожиданно ожить и нервно закурить.
1
Слово «тесно» не может правильно передать атмосферу этой улицы. Там необыкновенно тесно. А при наличии всех типов итальянских прилипал, невольно хватаешься за карманы. Продавцы попугайчиков почему-то особо настырны, лезут в наглую. Чувствуют себя как рыба в воде. Дрессированные попугаи это вообще какой-то прикол! Садятся на руку как липучки. После чего требуется заплатить за их назойливость!
Неаполитанское презепе уже давно вышло за рамки библейских сюжетов. Мастерам было скучно лепить одно и то же и они стали добавлять в свой репертуар фигурки известных людей. В Наполи даже родилась поговорка, точно не помню, но что-то вроде «Вечером человек в теленовостях, а утром в презепе на Грегорио Армено».
В основном изображаются местные знаменитости, но некоторых узнавал и я. Берлускони конечно… Иногда целые отряды Берлускони в различных позах. Папы римские, тоже стоят стройными рядами. Анжелочка Меркель, голый принц Гарри и его бодрая бабуля в шляпке. Нельсон Мандела, Барак Обама, Каддафи… Всевозможные телезвездульки в мини-юбках или без них. Очень много футболистов.
На стенах старинных лавок висят фотографии их знаменитых посетителей-покупателей.
Иногда приходится отвлечься даже от презепе.
Впрочем, не я один такой… Бельмондо вон тоже загляделся.
А здесь почему-то я вызвал всеобщее внимание. На самом деле никого не трогал, бубны фотографировал. Эти бубны с неаполитанскими картинками — тоже популярный местный сувенир. Они встречаются всевозможных размеров. От магнитиков до огромных барабанов.
Типичные наполитанские персонажи — скоморохи в белых одеждах и чёрных масках. Страшноватые, горбатые, с длинными чёрными носами. Но очень древние и любимые жителями Неаполя. Это тоже потомки традиций Древней Греции и Рима, сохранившиеся до сих пор. Если среди венецианских типажей «commedia dell’arte» царит невероятное многообразие красок, то в Неаполе почему-то прижился образ неунывающего, уродливого нищего в неизменной, чёрной маске — Пульчинелла.
2
У мастеров и их фигурок иногда просто приятельские отношения! Они, похоже, беседуют друг с другом.
Этот монах мне вообще очень понравился. Добродушный такой! Но он больше из Ассизи, чем из Неаполя.
Голый принц Гарри на Сан Грегорио скоро затмит славу задранного платья Мерлин Монро. Лица местных фигурок уже сложно опознать. Здесь целые пласты истории сохраняются в искажённом виде. Вот этот крупный, красный, в центре — Демис Русcос вроде бы?
Завернул в классическую мастерскую презепе. Приглашают зайти внутрь. «Визитаре — 1 Евро». Входить по одному!
Честно говоря, вокруг столько презепе, что и заходить никуда не хотелось! Блуждал по разным закоулкам, фоткал, иногда отвечал на вопросы, что ничего не понимаю по-итальянски, но всё это так красиво! (Комплиман туземцам) Немножко они достают своим прилипанием! Причём не всегда безопасным. Попадаются и ублюдки, моментом опознающие, что у тебя можно ухватить. Повод классический до смешного: Дай закурить! В Таранто один такой распальцованный пристал прямо из окна автомобиля: Cфоткай меня!
2
Вот ещё один из любимых сюжетов — античные руины. Данный образец — только пример, основа для будущей сценки. Кстати, до сих пор не знаю ответ на вопрос: существуют ли какие-нибудь общепринятые масштабы презепе? Кто-то собирает крупные сцены, кто-то маленькие. А есть и вообще миниатюрные.
Одна из выставок микро-презепе обнаружилась, как не сложно догадаться, на улице Грегорио Армено. Я зашел в магазин и заинтересовался группой людей, скопившейся у дальней арки — входа в подвал. Через головы толпы было видно, что за цепью, преграждающей вход, ходят какие-то люди и что-то рассматривают на столах. На следующее утро я опять зашёл в тот же подвал. Никого кроме меня не было и девушка на входе вступила в разговор. Причём на хорошем русском! Оказалось, что в подвале находится выставка миниатюрных изделий какого-то современного автора. Вход туда совершенно бесплатный. На входе вам дают линзу, и если память не врёт — аудиогид.
Но! Потом вас попросят внести добровольное пожертвование на приобретение постоянного помещения для этой выставки! Схема очень напомнила сбор подписей «против наркотиков» с последующим вымогательством денег и я вежливо отболтался. Но здесь хотя бы честно предупредили, да и поговорить по-русски с неожиданным собеседником было очень приятно.
Улица Грегорио Армено не очень большая, но такой плотной концентрации сувенирных лавок наверное нет нигде в Европе.
1
Не прогуляться по вечерней Грегорио Армено я конечно не мог. Народу толпилось ещё больше чем днём.
И такие искренние эмоции на лицах! Взрослые люди, а радуются, как дети! На календаре стояло 30 декабря.
Non toccare! Руками не трогать!
Иногда владельцы лавок всё же протестуют против фоток. Но разве разберёшь, где позволено фотографировать, а где нет? В бешеном круговороте предметов, людей и красок надписи «No foto!» просто не видны.
1
В эту лавку я постеснялся заходить, уловив строгий взгляд то ли продавца, то ли мастера.
1
А здесь мне разрешили свободно снимать гораздо более красивые изделия.
Вот пожалуй и всё на сегодня про Неаполь и его знаменитую улочку.
Все фотографии новогоднего Неаполя в больших размерах находятся здесь.