https://www.tourister.ru/responses/id_21541 - общий текст
1 неделя — учебная.
Конгресс мадрихов.
Кто такие мадрихи я достаточно подробно описала в рассказе о таглите. Конгресс мадрихов — это финальная ступенька для тех, кто хочет стать мадрихом таглита и возить группы в солнечный Израиль. Процедура вообще достаточно длительная и не такая простая. Для начала нужно попасть в школу мадрихов, я училась в школе мадрихов Гилеля, своя школа есть еще у Сохнута и, кажется, все. Где-то 6 месяцев длится учеба, которая состоит из разных лекций, тренингов и занятий, параллельно участники сами планируют, организуют и проводят мероприятия, вечера, активно волонтерят. Далее организация выбирает определенное количество человек и отправляет заявки в Израиль, этим людям приходит гугл-форма с несколькими вопросами, в основном, касающимися опыта, образования и мотивации. На третьем этапе прилетает тест, состоящий из нескольких блоков. Целиком он охватывает большое количество тем — историю, культуру, знание традиций, геополитику. И вот только после этого претендент летит или не летит в Израиль на конгресс. Ух! Вот так все непросто.
Но после всех этих моментов испытываешь невероятное счастье, когда слышишь заветную фразу: «Пожалуйста пристегните ремни, мы взлетаем. Наш полет осуществляется по маршруту Москва — Тель-Авив, время в пути…»
7 мая, +31… #чтобятакжил!
Если вы думаете, что после стольких месяцев учебы и тестов, нервов и переживаний мы прилетели в Израиль и легли загорать на солнышко, вкусно есть и обсуждать, как же здорово пройдет наш первый таглит, то вы очень хорошо думаете. Многие и нас мыслили в этом же направлении, но нет. Точнее море никто не прятал, солнышко грело, да и кормили, НО! Мы занимались с утра до вечера все дни, не ходили на море, не гуляли по Хайфе и не покупали целыми днями сувениры родственникам. И это было очень круто! Да, сложно заниматься с 15-ти минутными перерывами весь день, когда прилетел из холодной России и хочется побежать на море, но я кайфовала! Это было насыщенно, продуктивно и как раз то, что нужно для того, чтобы обрести хоть какую-то уверенность в том, что ты способен взять группу из 40 человек. Да, есть гид, да, есть вся команда таглита, но все равно это большая ответственность.
а вот и расписание одного из дней…
На семинаре мадрихов присутствовало достаточно много ребят, в Хайфу съехались люди со всего СНГ. Это очень здорово! За несколько дней мы познакомились с ребятами из Украины, Польши, Грузии, плюс из разных российских городов.
Из всех дней, проведенных на семинаре, один был почти полностью выездным и самым тяжелым. За сутки нас поделили на пары и раздали каждой по заданию. На нашей бумажке, например, было написано: «отбивка после синагоги». Еее, а вот и долгожданная практика. На 100% — это был один из лучших дней семинара. Задача — отработать на практике полученные знания, попробовать себя, посмотреть, как мы ведем себя в группе, но при этом не на реальной группе таглита, а в тестовом режиме, чтобы потом, с настоящими участниками, мы не сделали ошибок и чувствовали себя уверенно. Как это сделать? Сейчас расскажу! Придумано все было просто на ура.
Утром мы приехали в Зихрон-Яаков. Уже по дороге в городок одна из пар проводила игрушку в автобусе на сплочение, в данном случае мы все были как бы участниками таглита. Начался наш день на кладбище. Для человека, который оказался в Израиле впервые или просто слышит об этом, все это кажется странным, но это нормально. В Израиле даже принято ходить на кладбища, но не в нашем понимании. Сюда водят экскурсии, школьникам что-то рассказывают прямо на кладбищах, сюда просто приходят. Житель Израиля — это чаще всего позитивный, улыбающийся, красивый человек, но за руку с жизнерадостностью всегда ходит боль и память. Это память о войнах, о смертях, о многих жертвах среди мирного населения. В Израиле это не касается кого-то там, это всегда касается каждого, всех абсолютно.
На таглите ребят всегда водят на гору Герцля в Иерусалиме. Там находится военное кладбище. Мы часто просим солдат, присоединяющихся в качестве участников со стороны Израиля к группе рассказать о своем личном опыте именно там. Всегда находится солдат, который потерял друга, одноклассника, соседа в военных действиях. Для меня это самая тяжелая часть таглита, даже тяжелее, чем посещение Яд Вашем, потому что это то, что происходит в наши дни, здесь и сейчас и миллионам людей, сотням матерей приходится жить с этими потерями и в этой реальности. Этого не должно быть, но так есть. При этом, повторюсь, что израильтяне невероятно позитивны, открыты и жизнерадостны. Как это работает? Ответа нет, это можно только прочувствовать, а для этого нужно ходить на кладбища (которые стоит отметить выглядят как потрясающе ухоженные парки), слушать истории и пытаться все это переварить.
Мы не проводили на кладбище много времени, скорее мы посетили его для того, чтобы отработать «вход и выход». Конечно участников нужно готовить к посещению такого места, объяснить где мы и зачем, а потом, после экскурсии и рассказов гида сделать «выход». Обычно это небольшой разговор с группой, целью которого является снять некое напряжение, ответить на вопросы, прочувствовать и выйти на состояние при котором можно двигаться дальше. На фото выше мы как раз сидим в беседке на кладбище и обсуждаем то, как разговаривать с участниками после подобной экскурсии, чем можно завершить посещение кладбища. Поскольку это был день практики, то одна из пар провела это «занятие» — ребята сделали беседу на 15 минут с нами как с участниками, а потом мы разбирали ошибки.
Надо сказать, что так было весь день. Это как контрастный душ — ты то участник, то мадрих, а теперь снова участник, а вот сейчас уже мадрих. Сложно, но зато мозги работают на 200%
Вечером мы поехали смотреть спектакль «Яблоки» по Дине Рубиной и заниматься. Мы с Ромой делали «отбивку после синагоги». Это то задание, которое нам рандомно попалось. Нашей дачей было придумать некое действо на 15 минут, чтобы группа, которая только что прослушала экскурсию в синагоге закрепила материал, переключилась и просто немного расслабилась. Нельзя забывать, что таглит — это не школа. И уж тем более не российская! Даже если мы проводим занятие или слушаем экскурсию, все происходит ненавязчиво. Тут не пройдет тема из разряда «ну что, кто что запомнил, тот молодец». Нет. Мы с Ромой долго думали, что же такого игрового, но при этом полезного придумать. Чтобы и не загрузить участников, но и при этом чтобы информация легла на полочки.
Мы поделили всех на 3 команды. Задание было простое — рассказать о том, что такое синагога «собеседнику». Но только «собеседником» первой команды был 5-ти летний ребенок, второй команды — кролик Роджер, а у третьей — инопланетянин. Форма — любая. В арсенале у ребят были всякие базовые вещи, типа ватманов, фломастеров и, конечно, воображение. Результат был потрясающий! Кто-то показывал сценку, кто-то пел, кто-то рисовал. Нам очень понравилось то, как мы все провели, эта форма определенно теперь у меня в копилке.
После у нас была очень сложная беседа и разбор того, как работать с ужасом. «Работой с ужасом» мы назвали блок, который касается темы Холокоста. В любую программу таглита входит посещение Яд Вашем — мемориального комплекса Катастрофы и Героизма в Иерусалиме. Саму экскурсию по музею проводят профессиональные гиды, но занятие перед и после — мадрихи. Участников нужно подготовить морально и напомнить некий исторический базис. Занятия перед экскурсией бывают разные, часто выстраивается линейка времени с основными датами, начиная с дня прихода Гитлера к власти, можно провести беседу, можно дать распечатки писем, воспоминаний, документов. Я не буду расписывать все формы, их много.
После экскурсии у группы минут 30, и вот тут перед мадрихами стоит очень сложная задача. Во-первых, нельзя не обсудить с участниками то, что они только что увидели и услышали, с другой стороны нужно помочь группе, вывести ее из тяжелых мыслей. Плюс нужно понимать, что все люди разные, каждый воспринимает подобную информацию и эту тему вообще по-своему. Кто-то плачет, кто-то уходит в себя, случаются истерики, бывает такое, что люди смеются, не справляясь с эмоциями.
Выездной день у нас был один, как я уже писала выше. Оставшееся время семинара мы занимались в классах отеля, работали в группах, разбирали программы, слушали лекции о геополитике, традициях, общались с цеветом таглита. Думаю, что не стоит больше вдаваться в подробности, о каждой из подтем можно расписать целую тетрадь, поэтому еще несколько фоточек и перехожу ко второй части путешествия…
На последней фотографии мороженное из Зихрон-Яакова, и это наивкуснейшее мороженное в Израиле! Ну во всяком случае, я вкуснее не пробовала! И это уже маленькая таглитовская традиция — каждый раз приезжая в Зихрон, все берут этот огромный «факел», стоимость которого не стоит переводить на рубли…
Вот такая получилась неделя. Огромное количество новых знакомств, знаний, мыслей… Все это осталось только переварить, утрамбовать. Многие улетели обратно по домам, я же осталась в стране — впереди были еще две недели счастья!