Турист Elena Итенберг (Leolik)
Elena Итенберг — была сегодня 20:18

Цфат — Израиль Ноябрь 2017

В Цфат я собиралась съездить уже давно. Определенно лет 7–8. Но путешествия по стране проживания часто откладываются на потом, из-за предпочтения стран зарубежных. По крайней мере у меня это происходит так. А тут все сложилось в единый пазл: надоела ежедневная круговерть, поостыли эмоции от сентябрьской Шотландии, в Израиле наконец-то наступила осень — это когда стало около + 20, прошли первые дожди, умывшие страну. Ну и вообще — засвербело мне проехаться в Цфат. Сначала думала поехать туда на автобусе, а потом предложила дочке составить мне компанию и она с радостью согласилась.

Цфат.

Ну, а раз дочь на машине со мной, то к Цфату присоединился, ну я так первоначально думала, заповедник Баниас и ночевка в Цфате, чтобы никуда не спешить, не суетиться и постараться получить удовольствие в наиболее широком и многогранном аспекте от мест совершенно разных и как мне казалось, хорошо работающих в связке и на контрасте. «Предчувствия его», т. е. меня, не обманули. Единственно, один заповедник заменился на другой. Но обо всем по-порядку.

Заповедник Ручей Амуд.
Заповедник "Ручей Амуд".

То что в Израиле пошли дожди — это замечательно, но то что они зарядили в Хайфе в день отъезда — радости не прибавило. Причем о погоде с синим небом и кучерявыми облаками я начала договариваться с ответственными за пару недель до отъезда и была сильно раздосадована идущим всю ночь и утро проливенным ливнем. В перерывах между потоками воды я проговаривала про себя скороговорку:

— Ну этот последний, ну этот последний!

Но после последнего, а за ним еще последнего, следовал третий последний и конца им не было. Но как только мы выехали за пределы Хайфы, небо неожиданно очистилось. Про дождь ничто не напоминало. А на подъезде к Северной Галилее, где расположен Цфат, пейзаж преобразился совершенно, просто повергая в шок невероятной красотой, чему очень способствовали те самые облака, рассеянные по голубому небу.

Верхняя Галилея. Вид на Кинерет.
Познавая Израиль. Цфат и заповедник «Ручей Амуд»

Лизка очень легко, уверенно и главное аккуратно вела машину, чему я была несказанно рада, т. к. на дальние расстояния с ней никогда не ездила. В помощь ей был «Вэйз», отсчитывающий повороты довольно противным бабьим голосом. Но привез он (или она) к месту без сучка и задоринки, даже ни на секунду не заплутав в узких цфатских закоулках, серпантином поднимающихся по склону. Цфат самый высокогорный израильский город, расположенный на 900 метрах над уровнем моря.

Цфат.

По дороге встретили голосующих. Мужиков в лапсердаках мы не взяли. Лизка это прокомментировал так, что им с нами ехать нельзя, т. к. мы чужие женщины, да еще и в брюках. (Вот интересно, а сели бы они действительно в машину, или как?) Но молодую женщину подобрали и высадили на центральной автобусной станции, куда бы я прибыла, если бы пустилась в одиночное плавание.

Попутчица ненароком обмолвилась, что она хочет успеть на рынок, что расположен неподалеку, и дите мое неожиданно ухватилось за это упоминание, сказав, что тоже хочет на рынок, т. к. там может быть что-то интересное. Раньше, до начала семейной вегетарианской жизни, она от рынков шарахалась, как от чумы, хотя ей предлагались роскошные варианты почти во всех столицах Европы. Как меняют человека жизненные обстоятельства!

Но для начала надо было запарковать машину и закинуть вещи в гест, т. к. нам уже звонили с вопросом, «когда мы приедем?» Остановились мы в «Mol Hahr». Я им осталась вполне довольна. Если кому интересно, то мой отзыв на букинге есть.

Между этими зданиями лестница, ведущая в наш гест.

Думала, что в процессе заселения блажь — прогуляться на местный рынок, у ребенка испариться. Ан нет! Она маниакально туда стремилась и первым пунктом нашей программы, вместо намеченного мною Серайи, оказался рынок. Отслеживая дорогу все по тому же «Вэйз», мы заплутали, т. к. я смотрела по сторонам на предмет сфотографировать, а у дочери — ответственной за маршрут, видимо, та же болезнь, что и у меня — топографической кретинизм. Значит это наследственное!

Думаю, что из упоминания, что Цфат расположен на горе, вы поняли, что его топография — это террасы, соединенные или лестницами, в худшем случае, или пандусами — в лучшем.

Цфат.

Расслабленная прогулка там требует определенных физических затрат. Поэтому мы сначала поднялись не туда, потом спустились не туда, а потом спросили двух религиозных мамаш, гуляющих с чадами в довольно приятном и ухоженном городском садике:

— А где у вас тут рынок, любезные?

Городской парк Цфата.

На что любезные, одетые в длинные юбки и с платками на головах, из-под которых не выбивался ни один волос, с укоризной посмотрев на наши ноги, в обтягивающих джинсах, и простоволосые головы, недовольно, но правильно промолвили:

— А вот вниз, и еще вниз.

Рынок, представляющий из себя заваленную тарой, обертками, обрывками целлофановых пакетов и просто сопутствующим мусором площадь, был заставлен вешалками с дешевой одеждой, лотками с каким-то барахлом и несколькими рядами овощей и фруктов. Продавцы последних кричали: «Пять шекелей, пять шекелей!» И в правда сказать, цены в Цфате раза в 3, а то и более, ниже чем на рынке Хайфы, а про овощные лавки в черте моего города я вообще молчу.

Дочь моя, побывав недавно на овощном рынке Тель-Авива, который представляет из себя микст последнего и гламурной тусовки с барами, кафе, ресторанами и даже уличными музыкантами, была, видимо, несколько шокировна царившей здесь, мягко говоря, неприбранностью. Поэтому мы купили два огромных розовых, невероятно сочных яблока и отправились в старый город, где собирались помимо осмотра оного, еще и пообедать, а заодно и поужинать.

Познавая Израиль. Цфат и заповедник «Ручей Амуд»

Начинало смеркаться и я поняла, что до Серайи нам уже не дойти.

— А и ладно, — подумала я, — что я сараев что-ли в свой жизни не видела.

Идем мы, идем, смотря по сторонам на предмет объекта общепита, который почему-то все не попадался. Вернее попадались какие-то немудрящие, опять же не очень прибраные фалафельные, но нам хотелось полноценного ресторана или хотя бы кафе нормального. И так неожиданно мы дошли до лестницы и указателя на ней, гласящем, что эта лестница ведет в старый город.

Лестница, ведущая от ул. Иерушалаим в квартал художников и старый город.

Ну может там попадется что-то более стоящее, чем заведения на ул. Иерушалаим. И пока мы спускаемся по лестнице немного расскажу про Цфат. Что он такое и почему меня туда понесло?

Вот не знаю откуда, может из слышанных краем уха рассказов, а может просто из воздуха, возник у меня образ Цфата — города романтического, таинственного и волнующего, если опираться на два первых эпитета. Хотя большинство моих знакомых и родных удивлялись моему порыву этот городок посетить, обзывая его разными нехорошими словами, где главным существительным было слово «дыра»!

Но я ведь девушка подкованная, начитанная и любознательная. На слово не верю и познать все стараюсь путем эмпирическим. А прочла я, что город этот основал ни кто иной, а сын Ноя — Шем. И есть в городе пещера, в которой погребен он и правнук Ноя — Эвер. И в пещере этой патриарх Иаков получил от Шема и Эвера Тору, тайны которой в этом же месте передал сыну своему — Иосифу.

Место это действительно существует. Над ним постороена синагога и можно её посетить. Но это как бы из области легенд и преданий. А задокументированным является описание Цфата Иосифом Флавием в книге «Иудейская война» в 66 году н. э. Он упоминает его, как важный укрепленный пункт — крепость зелотов, поднявших восстание против римского владычества.

Цфат.

Но если учитывать, что в Израиле сейчас 5778 год, то возраст менее 2000 лет — это просто пустяк и в Талмуде про Цфат нет ни строчки. Но не смотря на это, Цфат один из 4-х святых городов Израиля (Иерусалим, Тверия, Хеврон, Цфат). Каждому из них соответствует свой элемент (огонь, вода, земля, воздух соответственно). Цфату достался воздух-дух.

Чем же он заслужил подобную честь? И тут мы добрались до сути этого города, которая привлекает в него как людей истово религиозных, так и просто любопытствующих. Суть эта — учение каббалы, т. к. именно здесь зародилось это философско-мистическое учение.

Не далеко от Цфата, рядом с друзским поселением Пкиин находится пещера, в которой от преследования императора Адриана во II веке н. э. в течении 13 лет скрывались рабби Шимон бар Йохай (Рашби) и его сын, рабби Элазар бен Шимон — авторы одной из самых значимых книг Каббалы — «Зоар».

Познавая Израиль. Цфат и заповедник «Ручей Амуд»

Кстати, считается, что когда после первых 12 лет, что они провели в этой пещере, где питались лишь дождевой водой и плодами рожкового дерева, а чтобы одежда не износилась, зарывались в песок, вышли в люди, прослышав о смерти императора, то обнаружили, что простой люд живет обычной жизнью, не отказывая себе в как труде так и в мирских удовольствиях.

Цфат.

— Оставляете вечную жизнь и занимаетесь жизнью временной!- в гневе закричал он на них и мгновенно услышал с небес голос:

— Вы пришли разрушить мой мир? А ну-ка, марш обратно в пещеру.

Как раньше было просто устроить аудиенцию у высших сил. А сейчас… Ну, а рабби: отец и сын, вернулись в пещеру кое-что переосмыслили и тогда-то написали свой «Зоар».

Ну вот как-то так. В XIV веке начинают прибывать гонимые из Испании и Португалии евреи и через 2 века Цфат становится мировым центром каббалы и таковым остается и поныне. Могилы знаменитых учителей каббалы находятся на городском кладбище и Мадонна, которая увлеклась этим учением на столько не на шутку, что приняла иудаизм, приезжала в Цфат на могилу рабби Лурии.

Ну и чтобы закончить с темой каббалы, которая мне хоть и интересна, но несколько чужда, т. к. чтобы хоть чуть-чуть в этом разобраться, надо много часов, а где их взять, но поделиться некоторой прикладной информацией не примину.

Не так далеко от Цфата есть два захоронения праведников:

— Первое — рабби Йонатана бен Узиэля в Амуке, жившего за несколько десятилетий до разрушения Второго Храма и всю жизнь посвятившего постижению Торы. Семьи он не создал и наследников не родил, а значит главную заповедь: «Плодитесь и размножайтесь» не выполнил. И во искупление этого греха он помогает обрести пару тем, кто приходит искренне помолиться на его могиле.

— Второе — могила пророка Авакука (Авакума). Рождение его предрек женщине, отчаявшейся родить ребенка, пророк Елисей. Но родившийся мальчик вскоре умер и Елисей вновь вдохнул в него жизнь. Отсюда такое имя — Хавакук от ивритского «хибук» — объятие, «хавакук» — дважды обнятый. С тех пор пророк отвечает за все вопросы связанные с деторождением и детьми. Помогает всем, вне зависимости от вероисповедания. Говорят, что можно просить своими словами, но искренне и пообещать через год, после счастливого события или после посещения места (тут я не очень поняла) пожертвовать сумму кратную 18 (число жизни). Кому пожертвовать не знаю. Возможно просто на хорошее что-то.

Ну и хватит про историю. Кого вопрос заинтересовал, тот его изучит глубже, а кого нет, так и тоже не страшно. Перечитала, вроде не очень занудно высказалась.

А мы пришли. Но пришли сначала в галерею художников. Вернее в галереи, коих в Цфате целая улица. Раньше, до 1948 года в этом месте жили арабы, а после провозглашения государства Израиль, когда арабы бежали, хотя израильские власти объявили месячный срок о заявлении прав на собственность, но арабы не вернулись, их дома заняла артель художников. Она существует и по сей день.

Познавая Израиль. Цфат и заповедник «Ручей Амуд»

По улице пройтись приятно. Поглазеть на выставленные работы интересно. Купить…? Я не приценивалась, но показалось не дешево. Туристическое место. Когда в таких было иначе. Но в конце улицы есть магазин серебряных издели иудаики. Я хоть и не понимаю в этом ничего, но очень впечатлилась. Изделия бесподобные! Инкрустированные полудрагоценными камнями. Работа изумительная. Даже Лизавета прониклась!

Но ресторана мы опять не обнаружили.

Но спустились еще ниже и попали наконец-то в старый город, который напомнил мне те арабские сказки, которые я читала и про которые смотрела кино. Закутки-закоулки лепящихся один к другому по вертикали и по горизонтали домов. Толстые стены, выложенные из камня цвета топленого молока. Настоящий лабиринт! И да, там есть та самая атмосфера, ради которой я поехала в Цфат.

А потом если в конце переулка вид на горы! Это же… Хорошо это!

Помимо духовной составляющей у Цфата есть еще несколько чисто прагматических завлекалок.

Первая — синий цвет. Им выкрашены двери, окна, фонарные столбы, вазы, даже пристройки.

Цфат.

И якобы это было сделано для того, чтобы пролетающий на городом Лукавый принял город за Кинерет, который тут совсем рядом, и не напакостил по своему обыкновению. Но версия эта не выдерживает критики. Я то, когда ехала, думала, тут все как в ванне с синькой, а оказалось все очень небольшими отрывками-заплатками. Это черт должен быть сильно близорукий, чтобы принять эти огрызки за водную гладь.

Познавая Израиль. Цфат и заповедник «Ручей Амуд»

Вторая версия «засилья» синевы на Цфатских улицах гораздо более утилитарна. Надоело еврейским женам белить стены домов. Цвет маркий, вот и добавили они в белила синьки.

Как бы там не было, но смотрится живенько и нетривиально. А синий глазу весьма приятен.

Вы мысль мою не потеряли про прагматические завлекалки?

Так вот вторая — это знаменитый овечий сыр, практически тезка города — цфатит, который начали производить в 1840 году. Ничего общего с тем цфатитом, который я покупаю в супере он не имеет. И хотя я не нашла сыроварню, которая, как и почти 200 лет назад принадлежит семейству Амеири, создавшему этот бренд, зато я, а вернее Лизка увидела указатели, ведущие в лавку, именуемую: «Сыры Кадош». А «кадош» на иврите — «святой».

Цфат.

«Святого сырку» мы решили прикупить непременно, поэтому пройдя по указателям на искомое наткнулись. В проеме открытой двери сидел, подперев щеку, в полном одиночестве грустный дядечка и жалобно вопрошал:

— Где все люди, где все люди?

Всеми людями оказались только мы. Могу вам сказать, что и по вечернему старому городу мы гуляли в практически полном одиночестве, что несказанно приятно. Так вот, начал нас дядька сырами угощать. И нам сильно понравилось. И сырку мы там прикупили. Взяли мы гауду вкуса традиционного, цфатит с кецах (черный сум-сум) и орехами, белый в винной плесени и брынзу с песто. Еще оливок прикупили и в ресторан, так и не найденный, решили не ходить. А вино нам презентовали в нашем гесте.

И вот мы пошли назад. В синагогах начались молебны и зайти ни в одну из них не получилось. Да и не знаю, осуществимо ли это было в нашем прикиде. Но их — синагог там много, через две двери на третью.

Познавая Израиль. Цфат и заповедник «Ручей Амуд»

Обращены они не традиционно на — восток, а на юг, т. к. ждут оттуда, с юга Мессию. И даже переулок, самый узкий в городе, по которому обязательно должен пробежать гонец об этом извещающий, имеется. Он так и называется — симтат (переулок) Машиах. Мы этот переулок не нашли. И я испугалась за посланца, как бы он чего не попутал на бегу. Надеюсь, что у него, как и у нас будет «Вэйз» и со знанием топографии у него будет все нормально.

Вечерний Цфат очень мил. И он не серый, как все кошки.

Познавая Израиль. Цфат и заповедник «Ручей Амуд»

Он разноцветный и действительно немного загадочный. Даже если ты видел его дневную неприбранность, вечером от прогулок по нему вас не отвратит ничто. Мусора не видно, жители почти попрятались, воздух кристально чистый, аж хрустит, как накрахмаленное белье, и очень душистый. Только холодный. В ночь, что мы там ночевали температура опустилась до + 7. И когда с утра я глотнула воды из бутылки, оставленной в машине, у меня аж заломило зубы от холода.

Вечер под вино и цфатские сыры прошел очень душевно.

Познавая Израиль. Цфат и заповедник «Ручей Амуд»

Милейшая комедия «Отпуск по обмену» с Камерон Диас и Кейт Уинслет, просмотренная перед сном. Клюющая носом Лизавета. «Спокойной ночи, мама». Ну прелесть же.

Утром вид из геста на близлежащие горы в тумане взбодрил, как и прохладный горный воздух.

Цфат.

Но в Баниас было решено не ехать, а найти что-то поближе. Выбор пал на заповедник «Ручей Амуд», расположенный в 20-ти минутах езды от Цфата.

" На тийюль яцану, каланит мацану»! («Вышли на прогулку, нашли каланит». — слова детской песенки).

Каланит — это весенний израильский цветок, в ноябре он еще не цветет. Зато должны после первых дождей, пока еще теплые ночи, пойти грибы-маслята. В первые годы жизни в Израиле, мы за ними ездили. Сейчас обходимся шампиньенами и вешенками из супера.

Но грибов, как и каланитов мы не нашли, зато прямо в начале тропы встретили подснежник.

Познавая Израиль. Цфат и заповедник «Ручей Амуд»

Тропа эта рассчитана на 3 часа. В ней всего 4 километра. Но есть ответвления, но мы туда не ходили, а прошлись по основному маршруту. Маршрут круговой. Перепад высот 170 метров. Мы денег не платили, т. к. дочь наша работает в системе «рэшут тева вэ агана» и ей, и членам её семьи визит денег не стоит. Вам же это обойдется 28 шекелей на человека. У входа есть туалет с умывальником и туал.бумагой. Краны с питьевой водой. Естественно, стоянка и ларек с мороженым и прочей съестной мелочевкой.

У входа в заповедник можно установить палатку и переночевать там, если есть желание. Все очень аккуратно и чисто. Народу в этот сезон, практически, никого нет. Нам за все время встретилась лишь группа человек 8 и пара. И все.

Открыто апрель—сентябрь с 8 до 17, октябрь—март с 8 до 16.

Ну пошли зараз.

Меня всегда напрягает, когда маршрут начинается спуском. Вот и здесь была такая же подстава. Идти было не совсем удобно, т. к. первые метров 200 дорога выложена довольно неровными и порой острыми камнями. Поэтому никаких вьетнамок и тряпичных тапочек на тонкой подошве. Минимум устойчивые кроссовки, а лучше трекинговые ботинки. Есть еще особенность, из-за которой вам придется смотреть под ноги со всей тщательностью. Вот она.

В заповеднике, судя по вышеприведенной фотографии, очень много кабанов. Поживиться там есть чем, растительность буйная и, наверное, вкусная.

Познавая Израиль. Цфат и заповедник «Ручей Амуд»

А поживиться кабанами могут обитающие в заповеднике лисы, волки, шакалы и даже гиены. Живут гифы, и кажется, скандал в их благородном семействе мы слышали, когда шли с Лизкой. Явно не вороны устраивали разборки. Но кроме мелких пичуг и коров горной породы, которые рванули от нас по крутому склону, как заправские козы, мы никого из вышеозначенного списка не встретили. Так что не пугайтесь, что вам наперерез выйдет зубастый хищник. Это в городе гораздо выше вероятность встретить шакала, как я недавним утром у автобусной остановки.

Оставив за спиной какой-то непонятный недостроенный бъект, принадлежащий полиции, тюрьму что ль они в таком райском месте хотели соорудить,

Познавая Израиль. Цфат и заповедник «Ручей Амуд»

мы спустились в первому небольшому, но очень резвому водопадику.

Между камнями в совершенно прозрачной пресной воде сидел крупненький краб с зелеными клешнями и грозно вращал в мою сторону глазами. Через секуду он пустился наутек, совершенно не желая позировать.

А мы с Лизкой остановились и стали слушать тишину. Она переливалась птичьими голосами, шелестом больших рыжих листьев смоковницы, характерным шумом падающей воды. Но она была звенящей, без городских шумов, человеческого присутствия. Она была тихой!

Познавая Израиль. Цфат и заповедник «Ручей Амуд»

Шли мы медленно. Ну 4 км. за 3 часа! Вы понимаете нашу скорость. Вдоль тропы по обустроенным явно человеческой рукой каналам струилась вода. Пока мы не дошли до здания, где было написано, что это цех XVI века по переработке шерсти, назначение их мне было не понятно.

Ну, а потом, после получения информации все стало на свои места.

Здание по обработке шерсти.

Мы встречали старые мельницы, еще какие-то каменные арки, возведенные человеком. Видимо раньше жизнь в этих местах была обычной, а никак не заповедной. Полазать по развалинам вам не удасться. Все они в аварийном состоянии и доступ в них запрещен. Но без заборов и решеток. Все на честном слове.

Познавая Израиль. Цфат и заповедник «Ручей Амуд»

Ещё в этом месте было обнаружено (не нами) три пещеры со стоянками древнего человека, это который жил 350 тыс.лет тому назад. И недавно неугомонные китайские археологи, которых, видимо, очень много в Поднебесной, а рыть там осталось мало что и где и они приехали к нам, вот они нашли в одной из этих пещер 2 черепа: взрослый и младенца 10 месяцев. По размеру черепа были больше всех ранее найденных и относящихся к тому же временному периоду. О чем это говорит? А о том, что уже тогда евреи были умнее остальных неандертальцев с кроманьольцами. А кто же любит тех, кто умнее тебя?!

Чем дальше уходила тропа, тем интереснее становились деревья.

Познавая Израиль. Цфат и заповедник «Ручей Амуд»

Корни некоторых напоминали лапы змеёв Горынычей.

А когда мы повернули назад, то шум воды стал гораздо ближе и наконец-то мы увидели ручей Амуд, который берет начало не помню где, но впадает в Кинерет. Началось все со звука, а потом и вида шелестящего парируса, которому, как известно нужна вода в больших количествах. И мутное озерцо жижы, в которой плавало белым подбрюшем вверх 5 дохлых рыбок, было обнаружено.

— И это все? — разочарованно подумала я.

Но идя выше по течению, я все отчетливей слышала шумящую воду и… мы вышли к нему.

Познавая Израиль. Цфат и заповедник «Ручей Амуд»

Это было… волшебное озеро. Конечно, оно не было озером по своей сути, но как назвать прозрачнейшее круглое создание, которое начинается с водопада

и водопадом заканчивается.

Познавая Израиль. Цфат и заповедник «Ручей Амуд»

Когда вокруг него стоят огромные волшебные платаны, о существовании коих в Израиле я не догадывалась.

Когда через их кружевную листву струятся нежаркие, рассеянные лучи ноябрьского солнца, а листья тихо падают на воду и уносятся неспешным потоком.

Познавая Израиль. Цфат и заповедник «Ручей Амуд»

И стоишь зачарованный и пораженный грохотом тишины.

И вы скажете после всего, что это не «волшебное озеро»?

Уходить катастрофически не хотелось, но время подползало в 2-м по полудни, а мы хотели еще подъехать на смотровую площадку на горе Мерон, поэтому с сожалением пошли дальше. И около очередного водопада,

Познавая Израиль. Цфат и заповедник «Ручей Амуд»

который падает уже в бирюзовую лагуну я услышала лизкин вопль:

— Нет, я не верю, что это со мной произошло!!!

Помните горных коров? Так вот, в мимикрирующую под окружающий пейзаж коровью кучку девица моя и вляпалась почти по самую щиколотку. Хорошо, что ботинок был высокий. Будете смеяться, но и я пока ожидала, что она отмоет ботинок в голубой лагуне, тоже попала в ту же кучку своим светло-бежевеньким ботиночком. Пришлось отмываться там же!) Так что бдительность и еще раз бдительность.

Ну, потом пришлось немного попыхтеть на подъем и ровно через 3 часа мы вышли там, где и вошли. Ехать на гору или не ехать мы не решили окончательно, а решили закусить оставшимся «святым» сыром, хлебом, оливками и овощами. Было гораздо вкуснее, чем то же самое в гесте. Ну, а там время уже к 3-м и час дороги домой, и гору решили сегодня не покорять. День короткий, солнце собиралось на боковую, к Хайфе подъезжали уже в сумерках.

Ехать ли путешественнику, который в Израиле первый и возможно последний раз в Цфат просто, без конкретной цели?… Не знаю право слово. Очень там аутентично, причем во всех смыслах. Но вечер там провести было бы… романтично. Ну я так думаю. А вот Верхняя Галилея — это мечта и самое настоящее приключение. Причем совершенно неожиданное приключение, т. к. ничего подобного я встретить в Израиле не ожидала. Осень! Я встретила осень!