Ватикан — сердце католичества, государство, которое оказывает большое влияние на католический мир. А еще Ватикан — обязательный пункт назначения для путешественника, который приезжает в Рим. Да и как можно не посетить самое маленькое государство в мире, которое буквально напичкано огромным количеством шедевров, нигде в мире нет такого государства, чтобы на 1 кв. метр его территории приходилось столько произведений искусства!
Объективно говоря, никакие фотографии, никакие рассказы, полные восхищений, сравнений и превосходных степеней не могут передать весь восторг от увиденного. Богатейшая коллекция произведений искусства, уникальные творения великих мастеров просто поражают! И все эти исторические сокровища, которые римские папы собирали, начиная с XVI века, расположены в музеях Ватикана — 1400 залов, 20 двориков-музеев!
Что интересно, Ватикан — единственная в мире страна, которая полностью (!!!) находится под защитой ЮНЕСКО.
До 11 февраля 1929 года папы не открывали свои великолепные дворцы взору обычной публики, Музей был предметом восхищения для высокопоставленных лиц, дворян и королей. А когда государство-город Ватикан стал независимым, все эти бесценные экспонаты стали открыты для всех желающих. Конечно, для публичного осмотра доступна только малая часть сокровищ, но каждый экспонат коллекции бесценен. Пожалуйста, смотри, наслаждайся, пополняй свой культурный багаж! 7 километров экскурсионного маршрута по залам, галереям, коридорам, внутренним дворам музеев Ватикана, где практически на каждом шагу — шедевры, бесценные сокровища — где такое еще может быть?!!! Но нечего и думать о том, чтобы объять необъятное и осмотреть за один раз все коллекции предметов искусства, собранные за 500 лет католической церковью, не хватит ни физических, ни эмоциональных сил, но достаточно и поверхностного знакомства с великой сокровищницей, даже за несколько часов можно увидеть много прекрасного и удивительного, что запомнится на всю жизнь.
Нас встречает Квадратный сад, начинающийся у Пинотеки. Сад, а это по сути ухоженные зеленые газоны, лимонные деревья в кадках, был создан при Павле III в. 16-м веке.
Отсюда видна антенна ватиканской радиостанции.
И главное, из Квадратного сада можно полюбоваться грандиозным куполом собора Святого Петра
и зданием художественной галереи Ватикана — Пинакотекой. Буквально несколько слов о Пинакотеке. Для того, чтобы попасть в нее, нужно заказывать дополнительную экскурсию и соответственно выделять для этого время. Мы это не сделали и потом очень жалели об этом. Представьте себе, картинная галерея, состоящая из 18 залов, в которых картины размещены в хронологическом порядке, от 13-го до 16-го века, тут и Рафаэль, и Джотто, и Тициан, и Караваджо и Леонардо да Винчи и другие, не менее именитые художники. От одних только имен известнейших мастеров голова идет кругом! Уникальная возможность посмотреть работы выдающихся итальянских художников (полотен художников-неитальянцев здесь мало), собранных в одном месте! Так что если будет время, обязательно посетите Пинакотеку.
Выходим во внутренний двор, с которого начинается поход по музеям Ватикана, называется он двор Пинии, или двор Сосновой шишки. Почему вместо статуи Иисуса Христа или какого-то святого здесь бронзовая статуя сосновой шишки — загадка. Вариантов много: считается, что сосновая шишка — символ «Источника жизни», многие народы сосновую шишку ассоциировали с богами, властью, изобилием, мудростью…и еще чем-то значительным, вообщем, раз ее здесь поставили, значит, обозначает она точно что-то символичное и соответствующее данному месту.
Четырехметровая шишка венчает фонтан, вокруг которого стоит стража из двух павлинов. Шишка очень древняя — 1–2 век до н. э. Раньше находилась на Марсовом поле, а в Ватикан ее перенесли в 1608 году.
Кроме этого площадь хранит в своем центре шедевр современного скульптуростроения под названием «Сфера в сфере» или же чаще этот образец творчества называют «Земным шаром». Создал его господин Арнольдо Помоддор. Полированный шар диаметром 4 метра — это Вселенная, внутри которого находится шар меньшего размера — наша планета. Шар расколот чудовищными разломами, которые означают последствия человеческой деятельности на земле. Каждый приближаясь к шару с глянцевой поверхностью, видит свое отображение, и человек должен задуматься над тем, что от его действий зависит будущее не только нашей планеты, но и всей Вселенной и каждый ответственен за то, что происходит вокруг. Вот такой философский смысл вложен в эту скульптуру. Шар вращается вокруг своей оси, ну если как следует его раскрутить. Одному человеку это не под силу, нужны усилия нескольких человек.
Шар не имеет исторического значения, а является одним из приобретений Ватикана в 1990 году, то есть коллекция Ватикана пополняется и в современное время. Принадлежит шар скорее к хайтеку, но тем не менее смотрится на этой площади Ватикана очень органично.
А мы идем дальше — в музеи Ватикана. Здесь начинается самый большой из музеев Ватикана — музей Pio Clementino, который состоит из 12-ти залов. Музей был основан в 1771 году папой Клементом XIV, а сменивший его в 1775 году Пий VI продолжил пополнять коллекцию музея.
Балконы открыты для посетителей музея. Можно зайти на балкончик и полюбоваться Римом, а можно и представить себя ну если не Папой Римским, то хотя бы ватиканцем, что тоже круто, так как получить гражданство Ватикана крайне трудно, оно не наследуется, не дается при рождении, его имеют право получить только избранные люди — служители Святого престола да представители швейцарской Гвардии Папы Римского, так что ватиканцем стать совсем не просто, но помечтать-то можно!!!
С балкончика открывается замечательный вид на Вечный город.
Восьмиугольный дворик Бельведерского дворца — сердце Ватиканских музеев. Это внутренний дворик под открытым небом, который соединяет между собой музеи Ватикана.
Зал животных. В этом зале находится около 150 статуй различных животных — реальных и мифических. Выполнены они так мастерски, что кажется это живые животные и они просто застыли на некоторое время и скоро оживут.
Зал Муз. Три прекрасные музы. В центре — муза Урания, она покровительствует астрономии. Справа — муза комедии и поэзии Талия. Слева — Клио, муза истории. Статуям много-много лет. Поражает, с каким мастерством проработаны детали, как тонко переданы в камне лица и одежды муз!
В центре зала Муз — знаменитая скульптура торса, которая относится к I веку до нашей эры… На постаменте написано: «работы Аполлония, сына Нестора из Афин». Торс Бельведерский была любимой скульптурой Микеланджело. Именно Микеланджело способствовал известности этой скульптуры. Он восхищался динамичной позой и тщательно исполненным рельефом мускулатуры. В своих работах он не раз обращался к образу этой статуи, в том числе при росписи Сикстинской капеллы Микеланджело использовал торс в качестве эталона. Правда, скульптура находится далеко не в лучшем состоянии, но известность ее не померкла и до сих пор.
Зал Ротонда построен Микеланджело Симонетти (не тем Микеланджело, кто расписал Сикстинскую капеллу, а папским архитектором, который жил позже) в 1780–1782 годах. В центре зала находится огромная монолитная порфировая чаша, удивительно, как она была сделана, ведь порфир — твердый камень и изготовить из него что-либо гораздо тяжелее, чем из мрамора. Вот такие раньше были мастера! Причем чаша внушителных размеров — 13 метров в длину и 4 метра в диаметре! Раньше она находилась в Золотом доме императора Нерона, откуда и была привезена сюда.
Даже полы в Ватикане уникальны. В этом зале можно увидеть подлинную римскую мозаику III века!!! Здесь изображена битва греков с кентаврами, тритонами и нереидами. Красота необыкновенная! Только смотреть и любоваться! И ни в коем случае не ходить по такой красоте!
В окружающих зал нишах установлены 18 статуй и бюстов римских и греческих богов и героев, самой впечатляющей из которых является большая статуя Геркулеса 2 столетия до нашей эры. Это единственная позолоченная статуя, сохранившаяся со времён античности.
Зал Колесницы. Можно заглянуть через веревочку, полюбоваться на мраморную колесницу I века.
Скульптуры, скульптуры, скульптуры… Их в Ватикане великое множество. На протяжении веков Ватикан собирал их по всему миру. И теперь мы можем любоваться этими прекрасными произведениями искусства.
Зал гобеленов. Здесь большое множество гобеленов ручной работы. Все они выполнены из шёлка и шерсти. В зале полумрак, солнечный свет вреден этим произведениям искусства. Поэтому несмотря на большое количество фотографий, сделанных в этом зале, хорошего фото у меня не нашлось. Но думаю, и так понятно, это Иисус Христос, и выткан он так, что где бы ты не стоял, твои глаза всегда встречаются со взглядом Христа. Всевидящее око…
Самой длинной галереей является Галерея Географических Карт. Целый зал посвящен картам, изображающим Римскую Империю в разные периоды своего развития. Естественно, в то время о полетах в космос и речи не было, но, удивительное рядом, карты соответствуют фото, сделанным из космоса. Это просто фантастика! Галерея представляет собой коридор длиной 120 метров и шириной 6 метров. Потрясающая роспись потолка просто заставляет застыть на месте и, задрав голову, рассматривать это чудо! Да в Ватикане все время нужно не забывать смотреть вверх, ибо потолки здесь — произведения искусства невиданной красоты!
На географических картах все горы и леса будто выпуклые, а моря — такие синие, что кажутся бесконечно глубокими.
Далее зал Иммаколата, т. е. Непорочного Зачатия. Украшен прекрасными фресками итальянского художника Подести. Роспись потолков и стен была закончена в 1858 году.
Зал расписан в стиле старых фресок, хотя на самом деле им не так много лет, как фрескам Рафаэля. И все равно фрески впечатляют, они прекрасны! Просто невозможно тщательно обследовать все пространство стен, покрытое живописными фресками, мы просто любовались всей картиной в целом, наслаждаясь яркими, сочными красками, выразительностью образов.
Станцы Рафаэля не вошли в нашу экскурсию, что очень и очень жаль. А вот в Сикстинскую капеллу мы попали. В капелле фотографировать нельзя, также никаких звуков, гула, шепота — только абсолютная тишина! Впрочем, нечего жалеть, что фотографий капеллы у меня нет, вряд ли они передали бы мощь и красоту фресок Микеланджело! Царство красок! Невероятно, волшебно! Время просто остановилось, толпа вокруг исчезла, хотелось стоять и любоваться этими шедеврами как можно дольше. Все мы, конечно, прекрасно знали об этих фресках, видели их на фотографиях, но здесь они реальны, и от этого голова идет кругом!
Непонятно, как в этом помещении заседает конклав, как вообще тут можно решать какие-то деловые вопросы, когда и глаза, и мысли устремлены в царство красок.
А мы идем в Собор Святого Петра. Основная мощь Собора кроется внутри него. Первое, что поражает вошедшего в храм, это огромное пространство. Вроде ведь видишь, сотни и даже тысячи людей идут внутрь, а потом оказывается, что никому не тесно, никто никому не мешает, а бывает даже и так — совсем пусто, удивительно, но бывают и такие моменты…
Внутри собора одновременно могут находиться 55 тыс. человек. По периметру собора находятся богато декорированные капеллы, где находятся статуи и скульптуры, надгробия и гробницы римских пап и императоров. Богатство внутреннего убранства просто поражает своим великолепием
Многочисленные надгробия римских пап, установленные в соборе, в большинстве своем являются произведениями искусства, выполненными великими мастерами. Это надгробие папы Иннокентия VIII, созданное еще в 1498 году Антонио Поллайоло.
А это надгробие Климента XIII.
Прекрасные ангелочки украшают надгробие королевы Швеции Кристины, одной из трех женщин, похороненных в соборе Святого Петра. Чем прославилась Кристина, так это тем, что поменяла протестантскую веру на католическую, что было равносильно подвигу.
Самая известная скульптура на религиозный сюжет, самое выдающееся художественное произведение из находящихся в соборе — «Пьета» — «Оплакивание Христа» была создана руками Микеланджело, когда ему было всего-навсего 24 года. Это единственная работа Микеланджело, которую он подписал — на поясе, что идет вдоль груди Марии, написано имя автора: «Микеланджело». Атмосфера трагедии, жалости, скорби исходит от этого надгробия. Просто удивительно, как совсем молодой Микеланджело сумел передать огромное человеческое чувство — скорбь матери по утраченному сыну, и смог создать композицию, которая вызывает такие сильные чувства. В этом и есть сила гения!
В начале 70-х годов на эту скульптурную композицию было совершено покушение, после этого ее поместили в прозрачный пуленепробиваемый куб.
Купол собора считается шедевром мировой архитектуры. Работу над куполом начинал Микеланджело, закончить ее ему не удалось. Когда он умер, два архитектора Джакомо делла Порта и Доменико Фонтана продолжили осуществлять идеи Микеланджело. Купол или «куполище», как его здесь называют, возвышается над полом собора без малого на 120 метров.
В центре собора прямо под куполом возвышается алтарь с неугасимыми лампадами, их 95 и горят они днем и ночью. Алтарь называется папским, поскольку служить перед ним мессу может только папа римский.
Считается, что под алтарем и находится место, где был похоронен апостол Пётр. Лестница отсюда ведёт вниз, в ватиканский некрополь.
Большую лепту в скульптурное убранство интерьера внёс Бернини. В подкупольном пространстве над главным алтарём находится его шедевр — огромный, высотой 29 метров балдахин на колоннах, на которых стоят статуи ангелов.
Для сооружения этой скульптурной композиции высотой в 4 этажа потребовалось много металла, и папа Урбан VIII приказал разобрать крышу античного Пантеона. Решение, мягко сказать, не совсем понятное, одно рушим, другое строим.
Трон Святого Петра, инкрустированный слоновой костью, созданный великим Бернини в 1656 году. По преданию, именно на этом троне восседал Святой Петр в бытность папой Римским.
Неподалеку расположена бронзовая фигура Святого Петра, сидящего на папском престоле и держащего в руке ключи от Царствия Небесного. Кстати, на стене за статуей не ткань, как кажется с первого взгляда, а прекрасная мозаика — настоящее произведение искусства.
Говорят, что Святой Петр исполняет желания, если только попросить его об этом с верой об исполнении задуманного, и при этом нужно подержаться рукой за стопу Петр. Практически все приходящие в собор именно так и поступают. Представляете, сколько сокровенных желаний доверено Святому Петру!
Убранство собора можно рассматривать целыми днями… Каждый его сантиметр — это многовековая история и безумная красота. И атеист ты или напротив глубоко религиозен — никто не может остаться равнодушным к великолепию, грандиозности, величию собора.
Из собора выходим ошалевшими от увиденных красот, незабываемое ощущение причасности к месту, где в разные времена вершились судьбы народов, к месту важному и великому для всех людей долго не проходит, а точнее — остается с вами навсегда…
А мы покидаем собор. Фасад собора Святого Петра. Средний из девяти балконов на фасаде называется Лоджией Благословения. Именно отсюда Римский папа обращается к многочисленным верующим, собирающимся на площади Святого Петра, с благословлением «Urbi et Orbi» — «Городу и Миру».
Выходим на площадь Святого Петра. Площадь огромна. Одновременно на ней может находиться до 400 000 человек. Сооружена она была в середине XVII века. Это одна из самых красивых в архитектуре площадей. Толпы верующих собираются здесь, чтобы услышать проповеди и выступления папы римского. Каждую пятницу площадь собора готовится к аудиенции папы. Для этого каждую неделю расставляют тысячи кресел, а потом их убирают.
По периметру площади — величественная колоннада — творение рук великого Бернини, а над колоннами возвышаются 140 огромных статуй христианских святых. Высота каждой статуи — почти 6 метров.
В центре площади высится громадный египетский обелиск, который был привезен в Рим в 37 году н. э. Долгое время правители Рима хотели перенести его на площадь, но проект удалось осуществить только в 1586 году. Для того, чтобы установить на площади обелиск весом более трех тонн, было привлечено около 900 человек, задействовали около сотни лошадей, построили специальные леса со сложной системой лебедок.
С двух сторон от египетской стелы в симметричных точках площади установлены барочные фонтаны Бернини и Мадерно. В них, как и во все фонтаны Рима, подаётся чистая питьевая вода. От обелиска по мостовой расходятся светлые каменные лучи солнечных часов.
Собор Святого Петра вплоть до 1990 года был самым грандиозным строением среди христианских храмов. И до сих пор его религиозное и культурное значение огромно. В мире нет и навряд ли будет когда-нибудь другой такой собор, который бы на протяжении двух тысячелетий символизировал торжество христианства.
Площадь Святого Петра — поистине уникальное и монументальное место. От посещения Собора и площади остаются грандиозные впечатления!
Обязательно! Непременно! Необходимо побывать в Ватикане, чтобы в полной мере насладиться творениями величайших мастеров, прикоснуться к великому искусству и увезти с собой воспоминания об этом роскошно-могущественном городе-государстве!
Теги:
Автобусные туры