Что мы сегодня знаем о Ярославских купцах? Являясь щедрыми меценатами, купцы выступали подлинными «отцами» города. Они жертвовали огромные колоссальные суммы на благотворительность и просвещение, приюты, больницы, училища, содержали их на собственные средства и гордились статусом попечителя. Мы им обязаны неповторимыми храмами, уникальными особняками и усадьбами, которые составляют особый стиль и дух города.
Каменные кружева Ярославля.
Приехав в Ярославль, не зная его, я почувствовала особенный бойкий характер этого волжского городка. Возможно, секрет кроется в самих ярославских улочках, где нарядные храмы и расписные каменными кружевными узорами особняки сохранили для нас свое обаяние ушедших столетий. Иду по улицам, а каждый дом на свой лад рассказывает о славном прошлом богатого на комерческие таланты Ярославля.
Каков дом — Таков и хозяин.
Каждый купец стремился возвести особняк по собственному вкусу, показывая не только свой достаток и положение в обществе, но и собственные пристрастия, привычки и увлечения.
Миллионеры Пастуховы. Сергей Николаевич Пастухов с женой.
Николай Петрович Пастухов.
Успешные и богатые Пастуховы, вдохновленные известиями о раскопках в древней Помпее, устроили в собственном доме небольшую комнату, задуманную по типу эскедры, беседки, открытой с трех сторон.
В условиях северного климата купцы проявили изобретательность и застеклили проемы между колоннами, а фасад дома щедро украсили лепниной.
Усадьба Пастуховых на улице Пушкина и сегодня остается украшением Ярославля.
На фотографиях вы видите главный центральный дом. Я зашла во внутрь здания, поднялась на второй этаж.
Расположение комнат, кованые лестницы черного цвета сохранились и поныне, а вот белая деревянная лестница была восстановлена.
В здании находятся несколько компаний. Мне разрешили снять беседку, застекленную новыми окнами.
Спускаясь и поднимаясь по лестницам, я рассматривала большие и малые комнаты. Это не музей. Словно мир Ильи Ильфа и Евгения Петрова предстал передо мной. Множество рабочих столов, словно я попала в фильм «Двенадцать стульев» или «Золотой теленок» по классике Ильфа и Петрова.
Табачный король.
А вот богач и кутила Иван Дунаев выстроил на Дворянской улице (проспект Октября) эффектный, почти столичный дворец.
Построен он был в 1886 году по проекту архитектора Н. И. Поздеева. Его зовут в народе Дунаевский дом с «атлантами».
Фото из интернета.
Дом поражает ошеломляюще богатым убранством фасадов в духе Ренессанса. Многочисленные лепные гирлянды и украшения, колонны и арочные окна, венчавший здание купол(в прошлом)
и конечно оригиналные кронштейны балкона в виде античных мужских фигур сделали дворец самым роскошным особняком Ярославля. Время всё видоизменяет, что-то рушится. Купол не сохранился, но атланты продолжают поддерживать балкон. В последнее время идёт реставрация, длится она долго. Когда закончится — неизвестно.
У нас в Ярославле их прозвали «четверо непьющих». Почему непьющих? Потому что они балкон держат, также их зовут и некурящими. Ярославль славен крепкими традициями. В ста метрах от «Табачки» находится ликёро-водочный завод. Иногда у нас шутят: «Тех, кто ищет непьющих и некурящих мужчин, на которых можно уверенно положиться, то их можно найти здесь». Правда они грустные стоят, но пока держатся и руки не опустили)). Livejournal.com(Irina)
Рядом с домом вы видите фабричные ворота. Знаменитая первая табачная российская фабрика. Её создал купец Дунаев. Главным для торговца оставался бизнес — это первое, а второе — журналисты и инспекторы города яростно сражались за перенос Дунаевской фабрики, горожане были против вонючей махорки, считали ее вредной для здоровья и требовали убрать подальше. Промышленник придумал хитрость и построил данный особняк прямо на территории завода. Дунаев поговаривал: «Я живу тоже здесь, значит нет никакого вреда от неё.»
Фабрика была оборудована по последнему слову техники, а проект здания разрабатывал архитектор Андрей Достоевский — брат знаменитого писателя. И табак, и спички отмечались высокими наградами на выставках, в том числе в Париже и в Лондоне. В память о русско-турецкой войне фабрика Дунаевых получила звучное имя — «Балканская звезда». Нашу «Махорку», мы её так зовём, найти просто. Её можно определить по запаху. Рядом с ней и сегодня пахнет табаком. Я не хотела бы жить на улице «Победа», соседствующей с красным забором по-прежнему работающей Дунаевской фабрикой.
Виноторговля купца Матвеевского.
Был главою Ярославля, все в нем видели отца. Он во многом отличился в пользу общего добра. Всем известно, как трудился для гостинного двора. Купцы Матвеевские были выходцами из борисоглебских крепостных крестьян графа Орлова. Разбогатели они на винной торговле, их лавки были открыты во всех городах губерни. Братья Матвеевские снискали известность на ниве местного самоуправления. Брат Иван и его наследники продолжили семейный бизнес, оставаясь ведущими виноторговцами Ярославля. Об их финансовых успехах говорит усадьба, построенная в стиле строгого классицизма в самом центре Ярославля.
Главный фасад выходил на широкую площадь, где проводились военные парады и торжества, порой с участием Императорской семьи. Центральная дом-усадьба Матвеевских.
«Из грязи в князи» Крестьяне в графском особняке.
Своими предками ярославские купцы гордились не меньше, чем аристократы.
Иван Семенович Соболев. Надежда Ивановна Соболева.(фото из картинной галереи)
Не беда, что дедами и прадедами многих богачей были крепостные крестьяне. Дополнительный повод для гордости: выбиться «из грязи в князи» для купца не считалось зазорным. Конечно выбиться в люди удавалось не всем. Одну из самых удивительных легенд о ярославской предприимчивости может поведать старинный особняк, расположившийся близ Знаменской башни в Ярославле.
В конце 18 столетия он был выстроен для графа И. П. Салтыкова, однако сиятельному вельможе дом прослужил недолго, в начале 19 века граф продал его своему бывшему крепостному — Семену Соболеву. Он оказался куда расторопней барина. Предприимчивость у Соболевых была в крови. Во время Семилетней войны дед Семена, служивший в обозе графа Салтыкова, оказался в Европе. За время военной компании сметливый слуга наладил тесный контакт с местными поставщиками изысканных явств и крепких напитков. После войны Соболев с позволения графа стал регулярно наведываться на «немецкую ярмарку», снабжая европейцев ярославским товаром и возвращаясь в Россию с грузом иностранных вин. Потомки расширили торговлю, смогли скопить достаточно денег и выкупиться на свободу. Сын Семена Соболева, Василий, записался в купечество. Потом стал хозяином графского особняка. Новоявленные купцы и хозяева пригласили модного ярославского архитектора Петра Панькова и особняк был перестроен.
В подвалах расположились винные погреба и поговаривают, что обстановка дома оценивалась в 5000 рубликов — по тем временам целое состояние. Дом Соболевых. Ныне одно из зданий Университета имени П. Г. Демидова, экономический факультет(кафедра мировой экономики и статистики).
Коротко расскажу вам о доходных двух домах. Пионером, открывшим для Ярославля новый вид коммерческой недвижимости, стал А. М. Пастухов. Еще в 1850 году он выстроил огромное здание, исполинский доходный дом, «тенью покрывавший половину Богоявленской площади»(площадь Ярослава Мудрого). Мы до сих пор зовем нашу центральную площадь «Богоявленкой».
Здесь каждый квадратный метр служил для получения прибыли. Современное здание Главпочтамта.
А купец, хлеботорговец, Ерыкалов продолжил и его доходная недвижимость выросла в самом центре ярославского «сити».
Стоит «прибыльный» на центральной прогулочной улочке имени Кирова. По мощеной дороге транспорт не ходит. На ней расположены банки, кафе, рестораны и бутики модной обуви и одежды. В доходном доме находится знаменитый магазин ювелирных изделий «Яхонт»
Ранее это был особый тип здания — с представительным фасадом и темным двором колодцем. Узкие лестничные пролеты и одинаковые похожие на соты комнаты. Торговые залы с большими витринами занимали первый этаж. На втором были богато обставленные апартаменты хозяина,
а под самой крышей 13 комнат,
которые Ерыкалов сдавал под жилье. Всё приносило прибыль. В эпоху модерна именно доходные дома придавали модное звучание старинным улицам, конкурируя с особняками ярославской знати. Их доходные дома пережили своих владельцев, смены политического режима, успев послужить нескольким поколениям горожан. Иные вновь из них приносят неплохую прибыль кому-то, словно все возвращается на круги своя.
Мы продолжаем жить, ходить мимо этих особняков, порой их не замечаем. Что удивительного? Вновь и вновь бегу по улочке, тороплюсь сегодня в камерный театр на премьеру спектакля «Рикошет» (Эдвард Тэйлор). Останавливаюсь, поднимаю голову вверх и бросаю взгляд
Из прошлых столетий смотрит на вас чудо, эркер. Это дом Петражицкого. Улица Ушинского(бывшая Стрелецкая).
Напротив Волковского театра.
Особняк. Конец 18 века. Отделка основана на подражании формам ренессанса и барокко. Угловая часть дома оформлена круглым эркером, заверщающимся барочным куполом.
Эркер украшен декоративными колоннами, в основании которых, а также над колоннами — барельефы львов. Об этом доме можно было бы сказать, что его «еще Наполеон застал», если бы в 1812 французы дошли бы до Ярославля. К счастью этого не случилось, именно тогда в нашем городе нашли приют многие беженцы. Продолжила я свой путь вдоль улицы Ушинского. Свернула на улицу Свердлова и зашла в театр. Теперь тишина. Спектакль идёт. Я закрываю занавесь перед вами. Пока. До следующей встречи на улицах губернского Ярославля.
Начало здесь: https://irinaananyeva.tourister.ru/blog/10651
Теги:
Самостоятельные путешествия