В эпоху глобализации, шаблонности и стандартизации всё чаще накатывает завистливая тоска по эпохе первооткрывателей.
Вот каково им было, первым британцам, ступившим на земли Бенгала? Прорубиться через мангровые чащи Сандарбана, и в непросыхающей палатке просыпаться в холодном поту от рёва бенгальского тигра, не различая, зверь ли это или не отпускающий малярийный бред? Жевать жёсткий буйволиный стейк под последнюю бутылочку тёплого английского эля, прошедшего с тобой трёхмесячный путь от порта Саутгемптона. Вслушиваться в ночную канонаду мистических «пушек Барисала». Натыкаться в непролазных джунглях на таинственные краснокирпичные храмы, оплетённые лианами толщиной в ногу слона…
Я бы очень хотел на полгодика очутиться в той, далёкой Бенгалии, таинственном и чудовищно сложном краю.
Но — у меня всего неделя времени (как же опрометчиво взяты билеты!), и я лишь слегка коснусь прекрасной Бенгалии, приоткрою её для самого себя.
Общие впечатления. Ожидания VS реальность
При относительной безвизовости и доступности перелётов Бангладеш самая, пожалуй, непопулярная страна Азии в отрезке от Индии до Индонезии.
Если вы полагаете, что сложно добровольно потратить время и деньги на страну, где
— дикая перенаселённость
— транспортная анархия, отсутствие внятных расписаний и постоянные опоздания всего на свете
— на туристе пытается нажиться каждый от хозяина дорогого отеля до уличного помогалы
— по сто раз в день придётся фотографироваться в качестве белой экзотики с местным населением
— на улицах, на вокзалах, в кафе за вами будут следовать толпы нищих
— босоногие детишки-оборванцы будут тянуть к вам сопливые ручонки и клянчить ма-а-ани до-о-олар мистер
— еду невозможно есть без пачки таблеток (и с пачкой тоже, ибо ужасно на вкус), а воду даже из бутылок нужно кипятить
— убитая природа и ужасающий срач как в городах, так и за их пределами,
то вы вряд ли поедете в Индию.
Да-да, в Индию. Поскольку ничего из вышеперечисленного Бангладеш не касается.
Раньше мне крайне нравилась услышанная где-то фраза «Индия — это Бангладеш для начинающих». И чем ближе был старт путешествия, тем чаще я ей бросался.
Теперь могу сказать честно — фразу придумал идиот, точно не бывавший в Бангладеш.
Парадоксально, но из всех стран Азии Бангладеш наименее похож именно на Индию. Да, он большой и очень разный, и где-то видится Шри-Ланка, где-то Лаос, местами Мьянма. Но более всего Бангладеш напоминает Камбоджу 10-летней давности. Удивительно, но каждый день ловил себя на мысли, что еду по Камбодже!
И вот здесь следует оговориться о Большой Бангладешской Ошибке.
ББО — классика: «Бангладеш такая жопа мира, но посмотреть одним глазком для галочки нужно. Слетаю на пару дней в Дакку, всё-же столица, может и обойдётся без существенных потерь для кошелька, здоровья и нервов».
Так вот — ни в коем случае не начинайте знакомство со страной в столице, и тем более не делайте Дакку единственным пунктом посещения. Иначе для людей, страну немного посмотревших, ваши рассказы будут сравни рассуждающему о красоте пляжей Боракая по трущобам Манилы или о закатах над вулканами Явы по закатам над Джакартой.
Маршрут
Уже упоминал вскользь, что недели, выделенной на знакомство со страной, оказалось непростительно мало. Из маршрута, к сожалению, вылетела дельта (Сандарбан) и северная часть.
Всё-же Бангладеш далеко не маленькое государство, а особенности перемещения по нему таковы, что в дороге проводится большая часть времени поездки. Если спешить, конечно.
Можно было бы отбросить Кок’с-Базар, но очень уж хотелось посмотреть на «курортный» уголок. Тем более, приходилось доверять путеводителю, на практике прилично ошибавшемуся в части времени переездов как на автобусах, так и на поездах.
Итоговая нитка: Дакка и сразу пересадка на Читтагонг, ночь в Читтагонге, Кок’с-Базар и ночь в Кок’с-Базаре, Кок’с-Базар-Читтагонг-Дакка-Кхулна нон-стоп только с пересадками, 2 ночи в Кхулне и радиальный выезд в Багерхат, Кхулна-Дакка и ночь в столице.
Таможня и виза
Таможня абсолютно незаметная, даже не помню, чтобы её проходил.
Для визы очень желательно приготовить ровно 51 доллар налички. Наличка молча просовывается в окошко кассы, тут же получается чек. Чек показывается сидящим рядом погранцам — получается анкета. Уже третья — 2 дают в самолёте. Вопросы абсолютно одинаковы, но нужны все экземпляры.
Погранцы требуют обратный билет и бронь жилья. Хватило букинга на первые пару ночей.
Срок на штампе ставят от балды, минимум 15 дней, но могут и на месяц.
Доллары можно смело менять сразу за выходом, но стоит слегка поторговаться! Уточните перед вылетом актуальный курс и показывайте бумажку, дадут очень приближенный.
Бюджет
Поездка вышла удивительно недорогой. Ещё в феврале урвал 50% распродажу FlyDubai и взял перелёт до Дакки за 17 500 руб. Внутренний перелёт взял за мили абсолютно бесплатно.
С собой вёз наличку из расчёта 60 долларов в день, по итогам вышло ровно в два раза дешевле. Мог бы сэкономить побольше на транспорте и проживании, но ездил первым классом и жил в приличных гостиницах.
Климат
Начало октября совпадает с окончанием сезона дождей и переходу к самому мягкому зимнему климату. Впрочем, жара за +32 при дичайшем уровне влажности далека от понятия «комфорт».
При этом на территории страны климат сильно различен — в горных районах настоящая прохлада и вечные дожди, на океаническом побережье удушливый зной, в речных землях всепроникающая водная взвесь.
Первую ночь в Читтагонге провёл под неумолкающим гулом лопастей вентилятора. А в Кок’с-Базаре заставил себя проспать без внешнего охлаждения — и к утру вполне акклиматизировался. Люблю этот проверенный, хотя и немного мучительный способ.
Бангладеш — страна воды. И страна зелени. Глядя из окон на бесконечные заросли и колосящиеся поля, задаёшься вопросом: — как же соседние индусы умудрились просрать свои великолепные джунгли, вдохновлявшие когда-то Киплинга?
Благодаря обилию зелени абсолютно не заметна перенаселённость. Вдоль дорог проложены каналы, через которые перекинуты мостики. Заросли скрывают деревушки, а болтаться без дела по дорогам у местных пешеходов не принято. Если бы не обилие тук-туков и велосипедов, «дорожное» впечатление о Бангладеш не отличалось бы от любой страны ЮВА.
Впрочем, я же про климат…
Дождь. Нет, ДОЖДЬ. Только так, только хардкор.
Бывают, конечно, и краткосрочные грозы. Такая громыхала ночью над Кок’с-Базаром, а наутро показалось, что шум ливня был сном — сухие дороги, сухая земля. И только попутчик в автобусе подтвердил, что ливень был очень неслабый.
Но в целом, если дождь — это надолго. Дождь измеряется в сутках.
Единственная прелесть дождя — он вычищает улицы. Города становятся проще для передвижения — ни пробок, ни буксующих рикш. Но на частоту пожимания мокрых рук и болтовни ни о чём дождь не влияет!
В дожде прошли последние двое суток — он начался ночью в Кхулне, а к вечеру затопил Дакку так, что кадры из центра старого города попали на передовицы газет, а местное тв без устали гнало репортажи с превратившихся в реки улиц.
Но стоит дождю закончиться — вода схлынет в считанные часы. Поэтому поснимать затопленные города можно лишь отловив последние упавшие капли — и бегом, желающие попозировать уже собрались в очередь!
Снаряжение
Из непригодившегося — ремень для потайного хранения денег, использовавшийся только в качестве ремня. Плащ остался невостребованным, ибо при такой жаре всё равно, от чего промокнуть насквозь — от ливня или от пота.
Рюкзак 45 литров и мини-рюкзак 18 литров. Поясная сумка для случаев постоянной навигации в городах, удобно быстро доставать и убирать телефон.
Коврик и спальник для ночёвок в аэропортах (Дубаи, и после Бангладеш Маскат и Абу Даби).
Ветровка для защиты от дождя и кондиционеров.
Мини-электрочайник. Контейнер с завинчивающейся крышкой — для раздела «питание».
Универсальный переходник. В стране только официально 5 видов розеток, но на практике попадались «британские» и «японские».
Проживание
— Сегодня в нашем отеле проводится смена белья. Чётные номера меняются с нечётными!
Относительно бангладешских отелей гуляет немало мифов. Так вот — отелей много, уровень приличный и ценник адекватный. Бывают, конечно, свои причуды.
Читтагонг. Hilton City. 12 долларов, завтрак включён. Расположен примерно в километре от района, указанного на всех картах:
Обязательно берите распечатку с Букинга. Иначе устанете доказывать, что в стоимость включены налоги и завтрак! Впрочем, распечатки броней нужны всегда, ибо в редких отелях есть компьютеры.
Ещё в обязательном порядке берите копии паспорта по количеству ночей, требуют в каждой гостинице.
Про отель — крупная гостиница на оживлённой улице, удобно расположенная между жд вокзалом и каунтерами междугородних автобусов. Откровенно задалбывающий персонал, каждые полчаса стучащийся в дверь — просто поболтать. Завтрак — по ходу, поделились своим, тушёные овощи, лепёшки и чай.
Да, и в любой гостинице к вам будет приставлен человек-помогалка. Он будет будить вас с раннего утра чтобы уточнять, не нужно ли подавать завтрак, не пора ли бежать ловить тук-тук, не самое ли время побрызгать вонючим освежителем воздуха. Он будет пытаться донести до номера всё от рюкзака до купленной на улице еды. И он, внезапно, будет с грустными глазами клянчить чаевые. Так вот, 100 така абсолютно достаточно!
Кок’с-Базар. South Beach Resort. 12 долларов. Небольшой отельчик с зачуханными номерами, застиранным бельём и без вайфая. Где-то на задворках крупных сетевых отелей.
Кхулна. Отелей на Букинге нет в принципе. Жил в двух — неудачно попал на вступительные экзамены, а в Кхулне расположен второй по величине университет страны. Гостиницы забиты абитуриентами и их родственниками.
New Safe. Как и большинство гостиниц города, недалеко от жд вокзала.
10 долларов. Предлагают и ужин, и завтрак, но ценник выше, чем в приличном ресторане. Прыгающий вайфай, абсолютно не беспокоящий персонал.
За углом — более престижный и дорогой Jalico. Пришлось заселиться в единственный оставшийся номер. 25 долларов.
Неплохо отремонтированная гостиница, стоящая своих денег. Хозяева традиционно для Кхулны индусы. Видя, что ценник меня откровенно расстроил, сделали бесплатный завтрак-комплимент.
Дакка. Hotel 71. Роскошная трёшка свежей постройки. Они даже видят бронирование в компьютере и принимают карты. Рамку-пищалку на входе охраняют два лба в почти военных мундирах, при каждом проходе отдают гостю честь, а при выезде ловят тук-туки. В дополнение система безопасности усилена охранником стула с видом типичного вышибалы — тот не вставая сместа (что неслыханно) пожимает гостям руки и громогласно командует тремя мальчишками, просвечивающими багаж на допотопном рентгене.
Разумеется, есть и нажиматель кнопок в лифте, и носильщик бутылок. И целый ресторан на верхнем этаже (паршивейший). И прокуренный бар, с пивом и не только, — на восьмом, открывающийся в 16:00, но если сэр пожелает, то раньше.
Кстати, очень рекомендую кафешку при ресепшене, вот в ней приятная выпечка и ценник адекватнейший.
Питание
С питанием получилось забавно. Предположив, что будет некая аналогия несъедобной индийской кухни с редкими включениями мяса и рыбы, взял с собой мини-чайник и набор сублимированных супов и вторых блюд из расчёта 2 упаковки на день.
И сублиматы действительно пригодились (последние доел уже в Омане), но по другим причинам.
Во-первых, заведения общепита нужно поискать, и чем меньше город, тем сложнее это сделать. Во-вторых, открываются они вечером и на несколько часов, т. е. если приехать вечерним поездом, найти гостиницу, заселиться — время потеряется и покушать будет элементарно негде.
И в-третьих. В Бангладеш отвратительная кухня. Нет, не по-индийски отвратительная. По-бангладешски.
Всё обязательно острое, но перца вполне в норму. А вот прочих специй…
Рецепт курицы/мяса/рыбы/креветок по-бангладешски: Возьмите курицу/мясо/рыбу/креветки, поперчите, обваляйте в толстом слое специй и зажарьте в сухарях до равномерного зачерствления.
Хорошо было только в Кок’с-Базаре, где была возможность не просто выбирать морепродукты, но и контролировать сам процесс их приготовления.
Из идеально-съедобного только сказочного качества рис. Овощи могут сделать вкусно, а могут и испортить.
В итоге сложился следующий ритуал питания: завтрак — сублимированная каша, обед — гостиничный завтрак, взятый с собой в контейнере, ужин — сублимированный суп/пюрешка и что-то мясное из уличной еды. Либо ресторан, но тоже предпочтительно с собой, иначе задолбаешься общаться и фоткаться с персоналом.
Уличные шашлыки из говядины. На фото 2 порции, стоимость с лепёшкой 2 доллара за порцию, лепёшки часто просто дарят. Самый популярный и местами сносный на вкус фастфуд — они хотя бы без сухарей.
Неплохи и курочки гриль, целая курица 4 доллара, куры мелкие, тощие, как раз на ужин. Тем более кожу и крылья приходится выбрасывать из-за вонючих специй.
В Кхулне индусы продают замечательные сладости. Зерновой кофе неплох, но нужно всегда напоминать, иначе насыпят растворимый.
Чай с молоком божественен, непременный атрибут хорошего утра.
Рестораны. Опасаясь прелестей бенгальской кухни, искал китайские и тайские.
Кок’с-Базар — любая забегаловка на рыбном рынке. Лангустины 6 штук 3 доллара, крабы 2 доллара штука, рыба очень различается по ценнику. Встать за спиной у повара и не спускать с него глаз.
Читтагонг — недалеко от жд вокзала, при гостинице Mishka. Пожалуй, лучший ужин поездки. Суп, креветки гриль с овощами, кола, чай — 8 долларов включая чаевые.
Кхулна — Canton Chinese Restaraunt. Очень средненько, китайская кухня в бангладешском исполнении.
Дакка — ресторан при отеле Hotel 71. Жалкая пародия на тайскую кухню, я из консервов лучше приготовлю. А у них азиатские продукты под рукой.
Под рукой…бангладешцы едят руками. Везде. В самом крутом ресторане — тоже. Но туристам дают приборы.
Пиво и прочий алкоголь. В барах при дорогих отелях. Дорого — 0,33 пива 600–650 така. У индусов нелегально. 500 така. В специальных алко-шопах, которых по одному на город и где-то в трущобах. В общем, затариваться в дьютике и везти с собой спирт.
Немного про воду. Известный факт — большая часть грунтовых вод в стране содержит мышьяк. Если присмотреться к мелкому шрифту на этикетках минералки, он и там будет указан. Справедливости ради — такая же ситуация и в восточной Индии, и в части Непала. Если не пить такую воду годами, не отравитесь.
Вода из-под крана вполне сносная, кипятил и для сублиматов, и просто вместо минералки на утро, пока закрыты магазины.
Вся аптечка вернулась домой нераспакованной.
Транспорт
Самолёты. Удобный и недорогой способ быстрого перемещения по стране. Билеты лучше брать на сайте национального перевозчика Biman Airlines, у агрегаторов они значительно дороже. Biman — не единственная авиакомпания страны, мелкие перевозчики продают билеты в аэропортах.
Локальные аэропорты, даже терминал в Дакке — редкостные сараюшки. При посадке главное услышать свой рейс (именно услышать, никаких табло, одна очередь и человек-оповещалка).
Разумеется, туриста никто проверять не будет, спокойно пронёс с собой недопитую бутылку дьютифришного вискаря и минералку.
А международный аэропорт — единственное место, где были обнаружены магнитики.
До самолёта довозит автобус из прошлого, даже не знаю, каких годов скотовозочка.
А вот что поразило — рейс, даже не среднемагистральный, всего 50 минут полёта, выполняет махина B-777. И не сказать, что салон под завязку, свободных мест примерно половина.
Самолёт тоже дремучих годов, салон в стиле восьмидесятых.
Если бы не желание посмотреть страну подробно, построил бы всю поездку на перелётах. Но жизнь людей можно увидеть лишь перемещаясь по земле.
Поезда. Оптимальный способ наземного передвижения.
Отправляются и приходят минута-в-минуту, но время прибытия лучше уточнить в кассах. Тем более, в жд кассах работают самые чисто-говорящие на английском бангладешцы из всех повстречавшихся.
Дакка-Читтагонг идёт 10 часов, Дакка-Кхулна 8.
Вагоны первого класса делятся на спальные и сидячие, оба с кондиционером. В Читтагонге билеты в первый класс продают в отдельной кассе, обозначенной на английском. В Дакке и Кхулне — в общих кассах.
При дефиците времени оптимально ехать ночным поездом.
Сидячие вагоны первого класса называются Snigdha. Найти их без помощи (а порой и с помощью) проводников очень непросто. Как правило, они прицепные в самой голове или в самом хвосте. Проще ориентироваться по спальным, надписи Sleeper хотя бы на английском. Сидячий первый класс будет сразу за ними.
Билет Читтагонг-Дакка 8 долларов, Кхулна-Дакка 12.
Качество вагонов и кресел очень разное, видимо, из-за разного возраста составов.
В поезде продают воду, снеки, шоколадки и горячие обеды (как правило, неприглядные бирьяни с куском курицы или бутеры с пережаренной котлетой). Цены не отличаются от уличных.
Для пассажиров разных классов — разные залы ожидания. Голытьба ютится на самом вокзале, но чинно, без скопления тел на индийский манер. Залы второго класса — уже отдельные комнаты с вентиляторами и отдельным туалетом, воняющим на весь зал. Первый класс — на фото выше читтагонгский вариант. Диваны, охранник (проверяльщик билетов), чистый туалет. В Дакке победнее и не обозначен, нужно спрашивать у охраны или сотрудников.
Автобусы. Только если между пунктами назначения нет железнодорожного сообщения или до поезда полдня ожидания.
Локальные скотовозочки. Базируются на площадях, известных только местным. Берёте велорикшу и просите найти bus to… методом совещания с прохожими довезёт.
Таким ездил в Багерхат. 60 така в одну сторону. Справедливости ради — отходят по заполнению и очень стараются не брать стоящих пассажиров.
Локальные междугородные. Могут стартовать как от офисов компаний-каунтеров, так и с выездов из городов. Отправляются по расписанию, но нудно собирают пассажиров по обочинам дорог. Читтагонг-Кок’с-Базар 250 така (3 доллара).
Междугородные первого класса. Отправляются только от офисов каунтеров, билеты лучше брать хотя бы за сутки. В стоимость билета включён нажористый паёк. Дакка-Кхулна 20 долларов.
В любой междугородный автобус — только по билету с местом.
Автобусы — это трындец. Бангладешское движение довольно неплохо организовано, но из-за дичайшего объёма тук-туков и велосипедов превращается в ад. И чем дороже автобус, тем адовее он едет.
Не знаю, как бенгальцы умудряются в них спать. Разгон-торможение-руль влево-руль вправо и так нон-стоп. Да, автобусу уступают все, даже грузовики, но автобусов-то полная дорога. Самый популярный транспорт самой населённой страны Азии.
Кроме того, страна явно недоукомплектована мостами. На карте в начале истории не просто так маршруты поездов нарисованы странными кривыми — это из-за необходимости делать крюки до мостов через крупные реки.
Автобусы же срезают паромными переправами. А автобусов много. Очередь на пару часов при форсировании Ганга — это ещё повезло.
13 часов мы ехали из Дакки в Кхулну. Дольше и дороже, чем в комфортабельном поезде.
Городской транспорт. Автобусы, мототакси на 6–8 мест, тук-туки и велорикши.
Тук-туки самые наглые в плане задирания цен, но оптимальные при необходимости проехать 5 километров и более. В туке есть счётчик, но для туриста его не включат, либо на финише попросят чаевые. Нормальный ценник — 100 така за 3 километра. В аэропорт Дакки из центра города (14 км) уехал за 500, но это в условиях потопа, когда большинство тук-туков просто отказывалось от поездки (большая часть мототакси электрические, и в глубокой воде заливает аккумулятор).
В Читтагонге и Дакке тук-туки наглухо зарешёчены. Не потому, как гласят мифы, что криминогенная обстановка ужасающая, а ради элементарной безопасности пассажиров и водителя. При хаотичном движении в муравейниках вероятность выронить что-то из кабины или выпасть самому, не говоря о вероятных ударах при авариях, крайне высока. В незарешёченных мототакси и ездить, честно говоря, стрёмновато.
Велорикши. В крупных городах — педальные, в провинции преимущественно электрические. Ездил только до стоянки автобусов в Кхулне, очень удобно, как мини-тук-тук с моторчиком. По скорости точно не уступает. Ценник скромный, но обговорить нужно при посадке.
Общение
Люди — сокровище Бангладеш. Конечно, устаёшь от бесконечных диалогов, но познаний в английском большинства бенгальцев хватает на поздороваться и спросить, откуда приехал.
Желающих сделать селфи с иностранцем, к счастью, единицы. А вот попозировать для фото — здесь просто рай для любителей портретной съёмки!
Понравился необычный товар в лавочке? Снимай, пожалуйста! И хозяина! И детей хозяина! И вот из соседней лавочки прибежал товарищ, теперь все вместе! А чайку попить?
Военные и полиция — отличные помощники. Особенно в плане узнавания настоящих цен. Ни один тук-тукер не будет торговаться с иностранцем в присутствии вооружённого представителя власти.
Прохожие на улице — только обратись! Узнать ценник на рикш, например. Сами выберут наименее жадного.
При этом нет неприятно повышенного внимания к туристу. Даже в глухих деревнях. Если сам обратишься — да, к вашим услугам, сэр!
О, это обращение к иностранцу! Вот она, старая потерянная Азия! Вот оно, наследие колониальной эпохи! — Сэр, а позвольте ваш фейсбук, сэр? Как, у вас нет фейсбука, сэр? Но, сэр…как же вы там без него живёте, сэр?
Абсолютное большинство при общении с иностранцем впадает в благоговейный ступор.
В ресторанах — все официанты выйдут поздороваться, если хозяин на месте — придёт. Если есть отдельный зал для торжеств — он полностью ваш.
И только дамы крайне стеснительны. Собравшись группкой, могут осмелиться крикнуть «Hello!», не более. Даже в университете Кхулны, который я неожиданно посетил по приглашению случайного попутчика, со мной общались исключительно парни.
Доброжелательность и искреннее желание помочь расслаблают. В любой ситуации чувствуешь себя комфортно.
В одном Бангладеш не повезло — тотальный дефицит достопримечательностей. Три объекта всемирного наследия Юнеско да пара полузаброшенных дворцов. Страна экотуризма, для желающих расслабиться, утомить глаза всеми оттенками зелени джунглей и зарядиться позитивом от радушных бенгальцев.
Теги:
Самостоятельные путешествия