Да, что же она такое, эта Италия-то? Как она сумела спеленать по ногам и рукам своими ароматами, шумом ночного прибоя, Везувием, бесстрастно заглядывающим в окно номера, гортанными зазывными криками утреннего рынка, фумаролами вулканов? Может, обкурила ими? Или недостаток кислорода на Этне ударил по мозгам и что-то сдвинул в них в ее сторону, и я среди нашей холодной темно-зеленой действительности продолжаю видеть розовые, сиреневые, желтые пятна цветущих кустарников вдоль дорог?
Вступив по приезду домой на родной тротуар, чувствую всей подошвой камешки растаявшего вместе со снегом асфальта вместо гладкой вулканической плитки вековой давности. И это она, она, Италия, укалывает не только ступни, но и сердце.
И так ли уж сладок и приятен асфальт Отечества? Ох, не знаю… И чувствую, что отныне все дороги души лежат к ней — яркой, жаркой, пряной, шумной, волнующей южной красавице.
Позади ночной перелет и Величественный Рим.
К Риму можно только на «Вы» и с эпитетами на заглавную букву. Какая первая ассоциация при упоминании Рима? Наверно, практически у всех — Колизей. Пока стоит Колизей, стоит Рим. Когда падет Колизей, падет Рим. А когда падет Рим, падет и мир.
2
А он, к счастью, стоит себе на болоте в сейсмической зоне почти две тысячи лет и в ус не дует. А почему? Секрет прост и жесток. Трепещите современные коррумпированные чиновники и строители, представляя себя в Древнем Риме.
Когда Колизей собирал на представление восемьдесят тысяч зрителей, одетых в праздничные одежды, и рассаживал их по трибунам в соответствии с социальным статусом, специально обученные матросы одним движением руки с помощью приспособлений натягивали над амфитеатром паруса, защищающие зрителей от палящего солнца или дождя. Опустевший древний город оглашался на ветру их зловещим треском и грохотом, подобным грому, и ревом возбужденной публики. Слышите?
А при чем же здесь чиновники? Для этого стоит вспомнить репертуар представлений, который строился всегда одинаково. В первом отделении зрители азартно следили за охотой на экзотических животных, привозимых в Рим из дальних стран, а вот во «второй части марлезонского балета» появлялись те самые чиновники, а именно, чиновники-казнокрады и горе-строители, у которых вдруг рухнул акведук или появилась выбоина в построенной дороге. Это была жестокая показательная казнь. На осужденных выпускались не кормленные несколько дней хищники и устоять в схватке с ними было невозможно. Может, именно в этом и кроется причина того, что Колизей до сих пор не дает пасть миру, что акведуки и дороги на бывших территориях римской империи используются по назначению и поныне?
После казни, в третьем действии на арену выходили кумиры толпы и идолы женщин — профессиональные гладиаторы. А потом возбужденные зрители расходились по домам. Часть из них шла через форум. И мы вместе с гидом идем вдоль раскопок по виа Императорских Форумов, которую проложил Муссолини от своего дворца на площади Венеции до Колизея, снеся старинные здания и прорубив холм, чтобы ему с балкона, с которого он держал речи перед народом, открывался вид на Колосса.
Идем мы по этой муссолиновской улице и слушаем истории из Древнего Рима:
1
На Марсовом поле собирались толпы римлян, чтобы вволю отдаться Бахусу, прося его даровать столько лет жизни, сколько чаш вина они смогут осушить. Не отсюда ли идут корни беспробудного пьянства?
Здесь, у колонн театра Помпея был убит заговорщиками император Юлий Цезарь. Сраженный несколькими ударами, в последний миг жизни он поправил свою тогу, чтобы скрыть при падении наготу тела и выглядеть достойно в момент смерти.
А еще на форуме находилась школа мальчиков. Сохранились записи, где учителя жаловались на то, что им мало платят. Так все-таки «ничто не вечно под луной» или что-то вечно, как, например, несправедливая оплата труда? А еще на одной из стен школы найдено граффити древнеримских недорослей. На нем изображен человек с ослиными ушами и надпись под ним: «наш учитель — осел».
Под разные занимательные рассказы гида покидаем зону форумов и направляемся куда? Конечно же, к фонтану Треви.
В Риме все уважающие себя акведуки заканчивались фонтанами. А тем более акведук, идущий от источника «Воды Девы». Вода из него слыла целебной и дарующей любовь. И вот по приказу одного из римских пап началось строительство фонтана. Деньги на строительство папа решил набрать, обложив налогом количество выпитого вина каждым жителем города. Римляне возмутились и начали язвить:
-По библии воду превращают в вино, а наш папа делает все наоборот.
Папа обиделся и забросил идею с фонтаном. Возобновили его строительство только через триста лет. И в итоге мы видим одну из самых посещаемых достопримечательностей Рима. Вокруг фонтана всегда толпы народа. Тем более, что фонтан не только прекрасен, но и волшебен. Если в фонтан бросить три монетки (по одной на каждое желание), то непременно вернешься в Рим, встретишь свою любовь и женишься на ней. При этом монетки надо обязательно бросать правой рукой через левое плечо. Что могу сказать? Пять лет назад, будучи у фонтана, монетки я не бросала ни левой рукой, ни правой, но, тем не менее, в Рим вернулась.
Несчастный служитель фонтана каждый день выгребает из его чаши около двух тысяч евро. Деньги идут на благотворительность. Хотя сто лет назад и раньше ни о каких деньгах речи не шло. Фонтан любезно исполнял желания влюбленных всего лишь за стакан совместно выпитой ими воды из его краника. Вот так, вот, оказывается: -О, времена! О, нравы!
День в Риме оказался долгим и жарким. На этот раз и сам Рим был со мной на «Вы», официозно показывая свой парадный центр.
1
1
1
3
Не было с ним вечерних улиц в районе Термини, не было прогулок после ужина до отеля в загадочном и теплом свете фонарей под шум уличных веранд ресторанов.
Забегаловка-пиццерия для туристов у фонтана Треви, утолившая голод, не в счет.
Но выезжая на следующее утро из отеля на окраине города и слушая песню «Арриведерчи, Рома», мы тепло и уважительно попрощались с Римом. На этот раз брошенная все-таки мной одна монетка через левое плечо в фонтан с волшебной водой оставляла надежды на будущую более теплую и продолжительную встречу с Вечным Городом:
«Завидую тебе, турист! Приезжая, ты пропитываешься Атмосферой древнего форума и раскопками, Потом внезапно открываешь фонтан Треви, Который весь для тебя. Есть римская легенда, связанная с древним фонтаном Треви, Что если бросишь в него монетку, То судьба тебя обязательно вернет сюда. И пока твоя монетка касается глади фонтана, Идет из глубины твоя песня — вот она! До свидания, Рим! До свидания, До свидания…»