Турист Анна Кудрявцева (Anna_08)
Анна Кудрявцева — была сегодня 6:22

Нижний Тагил — Россия Ноябрь 2017

В эти выходные я ездила на экскурсию с турфирмой, с которой уже не первый год езжу по Уралу. Сезон не очень комфортный для экскурсий, когда ставишь своей целью что-то фотографировать: погода пасмурная, солнце вообще не появляется из-за облаков, деревья голые. Но заинтересовал новый маршрут, экскурсия проводилась впервые и в перспективной программе больше не просматривалась. Места маршрута были мне незнакомы, а ждать лучшего сезона долго. Решила ехать, тем более, что солнце обещало выглянуть.

Путь предстоял неблизкий:

— по трассе до Нижнего Тагила, затем на запад, всего 175 километров до Висима;

— порядка 35 километров от Висима до Усть-Утки;

— 7 километров от Усть-Утки до деревни Харёнки.

Мы ехали в Европу: граница Европа-Азия проходит рядом с Екатеринбургом. Вдоль неё едешь по серовскому тракту в сторону Нижнего Тагила и пересекаешь, направляясь в Висим. Висим находится уже в европейской части Свердловской области.

Висим

Поселок Висим расположен в одном из самых красивых мест Среднего Урала на территории природного парка «Река Чусовая». В 2015 году он отметил свое 300-летие.

Начинался Висим с поселения старообрядцев (кержаков), скрывавшихся в этих удаленных, но достаточно удобных для проживания, местах после реформирования церкви.

Уральская старина: Висим и Усть-Утка

В середине XVIII века Акинфий Демидов построил здесь Висимо-Шайтанский металлургический завод, выпускавший чугун и железо. Завод стоял на реке Шайтанке при впадении её в реку Межевая Утка. Завод закрыли в 1907 году, когда начался промышленный кризис, а красивый заводской пруд существует и сейчас.

Завод расширялся, а с ним рос посёлок мастеровых и старателей. В Висим переселили несколько сотен крепостных из Тульской и Черниговской губерний. Все селились отдельно, так в Висиме образовалось «три конца» — кержацкий, туляцкий и хохлацкий. Говорят, что с демидовских времён поселок изменился мало.

Обо всё этом нам рассказали в «Музее быта и ремёсел» поселка Висим. Музей находится в старинном здании, построенном в XIX веке. Табличка на нём сообщает, что с 1870 по 1935 год в доме проживала семья Черемных Евстигнея Петровича.

Уральская старина: Висим и Усть-Утка

Такие провинциальные музеи держатся на женщинах, которые здесь работают и беззаветно преданы своему музею. С историей посёлка Висим, особенностями быта, обычаев и традиций его жителей нас познакомила директор музея Щекалева Елена Николаевна.

В музее собраны предметы быта населения Среднего Урала,

предметы производства Висимо-Шайтанского железоделательного завода, инструменты старателей, изделия кузнечного, столярного, жестяного и других ремесел.

Мне интересно было узнать, в каких домах жили на Урале. Немного в нашей стране есть посёлков и деревень, сохранивших свой исторический облик. Висим по сравнению со многими старинными поселениями сохранился очень хорошо. Здесь по-прежнему актуальны «кержацкие» трехконьковые дома, где жилая часть и хозяйственная стоят рядом и находятся под крышами, что очень удобно в районах, где зимою много снега. Жилая часть с окнами, украшенными наличниками, остальное — хозяйственные помещения, амбары и пр.

Уральская старина: Висим и Усть-Утка

Варианты домов самые разные.

Уральская старина: Висим и Усть-Утка

Многие дома уже перестроены, но еще можно угадать, что когда-то они тоже были трехконьковыми, как вот этот дом.

Или здание музея, которое принадлежало «крепкой» семье, где было много сыновей-работников. Дом перестроили, когда в нём разместили детский сад, да и сейчас первый этаж принадлежит не музею, а связистам.

Уральская старина: Висим и Усть-Утка

В конце XIX века в посёлке при Висимо-Шайтанском заводе насчитывалось более шестисот домов, была школа и достаточное количество лавок для населения, приближавшегося к трем тысячам.

На бывшей рыночной площади сохранилась пара купеческих домов

Уральская старина: Висим и Усть-Утка

и церковь Николая Чудотворца и Анатолия Никомедийского. Пятиглавая церковь без колокольни в византийском стиле была построена в 1888–1895 годах на средства Демидовых по проекту архитектора С. С. Козлова. Этот архитектор работал не только на Урале, им были построено несколько зданий в Санкт-Петербурге.

Церковь разрушили в 30-е годы, потом здесь был кинотеатр. Пытаются восстанавливать, но из-за отсутствия средств дело движется медленно. Службы уже идут на первом этаже.

Висим известен не только на Урале тем, что здесь родился русский писатель-классик Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк. Здесь он провел детство и юные годы. Писатель рассказал о Висиме в своём романе «Три конца»: «Избы ставились по-раскольничьи: с высокими коньками, маленькими окошками, крытыми со всех сторон дворами. Эти почерневшие постройки кондового раскольничьего жила были известны под общим названием Кержацкого конца».

Сохранился дом отца писателя Наркиса Матвеевича Мамина, который служил священником в Анатолие-Николаевской церкви. В этом доме в 1979 году открыли Литературно-мемориальный музей Д. Н. Мамина-Сибиряка.

Уральская старина: Висим и Усть-Утка

К сожалению, в музее мы не были, так как это не входило в программу нашей экскурсии. В музей возят с другой экскурсией, а мы только посмотрели на памятник писателю.

Заводской посёлок получил название Висим и статус посёлка городского типа в 1933 году. Сейчас это в основном туристический центр, который привлекает туристов микроклиматом русского уральского заводского посёлка XVIII–XX веков.

В Висиме сейчас живет около 1600 человек. Есть все положенное: дом культуры, школа, детский сад, поликлиника, отделение полиции, Сбербанка, почта, магазины.

Уральская старина: Висим и Усть-Утка

Мемориал в честь погибших в Великой Отечественной войне.

Есть еще причина, по которой стоит заглянуть в Висим. Кстати, дорога сюда отличная. В Висиме есть оленеферма, где разводят маралов и пятнистых оленей. На ферме их много, причем территория обширная, вдоль неё едешь довольно долго. Кроме оленей на ферме есть страусы, якутские лошади и другие животные.

Сюда возят экскурсии, но можно посетить ферму и самостоятельно. Она открыта для посещения по выходным летом с 11–00 до 18–00, а зимой с 12–00 до 16–00. Билет стоит 100 рублей, дети до 7 лет бесплатно. Животных разрешено кормить, так что запасайтесь хлебом и овощами для оленей и лошадей и капустой для страусов.

В кафе Висима нас неплохо покормили, после чего наш микроавтобус направился в следующий пункт маршрута.

Дорога идет через посёлок — Висимо-Уткинск, где был еще один железоделательный завод, построенный Акинфием Демидовым в 1771 году. Этот завод в основном прокатывал железо, которое производили на Висимо-Шайтанском заводе.

По пути увидели еще одну достопримечательность этих мест — Висимо-Уткинский водопад. Водопад рукотворный, небольшой (высота падения воды 4–5 метров), но очень симпатичный. Особенно хорош он весной, я видела фотографии. Во время половодья производит впечатление — шумит и бурлит, как миниатюрная Ниагара!

Уральская старина: Висим и Усть-Утка

Река называется Межевая Утка, она течет по Свердловской области, это правый приток реки Чусовой.

Слово «утка» в названии реки никакого отношения к водоплавающим не имеет, считают, что оно произошло от мансийского слова «утя» — «вода». А слово «межевая» связано с тем, что раньше по реке проходила граница между землями Строгановых и Демидовых.

На Межевой Утке стоит Висим, а там, где она впадает в Чусовую, — второй пункт нашего путешествия — деревня Усть-Утка.

Усть-Утка

Деревня Усть-Утка была основана в 1574 году, еще до похода в Сибирь дружины Ермака. Здесь была крепость, которая защищала земли Строгановых от набегов башкир. Это первый русский населённый пункт на территории нашей области. В 1709 году во время очередного нападения Усть-Утку полностью сожгли, население, кто успел, бежали, многих убили.

В XVIII веке Демидовы построили здесь крупнейшую на реке Чусовой пристань, которая стала «окном в Европу» для заводов Демидовых.

Уральская старина: Висим и Усть-Утка

Каким образом продукция заводов с Урала переправлялась в центральную часть страны, ведь железных дорог тогда не было?

В Усть-Утке Демидовы построили на реке Чусовой гавань, вход и выход которой были снабжены шлюзами. Всю зиму в гавани строили деревянные барки, а со всех демидовских заводов подвозили продукцию. Весной в половодье открывали плотины на Висимо-Шайтанском и Висимо-Уткинских заводах, вода в Чусовой поднималась на несколько метров. Одновременно открывали верхний шлюз в гавани, и она заполнялась водой. Когда нагруженные барки в гавани всплывали, открывали нижний шлюз и барки начинали спуск по Чусовой, дальше по Каме и Волге.

Уральская старина: Висим и Усть-Утка

Вот на этом поле и была когда-то демидовская пристань. Давно ведут разговоры о восстановлении этого уникального гидротехнического объекта с целью создания историко-ландшафтного музея «Демидовская пристань», но пока дальше разговоров дело не идёт.

Если спуститься к реке и пройти по дороге вдоль Чусовой, можно увидеть памятник Единению России, открытый в 2006 году. Конечно, мы дошли до него, ведь были в Усть-Утке именно 4 ноября — в День народного единства, в честь которого и поставили этот памятник.

Как раз за памятником река Межевая Утка впадает в Чусовую.

Мы приехали в деревню уже после обеда, а с утра здесь были гулянья. Нам достались только пустые баки походной кухни и остывший самовар.

Уральская старина: Висим и Усть-Утка

А Чусовая еще не замерзла, температуры днём пока плюсовые. Остается только представить, какая красота здесь летом или золотой осенью.

Мы вернулись в деревню к зданию администрации.

Уральская старина: Висим и Усть-Утка

Напротив него находится интересный частный музей «Русская горница». Такие мини-музеи есть сейчас во многих уголках России.

Уральская старина: Висим и Усть-Утка

В Усть-Утке — это музей кукол, создала его Мария Семёновна Ярославцева. Она сама делает кукол, а также руководит детским творческим объединением «Солнышко».

После пасмурного дня было так радостно разглядывать это яркое царство кукол!

Уральская старина: Висим и Усть-Утка

Здесь есть куклы-герои сказок и исторические личности.

Вот баба-Яга, а вот сказочная красавица.

Уральская старина: Висим и Усть-Утка

Вот купец со своею купчихой, а за ними сказочный богатырь.

Большие куклы — работы М. С. Ярославцевой, а маленькие — её учеников из детской студии.

Хозяйка музея нам рассказала много интересного. Например, как делали вот этих куколок-оберегов семейного очага на свадебной дуге и что они значили.

Уральская старина: Висим и Усть-Утка

Много рассказали о костюмах, как он менялся по мере изменения статуса женщины. Ведь каждая деталь костюма имела смысл.

И снова в путь!

Уральская старина: Висим и Усть-Утка

Оставалось проехать совсем немного, километров семь до деревни Харёнки. Эта деревня возникла в 1760 году, а название её пошло от первого поселенца Харитона, которого, как гласит местная легенда, любили и ласково звали «Харёной».

Деревня Харёнки стоит в живописной местности среди покрытых лесом гор на берегу Чусовой. Вот эти горы нас и не пустили: в этот день был сильный гололед, и наш микроавтобус «Мерседес» отказался лезть в гору.

Уральская старина: Висим и Усть-Утка

Чем интересна эта деревня. В 90-е годы деревня чуть не вымерла, а сейчас это элитный коттеджный поселок, где находятся дачи многих известных людей, фамилии которых на слуху не только на Урале. Конечно, нас интересовали не эти коттеджи, тем более, что в тот уголок нас никто не пустил бы.

Мы хотели посетить небольшой деревянный храм Святителя Андрея Критского, который относится к подворью Верхотурского Свято-Николаевского монастыря.

А я хотела увидеть памятник Акинфию Демидову, который установили на небольшом островке в Чусовой в 2009 году. Акинфий Демидов личность уникальная, он много сделал для страны, в том числе построил семнадцать медеплавильных и железоделательных заводов.

Автор памятника екатеринбургский скульптор К.Грюнберг, он же автор памятника маршалу Г. К. Жукову у штаба округа в Екатеринбурге. А отлили монумент в Невьянске на старом демидовском заводе.

Жаль, но мне пришлось довольствоваться снимком из интернета.

Уральская старина: Висим и Усть-Утка

А мы отправились в обратный путь, по пути останавливаясь посмотреть на интересные места, их на Урале много. Вот, например, река Мартьян.

А это массив Веселые горы и одна из красивейших на Среднем Урале гора Белая, по ней как раз проходит граница между Европой и Азией. Пусть высота горы 712 метров над уровнем моря не впечатляет любителей кавказских и прочих гор, но Белая с 1963 года — горнолыжный центр, а сейчас — крупнейший современный горнолыжный комплекс. На гору можно подняться на канатке, говорят, виды сверху великолепные.

Уральская старина: Висим и Усть-Утка

Назад мы ехали и с удовольствием смотрели фильм 1983 года «Демидовы», о династии первых промышленников России.

История становится ближе и понятнее, когда знакомишься с нею не только сидя на диване.

1. Города Урала: Верхняя Пышма
  2. Музей военной техники (открытая площадка)
  3. Музей автомобильной техники
  20. Уральская старина: Висим и Усть-Утка
  21. Знакомимся с Уралом: Таватуй
  22. Бажовских сказов дивные места
  23. Природный парк «Бажовские места»