В середине июля текущего года я решил осуществить свою относительно не давнюю мечту: взойти на самую высокую вершину России, Кавказа и всей Европы, как части света, гору Эльбрус, высота которого составляет 5642 м над уровнем моря
Идея взойти на Эльбрус возникла после того, как в июле прошлого года я побывал на вершине Казбека (5033 м), еще одного пятитысячника Кавказа. Причем с вершины Казбека даже удалось разглять собственно и Эльбрус, и это не смотря на существенное расстояние почти в 200 км между ними!
Тогда я правда не думал, о том, что пойду на Эльбрус в гордом одиночестве. Но, тем не менее я решился на восхождение именно в одиночку. Основные плюсы одиночного восхождения ну и путешествия вообще: ты не от кого не зависишь, и от тебя никто не зависит. Все решения принимаешь только ты один и только за себя. В этом конечно есть невероятная свобода.
Правда восхождение в одиночку считается более опасным, чем в группе, особенно это касается по настоящему технически сложных маршрутов. Эльбрус не считается технически сложной для восхождения горой, сложность ее оценивается как 2А (по классическому маршруту). Для восхождения на вершины проложено более двух сотен маршрутов, многие из которых рассчитаны для новичков, а другие для опытных профессионалов.
Я поднимался по классическому, наиболее востребованному маршруту с юга. Не смотря на то, что маршрут по классике считается не сложным, нужно понимать, что все эти категории сложности рассчитаны для спортсменов-профессионалов, то есть для обычного не тренированного человека даже маршрут 2-й категории сложности точно не покажется простым.
Поэтому не рекомендую брать мой рассказ как руководство к действию людям, которые совсем не имеют опыта горных походов и опыта горных восхождений. Хотя для меня самого Эльбрус это только второй пятитысячник, после Казбека, я все-таки имел уже на тот момент достаточный опыт хождения по горам (по крайне мере так я сам думаю)
Поэтому еще раз, если хотите взойти на вершину Эльбруса, и Вы совсем не имеете опыта в восхождениях то лучше присоединитесь к какой-нибудь группе с опытным гидом. Не надо забывать, что горы, это область повышенной опасности и они не прощают ошибок.
Есть несколько вариантов, как добраться до Приэльбрусья и самого Эльбруса, основные из них это доехать до Минеральных Вод поездом или долететь самолетом или доехать поездом или долететь самолетом до Нальчика. Я выбрал вариант с поездом до Нальчика, поскольку он показался мне наиболее привлекательным из всех.
Поезд из Москвы прибывает на вокзал Нальчик около восьми утра. Еще в вагоне я познакомился с туристами из Рязани, которые тоже, как и я, намеривались побродить по Приэльбрусью, правда их маршрут был отличен от моего. Тем не менее, выйдя из поезда, мы скооперировались, чтобы добраться до поселка Чегет на так сказать общественном такси.
Машина с Нальчика до Терскола стоит порядка 2000 р, но поскольку нас было пять человек вышло довольно бюждетно на мой взгляд, по 400 р. с человека.
Время в пути до Терскола не более трех часов.
Приехав в Терскол, мне еще предстояло добраться до соседнего поселка Азау. Недолго думая, я решил преодолеть этот путь пешком, хотя при мне был большой тяжелый рюкзак.
Быстро заселившись в гостиницу, она называлась «Прьмьер Азау» я первым делом решил немного передохнуть с дороги.
Немного отдохнув, у меня сразу же возникла идея подняться до 3500 м над уровнем моря, чтобы посмотреть на окрестности с более значительных высот)
Не смотря на то что спалось в первую ночь хорошо, на утро было как то не очень хорошо по ощущениям, побаливала немного голова. Я решил, что это уже началось действовать на организм «высокогорье», хотя высота была всего то 2350 м над уровнем моря, значит признаков горняшки по идеи быть не должно, но они уже были, хотя и в довольно слабой форме. А может я просто зря рванул в первый же день по приезду на 3500 м, такое огромное желание было сразу же подняться повыше, пусть и на непродолжительное время на канатке)
На следующий же день я решил совершить акклиматизационную вылазку на гору Чегет, и дойти хотя бы до 3000 м над уровнем моря. Я уже описывал этот день моего похода в моем фотоальбоме, кто не смотрел еще, вот ссылка: https://denis111.tourister.ru/photoalbum/33862
Вообще практически все делают вылазку на Чегет для акклиматизации перед восхождением на сам Эльбрус, так что и для меня это не было исключением.
На третий день я решил, что пришло время подниматься уже на сам Эльбрус. В плане экипировки у меня не хватало некоторых вещей, и я взял из на прокат в одной из контор Азау. Хотя, тут я Вам дам важную информацию, на деле оказалось, что в самом Азау не так много прокатных контор, которые сдают в аренду альпинистское снаряжение, тем не менее они там есть, по крайне мере одна из них находится возле входа на посадку на новую канатную дорогу. Так что можете экипироваться там, цены показались мне достаточно приемлемыми. Собственно в прокат я взял только трекинговые ботинки, кошки, верхонки (теплые перчатки, которые одеваются поверх более тонких) и спальник. А так ассортимент сдаваемого в аренду альп. снаряжения и снаряжения для треккинга там довольно велик, так что можно найти практически все. Единственное, когда будете брать что то себе в аренду из снаряжения, вас помимо некоторой суммы денег попросят оставить еще в залог какой-нибудь документ: общегражданский паспорт, загранпаспорт, водительские права
Покинув прокатную контору я сразу же направился к линии старой канатной дороги, построенной еще при СССР. Имейте ввиду что в сезон (особенно в июле—августе) с утра на посадку на канатную дорогу могут быть очереди, хотя ждать обычно приходится все же не долго
4
Как я уже упоминал, я поднимался на старой канатке, построенной еще при СССР. Справа на фото видна очередь новой канатки. Какая разница между старой и новой канаткой спросите Вы? Разница в цене между старой и новой канаткой составляет примерно два раза! Старая канатная дорога стоит 500 руб туда-обратно до станции "Мир", это на 3500 м. Скорость движения на новой канатке немного выше, чем на старой, но старая считается более надежной, даже не смотря на ее почтенный возраст) Тем не менее у новой канатки есть один плюс, который заключается в том, что высшая точка у нее немного выше, по сравнению с линией старой канатки. Тем не менее, когда я был в Азау, новая канатка функционировала только до высоты 3500 м (станция "Мир"), тогда как ее участок до 3850 м до станции Гора-Баши был на ремонте
Первая очередь канатной дороги идет до высоты в 3000 м. и доходит до станции «Старый кругозор». Вторая очередь канатной дороги начинается от станции «Старый кругозор» и идет до станции «Мир» (3500 м). На территории станции есть уютное кафе «Мир». Поднявшись до 3500 м до станции «Мир» я решил немного отдохнуть и прогуляться по окрестностям этой станции. Вообще станция «Мир» пользуется значительной популярностью у туристов и в сезон тут почти всегда людно. Возле станции «Мир» много хороших участков с которых открываются отличные панорамные виды на горы, в том числе и на сам Эльбрус, но, само собой, только в хорошую ясную погоду
24
30
17
8
На 3-й очереди действует канатно-кресельная дорога «Эльбрус». Канатно-кресельная дорога «Эльбрус» начинается от станции «Мир» (3500 м) и идет до станции «Гара — Баши» (3850 м). Однокресельный подъёмник хотя и старый, но работает стабильно. Отсюда, с высоты 3800 м. начинается сертифицированная трасса № 1 до поляны «Азау» 2300 м. Также работает сеть бугельно-буксировочных дорог. В планах строительство четвертой очереди — до станции «Приют Одиннадцати» (4100 м)
Учтите, что последняя 3-я очередь канатно-кресельной дороги работает только до 15.00, хотя забегая вперед скажу, что в ситуациях когда нужно спустить вниз толпы восходителей с Эльбруса, в качестве исключения иногда продляют время работы этого сегмента канатки, но лучше на это не ориентироваться.
Цена на последнем 3-м участке канатно-кресельной дороги составляет всего 100 руб с человека в одну сторону. Если Вы имеете большой рюкзак, то тут есть два варианта: 1-й, Вы должны заплатить за него те же 100 р и тогда он поедет на отдельном месте, 2- вариант, если Вы хотите сэкономить 100 р тогда можно устроиться на одном кресле вместе с рюкзаком, держа его прямо перед собой. Если рюкзак действительно большой и тяжелый советую все-таки склониться к варианту № 1)
Когда едешь на канатно-кресельной дороге от станции «Мир» по пути можно рассмотреть в непосредственной близости от себя следы былой вулканической деятельности Эльбруса (Эльбрус то он на самом деле вулкан, а не просто гора)
14
11
12
10
13
Наконец Вы прибываете на высоту в 3800 м над уровнем моря, это станция «Гара — Баши»
Пройдя буквально несколько десятков метров от канатки, Вы сможете лицезреть такую картину:
7
3
То есть сразу же возле финальной точки старой канатной дороги располагается «парковка» из ратраков и снегоходов, на которых Вы можете продолжить Ваше путешествие дальше. Цена вопроса: ратрак 1000 руб с человека до высоты в 4500 м над уровнем моря, при условии, если наберется группа из 10 человек. В сезон в хорошую погоду с этим проблем нет, группа набирается достаточно быстро.
Дальше по плану у меня было попасть в «Приют 11», который находится на высоте 4050 м над уровнем моря.
Изначально я хотел дойти до него пешком, но, поскольку при мне был тяжелый рюкзак и не было должной акклиматизации к данной высоте, я все же решил доехать до «Приюта 11» на ратраке. Есть еще одна дополнительная сложность в пешей прогулки до высоты примерно в 4500 м по ледникам Эльбруса. Летом вся эта область оледенения значительно подтаивает, причем на столько, что Вам без всякого преувеличения придется идти практически по щиколотку в мокром вязком снегу. Ну, а если Вы на себе будете тащить тяжелый рюкзак килограммов в 20, а то и больше, то Вы понимаете на сколько это все будет сложно. Поэтому я рекомендую не надрываться хотя бы на этом этапе и заплатить за ратрак, если конечно Вы выберете тоже «Приют 11», как место основной дислокации. Есть еще приют «Бочки», которые находятся совсем недалеко от третьей линии канатно-кресельной дороги. Можно в принципе заселиться и в них, однако надо учитывать тот факт, что когда придет время штурмовать уже непосредственно вершину Эльбруса то Вам нужно будет пойти по двум сценариям.
1-й вариант: опять таки воспользоваться ратраком, чтобы он довез Вас до высоты 4800 м (окончание скал Пастухова), либо 2-й вариант: идти весь путь пешком прямо с «Бочек» до вершины. Первым вариантом обычно пользуются организованные коммерческие группы, которые идут под руководством горного гида. На сколько я помню за ратрак с каждого участника берут как минимум 4000 р до подъема на 4800 м.
Второй вариант выбирают не многие, хотя такие тоже есть. Этот вариант подойдет только тем, кто очень хорошо уверен в своих собственных силах, при этом нужно обладать очень хорошей выносливостью и иметь уровень подготовки выше среднего, чтобы достичь заветной вершины.
Да, кстати, могу выделить еще 3-й вариант, самый экстримальный.
Если у Вас есть палатка, и Вы не желаете останавливаться ни в каких приютах, то можно поставить палатку где-нибудь в районе отметки 4500 м над уровнем моря, или ниже, на: «скалах Спасателей» или выше: на «скалах Пастухова»
Третий вариант хорош будет также для тех, у кого уже есть хорошая акклиматизация к высотам свыше 4500 м
Так ладно, тем временем я погрузился на ратрак и двинулся на нем в сторону «Приюта 11». По пути встречались многочисленные группы туристов-альпинистов, движущихся к вершине
22
22
После быстрого заселения в «Приют 11», немного отдохнув, я понял, что есть еще время для тренировки чтобы подняться еще выше. Быстро собравшись я отправился в первый акклиматизационный выход уже на самом Эльбрусе.
На фото «Приют 11» слева, справа фото виднеется «Мемориал альпинистам». По средним статистическим данным на Эльбрусе ежегодно гибнет порядка 20 человек
7
Я тем временем продолжил путь наверх. У меня не было определенной задачи до какой высоты лучше подняться, и в тот день я решил действовать по ситуации
14
28
23
20
В общем, в первый же день мне удалось дойти только до 4500 м над уровнем моря, то есть набрать примерно 400 м высоты или чуть больше. На первый раз вполне нормально
На второй день погода несколько ухудшилась, вернее до обеда она было вполне сносной, но после обеда стало более ветрено, и стала увеличиваться облачность
14
30
15
15
Во время второго акклиматизационного выхода мне удалось достичь отметки в 4800 м над уровнем моря, это уже выше хорошо известных скал Пастухова. В этом месте есть как бы небольшой козырек ровной площадки. На этой высоте я провел примерно пол часа или чуть больше. На самом деле это важно побыть в верхней точки вашего пути побольше времени чтобы получше закрепить результат «этой высоты» для вашего организма. В принципе была возможность подняться еще выше, то есть набрать еще хотя бы 200 метров по высоте, но…достаточно сильный ветер, который сопровождал меня в тот день практически сразу после выхода из «Приюта 11» постотоянно имел тенденцию к усилению. Как только я вышел на козырек на 4800 м ветер с новой силой напомнил о себе, по ощущениям он был порядка 15–20 м/c с порывами до 25 м/c. Таким образом я решил остановиться на этом месте, немного отдохнуть, пофотографировать красивые панорамы гор
20
18
К концу того дня погода стала портится, а Эльбрус надел «шапку»
16
На следующий день по плану я должен был уже как раз штурмовать вершину, но увы…хорошей погоды не было. Ночью пошел снег, а по утру все небо было затянуто облаками. Я решил подаждать один день, но и на следующий день та же ситуация. Многие, кто находился на «Приюте» решили все-таки спуститься пока в низ, а потом, как только погода улучшиться, снова сюда вернуться. Я тоже решил поступить таким же образом, хотя, для меня такой подход был совершенно новым. Но, как я понял, некоторые так и делают: акклиматизируются к нужным высотам, потом спускаются в Азау в цивилизацию, там отдыхают некоторое время, потом снова поднимаются и сразу на штурм вершины на следующий же день. Я же не знал, что такой подход вообще существует, хотя, если погода хорошая, то я не вижу смысла следовать подобной концепции восхождения, зачем спускаться, если можно сразу подняться на вершину? Что касается меня, то я тем не менее тоже последовал по этому пути, но это была вынужденая мера из-за плохой погоды в основном.
Спустившись в Азау, пришлось ждать челых четыре дня хорошей погоды и только на пятый день я вновь вернулся на склон Эльбруса. Помните я расказывал Вам про то какие есть варианты, когда Вы доедите до верхней точки канатной дороги?
Так вот я в итоге выбрал 3-й, то есть самый экстримальный из всех. То есть, я вместе с группой обычных туристов доехал на ратраке до высоты в 4500 м (там есть небольшая смотровая площадка) а потом своим ходом уже набрал еще 100–150 метров по высоте и разбил палатку в нижней части скал Пастухова.
Тут сразу возникает ЗАЧЕМ? Зачем мне вообще было идти по этому достаточно экстримальному пути. В эти дни, когда я ждал хорошей погоды, в один из них, когда погода все же была более менее нормальной я сходил по маршруту к водопадам на «Девичьи косы» По пути встретил пару уже не молодых женщин, ну как то разговорились, я рассказал им, что вот, если несколько дней назад был на Эльбрусе, что жду погоду для новой попытки взойти на вершину. И одна из женщин оказалась альпинисткой со стажем. Она та мне и посоветовала стартовать на штурм вершины хотя бы со скал Пастухова. Недолго думая, я в итоге склонился к этому варианту. Каковы плюсы: фактически нужно будет меньше идти до самой вершины, поскольку со скал Пастухова гораздо ближе до вершины, чем от того же «Приюта 11», я уже не говорю про приют «Бочки». Еще один плюс, как мне показалось, находясь на такой значительной уже высоте, я думал таким образом повысить мою не слишком хорошую акклиматизацию. Многие считают, что чтобы начать восхождение на саму вершину Эльбруса, нужно дойти хотя бы до начала так называемой «Косой полки» на 5100 м. Я же выше 4800 м не поднимался.
Какие минусы: главный минус в уровне комфорта, на «Приюте 11» было бы конечно значительно комфортнее ночевать, чем в палатке. Еще один значительный минус заключался в том, что на скалах Пастухова очень не много хороших площадок под палатку, к тому же ночью там часты сильные ветра. Но я знал, что погода в предстоящию ночь и днем будет хорошей, хотя надо иметь ввиду, что прогнозы не всегда сбываются.
Тем временем, как только я дошел до нижней части скал Пастухова, я начал искать площадку под палатку. Довольно быстро нашел ее и начал ставить палатку. Провозился очень не мало времени я с этим занятием. На мое счастье, по соведству с моей палаткой, ребята ставили тоже себе палатку. Я попросил у них лапату, чтобы укрепить периметр своей палатки. Это кстати очень важно укрепить как следует палатку, особенно в местах, где часты сильные ветра
18
А вот и моя палатка, которая послужит моим убежищем на ближайшую ночь
18
Вид из палатки на скалы Пастухова и Восточную вершину Эльбруса. До захода солнца остается не больше часа
11
Предстояло провести несколько часов в условиях ограниченного комфорта в палатке. Вообще с окапыванием палатки снегом я несколько переборщил, накидал так много снега по периметру, что площадь палатки уменьшилась под давлением снежной массы. Ну да ладно, зато теперь моей палатке и сильный ветер не почем. Сразу расстелил спальник, макмимально утеплился и нырнул в него. Вообще было все-таки несколько холодновато мне одному в палатке. Как только стемнело, усилился ветер и он не слабо так трепал «стены» моей палатки, в таких условиях спать было не реально, хотя я и так знал, что не засну как следует. Даже подремать не удалось. Тем временем я ждал часа ночи, после этого рубежа, я потихоньку начинал собираться на штурм вершины. Примерно в 1.30 ночи я пошел на штурм.
В ту ночь и тот день было просто немысленное количество желающих подняться на вершину. Еще бы, ведь все ждали хорошей погоды несколько дней уже)
По началу было совсем тяжело, казалось, что иду я совсем медленно. Думаю, как минимум час я проходил участок скал Пастухова, достигнув козырька в 4800 м, я передохнул немного. Тем временем в этом месте началась неверояная движуха ратраков, которые доставили сразу несколько групп туристов-альпинистов. Вообще участок между 4800 м и 5100 м почему то дался мне сложней всего. Набор по высоте на эти 300 м тянулся, как мне показалось, бесконечно долго. Крутизна склона кстати здесь довольно значительна (вернее она не сильно значительна впринципе, но если брать весь маршрут к вершине, то на этом участке все-таки да, она значительна)
К тому же первые три часа после начала штурма вершины был сильный холодный ветер, который очень мешал двигаться вперед.
Тем не менее постепенной я достиг «Косой полки», это высота в 5100 м над уровнем моря. Вообще «Косая полка» считается самым опастным участком трека на пути к вершине Эльбруса. Мне таковой лично она не показалась, хотя в условиях плохой видимости и сильного ветра да, этот участок действительно будет представлять определенную опасность, посколько с «Косой полки» можно легко улететь вниз по склону. Да, тропа на «Косой полке» реально узкая, постоянно приходится кого то пропускать
20
19
На «Косой полке» я как раз и встретил рассвет. Только посмотрите, какая красота
22
19
21
31
17
14
Не смотря на то, что прохождение по «Косой полке» не имеет значительных по крутизне подъемов, с каждой сотней пройденых метров становилось все тяжелей и тяжелей идти дальше. Так длилось практически до выхода с «Косой полки» на седловину. Не доходя нескольких сот метров до седловины я почувствовал себе плохо, мой организм совсем отказывался идти дальше, не смотря на все мои старания. Тут то я и понял, что меня накрыла горная болезнь, голова болела и немного кружилась, сил никаких не было. Решено было отдохнуть минут 15–20, чтобы понять, что делать дальше. На этом же участке двум иностранцам тоже стало плохо, они сразу же отказались идти дальше и гид повел их на спуск.
Поскольку до седловины оставалось всего ничего, я решил уже дойти до седловины (участок между двумя вершинами Эльбруса), так как там было комфортней отдыхать. К тому же у меня немного замерзли ноги, и я еще до сих пор находился в тени солнца, тогда как на седловине оно уже светило во всю.
17
И действительно, на седловине есть много хорошего для отдыха места. Самочувствие лучше не становилось и я решил отдохнуть еще часок. Я лег на снег, подложил под голову литровую пластиковую бутылку (вместо подушки) и заснул. Поспал я конечно не сильно долго, но тем не менее сон длился где то с пол часа. После сна как то немного полегчало, хотя и не намного. Посидев еще минут двадцать я все-таки решил идти дальше к вершине. Слишком обидно было вот так сразу отступить от намеченной цели, которая находилась буквально в 40 минутах ходьбы от тебя! К тому же интуитивно я почувствовал, что смогу сделать это. И я пошел, первые десятки метров дались очень сложно, постоянно была отдышка, но со временем тонус организма улучшился, откуда то взялись силы и я более бодро уже двигался к вершине. Вообще этот последний учаток мне совершенно не понравился из-за невероятной толкучки, которую устроили многочесленные группы которые шли то вверх, то вниз.
17
Да, наряду с «Косой полкой» этот последний участок, перед выходом уже собственно к вершине, тоже считается опасным, там даже трос натянут, к которому можно прикрепиться карабином при наличии у вас страховки. У кого страховки небыло, тот обычно хватался за трос руками, но я и этого не стал делать, поскольку это действие показалось мне слишком энергозатратным. Я же шел с трекинговыми палками, вот ими я и страховался, чтобы не улететь по склону вниз. Вообще несколько десятков метров тропа идет действительно прямо над обрывом, так что хоть как то, но страховаться там надо.
Вот, это место было единственным на всем треке к вершине, где я почувствовал какую то опасность
Миновав этот последний сложный участок, я наконец вышел к предвершинному плато
15
Все, цель практически достигнута, еще несколько сот метров и вот она: ЗАПАДНАЯ ВЕРШИНА ЭЛЬБРУСА (5642 м).
Было около 10 часов утра. То есть весь подъем с 4600 м до 5642 м у меня занял грубо говоря 8 часов времени
19
20
19
21
Ура! Я сделал это! Так приятно почувствовать радость от достижения труднодостижимой цели!
Хотя, когда в прошлом году я дошел до вершины Казбека, чувство радости тогда было сильнее.
На вершине было много народу, так что приходось еще ждать чуть ли не в очереди, чтобы сделать хорошие снимки
28
34
25
С вершины Эльбруса открывается конечно невероятно красивый вид. Погода была просто идеальная. Правда на вершине было довольно холодно, по ощущениям где то — 20. Тем не менее я провел там не менее получаса, любуясь видами, после чего пошел на спуск.
Спускаться то было значительно легче, даже не смотря на сильную усталось и последствия горной болезни на мой организм. Делая небольшие перерывы по пути я резво спускался вниз.
Наконец уже ближе к часу дня я достиг того места, где оставил свою палатку.
Как можно быстрее, насколько это было возможно конечно, я собрал все свои вещи и поспешил дальше вниз.
Я помнил, что канатная дорога (ее самый верхний сегмент) работает только до 15.00. Так что я спешил изо всех сил, уже с большим рюкзаком на плечах шлепая по мокрому глубокому снегу. К тому же приходилось еще лавировать между подтопленными участками, где можно вообще очутиться чуть ли не по колено в мокром снеге и воде.
Где то без в 14.45 я уже был на месте. Каково было мое удивление, что на канатную дорогу выстраилась приличная очередь. Я как то не подумал об этом, что я не один буду такой, кто сразу же захочет после восхождения спуститься в Азау)
Да, из-за больших очередей на всех сегментах канатной дороги, в Азау я попал только ближе к шести часам вечера.
Сразу же пошел в отель, немного разобрал свои вещи и спать, как никак почти 29 часов практически непрерывного движения уже давали о себе знать.
А через день я на автобусе уехал обратно в Москву.
Так закончилось мое очередное путешествие на Кавказ.