В первый день продолжить прогулку по Риге нам помешал дождь: В тихих улочках Риги…
На следующее утро от дождя не осталось и воспоминаний, светило солнце, по небу плыли редкие облачка. Самое время было посмотреть на Ригу с высоты, а делают это с башни церкви Святого Петра, самой высокой башни города. Здесь на высоте 72 метра есть смотровая площадка, куда попасть можно в любой день, кроме понедельника. Открыта площадка с 10–00 в будние дни и с 12–00 в воскресенье, стоит удовольствие 9 евро.
И это действительно удовольствие! Посмотрим сначала вот в этом направлении — на Даугаву, Вантовый автодорожный мост, башни Домского собора и церкви Святого Екаба.
А вот Каменный мост, открытый в 1957 году. Слева от моста — здание Латышской национальной библиотеки или «Замок света», одна из современных достопримечательностей города. Открыта совсем недавно, в 2014 году.
Можно хорошо рассмотреть Домскую площадь, улочки Тригоню и Краму, по которым гуляли накануне, круизный лайнер в порту. Вот туда мы и направились, спустившись с башни.
Домский собор — главная достопримечательность Риги, её символ. История собора началась в 1211 году, строили его до 1270 года, затем неоднократно достраивали и перестраивали, поэтому в нем переплелись многие архитектурные стили.
Признаюсь честно, я не была внутри. Мы были у собора в первый день к вечеру, по каким-то причинам его закрыли досрочно, хотя в этот день он должен был работать до 18–00, а потом уже и не до него было.
Домская площадь, на которой стоит собор, в отличие от собора, совсем не старая, её создали в 1880-е годы, когда были снесены старинные средневековые дома, чтобы открыть взору горожан фасад собора. Потом её расширяли еще в 1936 году, а Домской назвали только в 1987 году.
Площадь обрамляют красивые здания, каждое со своей историей. Вот — «Рижская фондовая биржа» — роскошное здание в стиле неоренессанс, построенное в середине XIX века по проекту архитектора Г. Боссе.
Рядом здание бывшего «Биржевого банка», построенное в 1887 году по проекту рижского архитектора Генриха Карла Шеля.
Два дома рядом на Домской площади: слева — здание бывшего «Рижского коммерческого банка», построенное в 1913–1926 годах архитектором Паулем Мандельштамом. Большинство произведений этого известного в Риге архитектора выполнено в югендстиле, я показывала несколько зданий в альбоме о рижском модерне.
В этом неоклассическом здании заметно влияние популярного в Европе в начале XX века югендстиля. Интересен фасад здания, который должен был подчеркнуть солидность и надежность учреждения. На фронтоне изображен герб Риги, по бокам которого размещена скульптурная композиция «Золотой век»: счастливые родители и дети держат в руках дары полей, что символизирует состоятельность и процветание.
Более полувека это здание Латвийского радио, его занимают общенациональные радиокомпании.
К Дому Радио слева примыкает интересное здание в стиле модерн — бывший доходный дом страхового общества «Россия», построенный в 1906 году по проекту петербургского архитектора Н. М. Проскурнина. Кстати, доходный дом этого страхового общества в Москве, одним из авторов проекта которого был Н. М. Проскурнин, — это современное здание ФСБ на Лубянке. Хотя после многочисленных перестроек его уже не узнать.
Здание украшают два угловых эркера, под одним из них со стороны улицы Смилшу стоит скульптура женщины, в правой руке которой меч, а в левой — щит.
С запада к Домскому собору примыкает небольшая площадь Гердера, где под деревьями стоит памятник Иоганну Готфриду Гердеру, немецкому писателю, историку культуры, поэту второй половины XVIII века. Памятник поставили рядом со зданием бывшей школы Домского собора, где он преподавал, в честь 100-летия со дня прибытия Гердера в Ригу.
В здании соборной школы сейчас размещается фондохранилище «Музея истории Риги и мореходства», а основное здание музея находится рядом, нужно просто свернуть в конце площади влево.
Пройдя через площадь, мы вышли к Даугаве. По пути встретилась, спрятавшаяся за деревьями, Англиканская церковь Святого Искупителя в неоготическом стиле, построенная в 1859 году по проекту архитектора Иоганна Даниэля Фельско, который больше тридцати лет был главным архитектором Риги. Она была построена для существовавшей в те годы в Риге общины британских моряков.
Люблю города, где есть реки и мосты, так как почти всю жизнь жила у больших рек, а теперь по ним скучаю.
Даугава или Западная Двина, как её называют на территории России и Беларуси, полностью соответствует моим представлениям о красивой реке: широкая и мостов много. В районе рижских мостов ширина Даугавы достигает семисот метров. Вот Вантовый мост, который мы видели с башни церкви Святого Петра.
На набережную 11 Ноября выходит задний фасад католической церкви Скорбящей Богоматери. Главный фасад на площади Пилс (Замковой). Поскольку я ещё планировала туда зайти, сразу не свернули, а потом не дошёл ход. Эта церковь в её современном виде — результат перестройки, выполненной по проекту того же Иоганна Даниэля Фельско в 1859–1860 годах.
На площадь Пилс выходит и главный фасад Рижского замка — резиденции президента Латвии. Замок существует на этом месте с 1330 года, когда-то выполнял и оборонительные функции, а с XVII века в основном представительские.
А я увидела опять только задний фасад, но, согласитесь, неплохо и с этой стороны! Справа у стены замка — небольшая замковая часовня.
Напротив Рижского замка на берегу под защитой бронированного стекла стоит скульптура Большого Кристапа (Святого Христофора). В ганзейской Риге его почитали, как покровителя лоцманов, носильщиков, перевозчиков, попечителя всех переправ и мостов. С Большим Кристапом связано много поверий и легенд, не буду их пересказывать, кому интересно, найдет.
Вдоль Даугавы мимо круизного лайнера дошли до пассажирского терминала Рижского порта, где стоял паром эстонской компании Tallink, которая каждый день выполняет рейс из Риги в Стокгольм.
Посмотрев пассажирский терминал, который сам по себе ничего интересного не представляет, главное — исправно выполняет свои функции, мы отправились на улицу Элизабетас. Это одна из самых красивых улиц города, о ней я уже рассказала в альбоме «По Риге в поисках модерна», поэтому повторяться не буду.
По Элизабетас дошли до перекрестка с улицей Кришьяня Валдемара, где находится Латвийский Национальный художественный музей, один из старейших музеев Риги, основанный в 1869 году. Здание в стиле необарокко построили в 1903–1905 годах по проекту архитектора, искусствоведа Вильгельма Неймана, который стал первым директором музея.
На соседнем перекрестке с бульваром Калпака стоит еще одно здание, имеющее непосредственное отношение к искусству — Латвийская академия художеств, основанная в 1919 году. Здание построено в 1905 году по проекту архитектора Вильгельма Бокслафа для нужд Рижского биржевого училища, потом передано академии.
Перед зданием академии стоит скульптура, вызывающая неоднозначную реакцию. Это работа одной из выпускниц Академии художеств «Венера Виллендорфская 21 века».
История этой Венеры начинается в эпоху палеолита. Это, можно сказать, эталон красоты той эпохи. Фигурку высотой 11 сантиметров нашли в Австрии в 1908 году в местечке Виллендорф. Считают, что ей 24–25 тысяч лет, и это один из самых древних предметов культуры, найденных на земле. Ну, а эта красотка высотой 4,5 метра.
За зданиями музея и академии находится парк «Эспланада». Когда-то это была площадь, на которой устраивали выставки, народные гулянья. В 1875 году на «Эспланаде» начали строить православный собор. А в 1902 году на территории был разбит парк, установлены фонтаны. В парках Риги много памятников, в этом есть памятник латышскому поэту Янису Райнису.
На территории «Эспланады» стоит кафедральный храм Латвийской православной церкви — собор Рождества Христова. Храм в неовизантийском стиле по проекту русского архитектора Н. М. Чагина освятили в 1884 году. История у храма, как обычно, трудная: побывал и гарнизонной кирхой, и планетарием, и даже Республиканским домом знаний. Вернули верующим в 1991 году.
Справа от собора в парке есть памятник генералу-фельдмаршалу Михаилу Барклаю-де-Толли. Памятник был установлен в Риге ещё в 1901 году, но утрачен в годы Первой мировой войны, восстановлен в 2002 году.
Посмотрим в ту сторону с высоты башни церкви Святого Петра. Напротив православного собора четыре ряда лип — бульвар Бривибас (Свободы).
А на противоположной стороне бульвара — здание Рижского окружного суда, построенное в 1888 году. У этого здания есть особенность — если посмотреть сверху, в плане оно напоминает императорскую корону. Кто не верит, загляните в карты Google.
За зданием суда виднеется Верманский сад — старейший парк на территории Риги, основанный в 1813 году на месте болота. Парк назван в честь Анны Гертруды Верман, вдовы предпринимателя, на средства которой парк был создан. В 1929 году её сын установил памятник основательнице сада.
Есть еще памятник рижанину Михаилу Талю, восьмому чемпиону мира по шахматам, и забавный памятник, на который обязательно обратишь внимание, проходя по улице вдоль Верманского сада.
Это памятник скандально известному художнику Карлису Падегсу, который умер в 1940 году от туберкулёза. Он изображен в любимом им образе — денди в широкопой шляпе.
Если пройти дальше за бульвар Бривибас, там много интересного, особенно для любителей модерна. Многое я уже показывала, но это далеко не всё. Можно не искать, а просто гулять по улицам Бривибас, Тербатас и соседним.
На улице Бривибас стоит еще одна православная церковь, а в Риге их около двух десятков. Это Александро-Невская церковь в стиле классицизма, построенная в 1825 году в честь победы России в Отечественной войне 1812 года.
А кварталом дальше стоит рижская лютеранская церковь — Старая церковь Гертруды. Построена в стиле эклектики с элементами готики в 1866 году. Высота шпиля церкви 63 метра, её сложно втиснуть в кадр на тесных улочках.
Мы зашли в церковь, все-таки Гертруда — патронесса путешественников. Архитектор — Иоганн Даниэль Фельско, работы которого сегодня я уже показывала.
Вернемся в начало бульвара Свободы, где стоит «Памятник свободы» — символ независимой Латвии. Его установили в 1935 году, в память о павших за независимость. Автор — латышский скульптор Карлис Зале.
Монумент высотой 19 метров, на вершине стоит девятиметровая фигура женщины, символизирующая Свободу. Она в руках держит три звездочки — символ трех исторических областей Латвии: Курземе, Видземе, Латгале. У основания — 13 скульптур и барельефов, изображающих страницы истории страны.
Площадь Свободы с двух сторон ограничена бульварами, между которыми расположены парки. За памятником проходит великолепный бульвар Райня, названный в честь Яниса Райниса. Он застроен солидными зданиями: здесь посольства США, Франции, Германии, главный корпус Латвийского университета.
Первая государственная гимназия. Здание для гимназии построено в 1868 году по проекту Иоганна Фельско.
На улицах попадаются интересные персонажи, но я не люблю снимать людей, разве что иногда, потихоньку.
На площади Свободы есть ресторан «Колоннада», за ним еще один симпатичный сквер.
Это Оперный сквер, который назван так, потому что находится перед Латвийской национальной оперой. Здание было построено в 1863 году архитектором Людвигом Бонштедтом для немецкого театра, потом его перестраивали после пожара по проекту Рейнгольда Шмелинга. Национальная опера переехала сюда почти сто лет назад — в 1919 году.
Оперный сквер, пожалуй, самый красивый: здесь много цветов и фонтан «Нимфа», установленный еще в 1887 году.
В сквере есть памятник Джорджу Армитстеду с супругой и собакой чау-чау. Он был градоначальником Риги с 1901 по 1912 год и за этот срок фактически превратил Ригу из провинциального перифирийного города в промышленный центр европейского уровня. Об Армитстеде говорили горожане, что «11 лет 6 месяцев и 10 дней у столицы был настоящий хозяин!»
В 1907 году император Николай II даже предлагал Джону Армитстеду пост градоначальника Санкт-Петербурга, но тот остался верен Риге.
Предки Джорджа Армитстеда по происхождению были шотландцами, в Ригу приехали в начале XIX века и много сделали для города. Когда в 2006 году в Риге открывали памятник Армитстеду, на иннаугурации была королева Великобритании Елизавета II.
У театра на берегу канала стоит памятник всемирно известному уроженцу Риги, — солисту балета, балетмейстеру Марису Лиепе. Странный памятник, с любого ракурса смотрится ужасно. Я помню балеты с участием Мариса Лиепы, которые когда-то показывали по телевизору не только на канале «Культура». Этот великий танцовщик заслуживает другого памятника! Не удивляюсь, что на его открытие дети Лиепы не приехали.
Вдоль Старой Риги в середине XIX века проложили канал. Городской канал прокладывали для перевозки мелких грузов и противопожарных нужд, а сейчас это украшение города, вдоль его берегов протянулись парки.
Длина канала 3,2 километра, он вытекает из Даугавы у Центрального рынка, а у порта впадает в Даугаву. Через канал перекинуто 16 мостов. По кругу по каналу и Даугаве возят пассажиров небольшие катера, катаются на лодках отдыхающие.
К сожалению, самый интересный из центральных парков — парк Кронвальда я не увидела.
А вот на Бастионной горке погуляла.
«Жеребенок»,1970 год, скульптор Гайдас Грундбергас.
Посмотрим с башни церкви Святого Петра еще в одну сторону, хоть солнце не в нашу пользу. Это Московский форштадт, исторический район Риги, который известен с начала XVII века, как район, где селились в основном русские купцы и ремесленники.
Оригинальное четырехпролетное здание, на которое сразу обращаешь внимание, — Центральный рынок Риги. До Второй мировой войны он был самым крупным городским сооружением. Здесь не было ангаров для цепеллинов (так называли дирижабли определенного типа), как рассказывают некоторые. Просто для строительства рынка, который был открыт в Риге в 1930 году, купили конструкции пяти таких ангаров, оставленные кайзеровской Железной дивизией в небольшом городке далеко от Риги.
Конструкции не просто применили, а выполнили проект, который полностью учитывал все санитарные и иные требования к рынкам. Кстати, конструкции уникальные, кроме этих пяти (один строит отдельно), в Европе существует еще один. У нас была возможность их рассмотреть, я уже говорила, что мы жили в отеле на территории рынка.
Мы немного погуляли по территории бывшего Московского форштадта. Здесь проходит одна из самых длинных улиц Риги — Маскавас (Московская), её длина порядка 16 километров. Есть улицы Пушкина, Тургенева и Гоголя.
Самое заметное здание района — здание Академии наук Латвии, построенное в 1958 году по образцу «сталинских высоток». В этом здании впервые в СССР были применены сборные железобетонные конструкции.
Вот церковь Благовещения Богородицы, построенная в 1816 году в форме ковчега в соответствии с канонами православного религиозного зодчества. В этой церкви находится старейший в Латвии православный иконостас (1959 г.).
А вот крупнейшая в Латвии деревянная постройка в редком стиле ампир — лютеранская цековь Иисуса. Она построена известным зодчим Христианом Фридрихом Бреткрейцем в 1818–1822 годах.
Район интересный, но гулять по нему, на мой взгляд, лучше днем. Мы дошли до церкви и пошли по Московской назад.
Здесь есть еще один интересный объект — Квартал Спикери. Это также часть исторического центра Риги, включенного в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Начиная с XIV века это место служило для разгрузки судов, а сам складской квартал Spīķeri появился во второй половине XIX века. Складские здания, которым по 150 лет, строили лучшие архитекторы Риги, фамилии которых сегодня я уже упоминала.
Как индустриальные кварталы многих городов Европы, теперь Спикери — творческий квартал, где проводятся различные концерты, развлекательные мероприятия, праздники. В складах теперь магазины, рестораны и кафе. Здесь есть театр и концертный зал. Я не слышала об этом квартале, мы просто пошли на звуки музыки.
С этим кварталом связаны и трагические события в истории Риги. Во время второй мировой войны на этой территории находилось Рижское гетто. На территории Московского форштадта кроме русских жили и евреи. Здесь есть Музей Рижского гетто.
Вот и всё, что мы успели посмотреть в Риге за два дня. Немало, но далеко не всё, как вы понимаете. Здесь много интересного!
В Риге есть трубочисты, парочку мы встретили.
В Риге есть коты, но нам чаще попадались молчаливые.
В Риге много забавного, нужно только внимательно смотреть по сторонам.
Ну, а если мало времени, можно ведь использовать автобус?
На этом прогулку по Риге закончим, нас ждет Таллин!
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия