Как водится, указателей на Пощупово по дороге нет. Ехать нужно следующим образом: свернув с Рязанского шоссе налево на город Рыбное и село Константиново, и проехав некоторое расстояние, вы окажетесь на вилке дорог среди поля. Налево будет родина Есенина (на обочине огромный плакат), а направо — село Новоселки, там же находится и село Пощупово (~5 км). Он находится на краю деревни. Иоанн Богослов — Апостол Любви, поэтому в этом монастыре особая атмосфера. Умиротворенная, звенящая от чистоты.
Забегая вперед, скажу, что полную картину монастыря можно получить, посетив в обязательном порядке ещё и родник, который находится ~ в 2 км. До него можно дойти пешком (в самом монастыре есть ворота-выход и указатель), а лучше доехать (от монастыря первый поворот в деревне налево).
Пощуповский Иоанно-Богословский монастырь — легендарное место. Прежде всего, это домонгольская обитель, т. е. время основания кон.12-нач.13вв. Говорят, пришли сюда два греческих монаха да принесли с собой удивительную икону Иоанна Богослова — писанную в Царьграде. Почему удивительную? Да потому, что образ ни разу не был исправляем, при этом краски сохранялись яркими, свежими и лик апостола выглядел живым и из него исходило сияние… Место для монастыря выбрали не нынешнее, а там, где сейчас бьёт родник — на горе Проще. Говорят, что этот образ остановил самого хана Батыя и посему обитель не была разрушена, а сама икона была заклеймена его личной золотой печатью. Говорят, что, проплывая мимо по Оке, первая и любимая жена Ивана Грозного — Анастасия Романовна Захарьина-Юрьева родила, и в знак признательности монастырь был отмечен царской милостью и отстроился на новом месте (где стоит сейчас). Говорят, что на месте старого монастыря под землей были прорыты глубокие ходы и пещеры. Деревенский мальчик Сергуша Есенин слушал звон пощуповских колоколов и приходил сюда из соседней деревни Константиново.
Процветание монастыря закончится в 1919 году. Исчезнет удивительная икона (до сих пор не найдена, сейчас здесь в Иоанно-Богословском соборе находится её копия). Упадут колокола на землю. Арестуют монахов…
Сейчас монастырь восстанавливается. Сразу же в глаза бросается резкий контраст новеньких белых Святых ворот с бархатно-синими главками, золотыми фресками и надписью: «Градущяго ко мнъ не изжену вонъ» и строго-красивой высоченной печальной красной кирпичной колокольней, маковка которой напоминает разоренное птичье гнездо. За ней виднеется зеленая остроконечная глава другой более миниатюрной колокольни.
Две колокольни — это «изюминка» монастыря.
Одна, невысокая, шатровая, 18 века — Малая. Сейчас в ней находится церковь в честь иконы Тихвинской Божией Матери, Николая Чудотворца и царя-страстотерпца Николая II. Открыта только по праздникам и особым случаям.
Вторая, 80 метровая, 19 века — Большая. Её возвели на средства московского купца Давида Хлудова (также помог восстановить Бобренев монастырь в Коломне, Николо-Песношский в Егорьевске и другие церкви), самый большой колокол весил 545 пудов (~9 тонн), в ней располагалась церковная библиотека старинных книг. Сейчас рядом с ней стоит маленькая белая часовня, с одной крохотной золотой луковичкой, в честь иконы Иверской Божией Матери. Колокольня — на реставрации.
Главный храм монастыря — Иоанно-Богословский собор, 18 века. Он, ярко-розового цвета, находится в центре монастырской территории, от Святых ворот к нему ведет дорожка. В соборе православные люди имеют возможность помолиться перед чудотворными образами
— самого Апостола Иоанна (http://www.rusinok.ru/monastery/svytiniob/966-ioannabogoslova.html, это копия с древнего исчезнувшего оригинала);
— Тихвинской Богородицы (http://www.rusinok.ru/monastery/svytiniob/965-tihvinskaiy.html, 19в., слева от Царских врат). За услышанные молитвы люди благодарят Божию Матерь золотыми украшениями, которые монахи вешают на верёвочку за стеклом иконы.
— Николая Чудотворца с его мощами (http://www.rusinok.ru/monastery/svytiniob/961-iknikolaiychud.html, в левой части храма);
— Пантелеймона Целителя с его мощами (http://www.rusinok.ru/monastery/svytiniob/962-panteleimon.html, 19в., написанная монахами в одном из афонских монастырей, в левой части храма);
А также ещё ковчежцы с мощами многих почитаемых святых, в том числе пользовавшейся особой любовью у рязанцев святой блаженной Любушки Рязанской.
Мы зашли в собор, немного погуляли по территории, правда чуть скованно. Очень, ужасно хотелось всё сфотографировать, но на входе висело предупреждение, что этого нельзя делать. Каждый раз удивляюсь таким запретам. Любому нормальному человеку хочется сделать красивые снимки на память, при этом также любой нормальный человек не будет фотографировать монахов. Чем запрещать, лучше бы брали плату за фотосъёмку. И тогда не надо было бы щелкать затвором из-под полы, как это делали мы, и все остальные туристы. Снимки, конечно же, получились у нас не аховые, ещё бы, делаешь кадр и думаешь при этом, что нарушаешь правила монастыря.
Монастырь возрождается. Но очень медленно. Братии всего-то около 15 человек. А работы ещё сколько… физической, помимо духовной. Тем, кто любит рассуждать о своей «нелюбви к попам», стоит напомнить, что встают монахи и начинают совершать молитвы в 5.30 утра, когда те самые многорасуждающие ещё сладко храпят в теплых постельках. Жизнь в монастыре устроена по традициям общежития Святого Афона.
Братские кельи — желтого цвета — находятся справа по ходу. Там же у монахов в их корпусе устроены две небольшие церкви — в честь иконы Божией Матери Скоропослушницы (2002 г.) и святых Бориса и Глеба (2006 г.). Также возрожден из руин Успенский собор, который использовался как склад, и который заново открыл двери в 2009 г. Мастера подарили ему фаянсовый иконостас и иконы палехской работы. Читали, что в монастыре есть домик-музей отца Авеля — глубокочтимого старца, первого архимандрита, который начал восстановление обители (в 1988 г.).
Рядом со Святыми воротами располагается невероятно симпатичное монастырское кафе. В маленькой резной избушке-теремке бабушка-прихожанка продаёт «блинчики без начинки» по 3 рубля, «блинчики с начинкой по выбору» по 5 рублей, а также чай, мёд, творог и молоко.
Раньше все поля вокруг принадлежали монастырю. Теперь, понятное дело, всё бесхозное. Если выйти через задние ворота в стене, то по узкой тропинке через поля можно выйти к родниковым ключам. Идти ~20–25 минут. Мы подъехали. Именно отсюда с этой точки делаются все панорамные снимки Иоанно-Богословского монастыря. Вот здесь можно посмотреть: http://sobory.ru/article/index.html?object=00862. Машин на парковочном пятачке много, почти все люди тащат канистры. Окаймляют ваш путь-спуск под горку в овраг через дубовый лесок ряды сувенирщиков и местных живописцев. Народу полно. Кто занимает очередь в купальню, кто к роднику за водой. Часовню-купальню в честь Иоанна Богослова возводили непрофессионалы — послушники из монастыря, да ещё и на старом раскопанном фундаменте, и по сохранившимся архивным рисункам. Трудились не за деньги, а на совесть, вручную лопатами проводя сложнейшие и хитроумные дренажные работы. Сейчас часовня хороша — пятиглаво-медная, белоснежная, крепкая. Рядом бревенчатая купальня. Вода — ледяная. Тоже рядом, обложенный камушками родниковый ключ. И строится ещё небольшая церквушка.
Люди окунаются в лёд воды с верой. Говорят так: «Кто имеют веру живую в Бога, тому Господь подаёт просимое через этот источник». А ещё верят, что эта вода смывает ВСЕ грехи. И, конечно, перед тем как искупаться в роднике, желательно сходить на исповедь и причаститься.
Интересно, что даже здесь в овраге, не забывают о простых приземленных человеческих потребностях — здесь стоит скромный вагончик-кафе с отличным «ассортиментом». До сих пор не могу забыть вкуснейшие, свежайшие и наигорячейшие монастырские пончики, посыпанные сахарной пудрой (после утомительной дороги из Москвы мы сильно проголодались J). Можно взять и чай, хочешь обычный, хочешь из трав. Можно и молока с творогом. Здесь же продавали пустые бутылки для воды.
Вообще у Иоанно-Богословского монастыря в Пощупово есть замечательный сайт (см. ссылку выше). Здесь помимо фото и истории можно в Медиагалерее можно послушать аудиофайлы — записи молитв и песнопений.
А ещё я прочитала интересную информацию, что «теперь в этой обители много игуменов», «этот монастырь — как большое духовное гнездо, из которого птенцы разлетаются дальше, как было в Сергиевых обителях», и монахи напутствуют своих гостей так: «Пусть ваш ангел-хранитель будет всегда рядом»….
Продолжение «Рязанский сувенир» следует.