Большинство людей, которые будут читать эту статью, привыкли к тому, что природа бывает зеленая и плоская. Иногда она белеет и становится еще более плоской, но это у нее рано или поздно проходит. Издалека трудно поверить, что есть страны, которые почти целиком состоят из камней. Армения как раз такая каменная страна. Мандельштаму даже показалось что она «орущих камней государство», но это было другое время и другие камни. Тогда все орали, революция ведь, что не поорать. Мне бы хотелось рассказать про камни, которые скорее шепчут чем орут.
9
Для Армении камень, очень важная вещь. Я бы ввел его в название страны (Саудовская Аравия, Османская Империя, Каменная Армения). Камни присутствуют здесь в самых разных своих проявлениях. Дикие скалы, невероятной красоты.
22
Развалины непобедимых крепостей, которые во времена своей молодости останавливали даже победоносные римские легионы.
10
Изящные и невероятно древние церкви.
22
Затейливые каменные чудеса, которым трудно придумать название и которых в других местах не найдешь.
8
Но я хочу рассказать о другом. Я о рисунке на камне, о различных типах барельефов. Армения старая страна и за тысячелетия ее существования должно было скопиться очень много рисунков во всех их формах. Ведь за пятнадцать столетий существования армянской письменности ученые и монахи написали сотни тысяч книг и украсили их изысканными иллюстрациями. Но… В настоящее время сохранилось совсем не много чудом спасенных манускриптов, большинство из них обгоревшие и сильно поврежденные.
14
Фрески тоже есть, но я думаю, меньше десятка. Их еще легче найти и уничтожить, чем книги. Сохранившуюся живопись на холсте уже и не ищут. Понимаете, когда итальянцы грабят французов или наоборот, они перетаскивают картины из одного музея в другой, когда грабят очень бедные люди, они пускают картины на портянки.
13
Остались рисунки на камне. С ними тоже сражались как могли, но победить не сумели. Не так уж просто их уничтожить, часто просто не хватает терпения. До сих пор стараются, очень. Культура населения планеты за последнее время значительно выросла и теперь вместо кувалды используют перфоратор. Спросите зачем в наше время, культурные люди, знающие буквы, уничтожают уникальные артефакты?
8
Все очень просто, армянские камни не вписываются в их понимание истории. Им не совсем понятно почему на исконно турецких землях на каждом шагу камни с крестами установленные в те славные времена, когда народ позже получивший название османы еще проживал спокойной пастушьей жизнью в Туркмении. Все непонятное раздражает…
11
Рисунок на камне жестче и настойчивей любого другого рисунка. В отличии от живописи, в каменный рисунок очень редко закладывается сюжет. Обычно это голый стилизованный образ. Сначала кажется, что это сложно и для понимания и для восприятия, когда привыкаешь к условностям жанра, открывается смысл.
14
Армянскую резьбу по камню можно условно разделить на две группы. Хачкары — изображение креста и камни плакаты. И то и другое очень не просто. Хачкары — уникальное армянское явление… Здесь длинно, давайте отложим на конец рассказа… Начнем с камней-плакатов, они всегда и везде были и как следствие проще для понимания. Плакат, в общем случае, это элемент пропаганды. Вот призыв к миру и дружбе — «Два брата, два свободные орла, равные под солнцем». Девиз династии Аршакуни царей Ассирии и Армении.
Вот демонстрация силы царствующего рода — силен орел, грузоподъемность высокая, а львов в кандалы заковали, но в случае чего могут и спустить с цепи. Что, кто ни будь сомневается в мощи рода Багратуни (Багратионов)?
12
Есть варианты религиозной пропаганды — призыв к христианской стойкости. Здесь, на фотографии ниже, редкий для Армении сюжетный барельеф. Он отображает самосожжение христиан принуждаемых принять мусульманскую религию.
10
Вот посмотрите на фотографию ниже — это надгробный камень. Догадайтесь с одного раза о ком он хранит память. Да, конечно караван-баши и стоит камень на своем законном месте, у первой христианской церкви на Великом Шелковом Пути. Повторяемость рисунка, это скорее всего звездочки на фюзеляж. Видимо не раз человек, который был похоронен под этим камнем, прошел непростой путь из китайцев в итальянцы.
9
Камень на следующей фотографии вызвал у меня странную ассоциацию. В день закладки Ямбурга мы забетонировали на будущей центральной площади города капсулу с письмом комсомольцам две тысячи семнадцатого года. Большой праздник — столетие Октябрьской Революции, как «потомков» не поздравить. Не знаю, будут ли доставать, адресат отбыл, да и отправители — «иных уж нет, а те далече…». Здесь на фотографии тоже письмо потомкам, но более успешное: «Я Великий Царь Трдат повелел заложить храм…».
3
Камни плакаты и камни письма потомкам конечно важная и интересная часть каменного послания из прошлого, но не главная. Главная — хачкары. Слово хачкар можно перевести на русский как «крест камень».
13
Это не могильная плита, хотя теоретически хачкар может выполнять ее функции. Это скорее алтарь, алтарь в более широком понятии чем обычно используют в христианстве.
6
Здесь скорее образ, перед которым можно помолиться. Если принять такую версию, становится понятнее логика многократно повторяемого тончайшего узора. Это размер все той же молитвы. Рисунок как молитва уводит тебя от земного к возвышенному.
12
Хачкары не всегда были такими, начинали как всегда с самого простого. Сказать больше, у хачкаров были до наша эрские предшественники, которые называются вишапы. Это — вертикально установленные каменные плиты или столбы, часто с надписями на эллинском или клинописью. Отдельные вишапы достигают веса в несколько тонн. На многих из них выбиты таинственные знаки, по всей видимости магические, но как всем этим пользоваться люди за давностью времен забыли.
3
Настоящие хачкары появились после 301 года, когда Армения приняла христианство как государственную религию. Каждому историческому периоду соответствует свой канон на форму креста и узор.
6
Первые хачкары были сделаны из относительно мягких камней с высеченными на них крестами и простейшим орнаментом. По мере усложнения рисунка художники начали работать с более плотными и жесткими материалами.
13
Каменную нить толщиной в один миллиметр, технически не возможно выполнить на песчанике, он раскрошится, здесь нужен туф или базальт с мелкой зернистостью. Благо выбор камня в Армении очень большой.
5
В общем случае хачкар — это камень размером приблизительно 0,5×1,5 м, но это просто наиболее распространенный размер, с пьедесталом эдак с человека. При этом есть хачкары вырубленные прямо в скальном массиве. Видимо каких-либо жестких канонов ни когда не было, нужно делать так как тебе велит сердце.
11
Хачкары с тонкой резьбой начали делать где то в десятом веке. Знатоки считают не превзойденными хачкары четырнадцатого века. Конечно сейчас можно создать более тонкую резьбу, чем ту которую мастера могли сделать семь веков назад, но вопрос здесь не только в филигранности работы. Главное — это та сила эмоционального воздействия, которая заложена в тот или иной артефакт.
10
Кроме этого, существует еще не понятная и не измеримая мощь накопленная объектами поклонения за века. В этом плане старые хачкары являются совершеннейшими аккумуляторами энергии человеческой веры. Сила этой энергии уверенно и четко ощущается, когда приближаешься к правильному хачкару стоящему в правильном месте.
6
Наивно? Наверно да… Попробуйте задержать взгляд на кружевах этих двух старых хачкаров.
7
Разные народы по разному разместили свою накопленную за века силу и мудрость. Одни в книгах, другие в музыке или картинах, кто то в банках и недвижимости, вековая мудрость армянского народа его понимание жизни хранится в этих камнях. Если случится побывать в Армении найдите пять минут, на то чтобы молча посидеть рядом с хорошим хачкаром.