Что такое «Гималаи»? Это не просто географический термин, означающий высочайшую горную систему Земли. Мне кажется, это слово — символ, а, может быть, ключ к расшифровке многих загадок, которые издавна не дают покоя человечеству.
Одной из таких загадок является Долина Тсум (Tsum Valley) (далее по тексту — Долина или Долина Тсум), при посещении которой я испытала самые значительные для меня эмоциональные, информационные и физические потрясения за последние несколько десятков лет. Территория Долины была закрытой для туристов до 2008 года, когда ее открыли для треккинга. Мне кажется, что и сейчас мало, кто из туристов здесь бывает. На то есть объективные и субъективные причины — ее удаленное географическое местоположение и время, которым необходимо располагать туристу для посещения — не менее трех недель.
Карта Непала с выделенной Долиной:
Буддисты называют эти места «Beyul Kyimolung» — Скрытая Долина Счастья: она находится в священном Гималайском паломническом месте, в северном районе Непала Горкха (Gorkha) и расположена в «котловине» между горными хребтами Будха Химал (Baudha Himal) и Химал Чули (Himal Chuli) (7823 м) на западе, Ганеш Химал (Ganesh Himal) (7429 м) на юге и Шринги Химал (Shringi Himal) (7187 м) на севере. Долина скрыта от посторонних глаз и открывается только тем, кто пришел сюда с ясным умом и чистым сердцем. Согласно древним писаниям, эти места, на долгие века ставшие убежищем для верующих, обретших здесь мир и небесную чистоту, были открыты индийским святым Гуру Падмасамбхава, жившим в 8 веке и внесшим огромный вклад в распространение и становление буддизма в Гималаях и Тибете.
Долина, сформированная под воздействием течения реки Схияр Кхола (Shiar Khola), в нижнем течении называемой Сияр Кхола (Siyar Khola), с глубокими ущельями и горными реками — одна из самых красивых в Непале. Про нее говорят, что она напоминает райский уголок, в который можно попасть, только преодолев огромные трудности.
9
Географически Долина Тсум может быть разделена на 5 регионов:
«Вход» — от долины Будхи Гандаки (Budhi Gandaki) севернее деревни Пхилим (Philim) и до деревни Локпа (Lokpa) (высота 2240 м).
«Низкая» часть, включающая деревни Чумлинг (Сhumling) и Рипчет (Ripchet) до Домдже (Domje) и Гхо (Gho) (высота 2300 — 2500 м).
«Верхняя» часть — относительно широкая и плоская область Долины: из деревни Чоканг Паро (Chhokang Paro) до деревень Ниле Чуле (Nile и Chhule) (высота 3340 — 3360 м).
Область Му Гомпа (Mu Gompa) — где ущелье Сияр Кхола становится узким и высоким (высота 3700 м).
Дикая местность — горы, долины к северу от Му Гомпа (высоты 3700 — 5100 м) вплоть до Непало-Тибетской границы.
Карта нашего маршрута:
Я приглашаю вас «прогуляться» по удивительной, красивой, священной Долине Тсум, воздух которой заряжен энергией горных вершин и напоен дыханием вечных снегов.
«ВХОД» в Долину Тсум
Наш путь начинается из долины реки Будхи Гандаки — мы идем по правому склону горы против течения реки. Здесь, в самом начале нашего пути в Долину, по тропе еще ходят караваны мулов с различными грузами из долин Непала. Дальше мы будем встречать караваны, состоящие только из яков, приспособленных к суровой жизни на высокогорьях.
9
11
Путешествие — это победа над жизнью. Величайшим смыслом эта старинная пословица была наполнена в далекие времена, когда путнику, чтобы добраться до нужного пункта, требовались месяцы, а то и годы. Дорога была полна препятствий, таила опасности и неожиданности. Но и в наше время, когда через несколько часов полета на самолете можно оказаться на другой стороне Земли, есть места, где пословица сохраняет свою актуальность и по сей день. Так, например, чтобы из Катманду попасть в деревню Чоканг Паро, расположенную в Долине, требуется несколько дней: 4–5 часов ехать в автобусе (а может быть, и на его крыше!) по пыльным горным дорогам и серпантинам, а потом четыре дня идти пешком по тропе, неся на себе все свое имущество. Одежда, продукты, лекарства — в Долину все грузы доставляются только людьми или на мулах или яках. Другого пути, кроме как пройти по тропе, нет. В экстренных ситуациях, конечно, используется вертолет. Но за неделю, проведенную в Долине, лишь однажды мы слышали его стрекот.
Постепенно тропа приводит нас к ущелью, сформированному под воздействием реки Сияр Кхола:
7
9
Именно здесь и расположен «ВХОД» в Долину, представляющий собой узкий каньон из высоченных отвесных скал, на дне которого протекает стремительная, шумная, на перекатах взбивающая белую пену, река цвета аквамарина. Эти природные барьеры — непреодолимое ущелье и бурная река — и сохраняли Долину Тсум скрытой многие столетия. В древности торговля с Катманду было настолько затрудненной, что большинство товаров прибывало в Долину с караванами яков с севера по горам из Тибета, а не из других регионов Непала. Но, со временем, одна сторона каньона была «снесена» (вероятно, взорвана) для создания тропы, по которой мы сейчас и идем.
6
На противоположном склоне каньона видно нанесенное краской на скалу изображение одной из самых известных мантр в буддизме«Ом Мани Падме Хум» (известно и другое ее название: «Шестислоговая мантра» — каждый слог спасает живых существ в шести мирах (богов, полубогов, людей, животных, мира духов и адских миров)). Очень символично, что эта молитва расположена в самом начале пути в Долину.
7
Пройдя через ущелье, сквозь густые тропические леса, напоенные ароматами цветов, мы выходим из каньона, постепенно набирая высоту — перед нами взглядами предстают заснеженные вершины гор, нижняя часть склонов которых заросла молодым бамбуком, хвойными деревьями. Тропа проходит через рощу бурно цветущих сейчас алых рододендронов, цветы которых «пылают» на ярком солнце, но …не пахнут!
5
5
Здесь, в этом регионе Долины, на высоте около 2200–2500 м растет много цветущих в это время года деревьев и кустарников. Вот это, например, настоящий «ландышевый куст» (уже дома в Москве ботаники мне подсказали, что это «родственник» земляничника): на кончиках ветвей расположились целые букетики ландышей. Я уже распалась на атомы и молекулы в предвкушении наслаждения от всем знакомого нежного ландышевого аромата… Но примитивный приторно-сладкий запах вернул в реальность…
3
«НИЗКАЯ часть» Долины Тсум
Сегодня мы пройдем по так называемой «Низкой части» Долины, включающей деревни от Чумлинг (Сhumling) и Рипчет (Ripchet) до Домдже (Domje) и Гхо (Gho) (высота 2300 — 2500 м).
Наша тропа пролегает среди густых, высоких и пушистых хвойных лесов, цветущих кустарников барбариса. В распадках между горными хребтами иногда выглядывают заснеженные вершины, с которых ветер сдувает «снежную пыль».
В зависимости от рельефа местности тропа проходит по разным берегам веселой и бурлящей реки Сияр Кхола, перебираться с одного берега которой на другой приходится по навесным мостам, раскачивающимся под ветром и нашими шагами. Вцепившись в перила, представляющие собой толстые стальные тросы, ни в коем случае не смотря вниз на ревущий поток воды, на полусогнутых трясущихся ногах медленно и осторожно малюсенькими шажками ступаю по сетчатому настилу. Много мостиков пришлось нам перейти, но я так и не привыкла к ним — каждый раз это было настоящим испытанием!
5
11
6
Благодаря своей удаленности и труднодоступности, уникальная древняя культура и традиции народности Гурунг, живущей в Долине Тсум, оставались, практически, неизменными на протяжении многих веков. Долина богата объектами древнего искусства, культуры и религии: буддистскими культовыми сооружениями — Стенами «Мани» (Mani walls), Чортенами (Chortens), Каанисами (Kaanis), играющими важную роль в жизни жителей — они имеют глубокий духовный смысл и созданы, чтобы защищать людей от злых сил.
6
Стены «Мани» (Mani walls) — длинные стены, сложенные из тысяч каменных плит с выбитыми на них изображениями божеств и текстами буддистских молитв (мантр). Основная цель этих Стен «Мани» — просить богов защитить путников и поселения от злых духов.
7
Ступа (Stupa) — буквальное значение «макушка, куча земли, камней, земляной холм». Согласно взглядам буддистов, ступы обладают магической силой добра и помогают посещающим их людям внести гармонию в свою жизнь, очистить себя от различных пороков и развить в себе добродетели.
8
Чортен (Сhorten) — иначе «ступа». Они установлены, чтобы защитить от злых духов места слияния рек, троп, а также мосты, горные перевалы или ознаменовать посещение или смерть исторических личностей, ламы или родственников.
6
Каанис (Kaanis) — охранные ворота, размещаются перед входом/выходом в населенный пункт. Через эти ворота путнику надо пройти. Архитектура Каанис напоминает Ступу, Чортен. Разница в том, что Ступу необходимо обойти (по часовой стрелке), а через Каанис надо пройти.
6
Барабан (Manilakor) — цилиндрическое общее молитвенное колесо, сделанное из древесины металла или кожи. На них написаны священные молитвы. Вращая барабан, человек возносит богу написанные на них молитвы.
2
Особо хочу отметить, что такого большого количества Чортен, Каанисов, Стен «Мани», как в Долине Тсум, на всем треке вокруг Манаслу больше не было нигде.
Жители Долины ведут, фактически, натуральное хозяйство, занимаясь животноводством и земледелием. Вся доступная для земледелия территория расчищена от камней, террасирована и разбита на небольшие поля, на которых выращивают рис, чечевицу, рожь, ячмень, гречиху, картофель, другие местные культуры. Никакой механизированной техники нет — для пахоты используют соху и силу волов.
4
5
Наша тропа петляет вверх-вниз, повторяя изгибы гор. Сегодня жарко. Когда тропа делает очередной изгиб, из-за поворота может задуть ледяной ветер. Тогда я изо всех сил прижимаю к вспотевшей спине рюкзак, чтобы не застудиться.
6
Как обманчивы горы! Кажется, что вот сейчас я доберусь в-о-о-о-т до той вершины — и подъем закончится. Но там вдруг открывается новая вершина, снова подъем, опять вверх. Вверх. Вверх. Еще вверх. Обливаясь потом, взмокнув до самой последней ниточки, уже с трясущимися от усталости коленками, забираюсь, наконец, на верхнюю точку сегодняшнего трека — здесь находятся и несколько Чортен, со спокойным достоинством взирающих на окружающие их величественные горы. Я опускаюсь на валун перевести дух и вижу подростка 13–14 лет, отдыхающего после преодоления того же долгого мучительного подъема: ребенок нес в деревню доски — в Непале это одна из самых тяжелых, а потому и высокооплачиваемых работ (деревья, растущие в лесу и выбранные для использования в хозяйстве, разделывают на месте, а затем сырые доски или брус переносят к месту назначения). Чуть отдохнув, ребенок двинулся дальше, тяжело ступая под непосильной ношей…
3
4
Вскоре и я отправляюсь в путь. Пройдя через охранные ворота, понимаю, что деревня Чоканг Паро уже недалеко. Улочки деревни, представляющие собой проходы между заборами, на которых сушатся дрова, или домами, сложенными из плоских камней, изобилуют многочисленными чортенами, стенами «мани». Высушенную хвою используют, в том числе, на полях в качестве удобрений.
3
5
7
Погуляв по деревне, к вечеру возвращаюсь в дом, где нам предстоит сегодня ночевать. Во дворе на вечернем закатном солнце сушатся доски, очень похожие на те, которые я видела сегодня… У меня екнуло сердце… Оглянувшись, вижу сидящим на лавочке сегодняшнего подростка — мне улыбается во все свои 32 зуба девочка в косыночке. Так это была девочка!
7
Как только я встала на тропу нашего трека, поняла, что в Непале работают все — и дети, и взрослые, и старики… Но до сих пор мне казалось, что нагрузки все же более-менее соответствовали возрасту. Сегодняшняя встреча поколебала это мое мнение. Рано утром следующего дня, в еще густых сумерках, я еще раз увидела эту девочку, выходящей за ворота с корзиной. Пока эта корзина была пуста.
Мы остановились в доме зажиточных крестьян — внутри дома чисто, светло, во всем ощущается достаток. Несмотря на наличие в некоторых домах электричества, еду готовят, в основном, на открытом огне на печи, которую топят дровами и высохшими кизяками.
3
1
Двухэтажные, как правило, дома, сложены из плоских камней. На первом этаже находятся помещения для животных — коров, курей, лошадей. Второй этаж, подниматься на который приходится по приставной лестнице — жилой.
2
Справочная информация:
Гималаи — «обитель снегов» — высочайшая горная система планеты Земля. Гималаи раскинулись на территории Индии, Непала, Китая, Пакистана, Бутана. На Гималаях расположены 10 из 14 восьмитысячников мира.