1551 г. В покоях Ивана Васильевича
«Дабы Казань взять, крепость должна рядом быть или другое какое укрепленное место с неприступными стенами, дабы подготовиться к осаде», — стоял на своем хромой воевода. На это сразу возразил один из бояр: «Тебе что на войне голову зашибли? Откуда там укреплению взяться, или может казанский хан не заметит, если мы у них под носом такую махину возводить станем?». Другие бояре поддержали того смехом. Тогда вперед вышел седой зодчий и попросил слово: «Татары может и заметят, да только поздно уже будет. Ежели поднатужиться, то мы не только крепость, а целый город построим», — тут уже не только бояре, но и сам воевода не сдержал смеха. Что же такое старик говорит? Однако царю было не до смеха, Казань нужно было взять во что бы то ни стало, от этого зависела дальнейшая судьба русского государства. Он жестом заставил всех замолчать: «А ну тихо! Пусть говорит…», и мудрый зодчий продолжил: «Ежели мы крепость построим целиком из дерева, то ее можно будет разобрать и по реке сплавить, а уже недалеко от Казани снова собрать, много времени это не займет». Воевода с уважением взглянул на пожилого и спросил: «Дерзко! За сколько управитесь?», — «Если поднатужиться за четыре воскресенья!». Тут уже и писарь чуть было не воскликнул: «Видел чудеса техники, но такого!», но вовремя опомнился и промолчал, а сам Иван Васильевич одобрительно нахмурив брови произнес: «Ну смотри, если не сдюжите, головой отвечаешь!». Вот так могло бы выглядеть одно из ключевых решений в истории государства Российского. Хотя доподлинно не известно как возникла идея возвести крепость таким хитрым способом, но бесспорен исторический факт, что план сработал, и Казань пала.
Становление государства Российского
Благодаря мастерам и волшебникам военно-исторического фестиваля «1551. Становление государства Российского» удалось посмотреть на то, каким вооружением и экипировкой пользовались солдаты того времени. Сказать, что участники клубов исторической реконструкции постарались — значит не сказать ничего. Пушки громыхали так, что у машин, находящихся за сотни метров срабатывала сигнализация, люди со слабой психикой бледнели и закатывали глаза, дети смотрели во все глаза с открытым ртом, а вместе с ними и я. Такого я уж точно не ожидал увидеть. Чтобы передать толику той атмосферы, я снял небольшое видео. Прошу прощения за качество, так как снимал на телефон с рук, но масштаб взрывов можно оценить!
Для того, чтобы продемонстрировать все тонкости тактики и стратегии боя XVI века, были возведены укрепления, которые и стали декорациями происходящих боев. К моему удивлению, используемое вооружение было практически полной репликой 500-летней давности. Каждая деталь обмундирования, каждая деталь орудий были воссоздано с такой тщательностью, что уверен, если бы мы очутились в прошлом, никто бы не заметил разницы!
Перезарядка пищали — средневекового огнестрельного орудия — представляло из себя отдельное зрелище. Сначала стрелок засыпал порох (из сделанного вручную короба!) а затем осторожно подносил тлеющий фитиль. Каждый выстрел оставлял после себя небольшое облачко белого дыма и характерный запах. Конечно же выстрелы холостые, но, честно говоря, видя в какой близости находятся лица стрелков от пищали, мне даже было немного страшно за них.
Впрочем, главным гвоздем программы все же стали пушки. Вовсю осадные орудия разгулялись во время штурма крепости и уличных боев, которые прошли чуть поодаль.
В целом фестиваль оставил после себя приятный аромат пороха и какой-то мальчишеской радости, такого я не видел никогда в своей жизни. Самое главное, что этот фестиваль обещают сделать ежегодным!
Современный Свияжск
Спустя столетия Свияжск из города-крепости постепенно превратился в одно из наиболее живописных мест в Поволжье. Кажется, что и время здесь течет медленней, только вид снующих туда-сюда туристов напоминает какой на дворе год. Однако еще в прошлом веке это место пользовалось недоброй славой. В этом году Свияжский Успенский монастырь вошел в список ЮНЕСКО как объект всемирного наследия, но еще 25 лет назад здесь находилась психиатрическая лечебница.
Еще раньше здесь была расположена тюрьма, а в монастырских кельях держали взаперти заключенных. После войны Свияжск представлял из себя печальное зрелище, вот что об этом пишет В.Аксенов в своей повести «Свияжск»:
Издали казалось, что подгребаешь ко граду Китежу. Многочисленные маковки церквей и колокольные башни создавали устремленный вверх средневековый силуэт. Высадившись, однако, мы увидели, что купола сквозят прорехами, колокольни полуразрушены, кресты погнуты и поломаны, а город вымер: остатки булыжной мостовой заросли высоченным чертополохом, безмолвны покосившиеся дома с выбитыми стеклами и пустые дворы, ни кошек, ни собак, ни домашней птицы. Как будто тут чума прошла…«Свияжск (В. П. Аксенов, 1990)
Ныне «Свияжск» привлекает туристов со всего мира. Все это было бы невозможно, если бы не усилия многих людей, в том числе первого президента Татарстана Минтимера Шаймиева. Он сделал возможным возрождение этого прекрасного места.
Особо отмечу деревянное здание Храма Троицы Живоначальной (Троицкая церковь). Говорят, что это единственная постройка, сохранившаяся со времен Ивана Грозного. Эта церковь была среди тех зданий, что были собраны здесь почти 500 лет тому назад! Очевидно, что здание обновлялось, однако это ничуть не умаляет исторического значения данной достопримечательности.
Меня поразило, насколько преобразилось это место ночью. Самое высокое здание превратилось в маяк, свет фонарей создавал атмосферу покоя. А какой здесь закат! Это сложно описать словами, это нужно видеть.
Мифы Свияжска: памятник Иуде и остров-Буян
Пожалуй два самых интересных мифа, связанных со Свияжском, это то, что здесь в начале прошлого века установили памятник Иуде Искариоту, и то, что данное место стало прообразом для Буяна из «Сказки о царе Салтане», написанной А. С. Пушкиным в 1831 году. Первый миф говорит, что якобы по приказу Льва Троцкого на острове был увековечен образ ученика, предавшего Христа. Об этом писал датский дипломат Хенниг Келлер. На самом деле, Троцкий действительно был здесь, но по мнению некоторых историков произошла путаница. На самом деле в Свияжске был похоронен участник гражданской войны, командир латышских стрелков Ян Юдин. На его могиле поставили памятник, а путаница произошла из-за того, что диплом спутал имена «Юдин» и «Иуда». Об этом подробно пишет в своем жж Алексей Гусев, так что не будем на этом останавливаться. Второй миф основан на высказывании А. С. Пушкина, который был здесь в 1833 году и говорили, что был в восторге. Мол, именно так он представлял себе Буян. То есть писатель был здесь уже после написания сказки. Однако уверен, что миф будет существовать и дальше, может оно и к лучшему, но теперь время перенестись в другую эпоху.
В Великий Болгар по следам Ибн-Фадлана
Свияжск для туристов словно портал в XVI век, это конечно давно, но есть в Татарстане место не менее удивительное, которое позволяет перенестись еще дальше в глубину веков и узнать о предках татар — волжских булгарах. Такое путешествие можно совершить, проехав всего полторы сотни километров от Казани к городу Болгар.
Еще в X веке здесь побывал легендарный арабский путешественник и летописец Ахмет Ибн-Фадлан. Если вы любите голливудские блокбастеры, вспомните фильм «13-ый воин» с Антонио Бандерасом в главной роли. В этой картине он и играл роль того самого Ибн-Фадлана. Помните как его по сюжету фильма в качестве наказания отправили вместе с посольством к далеким полумифическим землям? Так вот на самом деле он изначально направлялся именно сюда к волжским булгарам. О своем путешествии он рассказал в «Записках».
Удивляли жители страны, совсем не похожие на подданных халифата. «Каждый, кто что-либо посеял, берет это для самого себя. У царя нет на это никакого права, кроме того, что они платят от каждого дома шкурку соболя». Царя здешние люди приветствуют, но высоких почестей не воздают. Удивляло араба, привыкшего, что женщина при муже занимает подчиненное положение, то, что на приемах жена царя сидит с ним рядом…(Сергей Синенко. «Российская Мекка. Волжские Булгары — новое место паломничества мусульман»)
Впоследствие, из-за набегов хазар, а затем и монгольских завоевателей Волжская Булгария перестала существовать, но на руинах разрушенного государства возникло новое — Казанского ханство. Однако это уже другая история. На сегодняшний день главная достопримечательность Болгара это остатки древнего городища. То тут, то там расположены мавзолеи и усыпальницы местных правителей. Есть и более современные постройки, например Успенская церковь XVIII века. А в начале века XX недалеко от городища появился комплекс «Памятный знак в честь принятия ислама волжскими булгарами в 922 году», внутри расположен музей с самым большим кораном в мире.
Если спуститься к берегу, то здесь можно полюбоваться живописным видом на Каму. Несколько раз в день от Казани сюда курсирует метеор, но места обычно быстро выкупают, так что учтите это.
В нескольких километрах отсюда был построен потрясающий своим видом архитектурный ансамль Белой мечети. Рядом также находится музей хлеба.
Я приехал сюда в начале августа на ежегодный фестиваль средневекового боя «Великий Болгар». Мне не представляло сложности слиться с ролью туриста, так как это была моя первая поездка в это место. О всяких полезностях и лайфхаках я напишу в самом конце, а сейчас непосредственно окунемся в сам фестиваль! Программа была богатой: тут и массовое сражение по историческому средневековому бою, и конный турнир, и средневековый театр, мастер-классы и многое-многое другое. Мне не удалось увидеть всего, но еще до начала представления я, можно сказать, заглянул за кулисы этого фестиваля, попав на территорию лагеря непосредственных участников — рыцарей. Здесь можно было наблюдать как они тренируются и живут в свободное время. Было видно, что бои отнимают очень много сил, это и не удивительно, ведь доспехи могут весить свыше 20 килограмм! В таких «потешных» боях нередки и травмы, впрочем, серьезных ран, по счастью, никто не получил
Через некоторое время начались главные бои фестиваля. На ристалище встретились рыцари из России и других королевств: Чехии, Эстонии, Израиля и др.
После зрелища я вкусил местных яств, а затем прогулялся по ярмарке. И каких только чудес-расчудесных там нет! И средневековые клинки, и украшения, и посуда — все сделано руками настоящих мастеров.
Для желающих самим что-то смастерить действовали мастер-классы. На некоторых можно было даже приготовиться средневековую трапезу и ее же попробовать.
Неподалеку можно было пострелять из лука или арбалета. Но большая часть людей окружили реплику старинного осадного орудия — Требушета. Первые упоминания об этих военных машинах встречаются еще в V веке. Они могли метать тяжелые ядра на сотни метров, и это наглядно нам продемонстрировали.
Фестиваль шел аж два дня, я же видел лишь небольшую часть, но и этого мне хватило, чтобы запечатлеть этот день навсегда в моей памяти.
Советы и потайные места
Иннополис и Петропавловская Слобода
Существует несколько способов добраться до Свияжска. Самый просто это на машине, займет это всего час или даже меньше. Более длительный способ на метеоре от казанского речного порта — добираться минимум несколько часов, зато можно полюбоваться красотами этого края. Летом сюда из Казани ездят и экскурсионные автобусы, а вот рейсовые, насколько я знаю, отменили. Я знаю, что некоторые добираются на электричке. Она отправляется от главного железнодорожного вокзала (Казань-Пассажирская), выйти следует на станции «Свияжск». А вот дальше пешком дойти не получится, придется добираться на попутке, если таковая будет. Так что лично я не советую. Кстати, в дни фестивалей, которые здесь бывают регулярно, сюда можно найти машину на blablacar.ru Самый простой способ, это конечно, на личном авто. Этот способ я советую еще и потому, что есть возможность посмотреть на самый инновационный город (во всех смыслах этого слова) под названием Иннополис. Это некий аналог силиконовой долины, представьте себе, целый город рассчитан специалистов в сфере IT!
Сюда заезжать совсем не обязательно, но лично я рекомендую его посетить. Дополнительный бонус заключается в том, что недалеко отсюда расположена Петропавловская Слобода. Если вы выезжаете из Иннополиса, то вам надо будет вернуться на дорогу, по которой вы сюда приехали и продолжить движение по Новоцентральной улице.
Отсюда открывается, возможно, самый лучший вид на остров-град Свияжск! Пусть вы и сделаете небольшой крюк, заезжая сюда, но обещаю, что вид вам понравится! Только будьте осторожны, дорога узкая и довольно крутая.
Болгарский музей-заповедник
Небольшой секрет у меня припасен и для посетителей Болгара. Недалеко от городища находится спуск к берегу, он ведет к колодцу святого Габдрахмана, многие туристы о нем не знают.
Еще советую по пути к Белой Мечети от городища выбрать не обычную дорогу, а уйти немного левее и пройтись по полю. Это, конечно, на любителя, но если вам нравятся прогулки пешком, то вы оцените.
По поводу транспорта. Сюда также как и до Свияжска от Казани курсирует метеор. Это занимает чуть более двух часов. Также сюда ездят автобусы, лично я добирался в качестве попутчика на blablacar.ru В день фестиваля найти машину не составил никаких трудностей, дорога заняла порядка 2-х часов. Кстати говоря, от населенного пункта Болгар до самого городища ездят небольшие электрокары за чисто символическую плату.
Мне как жителю Татарстана приятно видеть, что с каждым годом количество туристов растет, однако мне кажется несколько несправедливым, что по большей части все ограничивается столицей — Казанью. Есть на что посмотреть и в других городах. К своему стыду я сам впервые посетил Болгар только в этом году, многие из моих друзей и знакомых не были там ни разу. Надеюсь, что смог убедить вас и их посетить эти прекрасные места. Приезжайте и зимой, Татарстан прекрасен в любое время года!
Теги:
Событийный туризм, Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм