Турист polyga1961
polyga1961
был 28 октября 2017 21:23

Путешествие Пермь-Пянтег-Чердынь-Ныроб-камни Ветлан и Полюд

Пермский Край — Россия Сентябрь 2017
10 16

Сбылась моя давняя мечта: наконец-то мне удалось отправиться в путешествие на север Пермского края в составе туристической группы. Я увидела горы Среднего Урала, населенные пункты, входившие некогда в Чердынь Великую (село Пянтег, города Чердынь и Ныроб), завершила свое знакомство с культурой Западного Урала посещением Краеведческого музея и Художественной галереи города Перми.

Именно с Чердыни Великой пошло заселение Пермского края русскими. В XII веке новгородцы проложили северный путь через места, где сегодня располагается город Чердынь: по реке Колве на Печору. У тамошних жителей новгородцы обменивали свои товары на ценную северную пушнину, а также высокохудожественные серебряные изделия Сасанидов. Местные жители платили новгородцам дань, и название самой высокой горы в здешних местах звучит напоминанием об этом. Гора Полюд обязана своему названию полюдью, то есть дани, собираемой «по людям».

Потом, во времена монголо-татарого ига, когда пали некогда процветавшие государства, этот торговый путь был позабыт. Но после освобождения от татар и с началом объединения русских княжеств вокруг Москвы торговый путь с Уралом и Печорой возродился.

Завоевание и освоение Урала было невозможно без объединяющей идеи, которой стала православная вера. Около 1375 года миссионер Стефан, который впоследствии войдет в историю православной веры под именем святого Стефана Великопермского, создал для зырян (коми-зырян) письменность, которой до того они не имели. В качестве алфавита он использовал зырянские знаки на дереве, посредством которых охотники вели свою торговлю. С помощью созданной азбуки, состоявшей из 24 букв, Стефан перевел на язык зырян богослужебные книги и частично Священное Писание. Осенью 1379 года святой Стефан, благословленный московским патриархатом, отправился в Пермскую землю. Язычники-зыряне поклонялись стихиям (воде и огню), зверям и деревьям; главным их божеством была «Золотая баба» — каменный идол, которому приносилась в жертву лучшая часть добычи. Особым влиянием у зырян пользовались жрецы или волхвы, державшие в страхе и подчинении народ. Смерть ожидала каждого, кто осмелился бы коснуться их языческих верований. Положение для проповедника осложнялось еще и тем, что алчные великокняжеские сборщики дани озлобили зырян, поэтому все, что исходило из Москвы, казалось зырянам враждебным. Однако миссионерской деятельности Стефана Великопермского способствовали его талант проповедника, знание языка зырян и глубокая вера в правоту своего дела. Ему также помогла природная кротость зырян. Православно-просветительская деятельность Стефана Великопермского была успешной и в дальнейшем послужила основой христианизации чердынских земель.

1
Путешествие Пермь-Пянтег-Чердынь-Ныроб-камни Ветлан и Полюд

ПЯНТЕГ

Путешествие нашей туристической группы начиналось с села Пянтег, что недалеко от Чердыни, куда мы добрались из Перми поздно вечером, чтобы переночевать на местной турбазе. Существует гипотеза, согласно которой изначально Чердынь начиналась (строилась) на месте, где сейчас находится это село. По одной из версий Пянтег — это имя языческого бога.

Утром прямо из окна нашей комнаты я увидела широкое речное раздолье Камы. Наскоро позавтракав, вышла на берег реки. Впала в меланхолическую задумчивость среди кедровых сосен, в сакральном месте древних племен коми, заселявших когда-то эти места. Сосны были похожи на экзотических чудищ в которых вселились духи древних: с мощными ветвями-руками, поднятыми к небу, оголенными корнями-ногами, держащими искривленные тела-стволы… Племена коми поклонялись кедровым соснам. Они, поселившись в этих местах, оставили многочисленные клады из предметов высокохудожественного серебра cаcсанидов, которые привозили в обмен на ценный мех в чердынские земли по рекам Каме и Волге, через Булгарское царство, из Сасанидской Персии и Византии…Такие блюда есть и в пермском краеведческом музее, и в столичных музеях. Посмотреть на это стоит: в этой поездке мы увидим древние артефакты в чердынском краеведческом музее.

1
Путешествие Пермь-Пянтег-Чердынь-Ныроб-камни Ветлан и Полюд
1
Путешествие Пермь-Пянтег-Чердынь-Ныроб-камни Ветлан и Полюд
1
Путешествие Пермь-Пянтег-Чердынь-Ныроб-камни Ветлан и Полюд
Путешествие Пермь-Пянтег-Чердынь-Ныроб-камни Ветлан и Полюд

Пройдя по берегу Камы, я увидела интересную шестигранную деревянную сторожевую башню с православной луковицей и крестом, увенчанную некогда деревянным шатром. Это самое старое на Урале деревянное строение, сохранившееся до наших дней: Богородицкая церковь, датируемая концом XV — началом XVI веков. Она старше знаменитых Кижей. Русские, осваивая уральские земли, построили на берегу Камы, в сакральном для коми месте, сначала сторожевую башню (оборонительное укрепление), а затем, утвердившись здесь, переделали ее в христианскую церковь.

4
Путешествие Пермь-Пянтег-Чердынь-Ныроб-камни Ветлан и Полюд

В селе Пянтег находили и до сих пор находят фигурки пермского звериного стиля, закопанные древними племенами, называемыми некоторыми краеведами племенами Хранителей. Это большое количество захоронений металлических оберегов, амулетов, целого пантеона духов, так называемого Пермского звериного стиля древних племен. Мы их должны увидеть уже сегодня в Чердынском краеведческом музее. Можно их посмотреть и в Пермском краеведческом музее, и в музеях Петербурга и Москвы. По богатству образов и разнообразию предметов культура Пермского звериного стиля превосходит японские нэцкэ, а по символическому значению не уступает ритуальной системе ацтеков и майя. Хранители, чья цивилизация исчезла около тысячи лет назад, жили вдоль рек Выми, Вычегды, Камы, Колвы и Вишеры. Они занимались охотой, рыболовством, гончарным делом и металлургией; торговали с Ираном через Булгарское ханство, со Средиземноморьем через тюрков Хазанского каганата, с родственными племенами обских угров за Уральским хребтом. Системы сложных ритуалов, владение шаманскими техниками экстаза и, главное, знаменитые амулеты Пермского звериного стиля, отлитые из металла, создали Хранителям у соседних племен репутацию могущественных колдунов и всесильных магов. Интересно, что изготовлением литых фигурок звериного стиля занимались женщины Хранителей. Их мужчины изготавливали оружие. Под натиском племен коми и войск Волжской Булгарии, Хранители вначале были вытеснены в чердынские земли, а затем через ущелья Уральского хребта ушли в Зауралье, где растворились среди обских племен.

Перед последним походом Хранители захоронили в чердынских землях своих богов. Заселившие эти земли после ухода Хранителей племена коми создали легенды о таинственном народе Чудь, ушедшем под землю. Случайно раскопав амулет, коми в страхе стремились избавиться от «злого» и таинственного духа, бросив находку в воду. Постепенно в легендах коми живые Хранители превратились в духов здешних мест.

1
Путешествие Пермь-Пянтег-Чердынь-Ныроб-камни Ветлан и Полюд

ЧЕРДЫНЬ

К обеду наша туристическая группа уже приехала в Чердынь. Основное мое ощущение в Чердыни — это ощущение свежести и угрюмой чистоты города. Низкое серое небо. Малолюдные улицы, почти без автомобилей и, конечно, без светофоров. Коровы, отдыхающие на холодной, мокрой от дождя земле на фоне старой церкви, невозмутимо жующие жвачку. Маленькая женщина-экскурсовод, взахлеб рассказывающая о своем родном городе. Я внимательно слушала ее, с интересом задавая уточняющие вопросы. Получила приглашение приезжать в гости и телефон… Видимо, чем дальше провинция от столицы, тем люди там более добры и гостеприимны, менее скаредны при своей мизерной, по сравнению со столичной, зарплате…

Самую высокую точку окрестностей — гору (камень) Полюд, похожий на застывший гребень волны, я впервые увидела с крутого берега реки Колвы в городе Чердыни. Говорят, на Полюде в стародавние времена разжигали тревожный костер, предупреждавший всех об опасности, приближении врагов, кочевников-вогулов.

1
Путешествие Пермь-Пянтег-Чердынь-Ныроб-камни Ветлан и Полюд

Большое впечатление на меня произвел исторический рассказ о часовне, построенной в память о погибших родителях. При очередном нашествии на Чердынь вогулов все мужское население города вышло с оружием навстречу врагу. Но силы были неравные. Вогулов было значительно больше. Все чердынские мужчины погибли, но вогулы почему-то ушли, не тронув город и даже не войдя в него. Своей смертью мужчины спасли остававшихся в городе жен и детей. Дети выросли и построили в память об этом событии часовню…

Путешествие Пермь-Пянтег-Чердынь-Ныроб-камни Ветлан и Полюд
Путешествие Пермь-Пянтег-Чердынь-Ныроб-камни Ветлан и Полюд

Наиболее достоверные сведения о Чердыни относятся ко второй половине XV века — времени начала вхождения Перми Великой (Чердыни) в состав Московского государства. Вычегодско-Вымская летопись упоминает город с 1451 года. В то время на этих землях правили великопермские князья. Название города происходит от двух коми-пермяцких слов: «чер» — приток и «дын» — устье, — то есть «поселение, возникшее при устье ручья». Великопермские чердынские князья принимали христианство, становились московскими вассалами, но вассалами непокорными. В частности, во время войны Москвы с Казанью в 60-х годах XV века они отказались участвовать в походе, но без разрешения великого князя заключали военные союзы с соседями, вятичами, против вогулов (манси). Не разрывала Чердынь и своих отношений с Великим Новгородом. Первая попытка «крестити ко святей вере чердынцев» была предпринята епископом Питиримом. Попытка оказалась неудачной — Питирим был убит вогулами, которые активно сопротивлялись принятию христианства. В1462 году епископ Иона предпринимает «добавное» крещение чердынцев. В этом же году в Чердыни был основан первый на Западном Урале христианский Иоанно-Богословский мужской монастырь. После войны с Новгородом и его окончательного включения в Великое княжество Московское, Иван III воспользовался некими обидами, нанесенными в Чердыни московским купцам, в качестве предлога для вторжения. Весной 1472 г. московские полки под командованием воеводы стародубского князя Федора Пестрого разбили пермское войско и взяли в плен местного князя Михаила. Так окончательно было сломлено сопротивление местных правителей Чердыни московским властям

Скрытая непокорность (упрямство) чердынской земли проявилась, на мой взгляд, и в своеобразии христианского церковного убранства. Чердынь — центр распространения уникальной деревянной скульптуры, в целом нехарактерной для убранства русских церквей. Происхождение этого обычая неизвестно, не исключено, что он, как и обычай украшать церковные здания луковицами, привнесен много веков назад из Скандинавии. Однако пермские деревянные боги имеют ярко выраженные черты коми: раскосые глаза, выступающие скулы, темные волосы. Древнейшие скульптуры, сохранившиеся до наших дней, датируются XVII веком и находятся в Чердынсмком музее веры и в Пермской художественной галерее, но все они были найдены, в основном, на чердынской и соликамской земле. Особенно интересна, на мой взгляд, деревянная икона Святой Параскевы Пятницы, хранящаяся в пермской художественной галерее. День этой святой совпадает с днем поклонения древней языческой богине, изображаемой вместе со склоненными к ней слева и справа мифическими существами. По бокам от святой Параскевы на барельефе деревянной иконы также располагаются ангелы — один слева, другой справа. И языческий, и христианский праздники имеют похожую направленность — поклонение плодородию и материнству.

Путешествие Пермь-Пянтег-Чердынь-Ныроб-камни Ветлан и Полюд
Путешествие Пермь-Пянтег-Чердынь-Ныроб-камни Ветлан и Полюд
Путешествие Пермь-Пянтег-Чердынь-Ныроб-камни Ветлан и Полюд

Еще один пример непокорности, но уже значительно более поздней исторически, удивил меня в Чердыни. Сюда был сослан во времена сталинизма известный поэт О. Мандельштам, сочинивший в самый разгар культа личности:

Мы живём, под собою не чуя страны,
Наши речи за десять шагов не слышны,
А где хватит на полразговорца —
Там припомнят кремлёвского горца.
Его толстые пальцы, как червы, жирны,
А слова, как пудовые гири, верны.
Тараканьи смеются усища,
И сияют его голенища.

А вокруг его сброд тонкошеих вождей,
Он играет услугами полулюдей.
Кто свистит, кто мяучит, кто хнычет,
Он один лишь бабачит и тычит.
Как подкову, дарит за указом указ —
Кому в пах, кому в лоб, кому в бровь, кому в глаз.
Что ни казнь у него — то малина
И широкая грудь осетина

Стихотворение передавалось в устной форме в Москве самым доверенным людям. Кто-то из «доверенных» донес куда следует… О чердынской ссылке Мандельштама напоминает мемориальная доска на фасаде больницы.

Путешествие Пермь-Пянтег-Чердынь-Ныроб-камни Ветлан и Полюд

НЫРОБ

«Ныр» в коми-пермяцком языке означает «нос», «ыб» — «поле», то есть «Носово поле», или «поле Но-са» (в Ныробе жил Иванко Нос, основатель местной фамилии Носов).

Я долго не хотела посещать этот поселок. Испытывала чувство противоречия. Мол, люди вначале издеваются над какой-либо грандиозной личностью, пытают, казнят. Потом, спустя некоторое время, возводят эту же личность в статус святого и начинают ей поклоняться, придумывая и создавая все новые и новые признаки святости не только замученного, но и здешних и около-здешних мест.

В 1601 году, во времена Бориса Годунова, в Ныроб был сослан (и вскоре здесь умер) боярин Михаил Никитич Романов, дядя будущего царя из династии Романовых, Михаила Федоровича. Этот заключённый был также двоюродным братом царя Федора Иоанновича, последнего представителя прямой линии Рюриковичей на российском престоле (по женской линии) и одним из самых богатых людей государства Российского. М. Н. Романов был красив и необыкновенно силен. Легенда гласит, что когда он, по прибытии в Ныроб, понял, какая его ожидает участь, то в порыве отчаяния, отшвырнул, перевернув, дорожную карету, в которой его сюда привезли. Боярина Романова, закованного в кандалы, заточили в яму. В этой яме он и должен был ждать своей смерти, мучаясь от голода и холода лютой северной зимой, грязный и немытый, лишенный возможности справлять свои естественные потребности в каком-либо другом месте. Жители Ныроба, как могли, помогали ссыльному вопреки воле тюремщиков, приносили ему еду. Наконец, устав ждать смерти боярина, тюремщики его задушили. Впоследствии, после прихода Романовых к власти, жители Ныроба были награждены обельной грамотой (освобождены от налогов).

До 1917 года помолиться в яме-темнице, где принял мученическую смерть боярин Романов, и припасть к его оковам стремились до шести тысяч паломников в год. В настоящее время оковы выставлены в экспозиции Чердынского краеведческого музея.

Путешествие Пермь-Пянтег-Чердынь-Ныроб-камни Ветлан и Полюд
Путешествие Пермь-Пянтег-Чердынь-Ныроб-камни Ветлан и Полюд

Сейчас стало модным снова возить туристов и паломников в эти места. Однако, как я заметила, посетители в основном жаждут получить некое чудесное избавление от собственных проблем различного направления. Совершенно не ясно, как можно, например, получить исцеление, прощение грехов и прочая, всего лишь побывав на месте лютой смерти боярина Романова или испив воды из здешнего «святого» источника. Тем не менее, я не жалею, что побывала здесь.

Сейчас Ныроб и все, что севернее — это зона тюрем. Следуя к достопримечательностям, связанным с именем Романова, видишь длиннющий забор с колючей проволокой с возвышающимися за ним тюремными строениями. Многих интересных личностей: как борцов за справедливость, так и пособников зла, — видели эти стены. В Ныробе отбывал ссылку будущий видный политический и военный деятель Советского государства К. Е. Ворошилов. Сюда свозили репрессированных во времена Сталина. Недавно здесь отбывал наказание (но почему-то спустя недолгое время был выпущен) один из последних аферистов нашего времени, Г. П. Грабовой.

Недалеко от великолепного Никольского храма, построенного в память о замученном боярине Романове, по инициативе администрации посёлка Ныроб и школьного краеведческого клуба «Патриот» установлен памятный деревянный знак в виде креста с надписью на табличке: «Знак установлен в память о репрессированных россиянах. 1 ноября 2003». Одному замученному боярину — великолепный храм, а тысячам замученных не царского звания — деревянный крест. Как говорится: «Что дозволено Юпитеру, то не дозволену быку».

В поселке создается музей, причём руками людей, отбывающих здесь свой срок заключения или вышедших уже на свободу. Не знаю, как он будет потом называться. Сейчас это все подряд, что может кого-либо заинтересовать: предметы быта ушедшего века, фотографии потомков Романовых, приезжающих сюда из далекой заграницы, картины и костюмы эпохи смутного времени, в которые разрешают наряжаться туристам и прочая. Вообще, постоянно в Ныробе можно услышать фразу: «Это зэки делали».

Самое, на мой взгляд, интересное в Ныробе — это Никольский собор. В XVII веке царь Алексей Михайлович повелел в Ныробе построить церковь Николая Чудотворца (строительство было закончено в 1704 году). В советские годы в помещении храма располагалась почта. И лишь в 1995 году состоялось первое богослужение. Однако восстановление храма началось только во второй половине 90-х годов. А бывший ныробский заключенный Борис Сашин, обойдя в конце 90-х годов прошлого века многие московские монастыри, отвез в Ныроб некоторую сумму пожертвований и очень много духовной литературы.

Богато украшенный резьбой, каменный храм похож на узорочные церкви Соликамска и является единственным памятником Чердынского края, в котором использовано так много украшений барочного типа. Равные ему можно найти только в Соликамске, Великом Устюге и Вологде. Очевидно, под впечатлением необыкновенной красоты церкви возникла легенда о строителях, возводивших ее будто бы не на глазах у жителей, а глубокими ночами. На свет она явилась будто враз, как только поставили главы и кресты. Хорошо виден знаменитый «жучковый орнамент» или «жужалица» (как буквы Ж, стоящие рядом), часто встречающийся в архитектуре церквей «русского барокко», особенно на Урале. В нём зашифрованы буквы I и Х — «Иисус Христос». В стенах храма реставраторы обнаружили ниши с глиняными сосудами, которые улучшали акустику. Внутренняя кладка купола храма необычна — в ней выложены кресты Голгофы. В храме сохранились старинные фрески, которыми храм был украшен еще в начале XVIII века. На одной из них — святой мученик Христофор, который почитается как покровитель охотников. Интересно, я бы сказала, «языческое» изображение этого святого, которого еще называют Христофор-ПСЕголов. Это святой с головой пса. Раньше в день святого Христофора принято было кормить до отвала мясом быка всех собак. Опять языческие традиции! До сих пор на гербе Ныроба изображен бык…

Путешествие Пермь-Пянтег-Чердынь-Ныроб-камни Ветлан и Полюд
Путешествие Пермь-Пянтег-Чердынь-Ныроб-камни Ветлан и Полюд
1
Путешествие Пермь-Пянтег-Чердынь-Ныроб-камни Ветлан и Полюд
1
Путешествие Пермь-Пянтег-Чердынь-Ныроб-камни Ветлан и Полюд

Священник, который мне показался весьма недоброжелательным по отношению к женскому полу, рассказал, что голова пса появилась у святого Христофора в связи с тем, что его слишком донимали похотливые женщины, от которых, как всем известно, идет все зло. Еще священник, недовольно косясь на наши спортивные одеяния, поведал, что все современные женщины такие больные потому, что носят брюки, предназначенные исключительно для мужчин. Я хотела посоветовать ему пройтись разок-другой в юбке по морозу, но удержалась. Да уж… Кстати, из забавного: после этой речи священник потребовал у нашей женской туристической группы пожертвований для храма.

Есть в Ныробе святой Никольский источник с легендой о чудесном явлении чудотворной иконы Святого Николая. Говорят, что вода в источнике ионизирована серебром, а потому, действительно целебная. Я этой водой умывалась, пила ее…

1
Путешествие Пермь-Пянтег-Чердынь-Ныроб-камни Ветлан и Полюд

ПРИРОДА СЕВЕРА ПЕРМСКОГО КРАЯ

Под Ныробом, в красивейшем месте северной тайги, мы увидели так называемую «узкую улочку» в скале. Считается, что тот, кто поднимется по этой скальной трещине на вершину, искупит все свои грехи. Недалеко от скалы, на поляне, покрытой северным «снежным» мохом ягелем, я увидела приглашение к привалу в виде грубо сколоченных столов и скамеек, пустые бутылки и пакеты… Наверное кто-то грешил, потом лез по «узкой улочке» на скалу, потом опять грешил, потом опять лез… и т. д. и т. п.

Яркое впечатление на меня произвел гора, которую здесь называют «Камень Ветлан», куда мы отправились в последний день своего путешествия. Говорят, местный богатырь Полюд, защитник здешних мест, превратился в эту гору, оставив на ее вершине следы своих огромных ступней…

2
Путешествие Пермь-Пянтег-Чердынь-Ныроб-камни Ветлан и Полюд

Горы так называемого Среднего Урала (севера Пермского края) отличаются от южных Уральских гор. Они выше, и даже не знатоку видна их гранитная основа, тогда как на юге Пермского края, например в окрестностях Кунгура, преобладают карстовые породы. Вершина Ветлана ниже над уровнем моря, чем вершина Полюда, однако высота самого камня от подножия до вершины намного больше. На языке коми «ветланин» — «место, где можно пройти, проехать». Этим словом также называют труднопроходимую дорогу, тропу. По другой версии, слово «ветлан» в коми-пермяцком языке означает «гульбище».

Подняться на Ветлан совсем не сложно. Добрые люди построили деревянную лестницу со смотровыми площадками, ведущую на самую вершину горы. Я не проверяла, но говорят, что лестница насчитывает около 800 ступеней. Отдыхая на смотровых площадках, можно любоваться светлеющими сквозь мрачные таежные заросли пейзажами реки Вишеры, рассматривать красноватые или покрытые болотными мхами скалы.

1
Путешествие Пермь-Пянтег-Чердынь-Ныроб-камни Ветлан и Полюд
2
Путешествие Пермь-Пянтег-Чердынь-Ныроб-камни Ветлан и Полюд
1
Путешествие Пермь-Пянтег-Чердынь-Ныроб-камни Ветлан и Полюд

Говорят, что два богатыря, Полюд и Ветлан, поспорили из-за красавицы Вишеры. Девушка никак не могла решить, кому отдать предпочтение, и тогда богатыри сошлись в смертельной схватке. Результатом этой битвы мы можем любоваться и поныне, поднявшись на вершину камня Ветлан. С вершины открывается вид, от которого захватывает дух! С головокружительной высоты, внизу плавно течет Вишера, а вдали синеет волной камень Полюд.

Перед возвращением в Пермь все порадовались неожиданной удаче запечатлеть кадр дня — рыбака, закинувшего удочку не с берега, а прямо в воде…с велосипеда

5
Путешествие Пермь-Пянтег-Чердынь-Ныроб-камни Ветлан и Полюд
3
Путешествие Пермь-Пянтег-Чердынь-Ныроб-камни Ветлан и Полюд
2
Путешествие Пермь-Пянтег-Чердынь-Ныроб-камни Ветлан и Полюд

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Бронирование отелей
в Пермском Крае
ДАТА ЗАЕЗДА
Изменить дату
ДАТА ОТЪЕЗДА
Изменить дату
Кол-во человек
+
2
Поиск отелей на Ostrovok.ru. Мы не берем никаких комиссий и иных скрытых платежей.
Комментарии