Цель поездки — Плёс.
Дата поездки — 29.07.2017.
Бюджет поездки — примерно 3000 руб. (путевка на троих) + 600 руб.+ 430 руб. (сувениры).
Плёс — приволжский городок, речная жемчужинка в пышной короне Золотого кольца, одно из любимых мест отечественных и иностранных туристов, любителей скромной провинции и ценителей тихой российской глубинки. Его очаровательные виды, словно сошедшие с картин пейзажистов, издавна привлекали и вдохновляли людей искусства и, в первую очередь, художников своей пронзительной глубиной, чистотой, открытостью. Наверное, не случайно, Плёс считается отражением русской души.
Побывать в Плёсе мне хотелось давно. Но, к сожалению, из Ярославля до городка с картины Левитана нет прямого сообщения. Самый оптимальный вариант для «безлошадных» — воспользоваться услугами турфирмы. Периодически я присматривалась к предложениям и программам, и вдруг — удача! В социальной сети в конкурсе репостов, проводимом одним из ведущих турагентств города, я выиграла сертификат номиналом 1000 рублей, которым можно было оплатить любую поездку. Какую именно — я знала наверняка. Конечно же, мы едем в Плёс!
Любимое турагентство, с которым мы уже путешествовали, ежемесячно организовывает туры в Плёс за 1450 руб. С моим сертификатом, маминой льготой и бонусом за скаченное мобильное приложение поездка нам обошлась всего в 3000 руб. на троих. Осталось лишь выбрать дату. Например, 29 июля — макушка нашего дождливого лета вполне могла подарить ясный денек и яркое солнышко. В такие теплые деньки так хорошо отправиться с семьей в приятную поездку, чтобы полюбоваться близкими сердцу пейзажами и внезапно осознать: как замечательно, что мы — вместе, что видим, слышим, чувствуем совсем одинаково, как в унисон звучат сердца в бессловесном гимне — признании в любви родной России.
Используемая информация: путеводитель «Вокруг света. Золотое кольцо», Раппор А.Д., сайты: Википедия, http://plyos.org (официальный сайт Плёсского музея-заповедника), http://sobory.ru, http://plyostr.cerkov.ru (информация по храмам), http://plios.ru, http://ples.ru, http://plesru.ru, http://www.oldtowns.ru, http://towntravel.ru.
О ЧЕМ РАССКАЖЕТ ВРЕМЕНИ РЕКА
«Ой, Чувиль, мой, Чувиль…» — в этой незатейливой старинной песенке слышится птичий щебет в вековых рощах на крутых волжских берегах. Сказочный Чувиль, птичье царство, словно сошедший со страниц древнерусских летописей, и впрямь существовал в районе современного Плёса. При археологических раскопках в окрестностях городка были найдены следы древнего поселения, относящегося к племенам мерян и кривичей, живших в IX–XIII веках. Историки предполагают, что первое упоминание о Плёсской крепости в Новгородской летописи относится к 1141 году, а сам городок был основан князем Всеволодом Большое Гнездо, но разграблен и сожжен войсками Батыя в 1238 году. Позднее, в этом заповедном уголке, при впадении в Волгу речки Шохонки искал убежища от татар великий князь Московский Василий I. Он и повелел в 1410 году «рубити град Плесо», официально именно с этой даты ведет свое летоисчисление современный Плёс.
Что же означает название города? Помимо всем известного: плёс — это открытая, широкая часть реки, плёс — также глубокое место в речке или озере. А еще плёс — это участок реки между изгибами или перекатами, небольшой речной залив, продолжение берегового выступа. Так или иначе, в названии этого волжского городка явно прослеживается водная тема.
Плёс строился как оборонительная крепость, посему и расположение было выбрано таким образом, чтобы издали видеть противника и держать оборону: на высоком берегу, в окружении крутых обрывов, глубоких рвов и земляных валов. В крепости в основном жили ратники, а посадские люди селились поблизости: в верхней Троицкой, нижней Набережной да Заречной (за Шохонкой) слободах. За время своего существования крепость-стражник волжских берегов неоднократно исправно выполняла свою таможенно-военную функцию, отражала набеги казанских татар. В ее стенах в 1551 году по велению Ивана Грозного был сформирован отряд для похода на Казань. Правда, в 1609 году старая деревянная крепость все же была сожжена. А в 1612 году жители городка активно помогали народному ополчению Минина и Пожарского, спешившему освобождать столицу от польско-литовских захватчиков.
Со временем Плёс утратил свое военное значение, оборонительную крепость на горе восстанавливать не стали. Так началась мирная страница в летописи провинциального городка. В конце XVII века были построены первый каменный собор, корпуса присутственных мест, а жители по роду занятий делились на посадских людей (купцов, ремесленников) и рыбаков. Плёсская рыбка пользовалась особой популярностью при царском дворе.
В 1778 году с получением собственного герба Плёс стал уездным центром. В этот период городок считался довольно развитым, в нем были полотняная фабрика, по паре солодовенных заводов и пивоварен, кузницы, склады да торговые лавки. В начале XIX века в Плёсе также работали мануфактуры, а полотно для них ткали в окрестных деревнях на ручных станках. Интересный момент: в годы Отечественной войны 1812 года городок приютил московское театральное училище. Вот уж дивились местные жители столичным артистам, а кое-кто всерьез воспринимал их как «бесовских приспешников».
Долгое время маленький Плёс служил основным портом на Волге для всего текстильного края: здесь находились две товарные и пассажирская пристани. Местные купцы активно занимались торговлей хлебом, закупая в низовых хлебородных губерниях дешевое зерно, а затем продавали его в виде муки в Иванове и Шуе. Кроме того, в Плёсе процветали кустарные промыслы, было в особом почете кузнечное ремесло, хорошо развито ювелирное искусство. В это же время велось строительство каменных купеческих особняков и храмов.
Осенью 1871 года начала работу железная дорога Иваново — Кинешма, и вскоре Плёс утратил свое торговое значение. Зато стал пользоваться заслуженной популярностью у столичных богачей, которые приезжали в летний сезон отдохнуть на волжских берегах. Уже тогда местные жители переключились на туризм, многие охотно сдавали комнаты и целые дома приезжим дачникам. За природные красоты городок полюбили художники: здесь плодотворно работал И. И. Левитан, бывали В. В. Верещагин, И. Е. Репин. В Плёс приезжал великий Ф. И. Шаляпин (кстати, ему, как и Левитану планируют поставить памятник).
Сегодня Плёс — очаровательный провинциальный городок, сохранивший свой старинный облик. Сюда по-прежнему приезжают отдохнуть телом и душой: подлечиться в местных санаториях, искупаться в волжских водах летом, покататься на склонах холмов зимой (теперь это еще и горнолыжный курорт) или просто погулять по тихим улочкам, любуясь прекрасными панорамами русской глубинки.
Кстати, как нам рассказали на исторической экспозиции в музейно-выставочном комплексе «Присутственные места», Плёс, как крепость, был основан намного раньше заявленной даты — в 1040 году. Это подтверждают археологические раскопки, и, возможно, в скором времени городок «официально» постареет.
Герб Плёса: «В первой части щита часть герба Костромского: корма галерная с тремя фонарями и с опущенными лестницами, в голубом поле. Во второй части щита — в серебряном поле река с выходящим из нее плесом, означающее имя сего города» (с сайта: https://geraldika.ru).
ЭКСКУРСИЯ «ЛЕВИТАНОВСКИЕ МОТИВЫ»
Наша программа ожидаемо носит название «Левитановские мотивы» и посвящена знаменитому художнику-пейзажисту. Программа тура: экскурсии в музейно-выставочном комплексе «Присутственные места» с посещением экспозиции «Древний Плес и Ивановская земля», Доме-музее И. И. Левитана, Музее пейзажа, а также 2 часа свободного времени для самостоятельных прогулок. Организация, как всегда, на высоте, автобус комфортабельный, да и группа подобралась хорошая, никого не пришлось ждать или искать. Народу было много, человек 40, поэтому все музеи посещали, разделившись на две группы.
Особенно хочется поблагодарить прекрасного экскурсовода Ольгу за интереснейшие, яркие, запоминающиеся рассказы, четкую организационную работу, внимательное и доброжелательное отношение. Нам очень понравилась путевая экскурсия, в ходе которой гид подробно и увлекательно рассказывала обо всех местах, которые мы проезжали или оставляли в стороне: Туношне, Гаврилов-Яме, Некрасовском, Больших солях, Левашове, военных лагерях десантников, Костроме, Красном-на-Волге, Приволжске (проехали через него, успев полюбоваться симпатичным собором Николая Чудотворца Свято-Никольского монастыря). И, конечно, о Плёсе. Исторические справки сопровождались любопытными комментариями об известных людях, с именами которых были связаны эти места: художниках, литераторах, музыкантах, военных, а также о тех, кто способствовал развитию отечественной культуры и талантов, например, меценате Савве Мамонтове, коллекционере П. М. Третьякове. Очень проникновенно, душевно и с гордостью поведала Ольга о родном Ярославле, так, что я еще больше укрепилась в мысли: как мне повезло, что я родилась в самом прекрасном городе на земле, что я — ярославна! Конечно, я немало знаю о родном крае, но всегда приятно узнавать что-то новое, а Ольге удалось меня удивить. В общем, огромное и горячее спасибо любимому агентству за замечательно проведенный субботний день!
ПЛЁССКИЕ ПРОГУЛКИ
Плёс — как шкатулка с драгоценностями. Но не теми, пафосными, с многотысячными ценниками, ослепительный блеск которых затмевает взгляд и разум не умеющих видеть душой. Плёсская шкатулочка — такая, какая была у каждой деревенской девчушки, в ней, спрятанной в укромное местечко, хранятся любовно собранные, дорогие сердцу вещицы: перламутровая пуговица, фантик от конфетки, разноцветные бусинки, яркий лоскут ситца, подаренный лоточником на ярмарке леденец, льняная куколка-оберег. И как приятно доставать эти простенькие сокровища и с интересом, каждый раз — как вновь рассматривать их. Вот и плёсские достопримечательности — вроде обычные, ничем не выдающиеся, но каждая — по-своему любопытная, с душой и историей.
При въезде в город нас встречает ансамбль Троицкой (летней) и Введенской (зимней) церквей (адрес: г. Плёс, ул. Корнилова, д. 9 и д. 11), расположенный в бывшей Троицкой слободе.
Первая деревянная церковь Троицы Живоначальной была известна на этом месте еще с 1628 г., позднее ее сменила каменная. Дошедший до наших дней храм был построен в 1808 г. на средства прихожан в стиле барокко, использовался в качестве летнего. Троицкая церковь — высокая, в желто-белом убранстве, пышно украшенная декоративными элементами, изящные барабаны завершают маленькие темные луковки, над центральным входом высится трехъярусная колокольня, также увенчанная небольшой чешуйчатой главкой.
Зимняя церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы (в народе — Введенская) была возведена в 1828 г. на средства купцов Частухиных в стиле ампир. Церковь приземистая, беленькая, скромно украшенная портиком, над массивным четвериком — низкий зеленый барабан-купол с крошечной золотистой главкой.
Храмовый комплекс обнесен красивой каменной оградой с металлическими прутьями, также повторяющей цвета церквей — охряной и белый. Все вместе смотрится органично. Оба храма были закрыты после революции, Троицкий грозились уничтожить, как «аварийный», а в стенах Введенского открыли кинотеатр. В настоящее время приход действует, святыни потихоньку восстанавливают, проводятся службы. Мы, к сожалению, внутрь не заглядывали.
Напротив Троицко-Введенского ансамбля обнаружили очаровательный краснокирпичный домик — типичный образец купеческой застройки. К двухэтажному особнячку пристроено ветхое деревянное крылечко, фасад украшают незамысловатые каменные узоры и белые наличники, а окна первого этажа утопают в буйной июльской траве. Сложно сказать, обитаем ли, но уж больно хорош этот сказочный домик!
Мы поднимаемся на Соборную гору, которую по праву считают сердцем города, ведь отсюда и началась история Плёса. Ее высота — 70 метров, величественно смотрятся покрытые зеленой травкой склоны, а спуститься (подняться) можно не только по туристической тропе, но и по старинным дорожкам, мощеным булыжником, — каменкам. А со смотровой площадки открывается тот самый восхитительный вид, от которого вмиг перехватывает дыхание. Вот уже ради этой пронзительной, опьяняющей красоты стоит приехать в Плёс! Под прозрачным куполом безоблачного июльского неба вольготно раскинулись изумрудные холмы, виднеются внизу разноцветные домики, кажущиеся игрушечными, маковки церквей, качают косматыми кронами высокие деревья, неспешно несет свои воды величественная Волга. А как изумительно смотрится крошечная деревянная церковка Воскресения Христова на горе Левитана! Свежий волжский ветерок треплет волосы, чудится аромат спелой земляники, и от счастья на глаза наворачиваются слезы — хотя, это, может быть, от яркого солнышка. Смотреть на этот пейзаж — прекрасную картину, созданную лучшим художником — природой, можно до бесконечности!..
Идем по краю древнего вала, слушая рассказ гида, любуемся плёсскими панорамами. Шумят вековые березы, выстроившись в тенистые аллеи, рассказывают легенды и были, словно приглашают погрузиться в чарующий мир давно минувших дней. Им вторят щебечущие птички. На Соборной горе столько птиц — недаром места те прозвали Чувилем — птичьим царством. А вот и находчивый плёсский мужичок продает глиняные птички — свистульки, в Плёсе их называют так трогательно — чувильки.
Гулять по Соборной горе — сплошное удовольствие и полный восторг! Я уже совершенно влюблена в Плёс, в его сказочную красоту, душевность и очень добрую, теплую атмосферу. Хорошо отдохнуть в деревянных медового цвета беседках, А еще здесь можно увидеть реконструкцию основания одной из сторожевых башен древней крепости. Приятно гладить нагретые солнцем бревна, представляя славное боевое прошлое городка. С этого места открывается живописная панорама Волги и утопающего в зелени противоположного берега. Хотя, очаровательный Плёс — одна сплошная картина.
Главная святыня города и горы — Успенский собор (адрес: г. Плёс, Соборная гора), который был построен в 1699 г. и является самым старейшим храмом современного Плёса. Находится в самом древнем районе, откуда, по сути, и начался город, — на Соборной горе. Первоначально деревянная церковь Успения Пресвятой Богородицы была поставлена в стенах крепости, построенной еще Василием I. Позднее, на месте сгоревшей возвели каменную. В XIX веке Соборную гору украшал целый церковный комплекс, помимо зимнего Успенского собора здесь была часовня и еще один храм. К сожалению, о былом величии ансамбля на Соборной горе сейчас напоминает лишь чудом сохранившиеся Успенский собор и церковные ворота. Храм решен в традициях московского барокко — восьмерик на четверике, полукруглая алтарная часть, небольшая трапезная, скромная темная главка, шатровая колокольня, простой декор на побеленных стенах. Собор кажется маленьким, типичным для своего периода, очень камерным — как и положено в провинциальных городках. В наше посещение был обтянут строительной сеткой, возможно, действует, но внутрь не заходили. Но в облике этого чудом уцелевшего старинного храма чувствуется душевность, намоленность.
В центре Соборной горы нас встречает памятник Василию I — основателю плёсской крепости — будущего города. Сейчас здесь стоит копия монумента — небольшой бюст на невысокой стеле-постаменте.
Музейно-выставочный комплекс «Присутственные места» с посещением экспозиции «Древний Плес и Ивановская земля» (адрес: г. Плёс, Соборная гора, тел.: 8 (49339) 4-37-82, сайт: http://plyos.org, время работы: с 10.00 до 17.00 (кассы работают до 16.30), выходные: понедельник и третий вторник каждого месяца, фотосъемка платная).
Музейно-выставочный комплекс размещается в северном корпусе Присутственных мест, построенном в 1786 году. Изначально корпуса было два, до наших дней сохранился лишь один. Корпус спроектирован по образцовому проекту времен правления Екатерины II, представляет собой большое белое двухэтажное здание со скромным декором наличников, цокольным этажом и очень интересным пристроенным крыльцом. В конце XIX века Присутственные места были отданы Городской управе и Высшему военному училищу, в подвалах был устроен архив. После революции здесь располагался плёсский сельскохозяйственный техникум. После реставрации здание было передано новому музею. Сейчас здесь работает одна постоянная экспозиция — «Древний Плес и Ивановская земля», а также проводятся сменные выставки.
Сначала мы поднимаемся на второй этаж, где располагается большой сувенирный отдел. Можно купить интересные вещички с символикой города и даже одежду. Сам по себе магазинчик — как небольшая выставка. Здесь же делимся на две группы и отправляемся на экскурсию. Заметила, что в музеях Плёса работает много молодежи, действительно заинтересованной в своей деятельности. Вот и наша девушка — экскурсовод очень подробно и интересно обо всем рассказывала, акцентировала внимание на наиболее любопытных моментах плёсской истории.
Экспозиция «Древний Плес и Ивановская земля» занимает несколько небольших залов с низкими сводчатыми потолками в цокольном этаже Присутственных мест. Ощущение — будто действительно погружаешься в глубину веков. В ходе экскурсии мы узнали о ранних периодах истории Ивановского края: от момента заселения этой территории людьми до начала XVII века. В музее представлено немало занимательных археологических находок разных эпох и времен: орудий труда, предметов быта, украшений. Впечатляет «Алабужский клад» — изумительный комплект женских украшений VII в. н. э. Интересно прослеживать, как со временем менялась жизнь людей, какими были их жилища, как выглядели могильники. Также мы узнали много нового о сказочном граде Чувиле — финно-угорском городище, о заселении этих мест славянами. Для наглядности в витринах располагаются антропологические реконструкции — манекены древних людей, изображенных за традиционными для их эпохи занятиями. Экспозицию дополняют схемы, пояснения и объемные макеты. Средние века представлены боевыми одеяниями и оружием, муж, как обычно, долго не мог отойти от витрины с кольчугами и саблями. Мне же особенно понравился макет плёсской крепости, на котором в деталях можно было рассмотреть не только ее устройство, но и приобщиться к жизни ратников.
Еще один любопытный экспонат — оригинал бюста Василия I, основателя Плёса (его копию мы уже видели перед музеем). Памятник был создан в 1910 году, к 500-летнему юбилею Плёса, но спустя некоторое время он исчез — не угодно было новой молодой власти князей да царей возвеличивать. Многие годы бюст считался утерянным, пока в середине прошлого века его не обнаружили в запасниках Нижегородского музея, где он проходил по описи, как… Иван Грозный! А что, мужик, в шапке, с бородой — чем не царь? К счастью, с помощью скульптора, который признал свою работу, истину восстановили. Бюст вернули на законное место. Однако погодные условия вредили монументу, так и было принято решение на постамент водрузить копию, а оригинал разместить в стенах исторической экспозиции.
О языческих временах этих мест говорят уникальные культовые камни своеобразной формы, например, одно из центральных мест в экспозиции (вероятно, споря с бюстом князя) занимает «камень любви» — древний фаллический символ. Вероятно, в давние времена он стоял на месте какого-нибудь языческого капища. А до недавнего времени — возле обычного частного дома. На картах в Интернете можно найти его обозначение, как городской достопримечательности. Потом камешек неожиданно признали археологической находкой и определили в музей, где он гордо занимает почетное место на травке в освещенной нише. Признаюсь, посетить историческую экспозицию я хотела именно из-за него. Можете не верить, но подобные культовые объекты действительно обладают некой магической силой. Кстати, ради этого экспоната экскурсовод делает исключение, разрешая потрогать его руками и загадать желание. Грех не воспользоваться такой возможностью!
В целом, экспозиция оказалась достаточно интересной, особенно для тех, кому не чужда история или кто интересуется археологией, а экскурсия — познавательной. Мне очень понравилось. Стоит отметить, что фотосъемка в музее — платная (на остальных экспозициях, входящих в состав Плёсского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, фотографировать можно свободно).
После первого знакомства с городом автобус везет нас на центральную городскую площадь, которая, как и встарь, носит название Торговая. Здесь сосредоточена вся жизнь маленького городка: каменные корпуса льняных и мучных рядов с сувенирными лавочками, построенные во второй половине XIX века, кафе и ресторанчики, нарядные особняки, краснокирпичное здание пожарной каланчи. Историки считают, что на этом месте и в домонгольский период существовала вечевая площадь, на которой принимались важные городские решения. Позднее здесь проводились ярмарки и просто вели торговую деятельность плёсские купцы. В советское время площади дали имя Революции, но в 2011 году историческое название вернули вновь.
Одно из самых популярных и любимых мест в Плёсе — это набережная. Она удивительно милая и очень узенькая — мощеная плиткой дорожка, вдоль которой установлены лавочки. Крайне приятно прогуливаться, слушая плеск воды, любуясь синей гладью Волги, лодочками, катерами и теплоходиками. Вековые ивы склоняют свои серебристые косы, окуная их в зеркальные волжские воды. У многочисленных причалов покачиваются рыбацкие лодки, поскрипывают, грея на жарком июльском солнышке облупившиеся деревянные бока. Жители и гости городка неспешно прогуливаются по набережной, раскланиваются со знакомыми, расслабленно улыбаются, иные — угощаются, расположившись на лавочках или просто в укромных местечках поросших кустарником зеленых бережков. Идиллия!
Плёсскую набережную украшают симпатичные купеческие особнячки, похожие на кукольные домики. Двухэтажные, многие — неплохо отреставрированные, белые, светло-охряные и красные. Городская знать проявила незаурядную фантазию: каждый из домиков — особенный, со своей изюминкой, будь то завитки лепнины на фасаде, изящные полуколонны, необычный декор, ажурный балкончик или даже скругленный угол здания — «чтобы кареты не задевали». Понравилось, что у многих особняков есть таблички с историей домов — такой вот интерактивный путеводитель получается.
Между набережной и особнячками такая же неширокая проезжая часть. Если честно, не очень комфортно идти, уворачиваясь от многочисленных машин. По мне, так необходимо сделать всю эту улочку полностью пешеходной. Длина набережной — всего 2 км, пройти ее не сложно. А для тех, кому это расстояние преодолеть тяжело, надо оставить забавные автокары, которые всего за 40 руб. катают всех желающих вдоль набережной. Остановок нет, их можно поймать в любом месте.
Тем временем мы по хорошенькому беленькому мостику переходим речку Шохонку. Любуемся открывающейся панорамой: поросшими кустарником берегами, сбегающими с пригорков домиками, морщинистыми складками воды. Местные рыбаки удят рыбу. Замечательный субботний день в летней провинции — чем не сюжет для картины?
На некоторое время задерживаемся у бюста Левитана — этот памятник был установлен в 1974 году около мемориального музея художника, автор — ивановский скульптор Н. В. Дыдыкин. Живописец, сжимая палитру и кисть, с воодушевлением смотрит вперед — на любимую Волгу, словно ищет вдохновения для нового этюда. Кстати, к 600-летнему юбилею Плёса памятник отреставрировали, подарив новый гранитный постамент.
Дом-музей И. И. Левитана (адрес: г. Плёс, ул. Луначарского, д. 4/1, тел.: 8 (49339) 4-37-82, сайт: http://plyos.org, время работы: с 10.00 до 17.00 (кассы работают до 16.30), перерыв: с 14.00 до 15.00, выходные: понедельник и последний вторник каждого месяца).
Музей, посвященный жизни и творчеству великого пейзажиста, располагается в уютном беленьком особнячке с мезонином, до революции принадлежавшем купцу Солодовникову. Именно здесь в 1888—1889 гг. останавливались на лето Исаак Левитан и его друзья-художники Софья Кувшинникова и Алексей Степанов. В то время домик был двухэтажным, на первом — располагалась лавка купца, пару комнаток в мезонине занимали художники. В середине прошлого века, когда шли работы по запуску Горьковского водохранилища, в Плёсе проводились мероприятия по укреплению береговой полосы, и первые этажи некоторых домов, стоящих на набережной, пришлось засыпать. Это произошло и с особняком Солодовникова. Через ворота мы проходим в маленький симпатичный дворик, украшенный яркими цветниками. Вот и заветная дверь — когда-то сюда заходил Левитан, возвращаясь с этюдов, из этих окон смотрел на волжскую панораму. Кстати, этот дом, точнее, его внутренний двор изображен на одной из картин художника, которая так и называется — «Ветхий дворик».
Мемориальные дома-музеи тем и хороши, что здесь можно проникнуться атмосферой того времени, прикоснуться к жизни знаменитого человека. В музее проводят экскурсии сразу для нескольких групп — довольно тесно и не совсем комфортно. Но нам везет с экскурсоводом — ее семья была знакома с Левитаном, женщина рассказывает увлеченно, с множеством подробностей и деталей. В итоге просто перестаешь замечать все вокруг, слушаешь, стараясь не пропустить ни одного слова.
В музее нам рассказали о нелегком творческом пути И. И. Левитана, талантливого художника, гениального пейзажиста с большой буквы. Как и у многих представителей богемы, у Левитана была сложная и неоднозначная жизнь, и, конечно же, его история тронула меня до глубины души.
Исаак Ильич Левитан родился в небольшом литовском местечке в интеллигентной, но бедной семье. Позднее они переехали в Москву, где тринадцатилетний Исаак поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества — лучшее на тот момент учебное заведение в области искусства. Его учителями были известные художники Саврасов, Поленов, Перов. Юный Левитан рано осиротел и в полной мере испытал все тяготы нужды и нищеты. Часто ему негде было ночевать, и тогда он оставался в училище, где прятался за занавеской, а в столовой тайком ел хлеб, который был бесплатным. Ему всячески помогали друзья, собирая деньги на дальнейшую учебу, понимая, что такой талант нуждается в поддержке и развитии. Немного легче стало, когда на художника обратил внимание известный коллекционер П. М. Третьяков, купив две его картины. Левитан был дружен с А. П. Чеховым, вхож в круги богатой интеллигенции.
В 1887 году молодой пейзажист отправился в путешествие по Волге. Но холодное дождливое лето и унылые пейзажи скорее разочаровали его. Год спустя Левитан предпринял вторую попытку проникнуться красотою великой русской реки, и она оказалась удачной. В 1888 году Исаак Ильич вместе со своими друзьями-художниками Алексеем Степановым и Софьей Кувшинниковой, плывя на теплоходе по Волге, впервые увидел высокий берег с деревянной церквушкой. Все трое были так впечатлены и покорены открывшейся идиллической картинкой, что тут же собрали вещи и высадились на берег. Так состоялась знаковая встреча будущего мастера пейзажа и маленького провинциального Плеса. Три плодотворных сезона провел художник на крутых волжских берегах, написал множество этюдов, которые потом послужили основой для полноценных работ. Красота русской природы, очарование городка, волжские просторы способствовали созданию теплых, душевных и очень проникновенных картин. Отличный пейзажист, он умел тонко чувствовать природу, ее настроение, улавливать малейшие нюансы, и главное — находить краски, контуры, тени, чтобы передать то, что видело его трепетное сердце. До сих пор ведутся споры: Плёс прославил Левитана или же Левитан прославил Плёс. Но, я уверена, их отношения были взаимными: милый Плёс дал художнику вдохновение, а мастер воспел его душевную красоту в своих картинах.
К сожалению, для многих людей искусства тонкая нервная организация, склонность к депрессиям, суицидальные наклонности, неврастении, слабое физическое здоровье на фоне эмоциональных стрессов и перегрузок — расплата за талант, умение остро и глубоко чувствовать и переживать, видеть не только глазами, но и сердцем. Трепетное, растревоженное сердце бьется все чаще, в такт мятущейся душе, и ускоряющийся его ритм, отдающийся в висках набатным звоном, несется в темную бездну небытия… Исаак Ильич Левитан не дожил до своего сорокалетия нескольких недель, но оставил после себя богатое культурное наследие — свои потрясающие картины, гимн русской природе и России.
На первом этаже музея — 2 зала. В первом — картины пейзажиста и его современников. Здесь же небольшая мемориальная экспозиция с личными вещами художника, привезенными из московских квартир (у Левитана никогда не было собственного жилья, он все время снимал где-то комнаты). Массивный дубовый стол, шкаф, изящный столик, стулья с изогнутыми спинками, резная этажерка — свидетели дум и метаний. В художественном беспорядке разбросаны книги, альбомы, немного небрежно сдвинуты предметы письменного прибора и миниатюрная шахматная доска — словно хозяин лишь ненадолго вышел и вот-вот вернется. А на мольберте у окна — пейзаж, и краски с кистями в глиняном горшочке. Со старых фотографий смотрят люди — те, с кем была крепко связана судьба и творческая стезя живописца.
Картин не много, но у каждой останавливаешься, задерживаешь взгляд, всматриваешься в темные краски. И понимаешь: они — живые! И это божий дар так изображать природу — словно дышащей, то сонно улыбающейся, то по-утреннему бодрой, то ненароком задремавшей. Очаровательны сюжеты русской природы: величественная Волга и тихие озера, таинственные лесные чащи, тихие заводи, закаты. Не перестаю удивляться таланту художника, его острому восприятию и, конечно, бесконечной любви к природе, умению ее понять. Кажется, что полотна живут — так играют приглушенные краски, мягко ложатся тени, выступают детали, и все вместе складывается в пейзаж, заставляющий сердце трепетно биться.
Среди трогательных пейзажей русской глубинки особняком стоит большая картина «Крымский пейзаж», поражая своей мощностью, даже грозностью разыгравшейся стихии, но, вместе с тем, очень светлая, душевная. Левитан не любил на пейзажах изображать людей. А здесь — можно рассмотреть крошечные фигурки романтичной парочки. Предполагается, что их рисовала Софья Кувшинникова, так что, возможно, это совместная работа учителя и ученицы.
В отдельном уголке — особенные полотна. Спасенные. Нам рассказывают грустную историю об их похищении и чудесном возвращении в стены музея. Особенно мне нравится небольшая, но такая романтичная и изящная работа «Розы». Есть очень нетипичная картина — «Тростники и кувшинки», такая интерьерная, видимо, написанная на заказ, но, вместе с тем, притягивающая внимание. А у окна — бюст Левитана, неизменный атрибут любой мемориальной экспозиции.
Во втором зале мы, слушая экскурсию, с интересом рассматриваем фотоколлажи из известных картин Левитана и старинных снимков. Центральное место занимает, конечно же, работа «Тихая обитель» — проникновенная, умиротворенно-красивая, пронизанная теплом уходящего летнего дня. Смотришь (даже на репродукцию!) и невольно улыбаешься, и слезы застилают глаза — до чего же хорошо! Знакомая, родная, удивительная наша российская глубинка. Напротив — портрет живописца (а, стоит отметить, он был настоящим красавцем!) с дарственной надписью «Дорогому другу А. Степанову». В маленькой витрине представлены личные вещи Левитана — возможно, именно с ними ходил на плёсские этюды мастер.
В Доме-музее особый интерес представляют две мемориальные комнатки на втором этаже (в мезонине), где жили художники. Обстановка и старинная мебель помогают лучше представить довольно аскетичный быт живописцев. Маленькая комнатка принадлежала Софье Кувшинниковой, она и сейчас смотрится очень романтично: кровать под белоснежным покрывалом, туалетный столик, пианино, чайный стол с блестящим самоваром. В той, что побольше, останавливались Левитан и Степанов. Она совершенно мужская: мебель с темной обивкой, письменный стол, гитара на диванчике, а посередине — конечно же, мольберт. Из окна открывается обворожительная панорама волжских просторов. Кстати, комнатки перекрыты перегородками в целях сохранности экспозиции — посмотреть и сфотографировать можно, а вот пройти внутрь — нет. Но это, наверное, и правильно.
И сам мемориальный музей, и экскурсия очень понравились. Советую обязательно посетить не только всерьез интересующимся живописью, но и всем-всем — для общего развития.
После экскурсии в Доме-музее Левитана мы продолжили прогулку по набережной. На смотровой площадке возле Музея пейзажа увидели очень романтичную скульптуру «Дачница» (адрес: г. Плёс, набережная реки Волги, ул. Луначарского, возле д. 20), установленную летом 2010 года в рамках празднования 600-летия Плёса скульпторами творческого объединения «Кредо». Считается, что ее прообразом стала Софья Кувшинникова — художница и хорошая приятельница И. И. Левитана. А, может, это просто собирательный образ отдыхающих аристократок позапрошлого века. Прелестная дама в длинном платье и шляпке сидит на скамеечке в тенистом сквере напротив импровизированного мольберта — пустой рамы, через которую вида панорама Волги. Словно дачница любуется прелестным плёсским пейзажем, в зависимости от времени года — то по-летнему ясным, то золотисто-осенним или белоснежно-безмолвным в декабрьский пасмурный день. Возле скульптурной композиции всегда много народа, гости города с удовольствием фотографируются: кто — в обнимку с дамочкой, кто — в раме импровизированной картины, на фоне волжской глади. Смотрится очень оригинально и весело!
Музей пейзажа (адрес: г. Плёс, ул. Луначарского, д. 20, тел.: 8 (49339) 4-37-82, сайт: http://plyos.org, группа Вконтакте: https://vk.com/public58785331, время работы: с 10.00 до 18.00 (кассы работают до 17.30), выходные: понедельник и первый вторник каждого месяца).
Экспозиция музея располагается в бывшем особняке купцов Грошева и Подгорного. Этот красивый белый трехэтажный дом под красной крышей в 15 окон по фасаду, украшенный лепниной, с небольшим крылечком и парадным каменным забором был построен в конце XVIII века. В 1889 году у Левитана здесь была мастерская. Также с особняком связана скандальная история, вызвавшая широкий общественный резонанс в патриархальном Плёсе. Здесь жила молодая жена купца Анна Грошева, которую Исаак Левитан и Софья Кувшинникова, открыв в девушке актерские таланты, уговорили сбежать от мужа в Москву. Это неоднозначное происшествие впоследствии послужило основой для романа модного писателя того времени Г. Т. Северцева-Полилова «Развиватели».
В свой следующий приезд в Плёс Левитан и компания уже не могли рассчитывать на гостеприимство купца. Пришлось снять комнаты в особняке Философовых — двойнике дома Грошева-Подгорнова, стоящем на западной стороне от центра города. К сожалению, это здание не сохранилось — его снесли при строительстве дома отдыха ВТО. Кстати, особняк Грошева-Подгорнова изображен на картине И. И. Левитана «Вечер. Золотой Плёс».
Мы проходим в музей. На первом этаже — сувенирный магазинчик, где можно приобрести симпатичные вещички, в том числе с художественной тематикой: открытки, альбомы. Пока половина группы разглядывает витрины, мы в сопровождении очаровательной молодой девушки отправляемся на второй этаж, где в анфиладе светлых залов с интересом слушаем обзорную экскурсию. Сотрудница емко и увлекательно рассказывает о каждой картине и творческом пути авторов.
Основу экспозиции единственного в России музея, представляющего историю развития русской пейзажной живописи, составляют картины конца XIX-начала XX веков из фондов Плёсского музея. Это работы известных мастеров живописи, друзей и учеников Левитана, представителей Товарищества передвижников, Союза русских художников 1903 года, «русских импрессионистов». Здесь можно увидеть картины И. И. Шишкина, А. К. Саврасова, В. Д. Поленова, Н. А. Клодта, А. Е. Маковской и других. Даже скандальный К. С. Петров-Водкин, ассоциирующийся у многих исключительно с «Купанием красного коня», предстал в неожиданном амплуа пейзажиста.
Любоваться пейзажами всегда приятно, пожалуй, это мое самое любимое направление в живописи. Работы довольно разноплановые: родные просторы средней полосы и горные пейзажи Крыма, трогательные речки, просторные поля, крутые берега, тенистые леса, деревеньки, впечатляющие морские виды. Любопытно наблюдать, как в зависимости от времени года и суток меняется природа, неизменно оставаясь трогательной, прелестной и завораживающе привлекательной.
Интересны работы А. К. Саврасова овальной формы — возможно, парные, специально написанные под определенный интерьер. Очень трогательная картина «Барышня в сарафане» (С. А. Виноградов) — на первый взгляд, кажется, что она выбивается из общей пейзажной тематики, ведь ее героиней является деревенская девушка, но она так заворожено любуется видом из окна, что понимаешь: это тоже песнь русской природе. Но, пожалуй, особенно нас впечатлила картина «Морской пейзаж» (Н. Н. Дубовской), которая в зависимости от освещения (для нас специально погасили свет) смотрится по-разному. Также обращают на себя внимание прекрасные рамы, сами по себе являющиеся произведениями искусства.
Конечно, экспозиция музея не очень большая, но ценители живописи обязательно найдут для себя что-то интересное. Кстати, здесь проводят временные выставки, фестивали и пленэры. А лично для меня из всех посещенных Музей пейзажа оказался самым приятным, интересным и запоминающимся.
После музея, перед прогулкой по улочкам Плёса мы на лавочке перекусили бутербродами в скверике у скульптуры «Дачница» — совсем по-плёсски. Мимо проходили загорелые и мокрые купальщики — рядом находится городской пляж. Промелькнула мысль: в такую жару самое то искупаться, но побоялись, что времени не хватит (кстати, зря, еще в запасе осталось). Наша экскурсионная программа закончилась, и теперь, вооружившись картой, мы с мужем отправились самостоятельно изучать городские достопримечательности.
Поднявшись в горку, осмотрели Варваринскую церковь (адрес: г. Плёс, ул. Урицкого, д. 2). Построена на городской возвышенности, традиционно — на месте деревянной. Представляет собой изящный провинциальный храм в стиле зрелого классицизма. Церковь хорошо отреставрированная, яркая — такие изумительные образцы-самоцветы нередко встречаются в российских городках. Простой белоснежный объем с зелеными скатами крыш декорирован лепниной, его венчает лаконичное пятиглавие: четыре синие луковки и одна — позолоченная, посередине. Настоящее украшение святыни — ее колокольня: трехъярусная, стройная, нарядная, с открытыми арками звонов, увенчанная золотой главкой. Кстати, это самая высокая колокольня города, ее высота — 35 метров. Внутрь опять же не зашли, хотя церковь является действующей. Особенно эффектно смотрится с горы Левитана — словно сбегающая в белоснежном одеянии невеста навстречу прибывшему с дальних северных берегов жениху.
А дальше наш путь, конечно же, лежал на гору Левитана, ранее носившую название Петропавловской. Традиционно поплутав, нашли деревянную лесенку с сотней ступенек и начали подъем. Идти не особо трудно, можно остановиться на смотровых площадках, сделать панорамные фотографии, посидеть на лавочках. А награждением будут изумительные виды, открывающиеся с самой вершины горы: куда ни глянь — ошеломляющая, захватывающая дух красота русской природы, достойной кисти лучших пейзажистов! Когда-то здесь было старинное кладбище. И сейчас тут и там виднеются деревянные и металлические кресты, правда, это лишь стилизация, но смотрится довольно атмосферно.
Главная достопримечательность горы — церковь Воскресения Христова (адрес: г. Плёс, гора Левитана), срублена в 1699 году. На этом месте когда-то стояла кладбищенская церковь в честь святых Петра и Павла XVII века постройки. Именно она так впечатлила И. И. Левитана и компанию, очаровав и вмиг сделав Плёс отличным холстом для мольберта. Но, к сожалению, та церквушка сгорела в 1903 году. Нельзя же было лишать городок, ставший символом пейзажной живописи, его главной достопримечательности. Пусть Левитан писал совершенно другое место, но церковка-то на его знаменитой картине — плёсская! Вот и привезли в 1982 году из села Билюково Ивановской области похожий храм, построенный из окантованных бревен да на валунном фундаменте, с обшитыми тесом стенами. Знатный получился храм! И как хорошо, что волею судеб не остался умирать в опустевшей деревеньке, а украшает теперь на радость всем высокий волжский берег. Я очень люблю деревянное зодчество, а культовые постройки — особенно восхищают и умиляют. Воскресенская церковь кажется особенной. Вроде бы — небольшой рубленый домик под двускатной крышей, маленькая колокольня с округлой главкой, а как хорошо смотрится на фоне летней зелени. Заглянули внутрь — деревянный иконостас, образы, свечки, а запах дерева перебивает аромат ладана. Душевно! Да, не та эта церковь, не ту рисовал Левитан. А вот смотришь сейчас на храм и мысленно повторяешь: «Над вечным покоем»! Похожая на Воскресенскую (точнее, Петропавловскую) церковь изображена на прекрасном полотне пейзажиста, декорацией которому послужил берег реки Удомли близ Высшего Волочка. Храм же списан с этюда «Деревянная церковь в Плёсе при последних лучах солнца». Словами сложно описать, почему вдохновило Левитана это видение — деревянная церковка на высоком холме. Не видя, невозможно прочувствовать всю головокружительную гамму эмоций, когда ты смотришь на нее с вершины противоположной Соборной горы, и когда вдруг поднимаешься, подходишь ближе — останавливаешься в изумлении. И понимаешь — вот оно, совершенство! Гладь Волги, изумрудные склоны гор, ты словно на вершине мира. Нет, не ты — она, эта крошечная деревянная церковка, а ты — лишь рядом, маленькая букашка, которой выпало счастье увидеть, прикоснуться к древности и красоте. И ощущаешь такое умиротворение, успокоение, благодать, чувствуешь себя будто бы под защитой, и на душе становится так хорошо-хорошо, до слез — светлых, чистых, теплых, какие бывают только в детстве. Проникшись ощущением счастья, стараясь навсегда запечатлеть в сердце это мгновение, чтобы в минуты невзгод снова представить себя стоящей на холме, обдуваемой свежим волжским ветерком — «над вечным покоем».
Дальше мы отправляемся к скульптуре Левитана, что стоит на небольшом пятачке — площадке, в некотором удалении, словно, чтобы удобнее было рисовать пейзаж с церковкой. Этот скромный, но очень выразительный памятник был установлен в 2012 году (автор художественного проекта — ведущий специалист «Владимирреставрации» Владимир Кехтер, создатели скульптуры — коллектив творческого объединения «Кредо» под руководством Алексея Кувтырева совместно с мастерской художественного литья города Костромы). Художник изображен в задумчивости стоящим за мольбертом, на бронзовом холсте угадываются черты той самой картины «Над вечным покоем», в одной руке палитра, другая сжимает кисть, готовую скользнуть по полотну. Эта романтическая композиция, конечно же, пользуется популярностью у туристов. Думал ли когда-нибудь художник, что ему выпадет честь — жить в сердцах, в веках, он, словно добрый ангел с высоты холма оберегает от невзгод приволжский городок.
Спустившись с горы Левитана, мы пошли по направлению к Торговой площади и дальше по набережной. В центре увидели пару картинных галерей, наверное, частных и хорошенькие городские особнячки. Некоторые из них украшают оригинальные вывески: «Плесскiй яхтъ клубъ», «Плёсский вестник». Вот, кстати, что мне еще очень понравилось в Плёсе: никаких кричащих рекламных надписей, тем более «Магнит», «Пятерочка» и прочих зачастую безвкусных атрибутов современной торговли. Все таблички органично вписаны в общую концепцию старинного провинциального городка, являясь, на мой дилетантский взгляд вполне удачной стилизацией.
Здесь же находится оживленная пристань, где предлагаются теплоходные прогулки. Жаль, времени было мало — с большим удовольствием прокатились бы по Волге, любуясь очаровательными плёсскими панорамами с воды. На аллее возле набережной раскинулись сувенирные ряды с различными безделушками, картинами, изделиями hand-made, воздушными разноцветными платьями, туниками, платками, развевающимися на вольном волжском ветерке. Прогуливаясь, приятно разглядывать городскую застройку, хотя, конечно, в этой части набережной она не в идеальном состоянии. Но все равно беленькие особнячки, классические купеческие здания с каменным низом и деревянным верхом, ажурные деревянные домики — очень милы. Все вместе создает картинку тихого курортного местечка, где жизнь застыла в безоблачном и спокойном прошлом.
Наша цель — скульптура «Кошка Муха» (адрес: г. Плёс, набережная реки Волги, ул. Советская, возле д. 77). Вот, кстати, и она. На берегу реки, среди тенистых деревьев на большом камне сидит очаровательная грустная кошка, выполненная в полный рост, и смотрит в волжские дали. Эта городская скульптура, появившаяся здесь в сентябре 2008 г., давно обросла легендами. Самая трогательная — о кошке Мухе, принадлежавшей плёсскому художнику Виталию Панченко, которая трагически погибла, защищая своих котят от дворовых собак. Автор изваяния — белорусский скульптор Олег Илларионов. А еще Муха указывает направление к мастерской своего хозяина-художника, если свернуть возле нее и немного пройтись вверх по улочке, можно побывать в гостях у мастера. Почему-то «Кошка Муха» пользуется меньшей популярностью, чем «Дачница». А, между тем, она очень душевная и симпатичная, с печальным взглядом и милой мордочкой. Вот честно, найти ее — было для меня едва ли главной целью в Плёсе. Мы с удовольствием погладили Муху по нагретой июльским солнышком бетонной спинке, сфотографировались и бросили несколько монеток в ящичек-копилку «Для кошки», чтобы непременно вернуться в славный городок.
Вернувшись к Торговой площади, полюбовались еще одной церковью Воскресения Христова (адрес: г. Плёс, ул. Ленина, д. 2), построенной в 1817 году в честь победы над Наполеоном в стиле классицизма. Когда-то при храме было духовное училище и церковно-приходская школа, с приходом новой власти святыню закрыли, разместив картинную галерею. Сегодня храм — действующий. Воскресенскую церковь выделяет выгодное расположение — она стоит на возвышении в самом начале улицы, замыкая западную сторону старинной Торговой площади. Возведена на месте двух деревянных церквушек на пожертвования горожан. Очень красивая, по сути — основная доминанта площади, окруженная массивной оградой, органично вписывается в природный ландшафт. Двухъярусный желто-белый высокий четверик, малахитовая кровля, сдержанный, но такой привычный русскому взгляду декор, золотое пятиглавие, изящная колокольня в три яруса с арочными проемами, завершенная куполом, увенчанная главкой на барабане. Храм — картинка, словно нарядная брошка, украшающая темно-зеленый бархат холма. Сюда мы заглянули перед отъездом, оценили торжественное убранство: мерцающий позолотой иконостас, яркие красивые росписи. Возле церкви есть уютная смотровая площадка с лавочками, с которой открываются живописные виды на городок и красавицу-Волгу.
Напротив Воскресенской церкви, через дорогу находится деревянная часовня Воскресения Христова (адрес: г. Плёс, ул. Ленина). Сложена в 1825 году из бревен, по архитектурному облику относится к традиционным сельским часовням клетского типа. Примечательно, что сначала это была полноценная церковь Архистратига Михаила и стояла в селе Антоново, но после пожара была перестроена в часовню, а в 1989 году и вовсе перевезена в Плёс, отреставрирована. Часовенка представляет собой очаровательный образец деревянного зодчества, миниатюрная, ладненькая, двускатная кровля завершена чешуйчатой главкой с крестом, ранее перед входом существовало крылечко. К большому сожалению, не действует, пока лишь украшает зеленый холм — если смотреть с Торговой площади, то вместе с Воскресенской церковью складывается весьма душевная и милая картинка.
Как и любой провинциальный городок, стоящий на берегу водоема, Плёс славится своей рыбой. В давние времена здесь даже специальная слобода была — Рыболовная. И сегодня практически в каждом дворе есть коптильня, а у ворот домов стоят прилавки с золотистыми рыбками. А какой умопомрачительный аромат витает над улочками и центральной площадью! Конечно, мы не уехали без вкусного плёсского сувенира. За рыбкой решили зайти в магазинчик «Рыбный угол», расположившийся в белокаменных двухэтажных торговых рядах. Купили аппетитного лещика (250 руб.) и угол с копченым лещом (49 руб.) — маленький открытый пирожок, невероятно нежный, просто пальчики оближешь! Леща попробовали уже дома, с отварной картошечкой. Костлявый, конечно, но вкусный — до невозможности!
В продолжение темы о еде: в центре Плёса есть несколько кафе и ресторанов, цены — думаю, обычные для таких заведений. Также в здании, украшенном стилизованными постерами со сценками городской жизни позапрошлого века, находится обычный супермаркет, где можно что-то купить на перекус. Перед отъездом и мы туда заглянули, купили минеральной воды в дорогу и по вафельному стаканчику фисташкового и малинового мороженного по 10 руб., очень люблю его вкус и стараюсь всегда покупать в маленьких городках.
Заглянули на Калашную улицу — старинную торговую улочку Плёса, куда ведут деревянные ворота. Она небольшая, вымощена булыжником, в палатках предлагают разнообразные сувениры с тематикой городка, льняные изделия. Смотрится приятно и аутентично — словно кусочек прошлого. У шустрой девчушки (кстати, в сфере обслуживания занято очень много молодежи) купили традиционный магнитик с видами Плёса (80 руб.).
До отправления автобуса еще оставалось свободное время, и мы немного прогулялись по очередной ведущей в горку улочке, параллельной улице Калашной. Полюбовались хорошенькими крестьянскими домиками, отметив, что на некоторых из них также имеются таблички с историческими справками. Здесь же обнаружили довольно крутой подъем — выложенную булыжником дорожку в лесу. Решили, что она ведет к Соборной горе, возле которой видели похожий спуск. Немного прошлись — сложновато, да и обувь по камням скользит. А, между тем, судя по количеству народа, эта сказочная тропа пользуется популярностью. Было бы побольше времени — обязательно отправились на разведку!
Вот и настала пора прощаться. Последний взгляд на панораму Торговой площади, золотые купола Воскресенской церкви, синюю гладь Волги. Уезжать не хочется! Запоздало вспоминаю, что не бросили по традиции денежку в речку — чтобы непременно вернуться. Но ведь мы кинули монетки в копилку у кошки Мухи, может, зачтется? Ведь вернуться в Плёс ну очень хочется!
* * *
Город-курорт, «русская Швейцария» — теперь я отлично понимаю, что это не просто красивые слова. Изумительные панорамные виды, плеск воды, изумрудные холмы, шляпки, шлёпки и шорты, сувенирные ряды, румяные и довольные лица отдыхающих, пляжные полотенца через плечо и мокрые чёлки — действительно создается впечатление, что находишься на маленьком уютном курорте. Какие моря, заграницы? Приезжайте в Плёс — и будет вам счастье! А приехать сюда очень хочется, вот с первых шагов. Не на несколько часов, хотя бы на выходные, а лучше — на недельку, в отпуск. Не обязательно останавливаться в гостинице, можно, например, снять комнату со всеми удобствами в частном секторе всего за 500 рублей. Или вообще отдохнуть и оздоровиться в одном из плёсских санаториев, не важно, по какому профилю, ведь помимо полезных климатологических факторов, Плёс лечит душу — своим спокойствием, неспешностью, размеренностью жизни, доброй и слегка наивной провинциальностью, очаровывающими видами.
Плёс — пожалуй, самый красивый город из всех, где я была. В моем представлении, он — как некий эталон, идеален в своей исконно русской красоте, именно так и должен выглядеть провинциальный городок. Тихий, утопающий в зелени, с синей лентой Волги, с пушистыми малахитовыми горами, мощенными булыжником улочками, крепкими купеческими особнячками, деревянными избушками в резных наличниках, взбегающими вверх переулками, хитро выглядывающими с пригорков домиками, маковками церквушек. Такой добрый, светлый, немного наивный, еще не превратившийся в очередной туристический бренд, сохранивший свою аутентичность, очень настоящий русский городок из глубинки. Он кажется почти игрушечным — как кукольный городок из детства, и потому, наверное, таким близким, родным. Словно, гуляя по его крошечным улочкам с маленькими домиками, утопающими в буйно разросшихся палисадах, кустарниках, садах, ты на мгновение возвращаешься в свое самое счастливое время — в беззаботное детство.
Плёс — это запахи липы, шиповника, земляники, витающие над Торговой площадью умопомрачительные ароматы копченой рыбки. Плёс — это всплеск речной волны, бьющейся о берег, скрип лодок, щебет птичек, затерявшихся в густых кудрях вековых берез. Плёс — это россыпь мозаики симпатичных уголков, смотря на которые, отдыхает не только взгляд, но и душа, это откровенно открыточные виды, где каждый сюжет — как картина, и даже в самых кривых руках и с простой техникой получаются шедевральные фотографии. Знаете, в мире существует много красивых мест. Но лишь сказочный, заповедный Плёс по-настоящему сильно задел самые сокровенные струнки моей души, укутал своим неподражаемым, обволакивающим обаянием, очаровал, пленил — как когда-то обворожил Левитана, тоже умеющего видеть не только глазами, но и сердцем, душой. Гуляя по прелестным улочкам городка, я чувствовала, как к горлу подкатывает ком, а на глаза наворачиваются слезы — от этой ошеломляющей, удивительной, проникновенной красоты, от осознания прекрасной идеальности, от глубокого чувства русскости — Плёса и моего.
Плёс — как маленькое теплое сердечко, которое хочется бережно взять в ладони и крепко прижать к груди. Не знаю, вернемся ли мы когда-нибудь сюда, но теперь частичка очаровательного, душевного и очень доброго Плёса — городка с картины Левитана навсегда останется в моей душе.
Июль—август 2017 г.
Спасибо за внимание!
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Автобусные туры