Ежегодно в первое воскресенье августа страна отмечает День железнодорожника. Тихо, по-будничному. На фоне Дня ВДВ я бы сказал — незаметно для непричастных. И каждый год в эти дни меня посещает ностальгия по тому времени, когда по просторам отромной страны, от Кушки до Мурманска и от Чопа до Находки, курсировали поезда — рефрижераторы. Грустно, что участь всего Соврефжелдортранса была решена одним росчерком пера при распаде Союза… Ну, да не будем о грустном.
В этом году, на фоне своей ностальгии, вспомнилось о красивых мостах-виадуках где-то у нас в области, по которым доводилось проезжать. Как говорится — Гугл вам в помощь. И нагуглил! Оказывается, в районе Красноуфимска их аж 7(!) штук. Причем большинство до сих пор в рабочем состоянии! Быстренько набросал маршрут, чтобы уложиться в два дня, и стал ждать, когда все пазлы соберутся в целое. Выходные — мои и штурмана, погода. В начале сентября был определен день выезда. Но за пару дней до старта синоптики сказали свое гневное «фи» нашим планам — пообещали две недели дождей и холода… Уже были уложены свитера, дождевики, сапоги. Накануне выезда вечером второй день шел унылый осенний дождь. Но! Метеорологи предполагают, а в небесной канцелярии решают по-своему. Ранним утром солнышко озарило этот мир и вернувшееся лето сопровождало нас эти два дня!
Отъехав от Екатеринбурга за Ревду, свернул на неприметную лесную дорогу. Хоть и грязновато, но ехалось весело.
Впереди ждал первый объект — заброшенный тоннель вблизи станции Дидино.
Строительство железной дороги Казань — Екатеринбург начали обсуждать в конце 19 века. Доводов «за» было несколько. Это и предупреждение голода в Уральском крае в будущем, и коммерческие цели — доставка в центр России природных богатств и товаров. Осложнял проект сложный геологический рельеф на Среднем Урале. Равнина, разрезанная широкими руслами речек и оврагов, гористая местность — все это требовало строительства тоннелей и виадуков. Проект сдвинулся с мертвой точки в 1914 году, с началом Первой мировой войны. Стройка была тяжелой. Только ручная сила — кирка, лопата, тачка. Из техники — конная тяга. Вкалывали и военнопленные — немцы, австрийцы, венгры. Несмотря на революционные потрясения, дорога к 1918 году была практически построена.
И вот среди деревьев мелькнуло бетонное сооружение.
Спускаемся с дороги вниз. Там, где когда-то лежали шпалы с рельсами — текут ручьи и, образуя небольшую речку, вода заполняет тоннель.
Движение по нему было открыто в 1918 году. Длина — чуть больше километра, ширина — 4,5 метра, высота — 6 метров.
Изначально, из-за ошибки в проектировании, в тоннель поступали грунтовые воды. При эксплуатации с этим как-то справлялись, а с открытием обводной ветки и закрытием движения по тоннелю, вода завладела всем пространством внутри… Входную арку тоннеля по бокам обрамляют каменные башенки, которые придают ему вид неприступной крепости.
Действующие мосты и тоннели всегда были, да и сейчас, под надежной охраной. И у Дидинского тоннеля она была. Наверху насыпи сохранились остатки бетонного ДОТа с пулеметными амбразурами.
Стоя у тоннеля, поражаешься объему работ и качеству — эти своды простояли 100 лет и еще не одну сотню простоят.
Начать знакомиться с виадуками мы решили с самого ближнего. Но и до него ехать почти 200 км. Под Красноуфимском есть деревня Рябиновка. Заехали по грунтовой дороге за одну из многочисленных горок, и перед нами вдалеке открылся шикарный вид! Первое, что бросается в глаза — арки высокого виадука.
Только потом замечаешь, что это многоуровневая развязка. Виадук, параллельный ему современный мост, проходящий под ними невысокий ж/д мост и наезженная подвсем этим грунтовка. Виадук в Рябиновке построен из нового для начала 20-го века материала — железобетона. И он до сих пор действующий! Конечно, опоры современных мостов не украшают «старичка», но ведь это рабочая ж/д магистраль и здесь важнее грузопоток, а не красота.
Как я уже говорил, все мосты серьезно охраняются — заграждения из колючей проволоки, у въездов-выездов посты ВОХР. Фотографировать приходилось с расстояния, чтобы не вызывать ненужный интерес у охраны. Но ребята службу несут — было заметно, что на остановившуюся машину обращают внимание даже издалека. Движение поездов по мостам довольно интенсивное, но мы так и не дождались, когда по столетнему виадуку пройдет современный состав.
От Рябиновки до поселка Пудлинговый идет довольно ровная грунтовая дорога.
Подвоха от проверенной maps.me не ожидали, и в урочище Широкий лог планировали заехать на обратном пути. И вдруг прямо перед нами приятной неожиданностью возник еще один симбиоз прошлого и современности!
Старый железобетонный мост служил верой и правдой, но спустя сто лет рядом был построен новый для снижения нагрузки.
Вдоль грунтовки идут ряды колючей проволоки, останавливаться нежелательно, но все же удалось сделать снимок, олицетворяющий связь поколений.
Выехав на грейдерную дорогу, по которой нас сразу не повел навигатор, подъезжаем к поселку Пудлинговый. Судя по картам, перед ним должны быть парочка тоннелей. И мы видим бетонные крыши входов, но… Густой высокий кустарник и заграждение не дают увидеть эти порталы в подземный мир… А вот виадук над долиной речки Большая Сарана еще при въезде в поселок открылся во всей красе!
Долго любоваться бездействующим железобетонным красавцем не пришлось.
Ярко — голубой электровоз с пассажирскими вагонами РЖД потихоньку, чтобы сильно не тревожить косточки-арматуру старичка, проследовал по нему вглубь России.
А вот дальше нам предстоял небольшой квест. Дело в том, что от Пудлингового в сторону станции Черная Речка все карты сходились во мнении, что это просто лесная дорожка. И как она выглядит после нынешнего дождливого лета — неизвестно… Но желание увидеть сразу два виадука победило! Да и «коняшка» давно в грязи не купался… Волнения оказались напрасными. В урочище Журавлиный лог проехали по «игрушечному деревянному мостику. Какая чистая вода в речке! Видно каждую водорослинку и мелких рыбешек.
В лесу же кажущаяся непролазной грязь оказалась небольшим, размытым дождем, слоем земли над каменистой почвой.
И, как всегда, долго ожидаемое открылось неожиданно. Просто в пролеске открылся вид на это ажурное сооружение!
Несмотря на свои огромные размеры, виадук кажется воздушным и невесомым.
Как и предыдущие, он рабочий. Но прт прохождении состава нет ощущения, что «старичку» тяжело. Он с легкостью удерживает на своих «крыльях» кажущиеся игрушечными, из-за размеров пролетов, вагоны. Трудно было уехать от этого красавца.
«Но мы же до станции и обратно здесь поедем» — успокаивали сами себя. Через пару километров вдалеке, через поле, открылся вид на самый маленький виадук.
Всего три пролета. Это первый из тех, что мы видели, который уже давно не эксплуатируется. Пути на нем разобраны, насыпь перед въездами перекопана. За ним отсыпана свежая насыпь и движение осуществляется по новым путям.
Еще раз остановившись у ажурного красавца на обратном пути, полюбовавшись снова на виадук в Пудлинговом, мы держим путь в то место на карте, где проходят границы трех регионов. Свердловская область, Пермский край и Башкирия. Там ждут нас оставшиеся два виадука.
Сразу за поселком Пудлинговый пришлось остановиться — огромный карьер по добыче известняка не оставил равнодушным.
В оценке размеров просто теряешься. Вроде идет срезка горы. Работают вроде обычные экскаваторы. Но когда замечаешь под погрузкой БелАЗ, который только что проехал навстречу и чье колесо вровень с крышей внедорожника, начинаешь осознавать, какой огромный карьер. А вы найдете на фото БелАЗ? Или бензовоз?
В километре за карьером водопадик, даже скорее порог, упоминания о котором я не встречал ни на одном сайте достопримечательностей области. Приятнобыло с ним познакомиться и постоять-посмотреть на берегу.
Время близилось к вечеру, и надо было доехать до самого дальнего виадука, который укрепился своими опорами по берегам речки Ирень близ станции Бартым. Электронный помощник спасовал — не смог проложить маршрут. Полузаброшенный поселок, почти километр едва накатанной дороги по полю вдоль путей и… Ни-че-го… Ну, здесь я сам затупил. «Внутренний навигатор» дал сбой и хранящаяся в памяти карта перевернулась. Чисто интуитивно прошли по тоннельчику вдоль русла высохшей речки.
И сразу на выходе заброшенный виадук раскинул свои крылья.
Четыре пролета, железобетон, облицованный гранитными плитами. И, как на Черной Речке, насыпь на въездах перекопана.
К 80-м годам прошлого века, из-за несоответствия состояния виадука и нагрузок на него, рядом была отсыпана насыпь и проложены новые пути. А старый мост оставлен доживать свой век, и только проезжающие мимо любуются этим шедевром мостостроения.
Солнце еще стояло сравнительно высоко, приличной стоянки в заросших полях было не найти, а до седьмого виадука было всего ничего — километров 50. Только вот за пару километров до деревни Большой Сарс было решено заехать в лес и становиться на ночлег.
Хотел написать, что ужинали в темноте, но нет — полная луна освещала поляну не хуже люстры. А утром прозвенел первый звонок о скором начале зимы… Ночью ударил морозец, и вся подножная растительность была, словно серебром, покрыта инеем.
Но вокруг была красота! Незашедшая еще луна блюдцем висела на небе, поля в низинах укутывал туман, небо на востоке начинало окрашиваться розовым цветом…
Позавтракав и свернув лагерь, выехали на дорогу, и… Над крышами домов в деревне был виден виадук.
Доехали практически до него вдоль современной насыпи, перешли через нее, и вот мы идем по старинной насыпи виадука. В отличии от предыдущих недействующих, у этого въезды перекопаны не сильно. И перила-ограждения на месте.
Стоял, опершись на перила, смотрел на окрестности
и думал — кто только не проезжал по этому мосту… И отступающая армия Колчака в 1918, и «58 статья» на Колыму в 30-х, беженцы с запада страны и сибирские дивизии на оборону Москвы в 1941, комсомольцы на «стройки века» в 60-70-х… Многое повидал этот небольшой шестипролетный мостик-виадук… А еще смотре на современную насыпь… Виадуки вообще почему строились? Это было экономически выгодней отсыпки огромной насыпи. А вот как решается этот вопрос в современности. Над речкой тоннельчик и насыпь, соизмеримая с высотой виадука…
Постояв и погуляв по столетнему пенсионеру РЖД, по полевой дорожке подъехали к нему с другой стороны.
В это время на соседний путь заходил поезд. А мне представилась другая картинка. Паровоз-трудяга, весь в клубах дыма-пара, тянет за собой небольшой состав по новенькому шедевру железнодорожного строительства…
За сутки мы побывали на всех семи виадуках бывшей Казанбургской дороги и на одном из четырех тоннелей. В распоряжении оставался целый день. Куда бы еще податься в этих краях? А есть такое место! Аликаев камень. Или в народе Марьин утес. Главная достопримечательность в Красноуфимском районе. 50-метровая скала из известняка.
Откуда такое название? Жил-был башкир. И звали его Аликай. Ну, а дальше любая понравившаяся версия. 1. Собрал он отряд и воевал с русскими во времена присоединения башкирских земель. Здесь скрывался со своими воинами и спрыгнул вниз, не желая быть захваченным. 2. Был он атаман разбойников. Здесь скрывался от разыскивающих его жандармов. А когда все-таки нашли — бросился с камня. 3. Была у Аликая красавица-жена. Только вот ушла к другому. Не вынес он этого и… Бросился вниз. А почему Марьин утес? Люди моего поколения помнят первый советский сериал «Тени исчезают в полдень». Снимался он в этих местах, а на камне по сюжету убили Красную Марью. Стоит эта скала в живописном месте, в окрестностях Сараны. Проехав мимо красивейшего водохранилища
7 км по полям, и мы у подножья.
Небольшой подъем по засыпанной листвой тропке.
На вершине скалу разделяет надвое расщелина.
Кто любит поэкстремальней — поднимается по ней. С вершины открывается прекрасный вид на окрестные поля и леса.
Во время съемок фильма под горой была деревенька Петухово. Сейчас от нее ничего не осталось. Правда, недавно появилось хозяйство пчеловода.
На Марьином утесе густо растут ели и березы.
Только та березка, которую посадил в фильме главный герой в память о Марье, не прижилась. Зато прижились непонятно каким ветром занесенные семена калины. И красные ягоды на небольшом кустике как капельки пролитой крови Красной Марьи…
Очередная поездка выходного дня явно удалась. После небольшого отдыха у подножья Аликаев камня поехали в сторону дома. Только не сразу по трассе, а небольшими полевыми проселками. Слишком хорош был день! И было желание на всю зиму зарядиться красотой уходящего лета…
А последнее фото — как вечное состояние российской глубинки.
Поля, столбы и проселочная дорога.
Теги:
Автопутешествия